kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Из опыта работы: «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ДЕТЕЙ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа в режиме  ФГОС требует от нас поиска инновационных средств, методов и приемов, направленных на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Успешно эти задачи решаются через использование в работе проектного метода. Данная разработка будет интересна музыкальным руководителям, воспитателям.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ДЕТЕЙ»

Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, личность активную, ищущую.

Работа в режиме ФГОС требует от нас поиска инновационных средств, методов и приемов, направленных на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Успешно эти задачи решаются через использование в работе проектного метода - инновационного и актуального, так как он влияет на качество образования, профессионализм и компетентность педагогов, способствует развитию креативности, объединяет знания, полученные педагогами в ходе методических мероприятий.

Особенностью проектной деятельности дошкольников является то, что в ходе ее реализации в образовательном процессе детского сада взрослыми создаются различные ситуации, побуждающие ребенка самостоятельно мыслить, находить и решать элементарные познавательные проблемы воплощать идеи на практике, стимулируют его активность и инициативность.

Работа над музыкально-эстетическим проектом включает составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов:

ПРОЕКТ-это «пять П»

  1. Проблема- постановка цели;

  2. Планирование- разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта; организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности; организация развивающей, познавательной, предметной среды;

  3. Поиск информации- поиск форм реализации проекта;

  4. Продукт- работа над частями проекта, коррекция;

  5. Презентация- коллективная реализация проекта, его демонстрация.

Шестое «П» это портфолио проекта, папка, в которой собраны рабочие материалы, в том числе планы, отчеты, рисунки, схемы, карты, таблицы

Основная цель музыкально эстетического проекта формирование у детей основ музыкальной, художественной и эстетической культуры, создание богатого внутреннего мира ребёнка, развитие творческого потенциала детей в различных видах деятельности.

Задачи:

  • обеспечение эмоционально психологического благополучия и здоровья детей;

  • формирование музыкально эстетического сознания;

  • накопление ребёнком опыта восприятия искусства;

  • обогащение словаря детей;

  • развитие творческого воображения;

  • развитие ассоциативного мышления;

  • активизация проявлений творчества;

  • развитие коммуникативности. 

Принципы реализации проектов:

  • системность;

  • сезонность;

  • учёт возрастных особенностей;

  • интеграция;

  • координации деятельности педагогов;

  • преемственность взаимодействия с ребёнком в условиях ДОУ и семье.

По типу, проекты можно сгруппировать так:

1.по доминирующему методу:

• исследовательские,

• информационные,

• творческие,

• игровые,

• приключенческие,

• практико-ориентированные.

2.по характеру содержания:

• включают ребенка и его семью,

• ребенка и природу,

• ребенка и рукотворный мир,

• ребенка, общество и его культурные ценности.

3. по характеру участия ребенка в проекте:

• заказчик,

• эксперт,

• исполнитель,

• участник от зарождения идеи до получения результата.

4.по характеру контактов:

• осуществляется внутри одной возрастной группы,

• в контакте с другой возрастной группой,

• внутри ДОУ,

• в контакте с семьей,

• учреждениями культуры,

• общественными организациями (открытый проект).

5.по количеству участников:

• индивидуальный,

• парный,

• групповой,

• фронтальный.

6.по продолжительности:

• краткосрочный, (1-2 недели, месяц)

• средней продолжительности, (2-3 месяца)

• долгосрочный. (учебный год)

Эффективность проектной деятельности обусловлена особым взаимопроникновением разных разделов образовательной программы друг в друга. Решая поставленные задачи, воспитатели и музыкальный руководитель тесно сотрудничают в рамках подготовки и реализации проектов. Например, работая над проектом «Времена года» музыкальный руководитель включает в разные разделы организованной образовательной деятельности произведения, дающие детям полное представление о соответствующем времени года, а в познавательной ООД и художественном творчестве воспитатели знакомят детей с образами времён года на примерах произведений писателей, поэтов и художников. Родители принимают участие в различных конкурсах, помогают изготавливать атрибуты, шьют соответствующие костюмы. Предметно пространственная среда меняется в соответствии с сезоном. Такое «проектное» управление музыкально – образовательным процессом в детском саду способствует дальнейшему совершенствованию музыкально – образовательной работы с детьми дошкольного возраста в современной системе образования. 

Метод проектной деятельности в своей работе я использую, начиная с младшей группы. В три года ребёнок воспринимает окружающий мир через игру, поэтому очень важно, чтобы краски, звуки пришли к нему как увлекательный игровой материал. Для этого возраста уместны игровые типы проектов в которых используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы. Это проекты с тематикой игры-сказки: «Кого встретил колобок», «Теремок», связанные со звуком, цветом, эмоциональным настроением.

В качестве примера проекта доминирующей деятельности для музыкальных руководителей могут быть проекты по восприятию музыки, либо развитию каких-либо исполнительских навыков, т. е. такие проекты, в которых присутствует какой-либо вид доминирующей деятельности.

Одним из интересных и действенных способов развитие музыкальных способностей детей является экспериментирование со звуками и музыкальными инструментами. Любознательность детей, желание узнать новое и интересное из мира волшебных звуков послужило поводом для разработки и реализации долгосрочного проекта «В поиске звуков».

Характеристика проекта:

Тип проекта: творческий - исследовательски

По времени: долгосрочный

Цель проекта: способствовать развитию у детей познавательной активности, развитие интереса и потребности детей в творческом самовыражении, умение слушать, воспринимать и экспериментировать звуки окружающего мира.

