Солнца летнего лучи (Поднимают руки вверх, пальцы растопырены.)
Так приятно горячи!
И не надо (Поочерёдно загибают паль-
Ни сапог, цы на двух руках одновре-
Ни рубахи, менно.)
Ни чулок, Ни тужурки, Ни калош...
До чего денёк хорош! (Попеременно ударяют кулак
о кулак и ладонь ладонь о ладонь.)
Пальчиковая гимнастика
Я СЧИТАЮ
Скачет зайчик (Ритмично ударяют кулак
По стене о кулак и ладонь о ладонь.)
И подмигивает мне. (Зажмуривают один глаз.)
Перепрыгнул (Поочерёдно загибают паль-
На картинку, цы на обеих руках одновре-
Прогулялся менно (на каждые две строч-
По ботинку, ки). Поплясал На потолке, Притаился В уголке. Вот он спрятался В кроватке.
Он со мной (Прижимают ладони к лицу.) Играет в прятки.
Раз, два, три, четыре, пять — (Сжимают-разжимают
пальцы на обеих руках одновременно.)
Кто пойдёт (Пожимают плечами,руки от-
Его искать? ведены в стороны, пальцы
Н.Гернет Растопырены.)
Координация речи с движением
Цели: учить координировать речь с движением, развивать творческое воображение.
Гром гремит, грозит, грохочет — (Топают ногами в такт.)
Напугать гроза нас хочет.
Небо было голубое — (Качаютруками над головой.)
Стало грозное, стальное.
Град горошинами бьёт, (Стучат кулаками по коле-
Град гулять нам не даёт! ням к такт.)
Но гроза всё дальше, тише,
Глуше гром и небо чище ...
Загорелась полукругом (Приседают, рисуют руками
Радуга-дуга над лугом! над головой дугу — разводят
Л. Гадасина, О. Ивановская
Скороговорка
Цели: развивать общие речевые навыки, работать над четкостью дикции и произношением.
Испугался грома Рома, Заревел он громче грома. От такого рёва гром Притаился за бугром.
Повторение названий летних месяцев
Цели: закрепить в речи названия летних месяцев, учить связному монологическому высказыванию.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям прослушать отрывок из стихотворения «Двенадцать месяцев». Проводит беседу по стихотворению, разучивает его с детьми.
Не спит всю ночь болотный лунь, Светлей всех месяцев июнь. Варенье варится буль-буль, Из ягод, что собрал июль. Всем дарит яблоки на радость Последний летний месяц август.
В. Степанов
Вопросы и задания:
Чем примечателен месяц июнь (июль, август)? Назови первый (второй, третий) летний месяц. Перечисли летние месяцы по порядку.
Игра «Четвёртый лишний»
Цели: учить дифференцировать признаки лета от признаков других времён года, развивать связную речь (употребление сложноподчинённых предложений), развивать зрительное внимание.
Ход игры. Воспитатель помещает на наборное полотно четыре картинки, на трёх из которых одно время года, а на четвёртой—другое. Дети рассматривают картинки и составляют предложения.
Например:
Здесь лишняя вторая картинка, потому что на ней нарисована зима, а на остальных картинках изображено лето. И т. п.
Игра «Хлопаем — топаем»
Цели: совершенствовать навык анализа речевого потока на слова.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям послушать предложения о лете. Если они согласны с выражением, пусть хлопают в ладоши, если нет — топают ногами.
Ход игры. Воспитатель загадывает детям загадки, дети отгадывают их и рисуют отгадки, так, чтобы получилась картина.
Например:
— Ребята, сейчас мы с вами будем рисовать картину. Отга дайте, какое время года будет на ней изображено?
Слышно пенье комаров, Время ягод и грибов, Озеро теплом согрето, Всех зовет купаться... (лето).
— Правильно на картине будет изображено лето. А теперь слушайте загадки и рисуйте отгадки.
Жаркий шар на небе светит, Этот шар любой заметит. Утром смотрит к нам в оконце, Радостно сияя, ... (солнце).
Е. Савельева
Они легкие, как вата, По небу плывут куда-то. Держат путь издалека Каравеллы — ... (облака).
Мчится по холмам змея, Влагу деревцам неся. Омывая берега, По полям течет... (река).
Е. Савельев
Е. Савельева
Он поплачет над садами — Сад наполнится плодами. Даже пыльный подорожник Рад умыться в летний... (дождик).
Е. Савельева
Как над речкой, над рекой
Появился вдруг цветной
На прогулке видел я тт
Чудо-мостик подвесной.
Фиолетовый цветочек. /Рпдтрп)
Это вырос у ручья
Тонкий нежный... (колокольчик). Т.Маршалова
Н. Иванова
Поле летом покраснело. Яркий, как победный флаг, Нам головкой машет смело Бархатистый красный... (мак).
Н. Иванова
Игра «Какое слово не подходит?»
Цели: развивать речевой слух, слуховую память, грамматический строй речи (умение подбирать однокоренные слова).
