И метлу, и кочергу. Скушал церковь, скушал дом, И кузницу с кузнецом,
потом и говорит: «У меня живот болит!»
(Попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь.)
(Поочерёдно загибают паль цы сначала на правой, а затем на левой руке.)
(Выполняют круговые движения правой рукой по животу.)
Английский фольклор (пер. К. Чуковского)
Координация речи с движением
Мыла посуду Танюша —
и вдруг Вырвалось блюдце
случайно из рук.
Блюдце красивым,
фарфоровым было...
Жалко Танюше,
что блюдце разбила. Смотрит на пальчики:
«Как вы неловки!»
Мама погладит её по головке: «Не огорчайся,
что блюдце разбилось. Важно — посуду ты
мыть научилась!»
В. Мирясова
(Потирают круговыми движениями ладони друг о друга.) (Резко опускают руки вниз.)
(Делают плавное движение в сторону ладонью сначала правой, а затем левой руки.) (Обхватив голову ладонями, покачивают ею.) (Поворачивают ладони сначала тыльной, а затем внутренней стороной вверх, смотрят на них.)
(Гладят себя по голове сначала правой, а затем левой рукой.)
(Потирают круговыми движениями ладони друг о друга.)
Диалог
Цели: развивать общие речевые навыки, работать над чёткостью дикции, интонационной выразительностью речи.
Остатки еды стёр?
Стёр!
Крошки со скатерти смёл?
Смёл!
Скатерть со столика снял?
Снял!
Салфетки грязные смял?
Смял!
— Кастрюлю на кухню отнёс?
Отнёс!
Солонку и миску унёс?
Унёс?
Самовар соседке занёс?
Занёс!
А где же стаканы, принёс?
Поставил я их на поднос.
Из пособия Г. Быстровой, Э. Сизовой,
Т. Шуйской
Игра «Четвёртый лишний?»
Цели: развивать слуховое внимание, логическое мышление. Ход игры. Воспитатель предлагает детям определить лишнее слово в ряду и объяснить, почему оно лишнее.
Чайник, стул, тарелка, кастрюля.
Кастрюля, чайник, сковорода, макароны.
Чай, чашка, блюдце, чайная ложка.
Тарелка, стол, вилка, ложка.
Игра «Найди ошибку»
Цели: развивать зрительное внимание, формировать грамматический строй речи (употребление родительного падежа существительных в единственном числе).
Ход игры. На столе стоят предметы посуды (4-6). Воспитатель перечисляет их и называет еще один лишний предмет. Дети находят ошибку.
Например:
На столе находятся блюдце, чашка, чайник, сковорода.
Цели: развивать грамматический строй речи (согласована числительных с прилагательными и существительными). Например.
Одна фарфоровая тарелка, две..., пять... Одна чайная ложка, ... Один хрустальный бокал, ... Одно фаянсовое блюдце, ... Один стеклянный чайник, ... Одна глиняная чашка, ...
Игра «Посуда»
Цели: формировать грамматический строй речи (согласование числительных «два», «пять» с существительными).
Ход игры. Воспитатель предлагает детям изменить слова пс образцу. Игра проводится с мячом.
Цели: развивать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных). Обогащать словарный запас (слова — названия материалов, из которых изготавливают посуду).
Ход игры. Воспитатель рассказывает детям, из каких материалов изготавливают посуду. Объясняет значение слова «хрупкая». Затем просит детей закончить предложения по образцу.
Например.
Если вилка из пластмассы, она пластмассовая.
Если вилка из алюминия, она...
Если горшочек из глины, он...
Если стакан из стекла, он...
Если нож из стали, он...
Если фужер из хрусталя...
Если тарелка из бумаги, она...
ложка из металла, она...
Если чайник из фарфора, он...
Игра «Скажи наоборот» Цели: обогащать словарный запас, учить подбирать антонимы. Ход игры. Воспитатель предлагает детям закончить предложения, сказав наоборот.
Эта ложка чистая, а эта — ... (грязная). Вот тарелка глубокая, а вот— ... (мелкая). Эта чашка большая, а эта — ... (маленькая). Вот стакан широкий, а вот — ... (узкий). Этот нож старый, а этот — ... (новый). Эта кружка белая, а эта — ... (чёрная). Вот сковорода тяжёлая, а вот — ... (лёгкая). Бокал хрупкий, а сковорода — ... (прочная).
Игра «Назови первый звук»
Цели: совершенствовать фонематические процессы, умение определять первый звук в слове.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям назвать первый звук в словах — названиях посуды.
Ход игры. Воспитатель загадывает загадку, дети отгадывают. Один из ребят объясняет её смысл. Остальные дополняют.
Смастерили из досок и надели поясок. И хранит посуда эта с грядки собранное лето.
(Бочка)
Он округлый, но не шар, Медный — не монета, В нём пылает алый жар, Им вода согрета. Чай готовить он мастак, Чайник вспомнил даром! Ведь зовут его в веках Люди... (самоваром)!
Т. Маршалова
Среди ложек я полковник.
И зовут меня... (половник)
Т. Маршалова
По моей тарелке лодочка плывёт. Лодочку с едою отправляю в рот.
(Ложка) Т. Маршалова
Текст для пересказа
ПЕЧЕНЬЕ
Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.
— Дели по одному, — строго сказал Миша. Мальчики высыпали всё печенье на стол и разложили его на
две кучки.
Ровно? — спросил Вова. Миша смерил глазами кучки:
Ровно. Бабушка, налей нам чаю!
Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.
Рассыпчатые! Сладкие! — говорил Миша.
Угу! — отзывался с набитым ртом Вова.
Мама и бабушка молчали. Когда всё печенье было съедено, Вова вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму — она мешала ложкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку — она жевала корочку чёрного хлеба...
В. Осеева
Придумывание продолжения к данному началу рассказа
Однажды папа с Алёшей решили подарить маме на Восьмое марта красивую тарелку. Они пошли в магазин и выбрали самую лучшую из всех тарелок. Алёша спрятал её в шкаф на самую верхнюю полку и с нетерпением ждал, когда же наступит праздник. Вот и настал долгожданный день. Все поздравляли маму. И Алёша тоже побежал за своим подарком, он подставил стул к шкафу и достал тарелку. Но так торопился, что она выпала из рук и...