По количеству участников: групповой

Участники проекта: дети, музыкальный руководитель, воспитатель, родители воспитанников

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие



Работа над проектом проходила в несколько этапов. Совместно с детьми определили тему проекта, собрали информацию. Используя, так называемую модель «трех вопросов». Что мы знаем? Что мы ещё хотим узнать? Как мы это можем узнать?

Далее был разработан цикл занятий, подобран музыкальный репертуар и атрибуты на основе интересов, особенностей детей и возможностей тематического проекта.

  Затем началась реализация проекта.

На занятии «Где живут звуки», прослушав аудиозапись звуков природы, улицы, человеческих голосов, музыкальных произведений, мы с детьми проанализировали их различия, выделили характеристики звуков, проводили опыты со звуком «Волшебная резинка» и «Волшебный стакан», где дети узнали о происхождении звука и его свойствах.

На занятии «Как мы говорим и слышим», дети рассмотрели схему строения уха, сравнили ушные раковины у разных детей в группе, опытным путем доказали, что ухом мы не только слышим, но и можем измерять расстояние до источника звука и направление его расположения. Для этого проводилась игра «Догадайся, кто поет», «АУ» и «Далеко или близко». 

Чтобы установить зависимость качества звука от свойств используемых материалов провела занятия: «В гостях у Шуршика», «У бабушки в деревне», «Стеклянный дом», «Звонко, громко, весело». 

На занятии «Звучащее дерево», дети слушали «голоса» деревянных предметов: оконной рамы, карандашей, кубиков, шкатулок, деревянной посуды и игрушек. Опытным путем детей сравнивали голоса этих предметов, самостоятельно изучили звуковые возможности дерева, экспериментируя с деревянными предметами. 

На занятии «Бумажный карнавал», дети уже могли применять имеющиеся знания о звуке на практике и с помощью опытов с бумагой разного качества и толщины, полиэтилена, ткани дети познакомились со свойствами шуршащих, шелестящих звуков. 

На занятии «Звонко, громко, весело», в процессе экспериментирования с металлическими предметами, опытным путем детей установили, что звук у металла звонкий, яркий, его далеко слышно. Для активизации экспериментальной деятельности детям задавала вопросы: «Как еще можно поиграть на кастрюле? (сковородке, подносе и др.)», «Может быть здесь живут еще какие-нибудь звуки?». 

На занятии «Стеклянный дом» с помощью игры «Что я хочу узнать» дети учились задавать поисковые вопросы с помощью которых определили способы и приемы звукоизвлечения на стеклянных предметах, зависимость высоты звука от наполняемости стеклянной емкости водой.

На данном этапе проводила опыты и эксперименты со звуками вне занятий (в основном во время каникул), а также игры «Звуковые картины», «Угадай, что звучит», «Найди звучащий предмет», «Угадай-ка», где учились задавать познавательные вопросы и применять имеющиеся знания на практике.

Совместно с родителями изготовили из бросового материала инструменты. Изготовленные музыкальные инструменты дети с удовольствием использовали в музыкально-театральной деятельности, подыгрывая себе при исполнении знакомых попевок, сказок-шумелок, озвучивая мини-спектакли и инсценировки в театральном кружке «Лукоморье», на праздниках и развлечениях.

В результате можно отметить положительные тенденции в развитии:

  • уровня слухового восприятия и памяти детей;

  • восприятия звуков, умение их дифференцировать по качеству, свойствам и способам извлечения;

  • познавательного интереса к музыке, музыкальной восприимчивости.

Таким образом, проведя долгосрочный проект, мы убедились в том что, в процессе экспериментальной деятельности дети успешно применяли отдельные поисковые действия для решения задач, которые оказывают благоприятное влияние на развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста.

В ходе реализации проектов я пришла к выводу, что использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания.

А также делает образовательную систему дошкольного учреждения открытой для активного участия родителей.

На протяжении всего периода работы над проектом у педагога происходит повышение мотивации, интереса к профессиональной деятельности, к самообразованию. Педагог становится партнером для дошкольника, что отвечает современным принципам образования, его базовым ценностям. К педагогу приходит понимание развивающих возможностей метода проектов в работе с детьми. Проектная деятельность открывает неограниченные возможности для реализации взаимодействия музыкального руководителя и воспитателей, происходит открытие друг другу неожиданных творческих сторон личности и вдохновляет всех участников на покорение новых вершин.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Гареева Лариса Динафовна

Дата: 26.12.2021

Номер свидетельства: 596225

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(293) "ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НОО МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3  с крымскотатарским языком обучения»   городского округа Судак  В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС "
    ["seo_title"] => string(174) "organizatsiia-raboty-noo-mbou-sriedniaia-obshchieobrazovatiel-naia-shkola-3-s-krymskotatarskim-iazykom-obuchieniia-ghorodskogho-okrugha-sudak-v-usloviiakh-pieriekhoda-na-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "152899"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420915690"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "ФГОС. Что измелось на уроке? "
    ["seo_title"] => string(28) "fgos-chto-izmielos-na-urokie"
    ["file_id"] => string(6) "221796"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1435582383"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "ФГОС. Что изменилось на уроке? "
    ["seo_title"] => string(30) "fgos-chto-izmienilos-na-urokie"
    ["file_id"] => string(6) "221797"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1435582546"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Материал к лекторию по теме "Этика семейных взаимоотношений" "
    ["seo_title"] => string(68) "matierial-k-liektoriiu-po-tiemie-etika-siemieinykh-vzaimootnoshienii"
    ["file_id"] => string(6) "232052"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442740017"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства