kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Картотека игр для развития внимания у дошкольников с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Картотека игр, направленных на развитие внимания у дошкольников с ОВЗ. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Картотека игр для развития внимания у дошкольников с ОВЗ»

Игры на развитие слухового внимания

  • Игра «Где позвонили?»

Цель: Определение направления звука.

Оборудование. Звоночек (или колокольчик, или дудочка и т. п.).

Описание игры. Дети сидят группами в разных местах комнаты, в каждой группе какой-нибудь звучащий инструмент. Выбирается водящий. Ему предлагают закрыть глаза и угадать, где позвонили, и показать направление рукой. Если ребенок правильно укажет направление, дефектолог говорит: «Пора» — и водящий открывает глаза. Тот, кто звонил, встает и показывает звоночек или дудочку. Если водящий укажет направление неправильно, он снова водит, пока не угадает.

  • Игра «Скажи, это ты слышишь» Цель: Накопление словаря и развитие фразовой речи.

Описание игры. Дефектолог предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали (щебет птиц, сигнал машины, шорох падающего листа, разговор прохожих и т. д.). Дети должны ответить целым предложением. Игру хорошо проводить на прогулке.

  • Игра «Тихо — громко!» Цель: Развитие координации движений и чувства ритма.

Оборудование: Бубен, тамбурин.

Описание игры. Дефектолог стучит в бубен тихо, потом громко, и очень громко. Соответственно звучанию бубна Дети выполняют движения: под тихий звук идут на носочках, под громкий — полным шагом, под более громкий — бегут. Кто ошибся, тот становится в конце колонны. Самые внимательные окажутся вперед.

  • Игра «Наседка и цыплята» Цель: Закрепление понятий о количестве.

Оборудование: Шапочка курицы из бумаги, маленькие карточки с разным количеством нарисованных цыплят.

Описание игры. Два стола составляют вместе. За стол садится наседка (ребенок). Около стола садятся и цыплята. У цыплят карточки, на которых нарисовано разное число цыплят.

Каждый ребенок знает, сколько цыплят на его карточке. Наседка стучит по столу, а цыплята слушают. Если она, например, постучит 3 раза, ребенок, у которого на карточке три цыпленка, должен пропищать 3 раза (пи-пи-пи),

  • Игра «Кто что услышит?»

Оборудование: Ширма, разные звучащие предметы: звонок, молоток, трещотка с камешками или горохом, труба и т. д.

Описание игры. Дефектолог за ширмой стучит молотком, звонит в звонок и т. д., а дети должны отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясные и контрастные.

  • Игра «Продавец и покупатель» Цель: Развитие словаря и фразовой речи. Оборудование: Коробки с горохом и различной крупой.

Описание игры. Один ребенок—продавец. Перед ним две коробки (затем число их можно увеличить до четырех-пяти), в каждой разный вид продуктов, например горох, пшено, мука и пр. Покупатель входит в

магазин, здоровается и просит отпустить ему крупу. Продавец предлагает найти ее. Покупатель должен по слуху определять, в какой коробке нужная ему крупа или другой требуемый товар. Воспитатель, предварительно познакомив детей с продуктами, помещает продукты в коробку, встряхивает и дает возможность детям прислушаться к издаваемому каждым продуктом звуку.

  • Игра «Найди игрушку» Цель: Развитие координации движений. Оборудование: Небольшая яркая игрушка или кукла.

Описание игры. Вариант 1. Дети стоят полукругом. Дефектолог показывает игрушку, которую они будут прятать. Водящий ребенок или уходит из комнаты, или отходит в сторону и отворачивается, а в это время дефектолог прячет у кого-нибудь из детей за спиной игрушку. По сигналу «Пора» водящий идет к детям, которые тихо хлопают в ладоши. По мере того как водящий приближается к ребенку, у которого спрятана игрушка, дети хлопают громче, если отдаляется, хлопки стихают. По силе звука ребенок отгадывает, к кому он должен подойти. После того как будет найдена игрушка, водящим назначается другой ребенок.

