Картотека дидактических игр по развитию речи
для средней группы
Дидактическая игра «Найди ошибку»
Цели: учить отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание.
Ход игры: Воспитатель показывает игрушку и называет заведомо неправильное действие, которое
якобы производит это животное. Дети должны ответить, правильно это или нет, а потом перечислить
те действия, которые на самом деле может совершать данное животное. Например: «Собака читает.
Может собака читать?» Дети отвечают: «Нет». А что может делать собака? Дети перечисляют.
Затем называются другие животные.
Дидактическая игра «Доскажи слово»
Цели: учить отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание.
Ход игры: Воспитатель произносит фразу, но не договаривает слог в последнем слове. Дети должны
закончить это слово.
Ра-ра-ра — начинается иг ….
Ры-ры-ры — у мальчика ша.
Ро-ро-ро — у нас новое вед.
Ру-ру-ру — продолжаем мы иг.
Ре-ре-ре — стоит дом на го.
Ри-ри-ри — на ветках снеги.
Ар-ар-ар — кипит наш само.
Ры-ры-ры — детей много у го.
Дидактическая игра «Какая, какой, какое?»
Цели: учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать
усвоенные ранее слова.
Ход игры: Воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди называют как можно
больше признаков, соответствующих данному предмету. Белка — рыжая, шустрая, большая,
маленькая, красивая.
Пальто — теплое, зимнее, новое, старое ….
Мама — добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая …
Дом — деревянный, каменный, новый, панельный …
Дидактическая игра «Закончи предложение» I
Цели: учить дополнять предложения словом противоположного значения, развивать внимание.
Ход игры: Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят слова с
противоположным значением.
Сахар сладкий, а перец - …. (горький).
Летом листья зеленые, а осенью (желтые).
Дорога широкая, а тропинка. (узкая).
Дидактическая игра «Кто больше назовет действий?»
Цели: учить подбирать глаголы, обозначающие действия, развивать память, внимание.
Ход игры: Воспитатель задает вопросы, дети отвечают глаголами. За каждый правильный ответ дети
получают фишку.
– Что можно делать с цветами? (рвать, нюхать, смотреть, поливать, дарить, сажать)
– Что делает дворник? (подметает, убирает, поливает, чистит дорожки от снега)
–
Дидактическая игра «Какое что бывает?»
Цели: учить классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу; сравнивать,
сопоставлять, подбирать как можно больше наименований, подходящих под это определение;
развивать внимание.
Ход игры: Расскажите, что бывает:
зеленым — огурец, крокодил, листик, яблоко, платье, елка ….
широким — река, дорога, лента, улица …
Выигрывает тот, кто больше назовет слов.
Дидактическая игра «Игра в загадки»
Цели: расширять запас существительных в активном словаре.
Ход игры: Дети сидят на скамейке. Воспитатель загадывает загадки. Отгадавший ребенок выходит и
сам загадывает загадку. За отгадывание загадки он получает по одной фишке. Выигрывает тот, кто
наберет больше фишек.
Дидактическая игра «Подбери слово»
Цель: учить детей уточнять смысл с помощью прилагательных.
Правила: подбирать наиболее точные слова.
Ход игры: Воспитатель приносит куклу Марину и просит детей поиграть с ней в слова. Марина будет
рассказывать историю, а дети должны подбирать уточняющие слова, чтобы ее смысл стал более
понятен.
Марина: Я купила арбуз. Но он не помещался в сумке, потому что он был … (большой). Я еле
принесла его домой, разрезала и обрадовалась, потому что он оказался такой (красный). Я нарезала его
дольками и угостила брата Лешу. Леша съел кусок и причмокнул губами. Я поняла, что арбуз был
очень (вкусный).
Воспитатель предлагает каждому ребенку рассказать о своей покупке. Дети с помощью воспитателя
рассказывают свои истории, а Марина подбирает слова. Если слово подобрано неверно, педагог
поднимает желтую карточку.
Дидактическая игра «Подскажи словечко»
Цель: развитие мышления, быстроты реакции.
Ход игры: педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает: – Ворона каркает, а сорока?
Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить: – Сорока стрекочет. Примеры вопросов: – Сова летает, а
кролик? – Корова ест сено, а лиса? – Крот роет норки, а сорока? – Петух кукарекает, а курица? –
Лягушка квакает, а лошадь? – У коровы телёнок, а у овцы? – У медвежонка мама медведица, а у
бельчонка?
Дидактическая игра «Лови да бросай – цвета называй»
Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет.
Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.
Ход игры: педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок,
возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному педагог: - Дети:
Красный - мак, огонь, флаг. Оранжевый - апельсин, морковь, заря. Жёлтый - цыплёнок, солнце, репа.
Зелёный - огурец, трава, лес. Голубой - небо, лёд, незабудки. Синий - колокольчик, море, небо.
Фиолетовый - слива, сирень, сумерки.
Дидактическая игра «Четвёртый лишний»
Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к
обобщению.
Ход игры: педагог, бросая мяч ребёнку, называет четыре слова и просит определить, какое слово
лишнее. Например: голубой, красный, зелёный, спелый. Кабачок, огурец, тыква, лимон. Пасмурно,
ненастно, хмуро, ясно.
Дидактическая игра «Один – много»
Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.
Ход игры: педагог бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети
бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Пример: Стол – столы, стул
– стулья. Гора – горы, лист – листья. Дом – дома, носок – носки. Глаз – глаза, кусок – куски. День –
дни, прыжок – прыжки. Сон – сны, гусёнок – гусята. Лоб – лбы, тигрёнок – тигрята.
Дидактическая игра «Подбери признаки»
Цель: активизация глагольного словаря.
Ход игры: педагог задаёт вопрос «Что умеют делать белки?» Дети отвечают на вопрос и находят
картинку к заданному вопросу. Примерные ответы: Белки умеют прыгать с сучка на сучок. Белки
умеют делать тёплые гнёзда.
Дидактическая игра «Близко - далеко»
Цель: развитие слухового внимания, остроты слуха.
Ход игры: педагог за ширмой производит звучание большой или маленькой игрушкой. Дети по силе
звучания определяют размер игрушки (большая или маленькая)
Дидактическая игра «Назови ласково»
Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных
суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.
Ход игры: педагог, бросая мяч ребёнку, называет первое слово (например, шар, а ребёнок, возвращая
мяч, называет второе слово (шарик). Слова можно сгруппировать по сходству окончаний. Столстолик, ключ-ключик. Шапка-шапочка, белка-белочка. Книга-книжечка, ложка-ложечка. Головаголовка, картина- картинка. Мыло-мыльце, зеркало-зеркальце. Кукла-куколка, свёкла-свёколка.
Коса-косичка, вода-водичка. Жук-жучок, дуб-дубок. Вишня-вишенка, башня-башенка. Платьеплатьице, кресло-креслице.
Дидактическая игра «Закончи предложение» II
Цель: развивать умение употреблять в речи сложноподчиненные предложения.
Ход игры: предложить детям закончить предложения:
Мама положила хлеб…куда? (В хлебницу)
Брат насыпал сахар…куда? (В сахарницу)
Бабушка сделала вкусный салат и положила его…куда? (В салатницу)
Папа принес конфеты и положил их…куда? (В конфетницу)
Марина не пошла сегодня в школу, потому что… (заболела)
Мама пошла на рынок, чтобы… (купить продукты)
Кошка забралась на дерево, чтобы… (спастись от собак)
Дидактическая игра «Испорченный телефон»
Цель: развивать у детей слуховое внимание.
Правила: Передавать слово надо так, чтобы рядом сидящие дети не слышали. Кто неправильно
передал слово, т. е. испортил телефон, пересаживается на последний стул.
Ход игры: шепотом передавать слово на ухо рядом сидящему игроку. Ход игры. Дети выбирают
ведущего при помощи считалочки. Все садятся на стулья, поставленные в ряд. Ведущий тихо (на ухо)
говорит какое-либо слово рядом сидящему, тот передает его следующему и т. д. Слово должно дойти
до последнего ребёнка. Ведущий спрашивает у последнего: «Какое ты услышал слово?» Если тот
скажет слово, предложенное ведущим, значит, телефон исправен. Если же слово не то, водящий
спрашивает всех по очереди (начиная с последнего) какое они услышали слово. Так узнают, кто
напутал, «испортил телефон». Проигравший, занимает место последнего в ряду.
Дидактическая игра «Выдели слово»
Цели: учить детей отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое
внимание.
Ход игры: Воспитатель произносит слова и предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они
услышат слова, в которых есть звук «з» (песня комарика). (Зайка, мышка, кошка, замок, коза, машина,
книга, звонок)
Воспитатель должен произносить слова медленно, после каждого слова делать паузу, чтобы дети
могли подумать.