«Использование подвижных игр как средства развития психофизических способностей дошкольников»
«Использование подвижных игр как средства развития психофизических способностей дошкольников»
В Государственном образовательном стандарте дошкольного образования в образовательной отрасли «Физическое развитие» говорится о роли подвижной игры. Подвижная игра является незаменимым средством физического развития.
И так подвижная игра – это сознательная, активная двигательная деятельность детей, направленная на решение двигательных задач, выполнение двигательных правил и совершенствование двигательных навыков.
Специфика подвижной игры заключается в молниеносной ответной реакции на сигнал, по которому меняется поведение и действия ребенка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Использование подвижных игр как средства развития психофизических способностей дошкольников»»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯСЛИ- САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА № 150 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«Использование подвижных игр
как средства развития психофизических способностей дошкольников»
Подготовил воспитатель:
Собокарь М.А.
В Государственном образовательном стандарте дошкольного образования в образовательной отрасли «Физическое развитие» говорится о роли подвижной игры. Подвижная игра является незаменимым средством физического развития.
И так подвижная игра – это сознательная, активная двигательная деятельность детей, направленная на решение двигательных задач, выполнение двигательных правил и совершенствование двигательных навыков.
Специфика подвижной игры заключается в молниеносной ответной реакции на сигнал, по которому меняется поведение и действия ребенка.
Подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведении подвижной игры имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, закрепление их, совершенствование, но и формирование новых качеств личности.
Дети младшего дошкольного возраста подражают в игре всему, что видят. Однако в подвижных играх малышей, прежде всего, находит отражение не общение со сверстниками, а отображение той жизни, которой живут взрослые или животные (они с удовольствием летают, как «воробушки», взмахивают руками, как «бабочка крылышками»). Стремление к одухотворению неживой природы объясняется желанием ребенка придать изображаемому в игре образу живой характер, а когда он вживается в образ, у него включаются механизмы эмпатии и, как следствие, формируются нравственно ценные личностные качества: сопереживания, соучастия, сопричастности. Благодаря развитой способности к имитации большинство подвижных игр детей младшего дошкольного возраста носят сюжетный характер.
На пятом году жизни характер игровой деятельности детей меняется. Их начинает интересовать результат подвижной игры, они стремятся выразить свои чувства, желания, осуществить задуманное, творчески отобразить в воображении и поведении накопленный двигательный и социальный опыт. Однако подражательность и имитация продолжают играть важную роль и в старшем дошкольном возрасте.
Для подвижных игр характерно наличие нравственного содержания. Они воспитывают доброжелательность, стремление к взаимопомощи, совестливость, организованность, инициативу. Кроме того, проведение подвижных игр сопряжено с большим эмоциональным подъемом, радостью, весельем, ощущением свободы.
Таким образом, подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств.
Каждая подвижная игра имеет свои особенности:
1 Подвижная игра имеет правила (которые обязательны для всех играющих, что же значит овладеть правилами, а это значит, овладеть своим поведением научится управлять им и подчинять его определенной задаче).
2 Подвижная игра должна иметь варианты (усложнения).
3 Нужно использовать в играх только знакомые детям движения (необходимо отметить, что в подвижных играх мы с вами не обучаем детей основным движениям, весь процесс проходит на занятиях физкультурой, потому, что если мы с вами будем обучать детей основным движениям, игра потеряет для детей свою привлекательность)
4 Использование творческого потенциала детей
Разнообразие подвижных игр привело исследователей к необходимости их классификации. Классификации подвижных игр проходит по различным параметрам:
По сложности
По двигательному содержанию
По степени физической нагрузки
По преимущественному формированию физических качеств
По использованию пособий и снарядов
По принципу организации детей
По возрастному принципу
По месту проведения игры
Давайте рассмотрим каждую из этих классификаций подробнее.
Классификация по сложности включает в себя игры, которые делятся на две большие группы:
Элементарные
Сюжетные («У медведя во бору», «Гуси-лебеди», «Лохматый пес»)
Бессюжетные (перебежки, ловишки, «День и ночь», «пятнашки»)
Игры – аттракционы ( те игры которые не несут в себе большой физической нагрузки а направленны на получение детьми удовольствия от движения)
Игры – забавы ( сорока -сорока, ладушки, коза рогатая направленные на повышение двигательной активности детей.)
Игровые упражнения
Сложные
Игры с элементами спорта
К подвижным играм с правилами относятся сюжетные и несюжетные игры. К спортивным играм — баскетбол, городки, настольный теннис, хоккей, футбол и др.
Сюжетные подвижные игры отражают в условной форме жизненный или сказочный эпизод. Ребенка увлекают игровые образы. Он творчески воплощается в них, изображая кошку, воробышка, автомобиль, волка, лебедя.