Ход игры. Воспитатель предлагает детям прослушать ряд слов и повторить его по памяти. После этого дети должны назвать лишнее слово и объяснить почему. Например:
Лето, летний, лететь. Трава, травяной, трамвай, травушка. Дождь, дождливый, ждать, дождить. Затем детям предлагается самим подобрать однокоренные слова к заданным.
Игра «Исправь ошибки»
Цели: развивать слуховое внимание, грамматический строй речи (согласование прилагательных с существительными).
Ход игры. Воспитатель предлагает детям внимательно прослушать «словосочетания» и исправить в них ошибки.
Например:
(голубая) колокольчик — голубой колокольчик
(душистый) земляника — ...
(тёплый) солнышко — ...
(летнее) дождик — ...
Игра «Подбери рифму»
Цели: развивать слуховое внимание, чувство рифмы. Ход игры. Воспитатель называет слово, дети подбирают рифмующиеся с ним слова. Например:
Цели: совершенствовать навык слогового анализа слов, закреплять в словаре детей слова — названия полевых цветов.
Ход игры. Дети встают круг. Воспитатель бросает мяч одному из детей, произнося слово. Ребёнок ловит мяч и, бросая его воспитателю, произносит это же слово по слогам и называет количество слогов в нём.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям «поймать звук», дети должны хлопнуть в ладоши, если этот звук в слове есть, и определить, где он находится (в начале, в середине или в конце слова).
Например:
Звук [г]: радуга, грибы, река, август, лето, ягоды, погода, насекомые;
Звук [а]: комар, жара, жук, август, грибы, река.
Игра «Весёлые звуки»
Цели: совершенствовать навыки фонематического анализа и синтеза.
Ход игры. Воспитатель выставляет перед детьми картинки: мак, гром, радуга. Дети должны составить из цветных кружков звуковые схемы этих слов.
Игра «Нарисуй-ка»
Цели: актуализировать словарный запас по теме, развивать связную речь, учить планированию рассказа — описания по картинке.
Ход игры. Детям предлагается нарисовать летнюю картину. Воспитатель просит кого-либо из детей составить рассказ по картине. Дети вместе с воспитателем обговаривают детали рисунка: о чём надо рассказать сначала, о чём — потом. Затем составляется рассказ. На индивидуальных занятиях можно составлять рассказы с остальными детьми.
Игра «Объясни пословицу»
Цели: актуализировать словарный запас по теме, развивать связную речь.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям послушать и объяснить пословицы и поговорки.
Что летом родится, зимой пригодится. Клади по ягодке, наберёшь кузовок. Одна пчела много мёду не наносит. Готовь летом сани, зимой — телегу.
Стихотворение для чтения и заучивания наизусть
«ОТЧЕГО ТАК МНОГО СВЕТА?»
Отчего так много света? Отчего вдруг так тепло? Оттого, что это — лето На всё лето к нам пришло.
Оттого и каждый день Всё длиннее, что ни день,
Ну а ночи,
Ночь от ночи,
Всё короче и короче...
И. Мазнин
Тексты для пересказа
КАК ВАСЯ ЛОВИЛ РЫБУ
Мама пошла на речку полоскать бельё. Вася за ней побежал, кричит:
— Мама, я с тобой пойду!
Пришли они на речку. Мама полощет бельё, а Вася отошёл подальше, смотрит, как в реке маленькие рыбки плавают.
Захотелось Васе поймать рыбку. Присел он на корточки, за рыбкой потянулся, да не удержался и в воду шлёпнулся.
Барахтается, кричит:
— Рыбку поймал! Рыбку поймал!
Подхватила его мама, вытащила из воды, на песок посадила, спрашивает:
— Где же твоя рыбка?
Разжал Вася кулак, а там нет ничего! Смеётся мама:
— Вот так рыболов! Разве рыбу руками ловят?!
Н. Калинина
Вопросы:
Зачем мама пошла на речку? Кто пошёл на речку с мамой? Почему Вася потянулся к воде? Удалось ли Васе поймать рыбку? Что сказала мама?
* * *
В начале лета в лесу появились новые цветы. Мы очень любим простые лесные цветы. Мы часто ходим в лес на знакомую полянку, заросшую земляникой. Там я делаю из бересты небольшой кузовок, а Саша сам собирает спелые ягоды и дома всех угощает душистой земляникой.
После тёплых дождей в лесу пошли грибы. Смолою пахнут высокие сосны, недвижно дремлют зелёные ели. Шелестят кудрявые листья берёзы. Краснеет на солнце рябина.
С корзинками в руках долго мы бродим по лесу. Ищем и собираем грибы.
И. Соколов-Микитов
Вопросы:
Что появилось в лесу в начале лета?
О чём рассказывают ребята? Куда они ходят за земляникой? Как они её собирают?
Что появляется в лесу после тёплых дождей? О каких деревьях говорится в рассказе?