Инновационные технологии в коррекции речи дошкольников с общим недоразвитием речи
Инновационные технологии в коррекции речи дошкольников с общим недоразвитием речи
В статье описана система использования инновационных технологий в сочетании с традиционными в коррекционно-логопедической работе учителя - логопеда с детьми с ОНР.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Инновационные технологии в коррекции речи дошкольников с общим недоразвитием речи»
Мирошниченко Анна Александровна
учитель – логопед
МБДОУ детский сад №10 «Золотой улей»
Карасукского района Новосибирской области
Инновационные технологии в коррекции речи дошкольников
с общим недоразвитием речи
В современной логопедии достаточно полно раскрыты вопросы, касающиеся речевого развития детей с общим недоразвитием речи. Над этим работали К. В. Воробьева, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, С.Н. Шаховская и д.р. Существует множество методической литературы, в которой освещаются инновационные методы логопедической практики. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма. Для детей с общим недоразвитием речи характерны: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложения, составлять связные рассказы, дефектное произношение звуков. Логопедическое воздействие при устранении общего недоразвития речи преследует цель – научить детей связно, последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики пальцев рук. Большинство из них страдает нарушениями внимания, несовершенством логического мышления. Данная группа детей нуждается в реализации своевременного логопедического воздействия. Поэтому использование традиционных приемов без дифференцированного сочетания нетрадиционных приемов, на мой взгляд, оказывается недостаточным и во многом снижает эффективность логопедической работы в целом.
На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много, но мне хочется остановиться на тех, которые, являются наиболее целесообразными и эффективными в моей практике: развивающий массаж, биоэнергопластика , песочная игротерапия, логосказки, различные игры с мячом, «весёлыми прищепками», музыкотерапия. Остановлюсь на некоторых из них: например - различные виды развивающего массажа. Это массаж рук и самомассаж лица, аурикулярный массаж и логопедический массаж язычной мускулатуры. Применяя массаж, активизирую и восстанавливаю деятельность артикуляционных органов, вследствие чего значительно ускоряется процесс исправления звукопроизношения. Все упражнения провожу или комплексами, или варьирую их в зависимости от степени речевого дефекта ребёнка и состояния его артикуляционного аппарата.
Работая с детьми много лет, я отметила взаимозависимость речевой и моторной деятельности, стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев. Для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков, чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей, применяю такой метод как биоэнергопластика – это содружественное взаимодействие руки и языка. По данным Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.
Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Я подбираю движение руки под любое артикуляционное упражнение. Важно не то, что именно будет делать ребенок, а то, как он это сделает. Стараюсь привлечь внимание каждого ребенка к одновременности выполнения артикуляционных движений с работой кисти; их ритмичности и чёткости.
Успех развития связной речи во многом зависит от эмоционального состояния детей, поэтому создание положительного эмоционального фона на занятиях, на мой взгляд, - один из наиболее верных и действенных путей возбуждения интереса к развитию связной речи. Этому способствуют игровые методы коррекционного процесса (игра, игровые упражнения, сюрпризные моменты и т.д.) включая игру в коррекционный процесс, я с одной стороны, обеспечиваю радость детям и удовлетворение от участия в игре, с другой стороны – способствую обогащению словарного запаса, усвоению знаний, умений и навыков, проявлению творчества, смекалки. Для развития навыка связной речи у дошкольников с ОНР в ходе логопедических занятий были использованы следующие игры и упражнения:
- “Угадай игрушку” (Цель: формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия). Взрослый показывает ребенку 3-4 игрушки, он называет их. Надо сразу научить правильно называть предмет: “Это... (заяц, лиса, утенок)”. Взрослый рассказывает о каждой игрушке, называя внешние признаки: “Это мягкая игрушка. Она серая. Хвостик короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко”. Аналогично описываются другие игрушки, ребенок называет их.
- “Про кого я говорю” (Цель: развивать наблюдательность, умение ориентироваться на основные признаки описываемого объекта). Взрослый описывает сидящего перед ним ребенка, называя детали его одежды и внешнего вида, например: “Это девочка, на ней юбка и кофточка, волосы у нее светлые, бант красный. Она любит играть с куклой Таней”.
- “Скажи какой” (Цель: учить выделять и называть признаки предмета). Взрослый достает из коробки предметы, называет их (“Это груша”), а ребенок называет признаки (“Она желтая, мягкая, вкусная”. “Это помидор”. -- “Он красный, круглый, спелый, сочный”. “Это огурец”. -- “Он... продолговатый, зеленый, хрустящий”) и др.
Использование данных игр и упражнений помогает организовать занятия интереснее и разнообразнее, превратить скучную работу в живую и творческую, поддержать заинтересованность детей на протяжении всего коррекционно-логопедического процесса формирования речи дошкольника. Конструктивное взаимодействие с родителями - один из краеугольных камней успешной деятельности учителя-логопеда. В результате многолетней практической деятельности у меня сложились позитивные, деловые, партнерские отношения с родителями. По данной проблеме в первую очередь знакомила родителей с содержанием своей работы через такие формы работы, как консультации, информационные корзины, беседы, домашние задания. В процессе совместных мероприятий наметилась тенденция заинтересованности проблемой, родители стали единомышленниками и соучастниками коррекционного процесса. Такое взаимодействие по преодолению нарушений связной речи позволило научить детей связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно доносить свои мысли, рассказывать об окружающих событиях в жизни. А это очень важно для их будущего обучения в школе, общения социумом, формирования личностных качеств.