Дети стоят по кругу, повернувшись спиной к центру, глаза
закрыты. В руках у водящего ребёнка, который за спинами
детей, - мимическая картинка (страх, удивление, радость,
печаль, злость). Именно с этой эмоциональной окраской речи
ребёнок обращается к тому, напротив кого он остановился
(на конец музыкальной фразы). Нужно угадать настроение
поющего. Если задание выполнено правильно, то игру
продолжает ребёнок, напротив которого остановилось
движение, но с другой мимической картинкой.
По кружочку иду,
И к кому-то подойду,
Ну, а ты не зевай,
Настроенье угадай.
Ай-ай-ай, ай-ай-ай,
Настроенье угадай.
Ребёнок идёт и поёт.
Останавливается.
Поглаживает по спине товарища.
Грозит пальцем.
Говорит с заданной эмоциональной окраской.
Мимика и пантомима
2. Игра «Маски».
Цель: развитие воображения, наблюдательности, сообразительности, понимание мимики.
Ход: дети располагаются по кругу. Ведущий показывает маски изображающие разные эмоциональные состояния: грусть, радость, удивление, страх. Дети мимикой воспроизводят эти состояния. После этого маски передаются по кругу.
3.Игра «Свет мой, зеркальце, скажи».
Цель: понимание другого человека и развивать внимание к невербальным формам общения.
Ход: дети разбиваются на пары, становятся друг напротив друга. Ведущий произносит предложение, которое дети должны сопровождать определенной мимикой.
4. Игра «Немое кино».
Цель: понимание жестов и мимики.
Ход: дети становятся в круг. Воспитатель движениями, жестами, мимикой сообщает о своих намерениях, желаниях, сомнениях. Дети угадывают смысл сообщения.
5. Игра «Большой - маленький».
Цель: развитие наблюдательности, выразительности движений: мимики и пантомимики.
Ход: дети по заданию воспитателя изображают детеныша животного, а затем самого взрослого животного.
6. Игра «Облака».
Цель: развитие воображения, выразительности движений.
Ход: воспитатель читает стихотворение, а дети изображают облака в соответствии с текстом.
По небу плыли облака,
А я на них смотрел
И два похожих облачка
Найти я захотел.
Я долго всматривался в высь
И даже щурил глаз.
А что увидел я, то всем
Всё расскажу сейчас.
Вот облачко весёлое, Смеётся надо мной:
- Зачем ты щуришь Глазки так?
Какой же ты смешной!
Я тоже посмеялся с ним:
- Мне весело с тобой!
И долго-долго облачку
Махал я вслед рукой.
А вот другое облачко
Расстроилось всерьёз:
Что от мамы ветерок
Вдруг далеко унёс.
И каплями-дождинками
Расплакалось оно…
И стало грустно-грустно так,
И вовсе не смешно.
И вдруг по небу грозное
Страшилище лежит
И кулаком громадным
Сердито мне грозит.
Ох, испугался я, друзья,
Но ветер мне помог:
Так дунул, что страшилище
Пустилось наутёк.
А маленькое облачко
Над озером плывёт,
И удивлённо облачко
Приоткрывает рот:
- Ой, кто-то в глади озера
Пушистенький такой,
Такой мохнатый, мягонький?
Летим, летим со мной!
Так очень долго я играл
И всем хочу сказать
Что два похожих облачка
Не смог я отыскать.
НА. Екимова.
7. Игра «Прочитай письмо».
Цель: развитие способности определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям и объединять разные изображения единым сюжетом.
Ход: «Почтальон» приносит письма, но необычные, а зашифрованные: в каждом письме мимически изображено по 2-3 эмоциональных состояния, и их надо расшифровать. Ребенку вручается письмо и он рассказывает, что «прочитал» в своем письме.
8. Игра «Люблю - не люблю».
Цель: развитие воображения и мимических движений.
Ход: Воспитатель, а затем и дети называют разнообразную пищу; остальные мимически реагируют, показывая свое отношение к данному продукту или блюду.
9. Игра «Снежинки».
Цель: развития внимания, наблюдательности, способности определять эмоции по схематическим изображениям.
Ход: детям раздаются снежинки, предлагается рассмотреть и рассказать, что она чувствует.
10. Игра «Кубик».
Цель: развитие выразительности движения, внимания, произвольности; понимание мимики.
Ход: воспитатель бросает кубик, дети изображают соответствующую эмоцию.
11. Игра «Через стекло».
Цель: обучать детей общаться с помощью жестов, мимики.
Ход: дети делятся на две группы: одна показывает, например, мне холодно, я хочу пить, а другая группа отгадывает.
12. Игра «Пантомима».
Цель: формирование чувствительности к невербальным средствам общения, выработка прочтения состояния другого по невербальным проявлениям, формирование умения выразить свое состояние невербальными средствами.
Ход: водящий произносит фразу, а дети изображают предполагаемое эмоциональное состояние. Фразы могут быть такими:
- О горе мне, горе; - Ах, какой счастливый день.
13. Игра «Тень».
Цель: развитие внимания к чувствам другого.
Ход: дети разбиваются на пары: один – человек, другой – тень. Человек делает движения, тень повторяет.
14.. Игра «Встань на кого посмотрю».
Цель: воспитание чувств партнера (общение через взгляд) .
Ход: ведущий смотрит на одного из детей. Ребенок, поймав взгляд, встает. После этого, предлагают ему сесть.
15. Игра «Я чувствую».
Цель: развитие внимания к эмоциональным состояниям других.
Ход: детям раздаются карточки, ребенок называет настроение, и рассказывает, когда он его испытывает.