Просмотр содержимого документа
«Картотека игр по развитию речи. Подготовительная группа»
Картотека игр по развитию речи. Подготовительная группа
Игра «Звуковые шапочки» Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить составлять прямые и обратные слоги. Ход: В игре принимают участие 2 ребенка. Они выбирают себе шапочки жука и гуся. На полу разложены вырезанные из цветной бумаги листочки и цветочки. На них написаны буквы, обозначающие гласные звуки. По инструкции педагога «Солнышко просыпается» дети двигаются по комнате, изображая жужжание жука и шипение гуся. По сигналу педагога дети останавливаются на листочках и цветочках, произнося по очереди слоги со своими звуками. Например: Жук остановился на цветке с буквой «А», ребенок произносит слог «Жа».
Игра «Закончи слово» Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги. Ход: Дети стоят в кругу. Педагог с мячом в центре: «Дети, сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец (кош – ка, гла – за) .
Игра «Угадай слово» Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги. Ход: Педагог предлагает детям отгадать слова, при этом отстукивает 2 раза. Дети подбирают слова с заданным количеством слогов. За правильный ответ ребенок получает фишку.
Игра «Сплетем венок из предложений» Цель: Упражнять детей в составлении предложений, объединенных тематически, воспитывать речевое внимание. Ход: Воспитатель произносит предложение. Дети называют последнее слово и с ним же придумывают новое предложение. Например: Сережа читает книгу. Книга лежит на столе.
Игра «Назови слова, в которых второй звук гласный (согласный)» Цель: Закреплять навыки звукового анализа слова, упражнять в различении гласных и согласных звуков, активизировать словарь. Ход: Педагог предлагает детям вспомнить слова, у которых второй звук гласный или согласный. Дети соревнуются по рядам. Выигрывает тот ряд, который больше придумал слов.
Игра «Волшебные кубики» Цель: Закреплять умение детей определять место звука в слове, производит фонематический анализ и синтез слова, развивать слуховую и зрительную память, а также зрительное восприятие. Материал: Кубики на каждой грани которых изображены знакомые детям предметы. Ход: Ребенку предлагают собрать какое – нибудь слово например «слон». Обращают внимание на первые звуки слов – названий предметов. Ребенок сначала находит кубик, на одной из граней которого изображен предмет, чье название начинается со звука [с]. Затем ищет на гранях следующего кубика изображение предмета, в названии которого первый звук - [л], [о], [н].
Игра «Веселый поезд» Цель: Совершенствовать навык звукового анализа, закреплять умение детей определять количество звуков в слове. Материал: У каждого ребенка в руках предметная картинка – билет. Ход: Воспитатель каждому ребенку предлагает определить количество звуков в его слове и положить картинку в нужный вагон, соответствующий количеству звуков в слове (сколько окошечек, столько звуков).
Игра «Нужные знаки» Цель: Развивать речевой аппарат детей, отрабатывать дикцию, закреплять способы обозначения предложений. Ход: Воспитатель называет предложение. Дети определяют, с какой интонацией оно было произнесено, в соответствии с этим поднимают карточку с нужным знаком.
Игра «Найди братца» Цель: Закреплять умение детей определять первый звук в слове, различать твердые и мягкие согласные звуки. Материал: Предметные картинки Ход: Воспитатель выставляет предметные картинки в один ряд. Дети должны разложить картинки в два ряда. Во втором ряду должны быть картинки такие, чтобы первые звуки слов были братцами первых звуков слов первого ряда. Например: Бабочка, первый звук [б]. Положу белку, первый звук в этом слове [б'], [б] и [б'] – братцы. Дети по очереди подходят, называют предметы, первые звуки слов и если правильно подобрали пару, подставляют картинку под верхний ряд.
Игра «Красный – белый» Цель: Продолжать учить детей интонационно выделять любой звук из слова и определять его место в слове. Материал: У каждого ребенка красный и белый кружки. Ход: Воспитатель называет слова, Если в слове дети услышали звук [с], то поднимают красный кружок, если заданного звука нет – белый. Звуки: [ф], [ш], [щ'].
Игра «Кто как разговаривает?» Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции. Ход: педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаёт голос: Корова мычит Тигр рычит Змея шипит Комар пищит Собака лает Волк воет Утка крякает Свинья хрюкает Вариант 2. Логопед бросает мяч и спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т.д.
Игра «Кто где живёт?» Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в». Ход: Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, педагог задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает. Вариант 1. педагог: – Дети: Кто живёт в дупле? - Белка. Кто живёт в скворечнике? - Скворцы. Кто живёт в гнезде? - Птицы. Кто живёт в будке? - Собака. Кто живёт в улье? - Пчёлы Кто живёт в норе? - Лиса. Кто живёт в логове? - Волк. Кто живёт в берлоге? - Медведь. Вариант 2. педагог: - Дети: Где живёт медведь? - В берлоге. Где живёт волк ?- В логове. Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живёт в берлоге».
Игра «Подскажи словечко» Цель: развитие мышления, быстроты реакции. Ход: педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает: – Ворона каркает, а сорока? Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить: – Сорока стрекочет. Примеры вопросов: – Сова летает, а кролик? – Корова ест сено, а лиса? – Крот роет норки, а сорока? – Петух кукарекает, а курица? – Лягушка квакает, а лошадь? – У коровы телёнок, а у овцы? – У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?
Игра «Что происходит в природе?» Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам. Пример: Тема «Весна» педагог: - Дети: Солнце – что делает? - Светит, греет. Ручьи – что делают? - Бегут, журчат. Снег – что делает? - Темнеет, тает. Птицы – что делают? - Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни. Капель – что делает? - Звенит, капает. Медведь – что делает? - Просыпается, вылезает из берлоги.
Игра «Кто как передвигается?» Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, воображения, ловкости. Ход: педагог, бросая мяч каждому ребёнку, называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному. педагог: - Дети: Собака - стоит, сидит, лежит, идёт, спит, лает, служит (кошка, мышка…)
Игра «Горячий – холодный» Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч , называет другое – с противоположным значением. педагог: - Дети: Горячий - холодный Хороший - плохой Умный - глупый Весёлый - грустный Острый - тупой Гладкий – шероховатый
Игра «Что происходит в природе?» Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам. Пример: Тема «Весна» Педагог - Дети Солнце – что делает? - Светит, греет. Ручьи – что делают? - Бегут, журчат. Снег – что делает? - Темнеет, тает. Птицы – что делают? - Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни. Капель – что делает? - Звенит, капает. Медведь – что делает? - Просыпается, вылезает из берлоги.
Игра «Кто может совершать эти действия?» Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу. педагог: - Дети: Идёт - человек, животное, поезд, пароход, дождь… Бежит - ручей, время, животное, человек, дорога… Летит - птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт… Плывёт - рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…
Игра «Из чего сделано?» Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребёнок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные». педагог: - Дети: Рукавички из меха - меховые Таз из меди - медный Ваза из хрусталя - хрустальная Рукавички из шерсти – шерстяные
Игра «Кто кем был?» Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний. Ход: педагог, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект: Цыплёнок – яйцом Хлеб – мукой Лошадь – жеребёнком Шкаф – доской Корова – телёнком Велосипед – железом Дуд – жёлудем Рубашка – тканью Рыба – икринкой Ботинки – кожей Яблоня – семечкой Дом – кирпичём Лягушка – головастиком Сильный – слабым Бабочка – гусеницей Взрослый – ребёнком
Игра «Что звучит?» Цель: развитие слухового внимания и наблюдательности. Ход: педагог за ширмой играет на различных музыкальных инструментах (бубен, колокольчик, деревянные ложки). Дети должны отгадать что звучит.
Игра «Что бывает осенью?» Цель: учить временам года, их последовательности и основным признакам. Ход: на столе лежат вперемешку картинки с изображением различных сезонных явлений (идёт снег, цветущий луг, осенний лес, люди в плащах и с зонтами и т.д.). Ребёнок выбирает картинки, где изображены только осенние явления и называет их.
Игра «Лови да бросай – цвета называй» Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному. педагог: - Дети: Красный - мак, огонь, флаг Оранжевый - апельсин, морковь, заря Жёлтый - цыплёнок, солнце, репа Зелёный - огурец, трава, лес Голубой - небо, лёд, незабудки Синий - колокольчик, море, небо Фиолетовый - слива, сирень, сумерки