Вариант 2. Дети сидят на стульчиках полукругом. Один ребенок водит (он уходит в другую комнату или отворачивается). Воспитатель прячет куклу. По сигналу водящий входит, а дети ему говорят:

Кукла Таня убежала,

Вова, Вова, поищи,

Как найдешь ее, то смело

С нашей Таней попляши.

Если водящий оказывается в том месте, где спрятана кукла, дети громко хлопают в ладоши, если отдаляется, хлопки стихают.

Ребенок находит куклу и пляшет с ней, все дети хлопают в ладоши.

  • Игра «Часовой» Цель: Развитие ориентации в пространстве. Оборудование: Повязки.

Описание игры. Посредине площадки чертят круг. В середине круга ребенок с завязанными глазами (часовой). Все дети с одного конца площадки должны пробраться тихонько через круг на другой конец. Часовой слушает. Если услышит шорох, кричит: «Стой!» Все останавливаются. Часовой идет на звук и старается отыскать, кто шумел, найденный выходит из игры. Игра продолжается дальше. После того как будут пойманы четыре — шесть детей, выбирается новый часовой, и игра начинается сначала

  • Игра «Где звенит?» Цель: Развитие ориентация в пространстве.

Оборудование: Колокольчик или погремушка. Описание игры. Дефектолог дает одному ребенку колокольчик или погремушку, а остальным детям предлагает отвернуться и не смотреть, куда спрячется их товарищ. Получивший колокольчик прячется где-либо в комнате или выходит за дверь и звонит. Дети по направлению звука отыскивают товарища.

  • Игра «Где постучали?» Цель: Развитие ориентации в пространстве. Оборудование: Палочка, стульчик, повязки. Описание игры. Все дети сидят в кругу на стульчиках. Один (водящий) выходит в середину круга, ему завязывают глаза. Дефектолог обходит весь круг за спинами детей и кому-то из них дает палочку, ребенок стучит ею о стул и прячет ее за спину. Все дети кричат: «Пора». Водящий должен искать палочку, если он ее находит, то садится на место того, у кого была палочка, а тот идет водить; если не находит, продолжает водить.
  • Игра «Жмурки с колокольчиком»

Цель: Развитие ориентации в пространстве. Оборудование: Колокольчик, повязки. Описание игры.

Вариант 1. Играющие сидят на скамейках или стульях по одной линии или полукругом. На некотором расстоянии от играющих лицом к ним стоит ребенок с колокольчиком. Одному из детей завязывают глаза, и он должен найти ребенка с колокольчиком и дотронуться до него; тот же старается уйти (но не убежать!) от водящего и при этом звонит. Вариант 2. Несколько детей с завязанными глазами стоят в кругу. Одному из детей даю. в руки колокольчик, он бегает до кругу и звонит. Дети с завязанными глазами должны его поймать.

  • Игра «Жмурки с голосом» Цель: Найти товарища по голосу и определять направление звука в пространстве.

Оборудование: Повязки.

Описание игры. Водящему завязывают глаза, и он должен поймать кого-нибудь из бегающих детей. Дети тихо переходят или перебегают с одного места на другое (лают, кричат петухом, кукушкой, зовут водящего по имени). Если водящий кого-нибудь поймает, пойманный должен подать голос, а водящий угадывает, кого он поймал.


  • Игра «Встречайте гостей!» Цель: Развитие слухового внимания.

Оборудование: Колпачок с бубенчиками для петрушки, шапочки с ушками для зайки и мишки, различные озвученные игрушки (погремушка, дудочка и др.).

Описание игры. Дефектолог объявляет детям, что к ним сейчас приедут гости: петрушка, зайка и мишка. Он выделяет троих ребят, которые заходят за ширму и переодеваются там. Петрушка получает колпачок с бубенчиками, зайка — шапочку с длинными ушками, а мишка — шапочку медведя. Дефектолог предупреждает малышей, что мишка придёт с погремушкой, петрушка — с барабаном, а зайка — с балалайкой. Малыши должны по звуку отгадать, какой гость идет. Прежде чем выйти к детям, звери подают звуки за ширмой, каждый на своем инструменте. Дети должны угадать, кто идет. Когда все гости в сборе, малыши становятся в круг. а петрушка, мишка и зайка пляшут, как умеют. Затем выбираются новые гости, и игра повторяется. При повторении игры можно дать гостям другие звучащие игрушки.

