Просмотр содержимого документа
«Игры из подручного материала для развития мелкой моторики»
Домашние игры по развитию мелкой моторики рук.
Обычно маленьких детей ограждают от игр с мелкими предметами. Ведь они могут взять их в рот или засунуть в ухо. Однако после 5 лет такие занятия просто необходимы. А если Ваш малыш младше - просто играйте вместе.
Игры с песком и сыпучими веществами. Детям можно предлагать такие задания:
пересыпать песок (манку) из одной емкости в другую;
отсыпать песок мерной ложкой;
просевать песок через сито;
рисовать пальцами по песку;
лепить из мокрого песка;
искать в песке зарытые мелкие предметы.
Игры с семенами и крупами. Крупы имеют более крупную фактуру, чем песок. Поэтому их можно использовать для сортировки. Для этого берут по горстке круп или семян трех разных видов и ссыпают в одну кучку. Ребенку дают три мелких емкости, куда он должен разложить крупинки. Это можно делать пальцами или же использовать пинцет.
В еще одной игре детям предлагается определить, где какая крупа на ощупь. Для этого их рассыпают в небольшие тканевые мешочки, которые плотно завязывают. Надо взять мешочек и, помяв его в руках, назвать крупу.
Из круп и семян можно выкладывать картинки, создавать аппликации на пластилине.
Игры с пуговицами. Пуговицы более крупные. Они также подходят для сортировки (по размеру, форме, цвету). Кроме этого из пуговиц можно выкладывать орнамент, дорожки, линии по заданному рисунку, картинки.
Очень интересное задание — заполнить пуговицами кружочки на рисунке, подбирая их по цвету.
Игры с веревочками. Отлично подходят для развития мелкой моторики у детей игры с веревочками и шнурками. Их можно использовать для завязывания и развязывания узелков, плетения косичек или макраме.
Игры с бусинками. Очень полезное задание, связанное с нанизыванием бусинок. Лучше такие «бусинки» сделать самостоятельно, порезав трубочки для коктейля. Можно указывать точное число бусинок, которые нужно нанизать или попросить создать из них красивый узор, чередуя их по цвету.
Игры с бумагой. Работая с бумагой, предлагайте детям такие задания: сминание и разглаживание листа бумаги, складывание оригами.Очень увлекательная игра по созданию запланированного беспорядка. Сначала детям предлагается порвать цветную бумагу на мелкие кусочки, а затем устроить из них разноцветный дождь, подбрасывая их в воздух. После активной фазы игры нужно попросить малышей помочь собрать все обрывки, что тоже очень полезно для развития мелкой моторики. Эти кусочки можно использовать для рваной аппликации. В ходе такой игры предлагайте детям рвать бумагу разной толщины (от газет до картона).
Игры с прищепками. В наборе должны быть прищепки разных цветов. Также для таких игр надо подготовить разные шаблоны. Можно предлагать такие задания: приделать ежу иголки; добавить лучики солнышку; сделать прическу мальчику.
Игры с прищепками очень популярны на занятиях по математике и обучению чтению, так что можно объединить такие виды упражнений и попросить детей с помощью прищепок: посчитать примеры; прикрепить на шаблон цифры соответствующее количество прищепок; указать нужную букву.
Игры со спичками. Хоть спички детям не игрушка, но для занятий по развитию мелкой моторики их вполне можно применять, давая такие задания:
перекладывание со стопки в стопку;
выкладывание из спичек фигурки, которая нарисована на картинке;
складывание в коробочку;
самостоятельное выкладывание по представлению (квадрат, треугольник, кубик, лодочка, юбочка, лесенка, рыбка, флажок, звезда, брюки, мост и т.д.).
Детям нравится собирать спички в кубик с проделанным небольшим отверстием в центре одной из граней. Можно вместо спичек использовать ватные ( счетные) палочки.
Упражнения с мячом. Очень полезно делать самомассаж ладоней. Для этого нужно зажать между ладонями массажный мячик (грецкий орех, мячик для тенниса) и выполнять различные задания:
поступательные движения ладонями вперед – назад;
круговые движения ладонями;
сжимание – разжимание мяча в ладони;
перекладывание из одной руки в другую;
зажимание мячика двумя пальцами (поочередно менять пальцы);
катание мячика по столу, придерживая его одним пальцем;
прохождение мячиком по лабиринту, подталкивая его пальцем;
продвижение мячика по нарисованной на столе спирали.
Похожие упражнения можно выполнять, перекатывая между ладонями шестигранный карандаш.
Другие игры. Кроме перечисленных игр организуйте с детьми:
театр теней с показом фигурок героев руками;
пальчиковый театр;
игры с мозаикой;
игры с мелким конструктором;
собирание пазлов;
закручивание крышечек;
игры со скрепками;
выкладывание дорожек или узоров из камушков.
Помните: от развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка будет в пределах возрастной нормы.