kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование мнемотехники в развитии связной речи дете дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье раскрыты понятия «Мнемотехника» и «Мнемотаблица»,  этапы  работы  и  различные варианты использования мнемотаблиц. воспитателем.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование мнемотехники в развитии связной речи дете дошкольного возраста»




















Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”

К. Д. Ушинский



Педагоги от родителей часто слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются!!! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках, переставляет слова местами».

Дело в том, что в основном у детей развита в большей степени зрительная память, поэтому нам необходимо найти такие приемы, которые бы способствовали развитию детской памяти в целом.



Память – это процесс запоминания, сохранения и воспроизведения того, что мы видим, слышим, думаем, делаем. Без памяти немыслимо формирование личности ребенка, так как усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений, навыков, привычек – все это связано с работой памяти.

Современным детям сложно связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Они не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции.





Проблемы в речи детей:

- высказывания короткие;

- состоят из фрагментов, логически не связанных между собой;

- отличаются непоследовательностью;

- содержат низкий уровень информативности;


Поэтому перед воспитателями встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно.



Сегодня я попытаюсь раскрыть для вас понятия «Мнемотехника» и «Мнемотаблица», познакомить вас с этапами работы и показать различные варианты использования мнемотаблиц.






Основная форма работы это - обучение детей на занятиях.

Занятия необходимо проводить с начала учебного года. Для того чтобы занятия дали ожидаемый эффект, их надо правильно организовать. Новые знания даются детям постепенно, с учетом того, что они уже знают и умеют делать. Прочное усвоение знаний обеспечивается неоднократным повторением однотипных упражнений, при этом меняется наглядный материал работы. Для того, чтобы поддерживать активность и предупреждать утомление детей я меняла характер их деятельности: дети слушали, следили за моими действиями, сами совершали какие-либо действия, участвуют в общей игре. Когда дети знакомятся с новым материалом, продолжительность занятия может быть 10—12 минут, так как усвоение нового требует от малыша значительного напряжения; занятия, посвященные повторным упражнениям, можно продлить до 15 мин во второй младшей группе, а в средней группе до 20 мин. Воспитатель следит за поведением детей на занятии, если дети утомляются (частое отвлечение, ошибки в ответах на вопросы, повышенная возбудимость и пр.) необходимо прекратить занятие. Следить за состоянием детей во время занятий очень важно, так как утомление может привести к потере интереса детей к занятиям. Занятия часто начинают с элементов игры, сюрпризных моментов — неожиданного появления игрушек, вещей, прихода «гостей» и пр. Это заинтересовывает и активизирует малышей.




В своей работе с детьми придерживаюсь следующих принципов:


Принцип дифференцированного подхода


Я помню о том, что ребенок – уникальная личность. Стараюсь ценить его

индивидуальность, поддерживать и развивать.


Принцип сотрудничества


Даю понять ребенку, что я всегда готова оказать ему личную поддержку и прийти на помощь.


Принцип психологического комфорта каждого ребенка


Проявляю понимание, деликатность, терпимость и такт при воспитании детей, восхищаюсь его инициативой и мельчайшей самостоятельностью – это способствует формированию у ребенка уверенности в себе и в своих

возможностях.







В младших группах очень важно создать ситуацию успеха, главное чтобы

предлагаемое задание было выполнено всеми детьми, независимо от того, делал ли он самостоятельно или с моей помощью. Важно поддержать не только действием, но и словами: «Какой ты молодец!». В среднем возрасте я следила затем, чтобы дети старались самостоятельно выполнять задание.



Цель моей работы – формирование у дошкольников связной речи.

Реализуя данную тему я поставила перед собой следующие задачи:


  • помочь детям в упорядочивании и систематизации познавательной информации об окружающем;


  • обогащать словарный запас детей, развивать связную речь;


  • учить последовательности, логичности, полноте и связности изложения;


  • развивать мышление, внимание, воображение, речеслуховую и зрительную память;


  • снять речевой негативизм, воспитать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе;

  • развивать мелкую моторику у детей.




Для усвоения материала использую следующие методы и приемы:


1.Наглядный;

2 Сопоставления;

3 Словесный;

4 Показ и объяснение;

5 Словесная инструкция.






Мнемоника, или мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.

Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.





Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.   Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
  Основной «секрет» мнемотехники очень прост. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Хорошо известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить». Но где взять такие программы, которые позволят нам общаться с мозгом и будут кодировать телефоны, даты, номера автомобилей на его образный язык?

Мнемотехника и является такой программой. Она состоит из нескольких десятков мыслительных операций, благодаря которым удается «наладить контакт» с мозгом и взять под сознательный контроль некоторые его функции, в частности, функцию запоминания.

