Исследовательско – творческий проект в средней группе «Снег, снежок…»
Исследовательско – творческий проект в средней группе «Снег, снежок…»
Актуальность темы: гуляя с детьми на улице и рассматривая снежинки детей заинтересовал вопрос: «Из чего состоит снег? Что с ним происходит в природе?» Мы решили путём экспериментирования разобраться в свойствах снега.
Цель проекта: Обобщать и расширять знания и представления детей о неживой природе – о снеге.
Задачи проекта:
- создать условия для познавательного интереса
- познакомить детей со свойствами снега (цвет, запах)
- уточнить значение снега
Предполагаемый результат:
- расширить и углубить знания детей о снеге, снежинках
- закрепить и расширить представления детей о значении снега в неживой и живой природе
Продукт проектной деятельности: Выставка детских работ «Снежинки»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Исследовательско – творческий проект в средней группе «Снег, снежок…»»
Исследовательско – творческий проект в средней группе «Снег, снежок…»
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Вид проекта: исследовательско- творческий
Продолжительность: средней длительности (декабрь- февраль)
Актуальность темы: гуляя с детьми на улице и рассматривая снежинки детей заинтересовал вопрос: «Из чего состоит снег? Что с ним происходит в природе?» Мы решили путём экспериментирования разобраться в свойствах снега.
Цель проекта: Обобщать и расширять знания и представления детей о неживой природе – о снеге.
Задачи проекта:
- создать условия для познавательного интереса
- познакомить детей со свойствами снега (цвет, запах)
- уточнить значение снега
Предполагаемый результат:
- расширить и углубить знания детей о снеге, снежинках
- закрепить и расширить представления детей о значении снега в неживой и живой природе
Продукт проектной деятельности: Выставка детских работ «Снежинки»
План реализации проекта в средней группе «Снег, снежок…»
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ПРОЕКТА
1.Подборка методической литературы и художественного слова
2.Создание экспериментальной деятельности для опытов со снегом в группе
3.Рассматривание картин, фотографий и иллюстраций, связанных с объектом неживой природы – снегом
4.Подбор подвижных и речевых игр
5.Составление конспектов тематических занятий по разным разделам программы
6.Подбор экспериментов со снегом
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭТАП ПРОЕКТА
Тематическое планирование занятий и опытов к проекту.
Раздел программы
Тема занятия
Программные задачи
Ознакомление с окружающим миром
Что мы знаем о снеге?
Уточнить знания детей о снеге, его значении для всего живого; познакомить детей со свойствами снега (цвет, запах); развивать мышление, речь; активизировать детский словарь: лёгкий, серебристый, пушистый, резная.
Художественная литература
Чтение стихотворений К. Бальмонта «Снежинка», И. Сурикова «Зима», Я.Аким «Первый снег», рассказа Н.Гуревой «Снег»
Показать особенность литературных произведений, раскрыть многообразие литературного слова; уточнять и расширять представления детей о снежинках; обогащать словарь детей, упражнять в подборе эпитетов, сравнений; развивать чувство интонации; воспитывать любовь к литературе, чуткость к художественному слову
Отгадывание загадок
Учить детей отгадывать загадки, анализируя все названные признаки предмета; понимать смысл образных выражений
Изобразительная деятельность
Аппликация «Весёлые снежинки»
Закреплять умение детей вырезывать полоски шириной 0,5 см и длиной 5 см из белой бумаги и наклеивать крест- накрест; развивать у детей творчество, мелкую моторику пальцев рук
Рисование «Украсим варежку снежинками»
Продолжать учить детей пользоваться палитрой, кисточкой; учит изображать прямые, наклонные, волнообразные линии; закреплять знания о снежинках и их форме; развивать у детей фантазию и воображение
Лепка «Снежинки»
Продолжать учить скатывать колбаски и конструировать из них задуманный предмет в виде барельефа (изображение выступает над плоскостью фона); развивать мелкую моторику пальцев, глазомер и воображение; воспитывать аккуратность
Знакомство с окружающим миром
Наблюдение в природе за первым снегом
Продолжать знакомить с природными явлениями; закреплять представление о снеге
Наблюдение за снежинками
Формировать умение видеть красоту окружающей природы; знакомить со свойствами снега
Наблюдение за снежинками через лупу
Развивать наблюдательность и любознательность в процессе ознакомления с явлениями природы; формировать умение видеть прекрасное в окружающем мире
Игры и упражнения к проекту
Виды игр и упражнений
Название
Цели
Речевые упражнения
Я начну, а вы заканчивайте
Подбор качественных прилагательных и наречий
Поможем зиме
Подбор прилагательных и глаголов к слову «снежинка»
Придумай слово
Подбор однокоренных слов
Речевое упражнение для коррекции зрения
Снежинка
Расслабление и укрепление глазных мышц, снятие зрительного напряжения
Дыхательное упражнение
Снежинки
Учить правильному дыханию
Подвижные и малоподвижные игры
Найди пару
Учить быстро бегать, не мешая друг другу; совершенствовать умение составлять пары снежинок по заданию; развитие внимания, наблюдательности
Снежинки и ветер
Совершенствовать умение действовать по сигналу
Мы снежинки, мы пушинки
Имитировать движения снежинок
Пальчиковая гимнастика
«Снежок», «Снегопад»
Развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ПРОЕКТА
Итоговое занятие по теме ««Снег, снежок»
Закрепить знания детей о снежинках, об их строении; о свойствах снега
Организация выставки детских работ «Такие разные снежинки»
Раскрытие творческого потенциала детей
Список используемой литературы:
Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 4-5 лет,- Волгоград, Учитель – 2006г.
