«Игры звуками — это музыкальная импровизация»
Одной их самых увлекательных и совершенно необходимых для детей форм
первичного познания звукового мира, а через него и основ музыкального
искусства, являются игры звуками. Удивительно, что этот вид деятельности
даже не возник в отечественных музыкальных методиках. Исключение из
музыкально- образовательного процесса данного этапа, подобно тому, как
это существует в российской практике, закрывает музыкальное творчество
для большинства детей даже в простейших формах. Автором, разработавшим
идею игр звуками как первоначальной формы знакомства детей с миром
музыки, является австрийский композитор Вильгельм Келлер, сподвижник и
коллега Карла Орфа. Удивителен мир звуков, окружающих нас. Их так
много, и они такие разные: вот жалобно мяукает кот, тонко позванивает
хрусталь, таинственно шуршат листья под ногами, визжит тормозами
машина и поет скрипка. И каждый звук может стать музыкой. Надо только
постараться ее услышать. Нам, взрослым, только кажется, что вся музыка
давно сосредоточилась в фортепиано или симфоническом оркестре. На самом
деле это не так - фантазия и воображение могут вдохнуть красочную жизнь в
обычные бытовые звуки. «Марш деревянных кубиков», «Полька цветных
карандашей» или «Скрипучее рондо» - такие пьесы увлекут не только
малышей. Каждый знает, какого цвета небо, солнце, ночь, огонь ... А как ночь
звучит? Переливается бархатно-черными звуками рояля или искрится
сияющим звездным дождем колокольчиков и хрустальных стаканчиков?
Может быть, она певучая и прохладная, как звуки металлофона? Можем ли
мы представить и сыграть «разговор двух светлячков», «хор планет», «танец
травинок», «марш муравьев»? Кажется невероятным, но можем, и легко.
Даже совсем маленькие дети способны импровизировать свою музыку.
Рожденная их фантазией, она проста и чудесна, как сама страна детства.
Здесь из обычного металлофона рождается мерцающий огонек светлячка,
простые рыболовные колокольчики «разговаривают» друг с другом о
дружбе, а коробочки с крупой расскажут, как осенью грустно шуршат под
ногами листья. Стоит только прислушаться и в легком постукивании
карандашом по столу можно услышать незатейливую песенку дождика, в
бумажном шелесте - целую сказку, рассказанную простым бумажным
листком. Сам педагогический процесс «омузыкаливания» бытовых шумов
(звон, шуршание, стук, шорох) основан на стремлении ребенка
самостоятельно организовать звуки, превращая их тем самым в музыку.