kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Интеграция и взаимосвязь образовательных областей ФГОС ДО через модели образовательного процесса »

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Существуют разные варианты классификации видов детской деятельности, каждая примерная образовательная программа до­школьного образования определяет наиболее существенные для реализации представленного в ней содержания виды и формы дет­ской деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Интеграция и взаимосвязь образовательных областей ФГОС ДО через модели образовательного процесса »»

«Интеграция и взаимосвязь образовательных областей ФГОС  ДО

через модели образовательного процесса »



Щукина Ирина Анатольевна, воспитатель

МАДОУ «Детский сад №124»,г.Новокузнецк



          Согласно теории Л.С. Выготского и его последователей, процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием.

  В ФГОС содержится указание на то, какие виды деятельности можно считать приемлемыми формами практики для ребенка дошкольного возраста (Таблица1)


Таблица 1 «Виды детской деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования»


№ п/п

Младенческий

возраст (2 мес. —1 год)

Дети раннего

возраста (1 год — 3 года)

Дети дошкольного возраста (3 года — 8 лет)

1

Манипулирование с предметами

Предметная деятель­ность и игры с со­ставными и динами­ческими игрушками

Игровая (включая сюжетно-ролевую игру, игру с правила­ми и другие виды игры)

2

Непосредственное эмоциональное об­щение с взрослым


Общение со взрос­лым и совместные игры со сверстника­ми под руководством взрослого

Коммуникативная (общение и взаимо­действие со взрослы­ми и сверстниками)


3

Познавательно-исследовательские действия

Экспериментирова­ние с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.)


Познавательно-исследовательская (исследования объ­ектов окружающего мира и экспериментирование с ними)

4


Восприятие смысла сказок, стихов, рассматривание карти­нок

Восприятие художе­ственной литературы и фольклора


5

Тактильно-двигательные игры


Самообслуживание и действия с бытовы­ми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.)

Самообслуживание и элементарный бы­товой труд (в поме­щении и на улице)


6



Конструирование из разного материа­ла, включая кон­структоры, модули, бумагу, природный и иной материал

7



Изобразительная (рисование, лепка, аппликация)

8

Восприятие музыки, детских песен и сти­хов


Восприятие смысла музыки


Музыкальная (вос­приятие и понима­ние смысла музы­кальных произведе­ний, пение, музыкально-ритмические движе­ния, игры на детских музыкальных инстру­ментах)

9

Двигательная актив­ность

Двигательная актив­ность

Двигательная (овла­дение основными движениями)


Существуют разные варианты классификации видов детской деятельности, каждая примерная образовательная программа до­школьного образования определяет наиболее существенные для реализации представленного в ней содержания виды и формы дет­ской деятельности.

Схема развития любого вида деятельности такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослым, затем в совместной деятельности со сверстниками и становится самодеятельностью.

       Воспитатель, основываясь на интересах и игре детей, предлагает им виды деятельности, которые стимулируют их познавательную деятельность.

Тематические игровые центры дают детям возможность самостоятельного выбора материалов и, соответственно, области познания. Различные темы, масштабные задания (проекты) также должны учитывать интересы детей могут быть связаны с определенными центрами. Интерьер группы должен быть организован таким образом, чтобы детям был предоставлен достаточно широкий выбор центров и материалов.

В обстановке, ориентированной на ребенка, дети:

•  делают выбор;

•  активно играют;

•  используют материалы, которым можно найти более чем одно применение;

•   работают все вместе и заботятся друг о друге;

•   отвечают за свои поступки.

Потребность в новых впечатлениях - это базовая потребность ребенка, возникающая в младенческом возрасте и являющаяся движущей силой его развития. На следующих этапах развития эта потребность преобразуется в познавательную потребность различных уровней.

Основной образовательной единицей педагогического процесса в группе младшего возраста является развивающая ситуация, то есть такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и организуется педагогом с целью решения определенных задач развития и воспитания с учетом возрастных особенностей и интересов детей. Планируя развивающую ситуацию, воспитателю необходимо согласовывать содержание разных разделов программы, добиваться интеграции, взаимосвязи образовательных областей через модель образовательного процесса


Таблица 2 «Оформление модели образовательного процесса»

Месяц


Тема недели

Задачи

Совместная образовательная деятельность педагогов и детей

Самостоятельная деятельность детей

Образовательная деятельность в семье

Непосредственно образовательная деятельность

Образовательная деятельность в режимных моментах








Проектирование образовательного процесса педагогический коллектив выстраивает на основе, выбранной оптимальной модели.

Комплексно-тематическая модель Темы придают системность и культуросообразность образовательному процессу. Реализация темы в комплексе разных видов деятельности (в игре, рисовании, конструировании и др.) призывает взрослого к более свободной позиции – позиции партнера, а не учителя. Особо подчеркнём, что комплексно-тематическая модель образовательного процесса предъявляет очень высокие требования к общей культуре, гибкости, творческому потенциалу и интуиции взрослого, без которых модель просто не работает.

Предметно-средовая модель. Содержание образования проецируется непосредственно на предметную среду. Взрослый – организатор предметных сред, подбирает автодидактический, развивающий материал, провоцирует пробы и фиксирует ошибки ребенка. Организационной основой реализации Программы является Календарь тематических недель (событий, проектов, игровых обучающих ситуаций и т.п.) Темообразующие факторы:

  • реальные события, происходящие в окружающем мире и вызывающие интерес детей (яркие природные явления и общественные события, праздники.)

  • воображаемые события, описываемые в художественном произведении, которое воспитатель читает детям;

  • события, «смоделированные» воспитателем (исходя из развивающих задач): внесение в группу предметов, ранее неизвестных детям, с необычным эффектом или назначением, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность («Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?»);

  • события, происходящие в жизни возрастной группы, увлекающие детей и приводящие к удерживающимся какое-то время интересам. Эти интересы (например, увлечение динозаврами) поддерживаются средствами массовой коммуникации и игрушечной индустрией.

Все эти факторы, могут использоваться воспитателем для гибкого проектирования целостного образовательного процесса.

Для органического вхождения ребенка в современный мир необходимо широкое взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой и трудом. Широкое образовательное содержание становится основой для развития любознательности, познавательных способностей, для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов.

К примеру, развивающая проблемно-игровая ситуация «Что случилось с куклой Катей?» используется не только для освоения детьми опыта проявления сочувствия, помощи и представлений о здоровье - сберегающем поведении, но и для решения других задач:

  • обогащение представлений о предметах быта и их назначении: из какой чашки удобнее напоить куклу, какое одеяльце или подушечку выбрать, какие предметы для ухода за больной необходимо подобрать и прочее (образовательная область «Познание»);

  • освоение приемов сравнения предметов по разным признакам или их группировки: отобрать для куклы из общего набора посуды только маленькие чашку, блюдце, ложечку, тарелочку; выбрать по желанию куклы только яблочки определенного размера и формы и т. п. (образовательная область «Познание», «Первые шаги в математику»);

  • отражение эмоционального отношения к выздоравливающей кукле в музыкальной игре «Любимая кукла» и в лепке «Делаем угощение для куклы Кати » (образовательные области «Музыка», «Изобразительная деятельность»);

  • освоение представлений о домашних животных - ситуация «Кот Василий и котенок Пух пришли проведать нашу Катюшу» (образовательная область «Познание»);

  • развитие детской речи, знакомство с новыми литературными произведениями и иллюстрациями: выздоравливающая кукла хочет услышать сказку или, оправившись после болезни, участвует вместе с детьми в речевой или театрализованной игре (образовательные области «Коммуникация», «Чтение художественной литературы»).

При таком подходе единое образовательное содержание, повторяясь в разном виде, лучше осмысливается и осваивается детьми. Для детей очень важна оценка педагога

Скрытая педагогическая оценка – наиболее эффективна, так как рассчитанная на субъективную самостоятельность, она интенсивно развивает эту самостоятельность.

         Назовем виды открытой оценки, выстраивая их последовательность по усилению меры воздействия. Поощрение организуется:

  • одобрением – предельно лаконичной формой вербального, мимического, пластического характера (например, улыбка, кивок головы или слово ”хорошо”);

  • похвалой – развернутой формой одобрения, раскрывающей основание оценки (например: ”Замечательно! Теперь всем будет комфортно”);

  • материальным предметом, который благодаря материализации создает протяженность оценки и длительность положительных переживаний (например, открытка, игрушка-символ, лакомство

  • благодарностью – персональным или коллективным признанием значимости сделанного ребенком;

  • присвоением звания – признанием его существенных качеств и выражением уверенности в достоинстве личности навсегда.

 Овладение новой педагогической технологией требует от педагога достаточных знаний психологии ребенка, осознанного подхода к выбору методов и целесообразности их использования в работе, с учетом знаний особенностей детей и недопустимости жесткого давления на них в процессе присвоения социального опыта. Новая технология выводит педагога на позиции, обеспечивающие развитие чувства успешности каждого участника педагогического процесса, формирует у ребенка желание учиться и познавать мир.



 

 

Литература



  1.  Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие.- М.: Мозаика-Синтез, 2011.

  2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1991.

3.Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2006-2010.

4.Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

5. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010,

6.Микляева Н.В. Игровые педагогические ситуации в опыте работы дошкольных образовательных учреждений – 2009

7. Петрова В.И, Стульник Т.Д. «Этические беседы с детьми 4-7 лет» ».-М.: Мозайка-синтез, 2007-2010.

8.Шайхелисламов Р.Ф. Требования к условиям реализации основных образовательных программ: опыт разработки / Р.Ф. Шайхелисламов // Педагогика. –  2009. – №4.






 

 

 

 

 

 


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Щукина Ирина Анатольевна

Дата: 18.05.2016

Номер свидетельства: 328232

Похожие файлы

object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(226) "Консультация для педагогов "Модель планирования образовательного процесса в соответствии с ФГОС дошкольного образования""
    ["seo_title"] => string(133) "konsul-tatsiia-dlia-piedaghoghov-modiel-planirovaniia-obrazovatiel-nogho-protsiessa-v-sootvietstvii-s-fgos-doshkol-nogho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "308474"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1458583737"
  }
}
object(ArrayObject)#888 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(256) "«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного  образования глазами родителей: преимущества и перспективы развития» "
    ["seo_title"] => string(149) "fiedieral-nyi-ghosudarstviennyi-obrazovatiel-nyi-standart-doshkol-nogho-obrazovaniia-ghlazami-roditieliei-prieimushchiestva-i-pierspiektivy-razvitiia"
    ["file_id"] => string(6) "158830"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421818311"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства