Просмотр содержимого документа
«Интегрированное занятие в старшей группе «Наши пернатые друзья»»
Интегрированное занятие в старшей группе «Наши пернатые друзья»
Мусиец Татьяна Николаевна – воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ Д/С №30
Цель:
•развитие познавательных способностей детей;
•формирование коммуникативной компетенции детей;
•формирование подхода к познавательной компетенции и познавательных способностей.
Задачи:
Образовательная:
создать благоприятные условия для углубления и систематизации знаний о птицах, выявить экологические знания детей.
Развивающая:
создавать условия для совершенствования видов речевой деятельности, для развития логических, мыслительных операций;
уметь анализировать и устанавливать причинно -следственные связи.
Воспитательная:
создать благоприятные условия для воспитания любви к природе и бережного отношения к ней.
Задача обучающихся:
уметь вычленять зимующих птиц из всех остальных групп;
пользоваться полученными знаниями, применять на практике;
уметь передавать образ птиц в аппликации.
Материал. Иллюстрации с изображением зимующих птиц. Аудиозаписи пения птиц. Весна (персонаж). Самолетики из бумаги. Дидактические игры «Третий лишний», «Накорми птичку», карточки с видами корма для птиц, картины с воздушным видом транспорта, клей, детали частей тела птицы для аппликации, ножницы.
Предварительная работа.Наблюдение за птицами на участке детского сада. Рассматривание иллюстраций, чтение рассказов о птицах, проведение занятия по теме: «Зимующие птицы”.
Ход занятия
Организационный момент.
Воспитатель:
Ребята, закройте глаза и пробуйте представить себе, что вы услышите (Звучит запись «Птицы леса).
— И что -же вы представили? (Ответы детей). Итак сегодня мы поговорим о..
Воробьи, стрижи, пингвины,
Снегири, грачи, павлины,
Попугаи и синицы:
Одним словом это — …(птицы)
Воспитатель: Правильно, сегодня мы поговорим о птицах.
Воспитатель предлагает детям выставку иллюстраций с изображением птиц.
Мы отправляемся в волшебный мир птиц. Посмотрите, как он разнообразен. Птицы всегда поражали людей своей красотой, изяществом, пением. Но зимой птицам не до песен. Однако в январе уже можно слышать песню клеста, а в феврале - большой синицы. А вот птичью песню подо льдом вряд ли кому удавалось услышать. А поет ее оляпка- водяной воробей. Зимует она в пустотах подо льдом, попадая туда через прорубь. Ешь, сколько хочешь, на дне жуков сколько угодно. Чего бы оляпке не запеть?!
Посмотрите, какие они разные: большие и маленькие, с ярким оперением и строгие, имеют интересные формы клюва, поют на разные голоса и разные песенки. Они везде: на озерах, и в пустынях, и в лесах, и все же как не богат мир птиц, но все же существуют черты, которые объединяют их всех. И мы с вами об это говорили.
Посмотрите на схему (схема анализа характеристики птиц). Это перья, крылья, клюв и размножение.
1) Вы никогда не задумывались над словами «пернатые друзья». Почему мы так называем птиц? (ответы детей)
какие бывают перья? (ответы детей)
для чего они нужны? (ответы детей)
где располагаются? (ответы детей)
2) Нас ждет еще такой вопрос:
«А как птицы летают? Почему птицы умеют летать, а люди и животные нет?»
— где птицы летают? (Они летают по воздуху).
3) Человек издавна мечтал летать как птица, поэтому, разгадав эту загадку, он изобрел много летательных аппаратов. Посмотрите на некоторые из них и назовите. (Воспитатель предлагает детям выставку иллюстраций с изображением воздушного вида транспорта)
(Ответы детей).
А теперь сравним нашу модель самолета с птицей.
-Покажите, где у самолета есть сходства с птицей (клюв- нос, туловище – физюляж, крылья, ноги –шасси, хвост) (ответы детей)
Физминутка.
«Стайка снегирей на ветках рябины».
Вот на ветках посмотри, (руками хлопают себя по бокам)
А красных майках снегири. (показывают грудки)
Распустили перышки, (руки слегка в стороны)
Греются на солнышке. (шевелят пальчиками)
Головой вертят, вертят, (повороты головою вправо, влево)
Улететь они хотят. (бегут по кругу, взмахивают руками)
Кыш! Кыш! Улетели!
За метелью! За метелью! (машут «крыльями»)
Звучит отрывок записи «Весенний лес». Ребята, закройте глаза и пробуйте представить себе, что вы услышите (Звучит отрывок записи «Весенний лес»). Воспитатель читает стихотворение о весне Ф.И.Тютчева. Затем спрашивает:
Скажите, а в какое время года нас так встречает лес? Почему? (Ответы детей.)
