Просмотр содержимого документа
«Использование здоровьесберегающих аспектов в образовательной деятельности ДОУ.»
Раслова Л.П., воспитатель МАДОУ « ЦРР - детский сад № 4»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ АСПЕКТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ.
Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого счастья. Оно представляет собой не только биологическую, но и социальную категорию, характеризуется уравновешенностью с окружающей средой, состоянием телесного, душевного, нравственного и социального благополучия. Приоритетным направлением работы нашего МАДОУ «ЦРР – детский сад № 4» является здоровьесбережение, т.к. в настоящее время нет более важного вопроса, чем сохранение здоровья детей.
Здоровьесбережение сегодня становится все более актуальной темой. В последние годы в структуре заболеваемости детей все большее значение приобретают социальные и поведенческие факторы. Великий русский ученый И.П.Павлов не раз говорил, что ничто так не облегчает работу нервных клеток головного мозга, как определенный распорядок жизни. Действительно, должно быть место и умственной деятельности, и физической, и посильному труду, и любимому делу. И поэтому организация режима дня маленького растущего человека - это одно из главных условий для сохранения и укрепления здоровья. Задача родителей и воспитателей – перевести навыки и умения в привычки. Дело в том, что многие наши потребности напрямую связаны с наличием у нас привычек здорового образа жизни. У ребенка с самого раннего возраста формируют знания о здоровье, здоровом образе жизни и здоровом поведении (на доступном ребенку уровне).
Однако здоровье – явление самостоятельное и многоаспектное. Каждый человек здоров условно, и каждый может быть здоровым в определенных условиях. Строго объективных критериев здоровья нет – существует более 300 определений здоровья. Наиболее распространенным является определение Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ): «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Давая определение здоровья, большинство педагогов имеет в виду физическую составляющую, забывая о социально – психологической и духовно – нравственной. Важно переломить эту тенденцию и руководствоваться определением здоровья как многогранного понятия, включающего психический, социально – педагогический и духовно – нравственный аспекты.
Слово «аспект» в переводе с латинского означает «вид, облик, взгляд, точка зрения», т.е. рассматривание данного вопроса с определенной позиции.
Итак, рассмотрим физическое здоровье дошкольника. Важнейшим аспектом работы по оздоровлению детей дошкольного возраста является формирование правильной осанки. Исследования современных ученых свидетельствуют о том, что дети в настоящее время в большинстве своем испытывают большой «двигательный дефицит». Ни для кого не секрет, что и в дошкольных учреждениях, и дома дети большую часть времени проводят в статичном положении. Это существенно увеличивает нагрузку на определенные группы мышц, что вызывает их быстрое утомление. Значительно снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что, в свою очередь, влечет за собой нарушение осанки, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движений, искривление позвоночника (сколиоз). Как развивается сколиоз? Мышечный корсет ребенка очень слаб, поэтому позвоночник легко отклоняется от правильного положения. Наша задача – укрепление мышц спины, чтобы позвоночник фиксировался мышечным корсетом в правильном положении.
В настоящее время в нашем МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 4» сложилась эффективная система физкультурно – оздоровительных мероприятий, которые предлагают решать проблему в данном аспекте. Это утренняя гимнастика, физкультминутки и динамические паузы на занятиях, физкультурные занятия (с использованием комплекса упражнений ЛФК), дыхательная гимнастика, подвижные и спортивные игры, самомассаж, релаксация, упражнения на тренажерах и пр.) Ребенок среднего и старшего дошкольного возраста – это человек с постоянной потребностью в движении. Невольно вспоминаешь песенку: «…А у меня в ногах – вечный двигатель, вечный бегатель и вечный прыгатель…» Поэтому всем педагогам нужно запомнить: не наказывайте ребенка ограничением движений («Сядь!», «Угомонись!», «Стань в угол!»). Это не что иное, как физическое наказание. Разрабатывая и планируя деятельность детей в течение дня, необходимо помнить о применении физкультурно – оздоровительных технологий как одном из важнейших здоровьесберегающих аспектов. В нашем распоряжении большой выбор литературы, содержащей физкультминутки и игровые динамические паузы (сюда входят подвижные, хороводные игры, проверка осанки), оздоровительную гимнастику: пальчиковую, дыхательную, для глаз; физические упражнения для формирования правильной осанки, укрепления мышц шеи и т.д.
Еще одним из аспектов сохранения здоровья дошкольников является осмысление значения здоровья. Мы проводим беседы, которые формируют у ребенка представления о самом себе, своих физических возможностях, а также о том, что для человека полезно, а что вредно. Причем начинать следует с понятия «вредно». Например, почему для человека вредно не чистить зубы, не стричь ногти, не мыться и т.п.