  • Игра «Ветер и птицы»

Цель: Развитие координации движений. Оборудование: Любая музыкальная игрушка (погремушка, металлофон и др.) и стульчики (гнезда).

Описание игры. Дефектолог распределяет детей на две группы: одна группа — птички, другая — ветер; и объясняет детям, что при громком звучании музыкальной игрушки будет дуть «ветер». Та группа детей, которая изображает ветер, должна свободно, но не шумно бегать по комнате, а другая (птички) прячется в свои гнезда. Но вот ветер утихает, (музыка звучит тихо), дети, изображающие ветер, тихо усаживаются на свои места, а птички должны вылетать из своих гнезд и порхать. Кто первый заметит изменение в звучании игрушки и перейдет на шаг, тот получает награду: флажок или веточку с цветами и т. п.

  • Игра «Скажи, что звучит» Цель: Развитие слухового внимания.

Оборудование: Колокольчик, барабан, дудочка и пр.

Описание игры. Дети сидят на стульях полукругом. Дефектолог сначала знакомит их со звучанием каждой игрушки, а затем предлагает каждому по очереди отвернуться и отгадать звучащий предмет. Для усложнения игры можно ввести дополнительные музыкальные инструменты, например, треугольник, металлофон, бубен, погремушку и др.

  • Игра «Солнце или дождик»

Цель: Развитие координации и темпа движений.

Оборудование: Тамбурин или бубен.

Описание игры. Дефектолог говорит детям: «Сейчас мы с вами пойдем гулять. Дождя нет. Погода хорошая, светит солнце, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть тамбурином, вам будет весело гулять под его звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в тамбурин. А вы, услышав, должны скорее идти в дом. Слушайте внимательно, как я играю».

Воспитатель проводит игру, меняя звучание тамбурина 3—4 раза.



  • Игра «Угадай, что делать»

Цель: Развитие координации движений.

Оборудование: По два флажка каждому ребенку, тамбурин или бубен.

Описание игры. Дети сидят или стоят полукругом. У каждого в руках по два флажка. Дефектолог громко ударяет в тамбурин, дети поднимают флажки вверх и машут ими. Тамбурин звучит тихо, дети опускают флажки. Необходимо следить за правильной посадкой детей и правильным выполнением движений. Менять силу звука не более 4 раз, чтобы дети могли легко выполнять движения.

  • Игра «Узнай по звуку»

Цель: Развитие фразовой речи.

Оборудование: Различные игрушки и предметы (книжка, бумага, ложка, дудки, барабан и т. п.).

Описание игры. Играющие садятся спиной к ведущему. Он производит шумы и звуки разными предметами. Тот, кто догадывается, чем ведущий производит шум, поднимает руку и, не оборачиваясь, говорит ему об этом.

Шумы можно производить разные: бросать на пол ложку, ластик, кусок картона, булавку, мяч и т. п.; ударять предмет о предмет, перелистывать книгу, мять бумагу, рвать ее, разрывать материал, мыть руки, подметать, строгать, резать и т. п.

Тот, кто больше отгадает различных шумов, считается наиболее внимательным и в награду получает фишки или маленькие звездочки.

  • Игра «Кто это?»

Цель: Закрепление понятий по теме «Животные и птицы». Формирование правильного звукопроизношения.

Оборудование: Картинки с изображением животных и птиц.

Описание игры. Дефектолог держит в руке несколько картинок с изображением животных и птиц. Ребёнок вытягивает одну картину так, чтобы остальные дети ее не видели. Он подражает крику животного и его движениям, а остальные дети должны угадать, какое это животное.


  • Игра «Угадай, чей голосок»

Цель: Определить товарища по голосу. Развитие координации движений.

