Просмотр содержимого документа
«"Использование интерактивных и мультимедийных технологий в организации музыкальной деятельности в ДОУ" _»
муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
детский сад № 20 города Свободного
Консультация
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ И МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ И ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ»
Разработала и провела:
музыкальный руководитель
высшей категории
Е.Г. Прокопченко
г. Свободный 2020
В настоящее время расширение информационного пространства – основная тенденция общественного развития, которая соответствует социальному заказу. Современный ребенок, живёт и воспитывается в обществе, которое характеризуется постоянным обновлением информации, динамичностью и изменчивостью. Такие условия диктуют маленькому человеку необходимость видеть свои цели, проявлять инициативу, проектировать, выстраивать социальные связи и быстро включаться во временные коллективы, и нам, взрослым, необходимо помочь ему в этом. Сделать обучение дошкольников интересным, ненавязчивым, эффективным, развивающим¸ не утомительным призваны новые педагогические технологии. Использование интерактивных и мультимедийных технологий на музыкальных занятиях и развлечениях в ДОУ отвечает данным требованиям. В федеральном законе «Об образовании в РФ» говорится, что необходимо «…создание условий для ведения экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, связанной с внедрением в образовательную практику новых технологий, форм и методов обучения и направленной на более полную реализацию права на образование…». Руководствуясь вышеизложенным, современный музыкальный руководитель должен владеть компьютерной грамотностью, уметь находить необходимую информацию в Интернете, составлять презентации, слайд-шоу, разрабатывать интерактивные игры, способствующие музыкальному развитию дошкольников. Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса к музыке перед музыкальным руководителем стоит задача: сделать занятие интересным, насыщенным и занимательным. Материал, используемый в работе с дошкольниками, должен содержать в себе элементы необычного, удивительного, неожиданного, вызывать познавательный интерес и способствовать созданию положительной эмоциональной обстановки, а также развитию музыкальных и творческих способностей. Ведь именно процесс удивления ведёт за собой процесс понимания!
Использование интерактивных и мультимедийных средств на музыкальных занятиях и досугах помогают педагогу решить ряд задач:
Появляется возможность при подаче музыкального материала задействовать, как аудиальный процесс восприятия информации детьми (музыка), так и визуальный процесс восприятия (цветовая палитра, анимационные эффекты). Такая новейшая технология, как интерактивный пол позволяет к аудиальному и визуальному процессу добавить кинестетический, т.е при восприятии музыки задействуются несколько анализаторов.
Использование презентационных форм, интерактивной доски значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, понятийного ряда музыкальных тем, помогает сделать процесс знакомства детей с музыкальным искусством ярким и красочным, делает доступным и понятным детям специфику звучания музыкальных инструментов и т.д.
Занятия с использованием информационно-коммуникационных технологий побуждают детей к поисковой и познавательной деятельности, позволяют усилить мотивацию, становятся базой для формирования музыкального вкуса, развития творческого потенциала ребёнка и гармоничного развития личности в целом.
Для решения поставленных задач в своей работе использую интерактивные и мультимедийные технологии в разных видах музыкальной деятельности:
Восприятие музыки.
Компьютерные техники, помогают мне создать разные образовательные ситуации для детей: виртуально попасть в концертный зал, изучать творчество композиторов, знакомиться с разными музыкальными жанрами. Интересно и ярко можно познакомить дошкольников с разными видами искусства, такими как театр, балет, опера, познакомить с устройством и звучанием музыкальных инструментов, продемонстрировав не только иллюстрации, но и видеоролики. При знакомстве с новым произведением использую мультимедиа презентации, которые позволяют обогатить процесс эмоционально-образного восприятия музыки, помогают надолго запомнить предложенное для слушания музыкальное произведение, зрительное восприятие изучаемых объектов даёт возможность быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал, разнообразит впечатления детей. Мной разработаны презентации: «Детский альбом» Чайковского, «Театр оперы и балета», «Музыкальные инструменты симф. оркестра», «Народные инструменты», «Три кита в музыке» и др.
Пение.
При знакомстве с новой песней использую видеоряд. Видео к песням создаю сама (в любом видеоредакторе), либо использую готовые (YouTube видео). Видеоряд, помогает детям знакомиться с содержанием песни, лучше запомнить текст, а также эмоционально воспринимать музыкальный образ песни. На праздниках видеоряд сопровождает выступление детей, это смотрится ярко и красочно. При работе над качеством исполнения песен, звукоизвлечением, разучивании попевок, упражнений для развития голоса использую мнемотаблицы, графические изображения. Для примера выразительного исполнения показываю концертные видеозаписи выступлений других детей.
Музыкально-ритмические движения.
При разучивании музыкальноритмических движений также использую красочные презентации, видеоклипы для знакомства с танцами, особенностями их исполнения, а также мнемотаблицы, с помощью которых дети смогут выполнять различные перестроения или разучивать элементы танцев.
Игра на музыкальных инструментах.
В этом виде деятельности я активно применяю мини-видеофильмы "Ритмические игры", которые создаю по методике Ирины Бариновой (в программе "Power Point" в виде презентаций на основе фотоальбома с наложением музыки, и затем записываю, как видеофильм). В этих мини-фильмах дети наглядно видят ритмический рисунок, который им нужно исполнять и музыкальный инструмент, на котором играть (например, капельки маленькие и большие - длительности короткие и длинные). Ритмический рисунок подбирается в соответствии с музыкой. Музыкально-дидактические игры также организовываю с применением красочных озвученных презентаций, таких, как "Угадай звучание музыкального инструмента", "Кто к нам в гости пришел?", "Музыкальный домик", "Угадай мелодию" и др. Принцип построения таких презентаций: первый слайд - задание, следующий - проверка правильности выполнения предложенного задания.
На досуговых мероприятиях использую презентации, видеофильмы, как иллюстративный, анимационный фон мероприятий, презентации с различными заданиями, презентации-викторины. На праздниках показываем слайд-шоу из фотографий детей, видео-интервью детей (например, видеоинтервью "Расскажи о маме"). Таким образом, использование средств информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, открывает новые возможности музыкального образования не только для самого ребёнка, но и для музыкального руководителя. Анализируя опыт использования ИКТ в детском саду можно сказать, что использование мультимедиа превращает занятия в живое действие, вызывающее у детей неподдельный интерес, увлеченность изучаемым материалом. Ребенок не только видит, воспринимает, действует, он переживает эмоции. Ведь, как известно, только то, что заинтересовало дошкольника и вызвало какой-то эмоциональный отклик, станет его собственным знанием, послужит стимулом к дальнейшим открытиям.