Это уникальная система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации.

Мнемотехника помогает развивать:

  • зрительную и слуховую память;

  • зрительное и слуховое внимание;

  • воображение;

  • восприятие;

  • развивает кругозор;

Для этого на занятиях необходимо использовать множество разнообразных игр и упражнений: «Что изменилось?»; «Чего не стало?»; «Кто ушёл?»; «Кто позвал?»; «Развесим и соберём слова»; «Парные открытки»; «Узнай на ощупь»; «Чудесный мешочек»; «Узнай на вкус» и другие.

Необходимо сформировать у детей навыки запоминания любой информации. Здесь будут наиболее эффективны следующие методы:

метод «крокирования» - использование чертежей, схем, набросков, зарисовок;

метод, использующий образное мышление;

метод ассоциативных цепочек (или метод «чепухи»);

метод трансформации (превращения).

Нужно научить детей управлять своим вниманием (устойчивость, распределения, переключение).

Для этого на занятиях можно использовать: «Найди отличия»; «Что изменилось»; «Не зевай»; «Запрещённое движение»; «Рассеянный художник»; «Лабиринты»; «Найди и вычеркни» (таблицы) и другие.

При применении в работе элементов мнемотехники у детей расширяется словарный запас, развивается смекалка, тренируется внимание, а самое главное – улучшается память.




Начиная работу по технологии мнемотехника, воспитатель должен поставить перед собой следующие задачи:





Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого, к сложному.



Её можно разделить на три этапа:

1 этап: Знакомство с символами. Этот этап работы ещё называют – работа с мнемоквадратами.

2этап: Учим детей «читать» простые схемы из 2 – 4 символов, а так же учим детей «читать» простые предложения из 2-3 слов без предлогов и союзов. Этот этап работы называют – работа с мнемодорожками.

3 этап: На этом этапе начинается работа с мнемотаблицами.





Опираясь на данную методику, я использую мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, предметах быта и природный объектах, а также таблицы для заучивания стихотворений и загадывания загадок.

Я начала работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходила к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Работу я начала со второй младшей группы. Я показывала детям, что каждый предмет, его свойства и действия имеют название. Для этого учила их различать предметы по существенным признакам, правильно называть их, отвечая на вопросы: что это?, кто это?, видеть особенности предметов, выделять характерные признаки и качества (какой?), а также действия, связанные с движением игрушек, животных, их состоянием; возможные действия человека (что делает? что с ним можно делать?). Такое обучение проводила в играх: «Что за предмет?», «Скажи какой?», «Кто что умеет делать?». Я решила использовать предметную модель, которая формирует умение воспроизвести представление об объекте то есть побуждаю детей говорить о том, что видят на карточке, таким образом отбираются факты для рассказа, мысленно представляется их взаимосвязь.















Мнемоквадрат - Структурная единица мнемодорожки или мнемотаблицы.

Это квадрат (лист бумаги), на котором схематично изображается какой-либо предмет, действие или направление действия, либо признак. Каждое изображение обозначает слово, сочетание слов или несложное короткое предложение.













Мнемодорожки - коллаж из мнемоквадратов, состоящий из 3-4 изображений. С помощью него дети учатся составлять истории, рассказывать скороговорки, заучивать стихотворения.











Мнемотаблицы - схема, в которой заложена определенная информация. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение), т.е. весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко запоминает информацию.



.













Во второй младшей группе я брала для развития связной речи мнемоквадраты и мнемодорожки, а в средней группе я решила использовать мнемотаблицы и коллажи.





Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

- строение рассказа,

- последовательность рассказа,

- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

При обучении детей составлению рассказов-описаний, я пользуюсь схемами Т.А.Ткаченко и сенсорно-графической схемой В.К.Воробьёвой.













 Мнемотаблицы используются для составления плана рассказа, пересказа, составление рассказов по картине и серии картин, описательный рассказ, творческий рассказ.

 























Мнемотаблицы можно использовать для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.









Пересказ – более легкий вид монологической речи, так как он придерживается авторской позиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы. Это в какой-то мере отраженная речь с известной долей самостоятельности.

Если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.











Мнемотехнику можно использовать в разных видах речевой деятельности:

  • при заучивании стихов, потешек , скороговорок;

  • при пересказах художественной литературы;

  • при обучении составлению рассказов;

  • при отгадывании и загадывании загадок;









Знание стихов обогащает словарь ребенка, формирует навыки правильного произношения слов и отдельных фраз, воспитывает культуру речи. Для запоминания стихотворения необходимо организовать его в виде таблицы.

Каждая ячейка — одно слово или целая фраза из стихотворения. Таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого дети по памяти, используя графическое изображение, воспроизводили стихотворение целиком. На начальном этапе предлагаем детям готовую план –схему, а по мере обучения дети также активно включаются в процесс создания своей схемы.

Этапы работы по запоминанию стихотворений:

- Выразительно прочитать стихотворение (с родителем, педагогом).

- Прочитать стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

- Ответить на вопросы по содержанию стихотворения (для понимания текста).

- Разобрать непонятные слова и определения.

- Прочитать отдельно каждую строчку стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

Можно побуждать детей договаривать фразы.

- Повторить стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

- Рассказать стихотворение










Скороговорки используют для развития речи детей, с целью обучения говорить выразительно, разборчиво и внятно. Скороговорки эффективное лечебное средство для вырабатывания правильного произношения. Когда люди тренируются, проговаривая вслух скороговорки, то их речь становится более гибкой и совершенной. Дикция со временем приобретает чистоту и отчетливость.

В своей работе я применяю скороговорки Кодолбенко Евгении Алексеевны, они информативны и структурированы. Каждое слово имеет один свой символ, и в каждой скороговорки где, встречается это слово, выглядит именно так. Изучив несколько таких скороговорок, обычно дети улавливают этот момент. И в будущем могут читать сами по опорным символам.

 













Чистоговорка – это рифмованная фраза, в которой часто повторяется какой-либо звук. Они служат для отработки звукопроизношения, развития силы голоса, темпа речи, чувства рифмы, речевого дыхания, а также для коррекции лексико-грамматической и фонетико-фонематической стороны речи.

Это еще один вид работы с мнемотаблицами. Использование готовых схем чистоговорок.


























Дидактическая игра"Профессии"

Цель: Рассказать о какой – либо профессии по предложенной воспитателем таблице.









Дидактическая игра "Времена года"

Цель: Составить описательный рассказ о временах года.

































Дидактическая игра» Мое любимое животное».

Цель: Описать любимое животное с помощью мнемодорожки, мнемотаблицы предложенной воспитателем.



Дидактическая игра"Дорисуй предмет»

(круг, треугольник овал прямоугольник)

Цель: Развивать память, мысленные операции,вкусовое восприятие,речь,фантазию, творческие способности.








Дидактическая игра"Нарисуй слово"

Цель: Создавать образы на основе схематического изображения
















Дидактическая игра"Птицы»

Цель: Описать любую птицу по желанию с помощью мнемодорожки, мнемотаблицы предложенной воспитателем.




















Результат работы.

Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем – моделей удалось достичь

следующих результатов:

 у детей увеличился круг знаний об окружающем мире;

 появилось желание пересказывать тексты, придумывать интересные

истории;

 появился интерес к заучиванию стихов;

 словарный запас вышел на более высокий уровень.

Итак, обучение детей для меня – это увлекательное занятие, но и трудоемкое. Проведение таких занятий требует предварительной подготовки в отборе речевого материала, игр, изготовления наглядных пособий. Поэтому, чем раньше будем учить детей пересказывать или рассказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Использование мнемотехники в развитии связной речи дете дошкольного возраста

Автор: Дривинская Ирина Ивановна

Дата: 22.02.2022

Номер свидетельства: 600974

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Опыт работы по теме: "Использование технологии мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста"."
    ["seo_title"] => string(80) "opyt_raboty_po_tiemie_ispol_zovaniie_tiekhnologhii_mniemotiekhniki_v_razvitii_sv"
    ["file_id"] => string(6) "470629"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1526998413"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Использование мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста"
    ["seo_title"] => string(79) "ispolzovanie_mnemotekhniki_v_razvitii_sviaznoi_rechi_detei_doshkolnogo_vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "651959"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1717329613"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(273) "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством включения в образовательный процесс современных методов и приёмов обучения "
    ["seo_title"] => string(171) "razvitiie-sviaznoi-riechi-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-posriedstvom-vkliuchieniia-v-obrazovatiel-nyi-protsiess-sovriemiennykh-mietodov-i-priiomov-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "125932"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415097260"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Использование новых технологий в развитии речи детей дошкольного возраста "
    ["seo_title"] => string(84) "ispol-zovaniie-novykh-tiekhnologhii-v-razvitii-riechi-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "197766"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1428310392"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Использование мнемотехники в развитии связной речи детей"
    ["seo_title"] => string(58) "ispolzovanie_mnemotekhniki_v_razvitii_sviaznoi_rechi_detei"
    ["file_id"] => string(6) "526968"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1573712029"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства