Просмотр содержимого документа
«Картотека игр и экспериментов с водой»
Картотека игр и экспериментов с водой
для детей 2 – 3 лет»
Эксперимент № 1
Где живет водичка?
Цель: - вызвать интерес к воде
- воспитывать бережное отношение к воде
Оборудование: ванная комната, умывальник с краном, стаканчики
Ход эксперимента:
Воспитатель приглашает подгруппу детей к умывальнику. Спрашивает: «Где живет водичка?» Дети указывают на кран с водой. Воспитатель предлагает проверить, открывает кран: «Подойдите к раковине и подставьте руки под воду». Воспитатель отмечает, что вода из крана течет.
Эксперимент № 2
Вода жидкая, она может течь
Цель: - познакомить со свойствами воды (вода жидкая, она течет, ее можно переливать)
упражнять в умении обозначать действия словом;
воспитывать бережное отношение к воде
Оборудование: тазик, лейка, ковшик, воронка, клеенка на стол, фартучки для детей
Ход эксперимента:
Воспитатель демонстрирует детям тазик с водой, пустой тазик, ковшик и предлагает аккуратно перелить воду из одного в другой. «Что делает вода? (льется) Почему? Потому что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана».
Эксперимент № 3
Вода прозрачная
Цель: - познакомить со свойством воды (прозрачная)
формировать познавательную активность
развивать интерес к экспериментальной деятельности Оборудование: два стакана: один с водой, второй с молоком, палочки
(трубочки, или ложечки) Ход эксперимента:
Воспитатель предлагает рассмотреть два стакана, один с водой, второй с молоком. В каждый стакан опускаем по ложечке. Дети наблюдают и отмечают, что в стакане с водой ложечку видно, в стакане с молоком не видно. Воспитатель объясняет, что вода прозрачная и через нее все видно. А молоко не прозрачное.
Эксперимент № 4
Цветная водичка
Цель: - расширять представления детей о свойствах воды
поощрять активность детей в высказываниях
воспитывать аккуратность при работе с водой Оборудование: стаканчики с водой, кисточки, краски Ход эксперимента:
Воспитатель демонстрирует стакан с водой. «Что у меня налито в этом стакане?» После ответов детей, воспитатель, объясняя свои действия, добавляет в стакан краску. «Посмотрите, я добавила немного краски в воду. Что вы видите? Какая стала вода?» Дети самостоятельно пробуют окрасить воду.
Эксперимент № 5
Поможем кукле Кате
Цель: - расширять представления о свойствах воды – воду можно собрать губкой
воспитывать аккуратность при работе с водой
упражнять в умении обозначать действия словом
Оборудование: тазик, губка, фартуки для детей Ход эксперимента:
Дети подходят к столу, за которым кукла Катя готовится к приему гостей. Кукла Катя огорчена, она пролила воду и не знает, как убрать стол, просит помочь детей. Дети выдвигают предположения. Воспитатель предлагает убрать лужу воды губкой. Дети пробуют. Воспитатель вместе с детьми делает вывод, что воду можно собрать губкой.
Эксперимент № 6
Разная вода
Цель: - развивать тактильное восприятие
расширять представление о воде, ее температуре:
вода бывает холодной, теплой и горячей
формировать умение устанавливать логическую связь Оборудование: тазики с водой разной температуры, стаканчики Ход эксперимента:
Воспитатель предлагает детям потрогать водичку в тазике с теплой водой. Задает вопрос» «Водичка какая?» (теплая). Потом предлагает потрогать водичку в тазике с холодной водой. «Какая водичка?» (холодная). Обращает внимание на тазик с горячей водой: «Ой, здесь водичка горячая! Аккуратно попробуйте пальчиком». Дети соглашаются с тем, что вода горячая. «Что нужно сделать, чтобы вода стала теплой?» Если дети затрудняются ответить, педагог помогает найти решение: «Надо в горячую воду добавить холодную и она станет теплой». Проводится эксперимент.
Эксперимент № 7
Тонет – не тонет
Цель: - развивать наблюдательность
дать представление о свойствах предметов (тяжелый – легкий, плавает – тонет)
способствовать освоению навыка классификации предметов
развивать интерес к экспериментальной деятельности
Оборудование: тазик с водой, клеенка на стол, предметы из различных материалов (дерево, резина, железо, пластик и т.п.) Ход эксперимента:
Опустить предмет, например, деревянную или пластмассовую лодочку, в воду и понаблюдать утонет или будет плавать. Предложить опустить и другие предметы, понаблюдать. Объяснить детям, что одни предметы (из металла, камня и тд) тонут, они тяжелые, а другие (дерево, пластик, резина и тп) – легкие, поэтому в воде плавают. После игры попросить детей разложить предметы в два ведерка – легкие и тяжелые.
Эксперимент № 8
Волшебная водичка
Цель: - дать представление о том, что некоторые вещества растворяются в воде, а другие нет
формировать интерес к экспериментальной деятельности
совершенствовать мыслительные процессы
развивать умение наблюдать за объектом
Оборудование: стаканчики с водой, ложечки, сахарный песок, соль, крупа Ход эксперимента:
Воспитатель предлагает детям насыпать в стакан с водой крупу и самостоятельно размешать. Что происходит? Крупа опускается на дни. А если в другой стакан с водой добавить сахар и хорошенько размешать. Что произойдет? Дети выполняют манипуляции и наблюдают. Подвести детей к выводу: сахар растворился в воде. Можно попробовать водичку (заранее налить кипяченую) – она стала сладкой.
Эксперимент № 9
Чем пахнет водичка?
Цель: - в ходе эксперимента выяснить, что вода не имеет запаха, а приобретает запах, растворенного в ней вещества
- развивать умение устанавливать причинно-следственную связь
Оборудование: стаканчики с водой, ванильный сахар, палочки для размешивания
Ход эксперимента:
Воспитатель предлагает детям понюхать воду: «Чем пахнет водичка?». Если дети затрудняются с ответами, педагог объясняет, что вода не имеет запаха. После этого предлагает добавить в воду ванильный сахар (перед этим дать детям его понюхать). Дети добавляют, размешивают самостоятельно. «А чем теперь пахнет водичка?». Дети нюхают и определяют, что вода пахнет ванилью.
Эксперимент № 10
Какой вкус у воды?
Цель: - расширять представление о свойствах воды
продолжать формировать интерес к экспериментальной деятельности
воспитывать усидчивость, наблюдательность Оборудование: стаканы с кипяченой водой, соль, сахар Ход эксперимента:
Педагог предлагает детям попробовать воду на вкус. Воспитатель поясняет, что у воды нет вкуса, и предлагает добавить сахар. Дети добавляют, размешивают, после этого пробуют воду на вкус. Делают вывод, что вода стала сладкой. Также дети проводят эксперимент с солью.
Эксперимент № 11
Журчащий ручеек
Цель: - обобщить представление о некоторых свойствах воды: вода жидкая, она течет
совершенствовать мыслительные процессы
развивать умение наблюдать за объектом
Оборудование: таз с водой, лейка, желобки, изготовленные из пластиковых бутылок
Ход эксперимента:
Воспитатель включает детям звук журчащего ручейка. «Что это?». После ответов детей, предлагает детям сделать ручеек самим. Педагог подготавливает атрибуты, льет воду на наклонный желобок, создавая журчание. Дети наблюдают. Потом пробуют самостоятельно сделать ручеек. Можно поменять расположение желобка, тем самым изменив течение ручейка. Воспитатель обращает внимание детей на то, что вода жидкая, она течет, меняет направление.
Эксперимент № 12
Опыты со снегом
Цель: - дать представление о том, что снег в помещении тает и превращается в воду
развивать наблюдательность
формировать познавательную активность, умение устанавливать логические связи
Оборудование: ведерко со снегом, тазик, стаканчики с холодной и горячей водой, тарелочки, клеенка на стол
Ход эксперимента:
Воспитатель вносит в группу ведерко со снегом. «Что это?» Предлагает детям потрогать его. «Какой снег? (холодный, мокрый, белый и тп) « После этого дети и педагог некоторое время наблюдают за таянием снега, можно растопить снег в ладонях. Воспитатель поясняет: «На улице холодно, поэтому снег лежит и не тает, а как только мы начали его нагревать, он сразу растаял и превратился в воду. В нашем ведерке снег тоже превратится в воду, но не сразу, а постепенно, ему понадобится на это время. Когда солнышко начнет пригревать сильнее, весь снег на улице начнет таять.
Эксперимент № 13
Лед – это тоже вода
Цель: - подвести к пониманию, что лед – это замороженная вода
в ходе эксперимента установить, что лед тает от тепла
формировать познавательную активность, умение устанавливать логические связи
Воспитатель показывает детям лед, задает вопрос «Что это?». Дети рассматривают, держат лед в ладошках. Воспитатель предлагает понаблюдать за льдом, через некоторое время дети обнаруживают, что появилась водичка, лед стал меньше. Педагог поясняет – лед стал таять от тепла, состоит из воды.
Эксперимент № 14
Польем цветочек
Цель: - показать важность воды для растений
формировать умение сравнивать
воспитывать бережное отношение к живому
Оборудование: горшок с цветком (с сухой землей), леечки
Ход эксперимента:
Воспитатель вносит горшок с растением, дети рассматривают. Педагог объявляет, что цветочку стало плохо, он хочет пить. Обращают внимание на сухую землю в горшке. «Что нужно сделать, чтобы цветочку стало хорошо?» Дети предлагают его полить. Воспитатель раздает леечки, ребята самостоятельно поливают и отмечают, что земля стала влажной. Цветочек ожил. Педагог объясняет важность воды для растений.
Игры с элементами познавательно-исследовательской деятельности
"Весёлый рыболов"
Цель: - развивать мелкую моторику
- обобщить представления о свойствах воды
Налейте в миску воды и бросьте туда несколько рыбок (пластмассовые яйца от киндер-сюрприза). Предложите ребенку при помощи сачка выловить всех рыбок и сложить улов в ведерко.
"Кораблики"
Цель: - формировать интерес к воде, играм с водой
- развивать наблюдательность
Налейте в таз воды и устройте соревнования - чей бумажный кораблик быстрее достигнет противоположного берега. Для этого надо лишь глубоко вдохнуть и плавно подуть на кораблик, вытянув губы "трубочкой".
"Шарики-нырки"
Цель: - развивать координацию рук
- развивать интерес к экспериментальной деятельности
Шарики от пинг-понга - самые дешёвые и занимательные игрушки для игры с водой. Дети очень любят наблюдать за тем , как шарики быстро всплывают на поверхность , если их опустить под воду. Возьмите несколько шариков и бросьте сразу все в воду, ребенок будет их ловить.
«Как вода гулять отправилась»
Цель: - расширять представления о воде
формировать познавательную активность
развивать мелкую моторику
Предложите детям собрать лужицу на столе различными способами (тряпочкой, губкой, пипеткой, шприцом без иголки, резиновой грушей). Список используемой литературы: