Мама в дом войдёт и ахнет: (Шагают пальцами обеих рук
по столу.)
— Чем у нас (Пожимают плечами.)
в квартире пахнет?
— Много чем, — (Попеременно ударяют
ответим маме. — кулак о кулак и ладонь о ладонь.)
Раз — горелыми блинами, (Поочерёдно разгибают
Два — разбитыми духами, пальцы, начиная с большого, на
Три — штанами обеих руках одновременно на
в рыбьем жире... каждый счёт.)
Мама скажет:
— А четыре —
Пахнет стиркой и уборкой.
А ещё — хорошей поркой! И. Шевчук
Координация речи с движением
ПОВАРА
Как легко приготовить обед! Ничего в этом трудного нет,
Это проще простого: Это раз — и готово!
(Если мама готовит обед!) Но бывает, что некогда маме
И обед себе варим мы сами,
И тогда
(Не пойму, в чём секрет!) —
Очень трудно готовить обед!
Б. Заходер
(Левая рука перед собой «держит кастрюлю», правая рука, сжатая в кулак, «помешивает суп».)
(Делают чёткие шаркающие движения ладонями перед собой — 4 раза.)
(Разводят руки в стороны.) (Руки опущены вниз, пожимают плечами.)
(Прижимают ладони к груди.)
(Руки опущены вниз, пожимают плечами.)
(Проводят тыльной стороной ладони по лбу («вытирают пот»).)
Игра «Кем работает мама?»
Цели: формировать грамматический строй речи. Ход игры. Воспитатель предлагает детям закончить предложения.
Моя мама учит детей, она ... (учительница).
Моя мама шьёт одежду, она ... (швея, портниха).
Моя мама готовит еду, она ... (повариха).
Моя мама занимается спортом, она ... (спортсменка).
Моя мама делает массаж, она ... (массажистка).
Моя мама продаёт одежду, она ... (продавщица).
Моя мама поёт, она... (певица).
Моя мама пишет картины, она... (художница).
Моя мама пишет книги, она... (писательница).
Игра «Назови ласково»
Цели: формировать грамматический строй речи, учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, знакомить с полными женскими и мужскими именами.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям подумать, как можно ласково назвать человека с тем или иным именем.
Например:
Настя — НастенькаДаша — ...
Лида — ... Ира — ...
Оля — ... Света — ...
Маша — ... Таня — ...
Затем дети называют друг друга ласково, передавая по кругу мяч.
Игра «Подарки для мамы»
Цели: развивать фонематические процессы, учить подбирать слова с заданным звуком, развивать творческое воображение, совершенствовать мелкую моторику.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям нарисовать подарки для мам, названия подарков содержат звук [В].
Стихи для чтения и заучивания наизусть
Я МАМУ ЛЮБЛЮ.
Мне мама приносит
Игрушки, конфеты,
Но маму люблю я
Совсем не за это.
Весёлые песни
Она напевает,
Нам скучно вдвоем
Никогда не бывает.
Я ей открываю
Свои все секреты.
Но маму люблю я
Не только за это.
Люблю свою маму,
Скажу я вам прямо, Ну просто за то, Что она моя мама! Л. Давыдова
БАБУШКИНЫ РУКИ
Яс бабушкой своею
Дружу давным-давно.
Она во всех занятиях
Со мною заодно.
Я с ней не знаю скуки,
И всё мне любо в ней.
Но бабушкины руки
Люблю всего сильней.
Ах, сколько руки эти
Чудесного творят!
Летают, вяжут, метят,
Всё что-то мастерят...
Ко сну ночник засветят
И тут замолкнут вдруг.
Умнее нет на свете
И нет добрее рук.
Л. Квитко
ВЕСЁЛОЕ СДЕЛАЛОСЬ ГРУСТНЫМ
Яблоко стало невкусным.
Весёлое сделалось грустным.
Сахар — не сладкий.
Соль — не солёная.
Дождик — не мокрый.
Трава — не зелёная.
Гром на кого-то с неба ворчит...
Мама не хочет со мной разговаривать.
Мама молчит.
Л. Николаенко
Тексты для пересказа
ЖЕНСКИЙ ДЕНЬ
с
Таня проснулась рано-рано и взглянула на календарь. На календаре стояло красное число: 8 Марта.
Таня вынула из ящика с игрушками свои подарки — две хорошенькие чашечки — и побежала смотреть, не проснулась ли бабушка. Бабушка уже проснулась; она пекла вкусный пирог. Таня перемыла всю посуду, подмела пол, постелила на стол чистую скатерть... И поставила свои чашечки...
В передней зазвонил телефон и разбудил маму. Она лежала и слушала, как Таня с кем-то говорила по телефону.
— Тише, тише... — говорила Таня. — Не разбудите маму... У нас сегодня тройной праздник! Мамин, бабушкин и мой! Мы все тут женщины, кроме папы! И сегодня наш Женский день.
В. Осеева
Вопросы:
Какие подарки приготовила Таня маме и бабушке?
Что пекла бабушка к празднику?
Как помогала бабушке Таня?
Как Таня относилась к маме? Почему ты так думаешь?
МАМА
Самое лучшее слово на свете — «мама».
Самая хорошая на свете мама — моя.
Я не могу обойтись без мамы, а она не может обойтись без меня. Поэтому она не отпускает меня далеко, а когда мы идём в детский сад, держит за руку.
Сегодня выходной, мама на работу не пошла. Мы в парке. Всё вокруг зелёное, и цветов много. Детей тоже много.
Мама сидит на скамейке и говорит с другой мамой, а мы куличики лепим. Всамделишные — из песка.
Мама смотрит на меня и смеётся. И цветы смеются. Мама очень добрая, когда улыбается. И я улыбаюсь ей.