Организация деятельности детей на прогулке. Средняя группа/ авт. – сост. Т.Г. Кобзева, И.А. Холодова, Г.С. Александрова. – изд.2-е. – Волгоград: Учитель, 2013.
Уланова А.А. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3-7 лет/ А.А. Уланова, С.О. Иордан. – СПб.: Детство – Пресс, 2008.
Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! – СПб.: Детство – Пресс, 2007.
ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОЕКТУ
Опыты к проекту
Опыт «Таяние снега»
Цель: Знакомство со свойствами снега
Ход опыта: Набрать на прогулке вместе с детьми снег в стеклянную баночку. Принести в группу и поставить в тёплое место. От комнатной температуры снег растает, образуется вода. Обратить внимание детей на то, что вода грязная.
Вывод: Снег под действием температуры тает, превращаясь в воду.
Опыт «Рассматривание снежинки»
Цель: Знакомство со строением снежинки, со свойствами снега
Ход опыта: Рассмотрите снежинки на тёмных варежках или рукавах, на что похожи, найдите одинаковые по внешнему виду. Снимите варежки и поймайте снежинки на ладонь, посмотрите, что с ними станет.
Вывод: Одинаковых снежинок не существует. Снег – это замерзшая вода, но его нельзя брать в рот, несмотря на то, что он выглядит белым. Снег грязный, так как, летя по воздуху, он собирает частички пыли и вредных веществ из воздуха.
Игры и упражнения к проекту
Подвижная игра «Найди пару»
Цель: Учить быстро бегать, не мешая друг другу; находить одинаковые пары снежинок
Ход игры: Воспитатель раздаёт картинки с парными снежинками по количеству играющих. По сигналу воспитателя дети бегают, при звуке бубна находят себе пару по форме снежинки и берутся за руки.
Подвижная игра «Снежинки и ветер»
Цель: Развитие двигательных навыков
Ход игры: Дети собираются в кружок и берутся за руки. По сигналу воспитателя: «Ветер задул сильный, сильный. Разлетайтесь снежинки!» - разбегаются в разных направлениях по площадке, расправляют руки в стороны, покачиваются, кружатся. Воспитатель говорит «Ветер стих! Возвращайтесь, снежинки, в кружок!» - дети сбегаются в кружок и берутся за руки.
Дыхательное упражнение «Снежинки»
Цель: Учить правильному дыханию
Ход упражнения: Воспитатель даёт детям кусочки ваты и говорит: «Это у нас снежинка. Посмотрите, как она летает (кладёт ватку на ладонь, а затем сдувает её с руки). Попробуйте и вы также подуть на снежинку».
Выдох только через рот, выдох должен быть плавным, длительным; вдох спокойным, через нос.
Речевое упражнение для коррекции зрения «Снежинка»
Мы снежинку увидали,
Со снежинкою играли (Дети берут снежинку в руку. Вытянуть её вперёд – сфокусировать на ней свой взгляд)
Снежинки вправо полетели.
Дети вправо посмотрели (выполняют по тексту).
Вот снежинки полетели.
Глазки влево посмотрели.
Ветер снег вверх поднимал
И на землю опускал.
Вперёд, назад, кругом и вниз
И на землю улеглись (дети закрывают глаза).
Речевые упражнения
«Я начну, а вы заканчивайте, хором дружно отвечайте:
Очень гладкий, (гладят одной ладонью другу ) И совсем-совсем не сладкий. (Грозят пальчиком ) Раз — подбросим. (Смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок)
Два — поймаем. (Приседают, ловят воображаемый снежок)
Белых хлопьев белый пух плавно и спокойно (Вращают кисть руки ) Над деревьями кружит и над колокольней.(Руки вверх ) Каждый дом и каждый куст греют, одевают (Показывают крышу дома ) Снеговая шубка и шапка снеговая. (Показывают шубку и шапку)
Белых хлопьев белый пух с неба валит валом, (Показывают, как падает снег) Укрывая белый свет белым одеялом,(Поглаживают одну ладонь другой) Чтобы слева, впереди, позади и справа ( Показывают направления) Сладко спали до весны дерева и травы.( Показывают, как спят) Это сколько ж наметет снега за ночь-то! (Руки у щек, покачивают головой) Это как же полетят с горки саночки! (Левой ладонью проводят сверху вниз по правой руке)