Просмотр содержимого документа
«Картотека дидактических игр по развитию речи в подготовительной группе»
Картотека дидактических игр для подготовительной группы
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста,
и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Дидактическая игра: «Антонимы» «Скажи наоборот»
Цель: Развивать у детей быстроту мышления , сообразительность, воображение, устанавливать причинно - следственные связи, находить сходство и различие между предметами. Развивать умение подбирать слова , противоположные по смыслу.
Учить детей подбирать антонимы к словам.
Ход игры. Воспитатель называет слово, а дети должны назвать противоположное.
по смыслу слово - противоположность названному понятию.
(Далеко – близко, верхний – нижний и т. д.)
объясните ребенку, что
Антонимы — это слова с противоположным смысловым значением.
Например, утро — вечер, темно — светло, холодно — жарко.
Прочтите ребенку предложения.
Попросите найти в них слова, противоположные по смыслу. Зимой короткий день, а летом ... (длинный).
Жарко теплым летом, холодно ... (зимой). Грустно поздней осенью, радостно ... (зимой). Зверям голодно зимой, зверям сытно ... (летом). Лето далеко, зима ... (близко). В городе дороги широкие, в лесу тропинки ... (узкие).
Например: Холодный - горячий, большой - маленький, один - много, мало - много, вверху - внизу, слева - справа, впереди - сзади, высокий - низкий, далеко - близко, широкий - узкий, узкий - широкий, толстый - худой, мягкий - твёрдый, пушистый - колючий, трусливый - храбрый, сладкий - горький, сильный - слабый, красивый - некрасивый, страшный, уродливый, добрый - злой, темный - светлый, чёрный - белый, огромный - малюсенький, веселый - печальный, глупый - умный, легкий - тяжелый, грязный - чистый, больной - здоровый, водный - безводный,
снять - повесить, гибкий - негибкий \ жесткий, мокрый - сухой, глубокий - мелкий, новый - старый , молодой - старый, древний/старинный - современный волосатый - лысый, прямой - кривой, одетый - раздетый, открыть -закрыть, включенный - выключенный, открытый - закрытый, полный - наполненный пустой, положить - взять, горячий - холодный, мягкий - твердый, внутри - снаружи,
Ход игры. Воспитатель называет один слог и бросает мяч.
Поймавший его должен дополнить, чтобы получилось слово,
например: ма – ма, кни – га. Дополнивший слово бросает мяч воспитателю.
Дидактическая игра: «Скажи по-другому».
Цель: учить детей подбирать синоним – слово, близкое по значению.
Ход игры. Воспитатель говорит, что в этой игре дети должны будут вспомнить слова, похожие по смыслу на то слово, которое он назовет.
Дидактическая игра: «Найди предмет той же формы».
Цель: уточнить представление о форме предметов.
Ход игры. Воспитатель поднимает рисунок круга, а дети должны назвать как можно больше предметов такой же формы.
Дидактическая игра: «Мое облако».
Цель: развитие воображения, эмоциональной сферы, образного восприятия природы (игра также выполняет роль релаксационной паузы).
Ход игры. Дети удобно устраиваются на полянке, травке, успокаиваются и закрывают глаза.
Задание. Представить себе отдых на поляне.
Звучат голоса птиц, пахнет травами и цветами, по небу плывут облака. Нужно выбрать облако на небе и сказать, на что оно похоже, рассказать о нем.
Дидактическая игра: «Найди листок, как на дереве».
Цель: учить классифицировать растения по определенному признаку.
Ход игры. Воспитатель делит группу детей на несколько подгрупп.
Каждой предлагает хорошо рассмотреть листья на одном из деревьев, а потом найти такие же на земле.
Педагог говорит: «Давайте посмотрим, какая команда быстрее найдёт нужные листья». Дети начинают поиски. Члены каждой команды, выполнив задание, собираются около дерева, листья которого они искали. Выигрывает та команда, которая соберется возле дерева первой, или та, которая соберет больше листьев.
Дидактическая игра: «Закончи предложение».
Цели: учить понимать причинные связи между явлениями; упражнять
в правильном выборе слов.
Ход игры. Воспитатель начинает предложение: «Я надела теплую шубу, потому что…», «Дети надели панамы потому что…», «Идет сильный снег потому, что наступила…»
Дидактическая игра: «Не ошибись».
Цели: развивать быстроту мышления; закрепить знания детей о том, что они делают в разное время суток.
Ход игры. Воспитатель называет разные части суток или действия детей. А дети должны ответить одним словом: «Завтракаем», «Умываемся», назвать, когда это бывает.
Дидактическая игра: «Летает – не летает».
Цель: развивать слуховое внимание.
Ход игры. Воспитатель говорит детям: «Если я назову предмет, который летает, вы поднимаете руку или ловите мяч. Вам нужно быть внимательными, потому что я буду поднимать руки и тогда, когда предмет летает, и тогда, когда он не летает.