Просмотр содержимого документа
«"Игры по формированию временных представлений у детей дошкольного возраста".»
Игры по формированию временных представлений у детей дошкольного возраста.
Временные представления являются важным компонентом познания детьми дошкольного возраста окружающей действительности. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, формирование временных представлений входит в образовательную область «Познавательное развитие» и направленно на развитие представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира ( пространстве и времени).
Формирование представлений о различных временных отрезках можно начинать уже в младшей группе с такого понятия, как сутки, обучая детей различать контрастные по проявлениям временные отрезки (день – ночь, утро – вечер), В этом же возрасте детей учат понимать слова «сегодня», «завтра», «вчера», а в старшем дошкольном возрасте – употреблять их в речи. Большое значение для ежедневной жизни и деятельности ребёнка приобретает практическое понимание понятий «быстро – медленно», «сначала – потом».
В старшем дошкольном возрасте детей можно учить последовательно называть дни недели, определять, какой день недели был вчера, какой сегодня и какой будет завтра.
При подготовке к школьному обучению целесообразно закреплять знания дошкольников о такой категории, как дни недели, их последовательности, делении дней недели на будние и выходные дни, а также обобщать представления о календарном годе, характерных сезонных изменениях, знакомить с последовательностью и количеством месяцев.
Предложенные игры по формированию временных представлений включают в себя цели, речевой материал и ход игры. Предлагаемые игры могут быть использованы педагогами как в общеразвивающих группах, так и в группах компенсирующей направленности. Воспитатели, учителя – дефектологи, логопеды могут применять эти игры в процессе непосредственной образовательной деятельности и в индивидуальной работе. Игры можно включать в работу с детьми, имеющими нарушения речи, задержку психического развития. Игры также можно рекомендовать родителям.
Игры для детей младшего дошкольного возраста
Лодочка, плыви. Цели: формировать представления о разном темпе передвижения; учить понимать значение слов «быстро», «медленно».
Ход: На столе стоит емкость с водой, плавают разноцветные лодочки – ореховые скорлупки. Устраиваются соревнования, чья лодочка быстрее доплывет. Обращается внимание, что чем сильнее дуть, тем быстрее движется лодочка. Если дуть слабо, лодочка плывет медленно.
День или ночь. Цели: различать части суток; формировать представления о конкретной части суток, закреплять в речи названия «день», «ночь», обращать внимание на разнообразные явления, характерные для каждой части суток.
Ход: Педагог предлагает сюжетные картинки на тему «Время суток», уточняет, какое время суток изображено на каждой из них. На столе разложены картинки с изображением различных предметов и действий, соответствующих различному времени суток. Педагог предлагает ребенку подобрать предметную картинку, ориентируясь на часть суток, изображенную на картинке.
Бывает – не бывает Цели: закреплять у детей представления о временах года и их признаках; формировать элементарные образные представления об окружающем мире и о логических связях и отношениях между объектами.
Ход игры: Педагог заранее собирает картину определенного времени года, состоящую из деталей. Среди картинок педагог размещает несколько деталей, посвященных другому времени года. Взрослый просит детей внимательно рассмотреть картину и найти несоответствие.
Бусы для зайки Цели: учить детей совершать действия в определенной последовательности; закреплять в речи понятия «сначала», «потом», «в конце».
Ход: Педагог предлагает детям сделать бусы для зайки из овощей. Но нанизывать овощи на шнурок, необходимо согласно словесной инструкции педагога ( 2 морковки, 2 капусты, 2 огурчика или чередование по одному).
Игры для детей старшего дошкольного возраста.
Фотоальбом Кати
Цели: учить детей анализировать хронологию событий; выстраивать цепочку событий в определенном порядке.
Ход: В гости к детям приходит кукла Катя. Она рассказывает, как выращивала цветок в горшке и предлагает посмотреть фотоальбом. Фотографии все перепутались, детям предлагается восстановить последовательную цепочку выращивания цветка.
Разные часы
Цель: познакомить детей с разными видами часов, дать представление о том, что время можно измерять разными способами.
Ход: Педагог сообщает детям, что почтальон принес посылку. Дети достают из коробки разные виды часов ( наручные, песочные, электронные, настенные). Педагог рассказывает, как можно с их помощью определить время. Затем педагог предлагает найти и назвать часы на картинке.
Лото «Месяцы»
Цель: учить детей различать месяцы и соотносить их с определенным месяцем года.
Ход: Педагог предлагает ребёнку разложить карточки с названиями и изображением месяцев в соответствующую строку с названием и изображением времени года, соблюдая последовательность.
Дни недели
Цель6 познакомить детей с понятиями «неделя», «дни недели» и последовательностью дней недели; формировать понятия о буднях и выходных.
Ход: на игровом поле формата А3 изображены овалы с названием дней недели. Дети по очереди бросают кубик. В соответствии с выпавшей цифрой ребенок должен положить фишку на соответствующее поле и правильно назвать день недели.