Как называют птиц, вернувшихся к нам из теплых стран? (Ответы детей.)
А чем встречал нас зимний лес? Почему? (Ответы детей.)
Как называют птиц, остающихся на зиму? (Ответы детей.)
Что для птиц тяжелее: голод или холод?
Рефлексия- этюд «Птенчик»
Посмотрите, из гнездышка выпал птенчик. Он замерз и может погибнуть Давайте поднимем руки, возьмем птенчика в свои ладошки, согреем своим дыханием, легонечко подуем на него. Прижмем к груди, подарим ему частичку своего сердца. И смотрите, птенчик ожил, расправил крылышки. Давайте осторожно посадим птенчика в гнездышко. Теперь ему уже ничего не грозит. Вон и родители спешит к своему ребенку. Посмотрите, как они радуются его спасению и благодарят нас. Как они резвятся на веточках. Мы с вами сделали доброе дело — мы спасли жизнь нашему другу.
Появляется Весна. (Звучит музыка времена года).
Весна: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Я Весна — Красна! Теперь пришел мой черед гостить в ваших краях. Вернулась я не одна, а со стаями птиц из теплых краев. Но знаю я, что есть птицы, смелые да выносливые, которые остались зимовать в ваших краях, не испугались суровой зимы? Вы их знаете? (Ответы детей.)
Интересно мне как они выглядят, чем питаются, легко ли им живется зимой в лесу? И как вы им помогаете?
Загадывает загадку:
1 загадка.
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика (Синица).
-Посмотрите на синицу (появляется слайд).
-Что же Весна нам расскажет о синице?
Весна:
- Кажется, что эта птичка нарядилась в желтую блузку. Она всем интересуется, всюду сует свой любопытный клювик, ни минуты не сидит на месте. Эти птицы очень находчивы и изобретательны. А какие они ловкие: лазают, кувыркаются на ветках, как на турниках. А вы знаете, что у синичек даже праздник свой есть. Он так и называется – «Синичкин день». По народному календарю бывает 14 ноября. В этот день синичка как бы встречает зимних гостей.
2 загадка.
Красногрудый, чернокрылый
Любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять!
Пусть я птичка – невеличка,
У меня, друзья, привычка:
Как начнутся холода-
Прямо с севера сюда. (Снегирь)
-Посмотрите на слайд и вспомните, как выглядит снегирь.
-А что же интересного о снегире расскажет нам весна?
Весна:
Важная, красногрудая птица. Можно увидеть на рябине, на ясене, на клене. Самки не такие яркие, как самцы. У них грудка серовато-бурая. Неторопливо перелетают с дерева на дерево, неторопливо едят. Из рябиновых плодов извлекают только семена, а мякоть выбрасывают. Держатся небольшими стайками. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягодку или почку. Они прилетают к нам зимовать с севера.
3 загадка.
Все время стучит,
Деревья долбит,
Но их не калечит,
А только лечит (Дятел).
-Посмотрите на эту птичку на слайде.
Весна:
В зимнее время эти птицы кормятся семенами еловых шишек. В расщепах деревьев они устраивают зимние столовые. Принесенные еловые шишки они ловко засовывают в свой верстак и выдалбливают из шишек семена. Оказывается, в голове у дятла есть амортизатор. Поэтому его мозг защищен от сотрясений, возникающих при ударах клювом. Вы знаете, что за один день дятел может уничтожить 800-900 короедов или 50 майских жуков.
4 загадка.
Эту птицу легко содержать в неволе. Кормить ее можно мучными червями. Она хорошо поет. О ком идет речь? (овсянка)
-Посмотрите и запомните, как выглядит овсянка. (Показать слайд)
5 загадка.
Маленький мальчишка, в сером армячишке, По дворам шныряет, крохи собирает.
В серой шубке перьевой
И в морозы он герой
Скачет, на лету резвится,
Не орел, а все же птица. (Воробей)
-Этих птичек мы всегда можем увидеть у себя во дворе. Посмотрите на слайд и вспомните его внешний вид.
-Послушайте, как Николай Рубцов пишет о воробье.
Воспитатель:
Чуть живой, не чирикает даже, Замерзает совсем воробей. Как заметит подводу с поклажей, Из-под крыши бросается к ней. И дрожит он над зернышком бедный, И летит к чердаку своему. А гляди, не становится вредным, Оттого, что так трудно ему.
-Какую же интересную информацию расскажет о воробье Весна?
Весна:
На наши кормушки очень часто прилетают эти птички. По воробьям можно узнать температуру. Если воробьи на кормушке гладенькие да аккуратненькие, значит, тепло на дворе. А если взъерошенные, будто надутые, значит холодно. Живут воробьи в многолюдных селениях и городах, рядом с человеком и на севере, и на юге. Они зимуют в тех местах, где родились и жили.
6 загадка.
Ну а кто скажите нам
Ловко лазит по стволам:
Вверх и вниз, и тут и там?
Кто мелькает целый день?
Это птица….(Поползень).
-Посмотрите, как выглядит эта интересная птичка (слайд)
Ребенок:
Голубая спинка, рыженький бочок.
По стволу осинки, за скачком скачок.
Поползень вертлявый скачет вверх и вниз.
В ствол залез дырявый, клювом вниз повис.
Свистнул: «Эй вы, дятлы! Клювом вниз скачу
Вам такое, вряд ли, дятлам, по плечу!
Воспитатель: Весна вам расскажет о нем.
Весна:
Как проворно ползают эти птахи по стволам деревьев, нередко вниз головою. Зимою прибиваются к человеческому жилью, живут в парках, садах, возле протоптанных дорожек.
Воспитатель:
Вот мы с вами и вспомнили, какие птички прилетают к нам на кормушку.
Весна: Молодцы! А сейчас я вас превращу в стайку птичек! Вокруг себя повернитесь и в веселых птичек превратитесь
Физкультминутка:
Летели птички Собой невелички. Как они летели Все люди глядели. Как они садились Все люди дивились. Сели, посидели, Взвились, полетели Песенки запели.
Весна: А я знаю очень интересную игру «Верю — не верю»?
Игра: «Верю — не верю»
Клесты выводят птенцов зимой (Верим). У воробья большой сильный клюв. (Не верим!) А у кого такой клюв? У свиристеля на голове хохолок. Снегирь любит сало (Не верим!) Какая птица любит сало? У синицы желтая грудка. Сова ночью спит (Не верим!) Почему она не спит? Ворона питается остатками пищи. (Верим) Клесты любят семена шишек (верим). У сороки длинный черный хвост.
Молодцы, ни разу не ошиблись!
Весна: Ребята, смотрите у меня есть картинки птиц (выставляет 4 картинки птиц)
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Воспитатель: Весна, здесь одна птичка лишняя. Дети давайте поможем Весне определить лишнюю птицу! (дети называют птицу и объясняют, почему она лишняя).
Весна: А, вот еще 4 картинки, какая здесь птичка лишняя? Почему? (Сова. Хищная птица, клюв крючком, на конце заострен ,это помогает ей разрывать на кусочки крупную добычу)
Вывод: Так от чего зависит строение клюва птицы? (От того, как она добывает себе корм). Птицы бывают всеядные, насекомоядные и хищные.
Давайте покормим наших птиц!
Дидактическая игра «Накорми птицу»
Перед детьми лежат карточки с изображением птиц и схематическим изображением корма, дети должны положить карточку с кормом рядом с соответствующей ему птицей.
Весна: Друзья мои, а как вы помогали зимующим птицам? (Развешивали дома и в детском саду кормушки вместе со взрослыми, приносили птицам корм). А как же весной человек помогает птицам? (Делают и вешают скворечники). Давайте, перечислим наших долгожданных пернатых гостей (Ответы детей: лебедь, утка, скворец, грач, ласточка, кукушка, соловей, цапля и др.). Какие весенние хлопоты ожидают всех птиц? (Вить гнезда и высиживать птенцов).
Игра «Назови ласково»
— А теперь давайте согреем перелетных птиц ласковыми словами. Ведь ласковое слово как солнышко. (Скворец-скворушка, журавль -журавушка, лебедь- лебедушка, кукушка -кукушечка, утка- уточка, соловей- соловушка..) Умницы! Наверняка птицы услышали наши ласковые и добрые слова.
— А теперь давайте изготовим портрет маленькой птички-Синички. Дети выполняют аппликацию Синички.
Итог занятия
Весна: Спасибо, ребята. Вы много знаете о жизни птицах и не оставляете птиц в беде в тяжелые время. Каких красивых Синичек вы изготовили, мне очень понравилась ваша работа. Но мне пора уходить. У меня много дел, вон зима сколько мне работы оставила! Но я обещаю порадовать вас хорошей погодой. До свидания!
Воспитатель: Попрощаемся с Весной … Беседу о птицах мы продолжим на следующих занятиях. Нас ждут еще не менее интересные путешествия, но сегодняшнее занятие подходит к концу. Молодцы! Вы много рассказали о птицах нашего Прихоперья. Мне понравилось, как вы сегодня работали, старались отвечать правильно, полными ответами и проявили большую активность на занятии. Занятие окончено.