Ребенок получает систему знаний о своем организме в непосредственно – образовательной деятельности, которые объединяют валеологию и курс ОБЖ. При работе в направлении социально – психологической составляющей здоровья воспитатели нашего детского сада ключают в свою деятельность цикл занятий «Познай себя» и «Уроки здоровья для дошкольников» (программа «Здоровый малыш» Л.В.Гаврючиной). Обучение детей основам культуры здоровья ведется параллельно с физическим развитием. Валеологический материал органично включается в структуру непосредственно – образовательной деятельности по физическому развитию, способствуя расширению знаний детей о строении человека, влиянии физических упражнений на организм, о безопасности жизнедеятельности. Как было сказано ранее, у ребенка должно быть не только физическое здоровье, но и психологическое. Поэтому мы постоянно должны заботиться о комфортности пребывания ребенка в детском саду, создавая ему хорошее, радостное настроение. А это, как известно, легко достигается при проведении праздников. Детям доставляют удовольствие спортивные праздники «Мама, папа, я – спортивная семья», «Весенние эстафеты», «Чемпионат веселого мяча», такие мероприятия, как праздник народной песни «Пасхальный перезвон», календарные праздники. Для сохранения психического здоровья на каникулах, которые дошкольники любят как и школьники, дети с большим удовольствием ходят на экскурсии в музеи, библиотеки, где ребята с удовольствием, а главное, с пользой для здоровья проводят время.
Еще одним важным аспектом сохранения и укрепления здоровья воспитанников является использование музыки в образовательном процессе детского сада. Музыка – феноменальное явление. Ее взаимоотношения с человеком удивительны. Мелодичные звуки вершат чудеса – в человеке пробуждается, преобразуется душа, меняется состояние, настроение…
Узбекский ученый М.Норбеков установил: «Здоровье зависит от эмоционального центра человеческого организма». Он подчеркивает: «Хаос не в мире, он внутри нас». Мы, воспитатели детского сада, разделяем его точку зрения и считаем, что упорядочить внутреннее состояние, гармонизировать эмоциональную сферу человека помогает музыка. В связи с этим важное место в практической деятельности наших педагогов отводится использованию музыки как доступному, интересному, креативному методу сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Здесь имеется в виду не только работа музыкальных руководителей (эту деятельность они знают и освещают отдельно от нас, как специалисты – музыканты), но и использование музыки во время непосредственно – образовательной деятельности по рисованию, по природному миру (например, звуки леса, пение птиц и т.д.). Мы сравнительно недавно стали использовать огромные изобразительные возможности музыкальных произведений: в «картинах природы», воплощенных в музыке, можно услышать шум дождя, свист ветра, завывание бури, грохот грома, журчание ручья и т.д. Слушая во время выполнения творческих заданий музыкальные или звуковые записи, воспитанники проникаются тем настроением, той эмоцией, которую хотят передать воспитатели для достижения нужного настроения. Получается, что музыка властвует над нашими эмоциями! А эмоции, оказывается, даже побеждают физическую боль. Получается, что музыка оказывает лечебное действие. Ученые уже доказали, что музыкальное сопровождение занятий оказывает влияние на психологическое состояние воспитанников, развивает музыкальный слух, чувство ритма, способствует повышению жизненного тонуса. Результат наблюдается по уравновешенному, доброжелательному отношению детей друг к другу,к окружающим. В этом и заключается эффективность использования музыки как важного аспекта сохранения и укрепления здоровья дошкольников.
Осветить использование всех здоровьесберегающих аспектов в воспитательно – образовательной деятельности в одной статье невозможно. Здесь рассматривалась только небольшая часть. Мы полностью разделяем точку зрения выдающегося педагога В.А.Сухомлинского, который отметил: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное и физическое развитие, прочность знаний, вера в свои силы». Мы верим, что работа воспитателей детских садов по здоровьесбережению сыграет большую роль в сохранении и укреплении здоровья воспитанников.
Литература.
Алямовская В. Инновационные подходы к организации оздоровительной деятельности в дошкольном образовательном учреждении // Дошкольное образование «Первое сентября»,№4, 5, 6, 2011г.
В.А.Доскин, Л.Г.Голубева. Растем здоровыми. М.: Просвещение, 2002г.
Кириллова Ю.А. Здоровьесберегающие технологии ДОУ. Подвижные игры как один из видов технологий сохранения и стимулирования здоровья. //Дошкольная педагогика, №9, 2011г., с.21 – 24
Сапрыкина Т.А., Якунина И.В. Использование здоровьесберегающих аспектов в образовательной деятельности учреждения дополнительного образования детей. // Методист, №7, 2012, с. 47 - 48