Картотека дидактических игр по развитию речи
 для средней группы
  Дидактическая игра «Найди ошибку»
 Цели: учить отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание.
 Ход игры: Воспитатель показывает игрушку и называет заведомо неправильное действие, которое
 якобы производит это животное. Дети должны ответить, правильно это или нет, а потом перечислить
 те действия, которые на самом деле может совершать данное животное. Например: «Собака читает.
 Может собака читать?» Дети отвечают: «Нет». А что может делать собака? Дети перечисляют.
 Затем называются другие животные.
 Дидактическая игра «Доскажи слово»
 Цели: учить отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание.
 Ход игры: Воспитатель произносит фразу, но не договаривает слог в последнем слове. Дети должны
 закончить это слово.
 Ра-ра-ра — начинается иг ….
 Ры-ры-ры — у мальчика ша.
 Ро-ро-ро — у нас новое вед.
 Ру-ру-ру — продолжаем мы иг.
 Ре-ре-ре — стоит дом на го.
 Ри-ри-ри — на ветках снеги.
 Ар-ар-ар — кипит наш само.
 Ры-ры-ры — детей много у го.
 Дидактическая игра «Какая, какой, какое?»
 Цели: учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать
 усвоенные ранее слова.
 Ход игры: Воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди называют как можно
 больше признаков, соответствующих данному предмету. Белка — рыжая, шустрая, большая,
 маленькая, красивая.
 Пальто — теплое, зимнее, новое, старое ….
 Мама — добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая …
 Дом — деревянный, каменный, новый, панельный …
 Дидактическая игра «Закончи предложение» I
 Цели: учить дополнять предложения словом противоположного значения, развивать внимание.
 Ход игры: Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят слова с
 противоположным значением.
 Сахар сладкий, а перец - …. (горький).
 Летом листья зеленые, а осенью (желтые).
 Дорога широкая, а тропинка. (узкая).
 Дидактическая игра «Кто больше назовет действий?»
 Цели: учить подбирать глаголы, обозначающие действия, развивать память, внимание.
 Ход игры: Воспитатель задает вопросы, дети отвечают глаголами. За каждый правильный ответ дети
 получают фишку.
 – Что можно делать с цветами? (рвать, нюхать, смотреть, поливать, дарить, сажать)
 – Что делает дворник? (подметает, убирает, поливает, чистит дорожки от снега)
 –
 Дидактическая игра «Какое что бывает?»
 Цели: учить классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу; сравнивать,
 сопоставлять, подбирать как можно больше наименований, подходящих под это определение;
 развивать внимание.
 Ход игры: Расскажите, что бывает:
 зеленым — огурец, крокодил, листик, яблоко, платье, елка ….
 широким — река, дорога, лента, улица …
 Выигрывает тот, кто больше назовет слов.
 Дидактическая игра «Игра в загадки»
 Цели: расширять запас существительных в активном словаре.
 Ход игры: Дети сидят на скамейке. Воспитатель загадывает загадки. Отгадавший ребенок выходит и
 сам загадывает загадку. За отгадывание загадки он получает по одной фишке. Выигрывает тот, кто
 наберет больше фишек.
 Дидактическая игра «Подбери слово»
 Цель: учить детей уточнять смысл с помощью прилагательных.
 Правила: подбирать наиболее точные слова.
 Ход игры: Воспитатель приносит куклу Марину и просит детей поиграть с ней в слова. Марина будет
 рассказывать историю, а дети должны подбирать уточняющие слова, чтобы ее смысл стал более
 понятен.
 Марина: Я купила арбуз. Но он не помещался в сумке, потому что он был … (большой). Я еле
 принесла его домой, разрезала и обрадовалась, потому что он оказался такой (красный). Я нарезала его
 дольками и угостила брата Лешу. Леша съел кусок и причмокнул губами. Я поняла, что арбуз был
 очень (вкусный).
 Воспитатель предлагает каждому ребенку рассказать о своей покупке. Дети с помощью воспитателя
 рассказывают свои истории, а Марина подбирает слова. Если слово подобрано неверно, педагог
 поднимает желтую карточку.
 Дидактическая игра «Подскажи словечко»
 Цель: развитие мышления, быстроты реакции.
 Ход игры: педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает: – Ворона каркает, а сорока?
 Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить: – Сорока стрекочет. Примеры вопросов: – Сова летает, а
 кролик? – Корова ест сено, а лиса? – Крот роет норки, а сорока? – Петух кукарекает, а курица? –
 Лягушка квакает, а лошадь? – У коровы телёнок, а у овцы? – У медвежонка мама медведица, а у
 бельчонка?
 Дидактическая игра «Лови да бросай – цвета называй»
 Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет.
 Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.
 Ход игры: педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок,
 возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному педагог: - Дети:
 Красный - мак, огонь, флаг. Оранжевый - апельсин, морковь, заря. Жёлтый - цыплёнок, солнце, репа.
 Зелёный - огурец, трава, лес. Голубой - небо, лёд, незабудки. Синий - колокольчик, море, небо.
 Фиолетовый - слива, сирень, сумерки.
 Дидактическая игра «Четвёртый лишний»
 Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к
 обобщению.
 Ход игры: педагог, бросая мяч ребёнку, называет четыре слова и просит определить, какое слово
 лишнее. Например: голубой, красный, зелёный, спелый. Кабачок, огурец, тыква, лимон. Пасмурно,
 ненастно, хмуро, ясно.
 Дидактическая игра «Один – много»
 Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.
 Ход игры: педагог бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети
 бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Пример: Стол – столы, стул
 – стулья. Гора – горы, лист – листья. Дом – дома, носок – носки. Глаз – глаза, кусок – куски. День –
 дни, прыжок – прыжки. Сон – сны, гусёнок – гусята. Лоб – лбы, тигрёнок – тигрята.
 Дидактическая игра «Подбери признаки»
 Цель: активизация глагольного словаря.
 Ход игры: педагог задаёт вопрос «Что умеют делать белки?» Дети отвечают на вопрос и находят
 картинку к заданному вопросу. Примерные ответы: Белки умеют прыгать с сучка на сучок. Белки
 умеют делать тёплые гнёзда.
 Дидактическая игра «Близко - далеко»
 Цель: развитие слухового внимания, остроты слуха.
 Ход игры: педагог за ширмой производит звучание большой или маленькой игрушкой. Дети по силе
 звучания определяют размер игрушки (большая или маленькая)
 Дидактическая игра «Назови ласково»
 Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных
 суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.
 Ход игры: педагог, бросая мяч ребёнку, называет первое слово (например, шар, а ребёнок, возвращая
 мяч, называет второе слово (шарик). Слова можно сгруппировать по сходству окончаний. Столстолик, ключ-ключик. Шапка-шапочка, белка-белочка. Книга-книжечка, ложка-ложечка. Головаголовка, картина- картинка. Мыло-мыльце, зеркало-зеркальце. Кукла-куколка, свёкла-свёколка.
 Коса-косичка, вода-водичка. Жук-жучок, дуб-дубок. Вишня-вишенка, башня-башенка. Платьеплатьице, кресло-креслице.
 Дидактическая игра «Закончи предложение» II
 Цель: развивать умение употреблять в речи сложноподчиненные предложения.
 Ход игры: предложить детям закончить предложения:
 Мама положила хлеб…куда? (В хлебницу)
 Брат насыпал сахар…куда? (В сахарницу)
 Бабушка сделала вкусный салат и положила его…куда? (В салатницу)
 Папа принес конфеты и положил их…куда? (В конфетницу)
 Марина не пошла сегодня в школу, потому что… (заболела)
 Мама пошла на рынок, чтобы… (купить продукты)
 Кошка забралась на дерево, чтобы… (спастись от собак)
 Дидактическая игра «Испорченный телефон»
 Цель: развивать у детей слуховое внимание.
 Правила: Передавать слово надо так, чтобы рядом сидящие дети не слышали. Кто неправильно
 передал слово, т. е. испортил телефон, пересаживается на последний стул.
 Ход игры: шепотом передавать слово на ухо рядом сидящему игроку. Ход игры. Дети выбирают
 ведущего при помощи считалочки. Все садятся на стулья, поставленные в ряд. Ведущий тихо (на ухо)
 говорит какое-либо слово рядом сидящему, тот передает его следующему и т. д. Слово должно дойти
 до последнего ребёнка. Ведущий спрашивает у последнего: «Какое ты услышал слово?» Если тот
 скажет слово, предложенное ведущим, значит, телефон исправен. Если же слово не то, водящий
 спрашивает всех по очереди (начиная с последнего) какое они услышали слово. Так узнают, кто
 напутал, «испортил телефон». Проигравший, занимает место последнего в ряду.
 Дидактическая игра «Выдели слово»
 Цели: учить детей отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое
 внимание.
 Ход игры: Воспитатель произносит слова и предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они
 услышат слова, в которых есть звук «з» (песня комарика). (Зайка, мышка, кошка, замок, коза, машина,
 книга, звонок)
 Воспитатель должен произносить слова медленно, после каждого слова делать паузу, чтобы дети
 могли подумать.