Несюжетные подвижные игры содержат интересные детям двигательные игровые задания, ведущие к достижению цели. Эти игры делятся на игры типа: перебежек, ловишек; игры с элементами соревнования («Кто скорее добежит к своему флажку?»); игры-эстафеты («Кто скорее передаст мяч?»); игры с предметами (мячи, обручи, кегли).
Для маленьких детей используют игры-забавы («Ладушки», «Коза-рогатая»).
Спортивные игры целесообразно использовать в старшей и подготовительной группах дошкольного учреждения.
По двигательному содержанию
Игры с ходьбой (затейники, море волнуется)
Игры с бегом (космонавты, бездомный заяц, кот и мыши)
Игры с лазанием (медведь и пчелы, ловля обезьян, пожарные на учении)
Игры с прыжками (удочка, поймай комара, охотник и зайцы)
Игры с метанием (мяч водящему, сбей кеглю)
По степени физической нагрузки
Игры большой подвижности
Игры средней подвижности
Игры малой подвижности (найди и промолчи, угадай по голосу)
По преимущественному формированию физических качеств
Игры на формирование ловкости
Игры на формирование быстроты
Игры на формирование выносливости
Игры на формирование силы
По использованию пособий и снарядов
Игры с предметами (флажки, ленточки, мячи, обручи, скакалки, шнуры)
Игры с крупными гимнастическими пособиями (гимнастическая стенка, гимнастическая скамейка, кубы, гимнастическая лестница, доски, длинные рейки)
По принципу организации детей
Одиночные
Командные
Классификация подвижных игр по возрастному принципу
Для детей младшего дошкольного возраста
Для детей среднего дошкольного возраста
Для детей старшего дошкольного возраста
Для детей младшего школьного возраста
Классификация подвижных игр по сезонам
Летние подвижные игры
Весенние подвижные игры
Осенние подвижные игры
Зимние подвижные игры
Классификация подвижных игр по месту проведения
В помещении
На открытом воздухе
В бассейне
Подбор подвижных игр зависит от задач воспитания, физической подготовленности. Состояния здоровья, мест проведения игры.
Методика проведения подвижных игр.
Методика проведения подвижной игры детей дошкольного возраста направлена на воспитание эмоционального, сознательно действующего в меру своих возможностей ребенка и владеющего разнообразными двигательными навыками. Под доброжелательным, внимательным руководством воспитателя формируется творчески мыслящий ребенок, умеющий ориентироваться в окружающей среде, активно преодолевать встречающиеся трудности, проявлять доброжелательное отношение к товарищам, выдержку, самообладание.
Подбор и планирование подвижных игр зависят от условий работы каждой возрастной группы: общего уровня физического и умственного развития детей, их двигательных умений, состояния здоровья каждого ребенка, его индивидуальных типологических особенностей, времени года, особенностей режима, места проведения, интересов детей. При подборе сюжетных игр принимаются во внимание сформированность у ребенка представлений об обыгрываемом сюжете. Для лучшего понимания игрового сюжета педагог проводит предварительную работу с ребенком: читает художественные произведения, организует наблюдения за природой, повадками животных, деятельностью людей различных профессий (пожарными, водителями, спортсменами), просматривают видео, кино и диафильмы, проводит беседы.
Значительное внимание педагог уделяет подготовке атрибутов игры. Педагог изготавливает их вместе с детьми или в их присутствии (в зависимости от возраста).
Важно правильно организовать игру в зависимости от содержания, очередности выполнения заданий. Она может быть проведена одновременно со всеми детьми или с небольшой группой. Педагог варьирует способы организации игр в зависимости от их структуры и характера движений. Он продумывает способы сбора детей на игру и внесение игровых атрибутов.
Методика проведения подвижных игр в разных возрастных группах включает следующие компоненты:
Сбор на игру
Объяснение игры
Распределение ролей
Руководство ходом игры
Окончание игры
Рассмотрим эти компоненты более подробно:
Сбор на игру можно осуществлять разными способами и приемами. В младшей группе воспитатель начинает играть с тремя пятью детьми, постепенно к ним присоединяются другие дети в начале воспитатель может взять красивую игрушку (зайчика или мишку) и привлекая внимание детей тут же вовлечь их в игру. Также можно привлечь внимание детей мини сказкой. С детьми средней группы следует заранее договориться в какую игру мы будем играть, где они соберутся и по какому сигналу они начнут игровые действия. В старшей группе воспитатель может поручить активным собрать всех детей на игру. Также можно разделить детей на команды и предложить по сигналу собраться на игру и когда дети соберутся можно отметить какая команда быстрей собралась, можно еще собирать детей с помощью зазывалок (раз, два, три играть скорей беги). Собирать детей на игру нужно очень быстро потому, что любая задержка снижает интерес детей к игре.
Распределение ролей оно происходит по разному, необходимо учитывать особенности детей застенчивые, малоподвижные не всегда могут справиться с главной ролью но подводить к этому их надо постепенно, с другой стороны нельзя поручать ответственные и главные роли одним и тем же детям, желательно, что бы с этим умением могли справиться все. В младших группах роль водящего выполняет педагог и делает он это живо, эмоционально и образно. Постепенно индивидуальная роль может поручаться ребенку при условии ограниченного пространства и определенного направления движения. В средней группе воспитатель изредка выполняет главную роль, роль ведущего вначале предоставляется активному, энергичному ребенку который может с ней справиться, а затем поочередно остальным детям группы. Говоря про старшую и подготовительную группу здесь воспитатель может назначить ведущего руководствуясь определенными педагогическими задачами, например поощрить новенького ребенка, или наоборот на примере активного показать как можно быть смелым, или же воспитатель сам иногда включается в игру с большим удовольствием для детей, или же он может взять на себя главную роль или рядовую если в этом есть необходимость. Выбор ребенка на главную роль обязательно должен быть мотивирован. В другом случае воспитатель может использовать считалку, при этом он может спросить у детей какую считалку мы сегодня выберем, кто хочет посчитать, или же можно использовать волшебную стрелку, также можно предложить детям самим выбрать водящего и попросить объяснить почему они выбрали именно эту роль этому ребенку. Основным критерием для назначения нового водящего в ходе игры является качество выполнения движений и правил например: - Ребята какая Света молодец, она и от волка увернулась и Наташу выручила, теперь давайте она будет волком.
Объяснения игры. В младшей группе существенным моментом который влияет на ход игры являются объяснения воспитателя. В младшей группе воспитатель дает объяснения как правило в ходе самой игры. Рассказывать надо самое основное, а в процессе игры можно добавлять какие то объяснения и детали. Оно дается очень эмоционально выразительно образно, также можно использовать сюжетный и образный рассказ. Объясняя игру важно правильно разместить детей. Как правило для детей младшей группы используется в рассыпную либо круг либо полукругом. В средней группе сюжетную подвижную игру воспитатель сообщает следующим образом он дает название излагает краткое содержание игры особо выделяя правила также подчеркивает смысл и особенности действия каждого персонажа, а также показывает движения которые могут вызвать у играющих затруднения. Старшую группу можно построить в шеренгу полукругом или собрать возле себя, воспитатель раскрывает содержание игры от начала и до конца за тем с помощью вопросов он уточняет правила игры и предлагает кому либо из детей повторить содержание игры. После этого педагог указывает место расположения играющих и распределяет роли, а также назначает водящего и начинает игровые действия. Если игра сложная то не рекомендуется сразу давать подробные объяснения, а лучше поступить так сначала объяснить главное, а затем в процессе игры дополнить деталями, при повторном проведении игры правила уточняются и если игра детям знакома то можно к объяснению привлекать и самих детей.
Говоря про руководство ходом игры нужно сказать следующее, чем младше возраст, тем активнее ведет себя воспитатель.
Воспитатель может подавать команды и звуковые и зрительные ориентиры к началу игры это может быть хлопок в ладоши, взмах флажком рукой. Воспитатель также может давать указания как в ходе игры, так и перед ее повторением и оценивать действия, поведение детей поддерживать эмоционально положительное состояние дошкольников. Педагог подсказывает как целесообразнее выполнить движение ловить и увертываться например можно изменить направление или незаметно проскочить и пробежать мимо ловишки. Воспитатель следит за действиями детей и не допускает двигательно-статических поз например сидение на корточках долгое стояние на одной ноге и наблюдает за общим состоянием и физическим самочувствием каждого ребенка. Воспитателю необходимо регулировать физическую нагрузку которая должна увеличиваться постепенно. Воспитывать нравственность формировать у ребенка правильную самооценку, взаимоотношения друг с другом учить преодолевать трудности это тоже одна из задач воспитателя в ходе руководства игрой.
Заканчивается подвижная игра ходьбой, постепенно снижающей физическую нагрузку и приводящей пульс ребенка в норму.
В младшей группе закончить игру можно предложением перейти к каким-нибудь другим видам деятельности более спокойным, но итог игры обязательно должен быть оптимистичным, коротким и конкретным.
При подведении итогов игры в старшей и подготовительной группах педагог анализирует как детям удалось достичь успеха, оценивая игру педагог отмечает как положительные качества детей называя тех кто удачно выполнил свои роли проявил смекалку выдержку взаимопомощь, творчество, а также он отмечает и анализирует причины нарушения правил. К обсуждению итогов привлекаются и сами дети, это приучает их к анализу своих поступков.