Просмотр содержимого документа
«Как помочь ребенку заговорить!»
Как помочь ребенку заговорить!
Скорюпина Валентина Анатольевна,
воспитатель МКОУ Прогимназия № 1
В последнее время резко возросло количество детей раннего возраста с задержкой речевого развития поэтому особенное внимание при работе с детьми уделяю этой области с помощью развития мелкой моторики рук.
Учеными давно уже доказана теснейшая связь между развитием движения рук и формированием произношения, где движения играют стимулирующую роль. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребенка, тем быстрее он начинает говорить. Активная речь начинает формироваться, когда движение пальцев рук ребенка достигает достаточной силы и точности.
В работе по развитию речи использую самые разные виды игр, направленные на развитие мелкой моторики моих воспитанников:
Игры-подражания с речевым сопровождением.
Пальчиковые игры: это уникальное средство для развития речи, стимулируют речевое развитие, улучшают артикуляционную моторику, подготавливают кисть к письму и повышают работоспособность коры головного мозга.
Игры с различными предметами и материалами: это игры со счетными палочками, конструктором, брусками, мячами с шипами.
Игры с бусинками «Разноцветные бусы»: помогают скоординировать движения обеих рук. Ребенку предлагаются для нанизывания на веревочку бусы с отверстием разного диаметра и глубины, что способствует совершенствованию координации системы «глаз-рука». В этой детской игре формируется не только ручная умелость, но и сенсорные эталоны (цвет, форма, величина). Работу начинаем с более легких заданий: бусинки – крупные, диаметр шнурка большой; далее, чередуем крупные и мелкие бусинки. И только после этого переходим к сложным заданиям: мелкие бусинки геометрических форм с очень маленьким отверстием и леска.
Игры-шнуровки, которые развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; развивают пространственное ориентирование, способствуют развитию речи; развивают творческие способности; усидчивость. Такие игры способствуют улучшению координации движений, гибкости кисти и раскованности движений вообще. Например, «Ежик», «Жук», «Улитка», «Бабочка», «Домик», «Пуговица», «Колобок» и другие.
Игры с прищепками, которые помогают развивать мелкую моторику, пространственное воображение, способствуют развитию интеллекта и мышления, а также становлению речи. Например, «Ежик», «Солнце», «Дерево», «Найди прищепку».
Игры с песком: в летний период провожу во время прогулок, а зимой – в дидактическом центре воды и песка, который находиться у нас в группе. Игры с песком благотворно влияют на детей. Частички песка активизируют нервные окончания на пальчиках и ладонях, снимают стресс и стабилизируют эмоциональное состояние ребенка. А еще комплекс помогает детям всесторонне развиваться: расширяется кругозора, развивается логическое мышление и наблюдательность, проявляются лидерские качества и творческие способности. Во время таких игр предлагаю детям пересыпать песок из ладошки в ладошку, заполнять в формочки, прятать в него игрушки, а еще строить дома и разрушать их. Постройки из песка можно считать началом конструирования, оно заставляет детей сосредоточиться.
Кроме игр с детьми провожу непосредственную образовательную деятельность:
рисование: красками, карандашами, фломастерами;
лепку из пластилина;
конструирование из кубиков, блоков, конструктора, брусков.
Такие занятия способствуют развитию мелкой моторики рук, а это влияет на речевое развитие ребенка.
Таким образом, в результате накопленного опыта работы пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей 2 – 3 лет положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, способствует формированию интеллектуальных способностей и сохранению их физического и психического здоровья.