Описание игры: Вариант 1. Играющие сидят. Один из них становится (по назначению дефектолога) в центре круга и закрывает глаза. Дефектолог, не называя имени, указывает рукой на кого-нибудь из играющих. Тот произносит имя стоящего в центре. Последний дел-жен угадать, кто назвал его. Если стоящий в центре отгадал, он открывает глаза и меняется местами с тем, кто назвал его по имени. Если же ом ошибся, дефектолог предлагает ему снова закрыть глаза, и игра продолжается. Дефектолог предлагает детям разбежаться по площадке. По сигналу «Бегите в круг» дети занимают свои места в кругу. Один ребенок остается в центре круга.

Дети идут по кругу и говорят:

Мы немножко порезвились,

По местам все разместились.

Ты загадку отгадай,

Кто позвал тебя, узнай!

Игра повторяется несколько раз.

Вариант 2. Оборудование. Мишка (кукла).

Описание игры. Дети сидят полукругом. Перед ними на некотором расстоянии спиной к детям сидит ребенок с мишкой.

Дефектолог предлагает кому-нибудь из ребят позвать мишку.

Водящий должен угадать, кто его позвал. Он останавливается перед позвавшим и рычит. Тот, кого узнали, получает мишку, садится с ним на стульчик и водит.

  • Игра «Угадай, кто это»

Цель: Воспитание слухового внимания. Описание игры: Дети стоят по кругу. Водящий выходит в середину круга, закрывает глаза и затем идет в любом направлении, пока не натолкнется на одного из детей, который должен подать голое заранее условленным образом: «кукареку», «ав-ав-ав» или «мяу-мяу» и т. п. Водящий должен угадать, кто из детей кричал. Если угадает, то становится в круг; тот, кого узнали, будет водящим. Если не угадает, то остается водить еще 3 раза, а затем его меняет другой.

  • Игра «Лягушка»

Цель: Узнать товарища до голосу.

Описание игры: Дети стоят по кругу, а один с завязанными глазами стоит внутри круга и говорит:

Вот лягушка по дорожке

Скачет, вытянувши ножки,

Увидала комара,

Закричала...

Тот, на кого он указал, в этот момент говорит: «Ква-ква-ква».

По голосу водящий должен определить, кто лягушка.


  • Игра «Улавливай шепот»

Цель: Развивать остроту слуха.

Описание игры: Вариант 1. Играющие разбиваются на две равные группы и строятся в одну шеренгу. Ведущий отходит на определенное расстояние, становится напротив и четким, внятным шепотом (уловимым только в том случае, если каждый активно вслушивается) отдает команды («Руки вверх, в стороны, кругом» и другие, более сложные). Постепенно отходя все дальше, ведущий делает свой шепот менее уловимым и усложняет упражнения.

Вариант 2. Все дети сидят по кругу. Ведущий голосом обычной громкости просит выполнить какое-нибудь движение, а затем едва уловимым шепотом произносит имя (фамилию) того, кто должен выполнить. Если ребенок не расслышал свое имя, ведущий вызывает другого ребенка. В конце игры дефектолог объявляет, кто был самым внимательным.


  • Игра «Горшочек»

Цель: Закрепление представлений «горячий - холодный». Развитие координации движений рук.

Оборудование : Мяч.

Описание игры : Дети садятся по кругу на полу и перекатывают мяч. Если ребенок катит другому мяч и говорит: «Холодный», второй ребенок может трогать мяч. Но если ему говорят: «Горячий», то он не должен трогать мяч.

Кто ошибется и дотронется до мяча, получает штрафное очко и должен поймать мяч, стоя на одном или обоих коленях (по усмотрению водящего).

  • Игра «Хлопки»

Цель: Развитие количественных представлений.

Описание игры: Дети сидят по кругу на небольшом расстоянии друг от друга. Дефектолог условливается с ними, что он будет считать до пяти, и, как только он произнесет число 5, все должны сделать хлопок. При произнесении других чисел хлопать не надо. Дети вместе с дефектологом громко считают по порядку, одновременно сближая ладони, но не хлопая ими. Дефектолог 2—3 раза проводит игру правильно. Затем он начинает «ошибаться»: при произнесении числа 3 или какого-нибудь другого (но не 5) он быстро разводит и соединяет руки, как - будто хочет сделать хлопок. Дети, которые повторили движения дефектолога и хлопнули в ладоши, делают шаг из круга и продолжают играть, стоя за кругом.

  • Игра «Кто летит (бежит, идет, прыгает)?»

Цель: Накопление и уточнение слов, обозначающих предмет и действия предметов.

Описание игры: В начале игры водящим должен быть дефектолог, в дальнейшем, когда дети освоятся с игрой, водящим может быть ребенок. Необходимо, чтобы у ребенка, который будет водить, был достаточный запас слов.

Все дети сидят или стоят полукругом, водящий стоит к ним лицом. Он предупреждает детей: «Я буду говорить: птица летит, самолет летит, бабочка летит, ворона летит и т. д., а вы каждый раз поднимайте руку. Но внимательно слушайте, что я говорю; я могу сказать и неправильно, например, кошка летит, тогда руки поднимать нельзя». В конце игры дефектолог называет более внимательных.

В начале игры дефектолог говорит медленно, останавливаясь после каждый фразы, давая детям подумать, правильно ли соотнесен предмет с его действием. В дальнейшем можно говорить быстро и в конце концов ввести еще одно усложнение—водящий сам каждый раз поднимает руку независимо от того, следует это делать или нет.


ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ.


«Найди предмет, не похожий на другие».

Цель: развивать внимание и умение сравнивать.

Задание ребенку: среди нескольких игрушек или предметов надо найти не похожие на другие.

«Найди отличия»

Цель: развитие внимания, восприятия, умения сравнивать.

Задание: ребенок должен внимательно посмотреть на две похожие картинки и ответить, чем они отличаются.

«Лабиринты»

Цель: развитие устойчивости внимания.

«Самый наблюдательный».

Цель: развитие внимания.

Задание: ребенок должен внимательно посмотреть на картинку и как можно быстрее найти, спрятавшиеся объекты.

«Животные».

Цель: развитие внимания.

Ход игры: детям предлагается выбрать свое животное: зайца, волка, тигра, медведя, рысь, гепарда, слона, обезьяну, лису, ежа.

Ведущий вперемежку называет животных. Услышав название своего животного, ребенок должен хлопнуть в ладоши. С группой детей можно провести игру на выбывание.

«Поем вместе»

Цель: развить внимание.

Ход игры: ведущий предлагает детям спеть какую-нибудь песню, например «День рождения...» и объясняет, что надо сделать при этом: один хлопок — начинайте петь, продолжайте петь, но мысленно про себя. Один хлопок — продолжайте петь вслух.

«Будь внимателен»

Цель: развивать внимание, научить точно и быстро реагировать на звуковые сигналы.

Вариант 1.

Ход игры: дети идут по кругу. Ведущий с разными интервалами вперемежку дает команды: «Зайчики!», «Цапли!», «Лошадки!». Дети должны выполнять движения в соответствии с командой: «Зайчики!» - дети прыгают, «Цапли!» - дети останавливаются и стоят на одной ноге, «Лошадки!» - дети останавливаются и стучат об пол ногой.

Перед игрой научите детей выполнению сигналов.

Вариант 2.

Ход игры: дети идут по кругу. Ведущий с разными интервалами вперемежку дает команды: «Зайчики!», «Цапли!», «Лошадки!», «Раки!», «Коровы!», «Лягушки!». Дети выполняют соответствующие движения.

Вариант 3.

Ход игры: по сигналу ведущего дети должны изобразить какое-либо животное: 1 хлопок — пятиться, как рак; 2 хлопка — прыгать, как зайчик; на 3 хлопка — встать на четвереньки и мычать. Как корова; на 4 хлопка — просто идти.

«Соблюдай правила»

Цель: развивать произвольное внимание.

Вариант 1

Ход игры: играющие по очереди должны делать движения: 1-й — один раз хлопнуть в ладоши; 2—й — 2 раза хлопнуть в ладоши; 3-й — 1 раз хлопнуть в ладоши и т. д.

Вариант 2.

Ход игры: дети делают следующие движения: 1-й - приседает и встает, 2-й — хлопает в ладоши; 3-й — приседает и встает и тд.

Можно провести игру на выбывание.

«Зеркало»

Цель: развитие внимания и координации движений.

Задание: ребенку надо встать перед зеркалом повторять все то, что делает ведущий. Ведущий шагает, «зеркало» повторяет, ведущий поднимает руки вперед, «зеркало делает то же самое и т.д.

«Запрещенные движения»

Цель: развитие внимания.

Вариант 1

Задание: ребенку надо повторить все движения ведущего, кроме одного: когда последует команда «Руки вверх» - их следует опустить вниз.

Вариант 2

Задание: предложите ребенку повторить все движения ведущего, кроме одного: когда команда «Присесть», следует остаться стоять.

«Выполни движения»

Цель: развитие внимания и памяти.

Ход игры: ведущий называет несколько действий, но не показывает их. Дети должны повторить действия в той последовательности, в которой они были названы:

1) поднять левую руку вверх, поднять правую руку вверх, опустить руки.

«Алфавит»

Цель: развить внимание.

Ход игры: присвойте детям какую-нибудь букву алфавита. Ведущий перечисляет вперемежку буквы. Услышав свою букву алфавита, ребенок должен хлопнуть в ладоши. Усложнить игру можно, распределив каждому ребенку не одну, а две буквы алфавита.

«Небылицы»

Цель: развивать внимание и умение замечать нелогичные ситуации.

Задание 1: предложите ребенку прослушать стихотворение и отметить все небылицы.

Переполох в лесу.

В лесу переполох случился.

Медведь мяукать научился,

А кошка лает так: «Гав-гав»,

У нее суровый нрав.

Там курица шипит гадюкой,

А на реке кудахчет щука.

Вдруг квакать начали ежи,

На дереве мычат чижи.


Ревет корова, как медведь,

И соловей не хочет петь,

Он начал блеять, как овца,

И переменам нет конца.


Вдруг мекать начала лисица,

Кукушкою кричать волчица.

Если могло такое случиться,

Это, дружок, никуда не годиться.


«Исправь ошибки»

Цель: развивать внимание.

Ход игры: прочитайте стихотворение, ребенок должен заметить ошибки в словах.

  1. Ехал дядя без жилета, (билета)

Заплатил он штраф за это.

  1. Сели в ложку и айда! (лодку)

Покатили вдоль пруда.

  1. Тает снег, течет ручей

На ветвях полно врачей. (грачей)

  1. Мама с бочками пошла (дочками)

По дороге вдоль села.

  1. На поляне весной

Вырос зуб молодой (дуб)

  1. На пожелтевшую траву

Роняет лев свою листву. (лес)

  1. Эй, не стойте слишком близко,

Я тигренок, а не миска (киска).

  1. На глазах у детворы

Крысу красят маляры. (крышу)

  1. Фруктов в корзинке не счесть:

Яблоки, груши, бараны есть . (бананы)

  1. Чтоб пообедать, взял Алешка

В правую руку левую ножку. (ложку)

  1. На волке — сметана, (полке)

Творог, молоко,

И рад бы поесть,

Да достать нелегко.


Другой вариант этой игры может выглядеть таким образом: предложите ребенку внимательно послушать предложения, в которых намеренно сделаны ошибки, отметить эти ошибки. И произнести предложение правильно.

  1. Летом выпал снег.

  2. В ответ я киваю ему рукой.

  3. Сорняки очень шипучи.

«Да и нет не говорить»

Вариант 1.

Ход игры: предложите ребенку ответить на вопросы ведущего. Запрещается говорить «да» и «нет».

Вопросы:

Ты любишь лето?

Тебе нравится купаться в море или реке?

Ты любишь рыбалку?

Ты любишь зиму?

Ты любишь кататься на санках?

Тебе нравиться играть в снежки?

Ты любишь, когда холодно?

Тебе нравиться лепить снежную бабу?





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Картотека игр для развития внимания у дошкольников с ОВЗ

Автор: Коткова Виктория Романовна

Дата: 31.05.2021

Номер свидетельства: 582143

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Особенности организации развивающей предметно – пространственной среды для детей с нарушениями речи."
    ["seo_title"] => string(117) "osobiennosti-orghanizatsii-razvivaiushchiei-priedmietno-prostranstviennoi-sriedy-dlia-dietiei-s-narushieniiami-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "250392"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1447076831"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства