kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Картотека дидактических игр по развитию речи в средней группе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактичские игры для развития речи, речевого внимания и звукопроизношеия.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Картотека дидактических игр по развитию речи в средней группе»

Картотека дидактических игр по развитию речи

для средней группы

Дидактическая игра «Найди ошибку»

Цели: учить отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание.

Ход игры: Воспитатель показывает игрушку и называет заведомо неправильное действие, которое

якобы производит это животное. Дети должны ответить, правильно это или нет, а потом перечислить

те действия, которые на самом деле может совершать данное животное. Например: «Собака читает.

Может собака читать?» Дети отвечают: «Нет». А что может делать собака? Дети перечисляют.

Затем называются другие животные.

Дидактическая игра «Доскажи слово»

Цели: учить отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание.

Ход игры: Воспитатель произносит фразу, но не договаривает слог в последнем слове. Дети должны

закончить это слово.

Ра-ра-ра — начинается иг ….

Ры-ры-ры — у мальчика ша.

Ро-ро-ро — у нас новое вед.

Ру-ру-ру — продолжаем мы иг.

Ре-ре-ре — стоит дом на го.

Ри-ри-ри — на ветках снеги.

Ар-ар-ар — кипит наш само.

Ры-ры-ры — детей много у го.

Дидактическая игра «Какая, какой, какое?»

Цели: учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать

усвоенные ранее слова.

Ход игры: Воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди называют как можно

больше признаков, соответствующих данному предмету. Белка — рыжая, шустрая, большая,

маленькая, красивая.

Пальто — теплое, зимнее, новое, старое ….

Мама — добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая …

Дом — деревянный, каменный, новый, панельный …

Дидактическая игра «Закончи предложение» I

Цели: учить дополнять предложения словом противоположного значения, развивать внимание.

Ход игры: Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят слова с

противоположным значением.

Сахар сладкий, а перец - …. (горький).

Летом листья зеленые, а осенью (желтые).

Дорога широкая, а тропинка. (узкая).

Дидактическая игра «Кто больше назовет действий?»

Цели: учить подбирать глаголы, обозначающие действия, развивать память, внимание.

Ход игры: Воспитатель задает вопросы, дети отвечают глаголами. За каждый правильный ответ дети

получают фишку.

– Что можно делать с цветами? (рвать, нюхать, смотреть, поливать, дарить, сажать)

– Что делает дворник? (подметает, убирает, поливает, чистит дорожки от снега)

Дидактическая игра «Какое что бывает?»

Цели: учить классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу; сравнивать,

сопоставлять, подбирать как можно больше наименований, подходящих под это определение;

развивать внимание.

Ход игры: Расскажите, что бывает:

зеленым — огурец, крокодил, листик, яблоко, платье, елка ….

широким — река, дорога, лента, улица …

Выигрывает тот, кто больше назовет слов.

Дидактическая игра «Игра в загадки»

Цели: расширять запас существительных в активном словаре.

Ход игры: Дети сидят на скамейке. Воспитатель загадывает загадки. Отгадавший ребенок выходит и

сам загадывает загадку. За отгадывание загадки он получает по одной фишке. Выигрывает тот, кто

наберет больше фишек.

Дидактическая игра «Подбери слово»

Цель: учить детей уточнять смысл с помощью прилагательных.

Правила: подбирать наиболее точные слова.

Ход игры: Воспитатель приносит куклу Марину и просит детей поиграть с ней в слова. Марина будет

рассказывать историю, а дети должны подбирать уточняющие слова, чтобы ее смысл стал более

понятен.

Марина: Я купила арбуз. Но он не помещался в сумке, потому что он был … (большой). Я еле

принесла его домой, разрезала и обрадовалась, потому что он оказался такой (красный). Я нарезала его

дольками и угостила брата Лешу. Леша съел кусок и причмокнул губами. Я поняла, что арбуз был

очень (вкусный).

Воспитатель предлагает каждому ребенку рассказать о своей покупке. Дети с помощью воспитателя

рассказывают свои истории, а Марина подбирает слова. Если слово подобрано неверно, педагог

поднимает желтую карточку.

Дидактическая игра «Подскажи словечко»

Цель: развитие мышления, быстроты реакции.

Ход игры: педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает: – Ворона каркает, а сорока?

Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить: – Сорока стрекочет. Примеры вопросов: – Сова летает, а

кролик? – Корова ест сено, а лиса? – Крот роет норки, а сорока? – Петух кукарекает, а курица? –

Лягушка квакает, а лошадь? – У коровы телёнок, а у овцы? – У медвежонка мама медведица, а у

бельчонка?

Дидактическая игра «Лови да бросай – цвета называй»

Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет.

Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.

Ход игры: педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок,

возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному педагог: - Дети:

Красный - мак, огонь, флаг. Оранжевый - апельсин, морковь, заря. Жёлтый - цыплёнок, солнце, репа.

Зелёный - огурец, трава, лес. Голубой - небо, лёд, незабудки. Синий - колокольчик, море, небо.

Фиолетовый - слива, сирень, сумерки.

Дидактическая игра «Четвёртый лишний»

Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к

обобщению.

Ход игры: педагог, бросая мяч ребёнку, называет четыре слова и просит определить, какое слово

лишнее. Например: голубой, красный, зелёный, спелый. Кабачок, огурец, тыква, лимон. Пасмурно,

ненастно, хмуро, ясно.

Дидактическая игра «Один – много»

Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.

Ход игры: педагог бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети

бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Пример: Стол – столы, стул

– стулья. Гора – горы, лист – листья. Дом – дома, носок – носки. Глаз – глаза, кусок – куски. День –

дни, прыжок – прыжки. Сон – сны, гусёнок – гусята. Лоб – лбы, тигрёнок – тигрята.

Дидактическая игра «Подбери признаки»

Цель: активизация глагольного словаря.

Ход игры: педагог задаёт вопрос «Что умеют делать белки?» Дети отвечают на вопрос и находят

картинку к заданному вопросу. Примерные ответы: Белки умеют прыгать с сучка на сучок. Белки

умеют делать тёплые гнёзда.

Дидактическая игра «Близко - далеко»

Цель: развитие слухового внимания, остроты слуха.

Ход игры: педагог за ширмой производит звучание большой или маленькой игрушкой. Дети по силе

звучания определяют размер игрушки (большая или маленькая)

Дидактическая игра «Назови ласково»

Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных

суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.

Ход игры: педагог, бросая мяч ребёнку, называет первое слово (например, шар, а ребёнок, возвращая

мяч, называет второе слово (шарик). Слова можно сгруппировать по сходству окончаний. Столстолик, ключ-ключик. Шапка-шапочка, белка-белочка. Книга-книжечка, ложка-ложечка. Головаголовка, картина- картинка. Мыло-мыльце, зеркало-зеркальце. Кукла-куколка, свёкла-свёколка.

Коса-косичка, вода-водичка. Жук-жучок, дуб-дубок. Вишня-вишенка, башня-башенка. Платьеплатьице, кресло-креслице.

Дидактическая игра «Закончи предложение» II

Цель: развивать умение употреблять в речи сложноподчиненные предложения.

Ход игры: предложить детям закончить предложения:

Мама положила хлеб…куда? (В хлебницу)

Брат насыпал сахар…куда? (В сахарницу)

Бабушка сделала вкусный салат и положила его…куда? (В салатницу)

Папа принес конфеты и положил их…куда? (В конфетницу)

Марина не пошла сегодня в школу, потому что… (заболела)

Мама пошла на рынок, чтобы… (купить продукты)

Кошка забралась на дерево, чтобы… (спастись от собак)

Дидактическая игра «Испорченный телефон»

Цель: развивать у детей слуховое внимание.

Правила: Передавать слово надо так, чтобы рядом сидящие дети не слышали. Кто неправильно

передал слово, т. е. испортил телефон, пересаживается на последний стул.

Ход игры: шепотом передавать слово на ухо рядом сидящему игроку. Ход игры. Дети выбирают

ведущего при помощи считалочки. Все садятся на стулья, поставленные в ряд. Ведущий тихо (на ухо)

говорит какое-либо слово рядом сидящему, тот передает его следующему и т. д. Слово должно дойти

до последнего ребёнка. Ведущий спрашивает у последнего: «Какое ты услышал слово?» Если тот

скажет слово, предложенное ведущим, значит, телефон исправен. Если же слово не то, водящий

спрашивает всех по очереди (начиная с последнего) какое они услышали слово. Так узнают, кто

напутал, «испортил телефон». Проигравший, занимает место последнего в ряду.

Дидактическая игра «Выдели слово»

Цели: учить детей отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое

внимание.

Ход игры: Воспитатель произносит слова и предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они

услышат слова, в которых есть звук «з» (песня комарика). (Зайка, мышка, кошка, замок, коза, машина,

книга, звонок)

Воспитатель должен произносить слова медленно, после каждого слова делать паузу, чтобы дети

могли подумать.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Картотека дидактических игр по развитию речи в средней группе

Автор: Заркуа Алена Владимировна

Дата: 12.07.2022

Номер свидетельства: 611029

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "КАРТОТЕКА ИГР ПО ПДД средняя группа"
    ["seo_title"] => string(37) "kartoteka_igr_po_pdd_sredniaia_gruppa"
    ["file_id"] => string(6) "490648"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1544718231"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Картотека дидактических игр по развитию речи в средней группе"
    ["seo_title"] => string(65) "kartoteka_didakticheskikh_igr_po_razvitiiu_rechi_v_srednei_gruppe"
    ["file_id"] => string(6) "509836"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1557664610"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Картотека дидактических игр по развитию речи для средней группы"
    ["seo_title"] => string(68) "kartoteka_didakticheskikh_igr_po_razvitiiu_rechi_dlia_srednei_gruppy"
    ["file_id"] => string(6) "546089"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1586582558"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(275) "Картотека дидактических игр и упражнений в средней группе: «Развитие ориентировки в звуковой стороне речи и овладение произвольными движениями рук»"
    ["seo_title"] => string(80) "kartoteka_didakticheskikh_igr_i_uprazhnenii_v_srednei_gruppe_razvitie_orientirov"
    ["file_id"] => string(6) "504323"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1553371812"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Картотека дидактических игр по развитию речи для детей средней группы"
    ["seo_title"] => string(74) "kartoteka_didakticheskikh_igr_po_razvitiiu_rechi_dlia_detei_srednei_gruppy"
    ["file_id"] => string(6) "516639"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1562848530"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства