kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Игры для развития мелкой моторики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игры для развития мелкой моторики спомощью нестандартного оборудования 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Игры для развития мелкой моторики»

   

Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования

"Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев…
Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок." В.А.Сухомлинский


Современные реалии диктуют свои порой высокие требования не только к взрослым, но и к детям. Для наиболее успешной адаптации ребенка в обществе необходимо обеспечить такое развите его речи , которое бы отвечало современным стандартам. М.М.Кольцова в своей работе «Ребенок учится говорить» указывает на то, «что речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук» [1]. Это значит, что чем больше ребенок понимает, хочет и пытается делать руками, тем он умнее и находчивей. Ведь на кончиках пальцев – стимулятор умственной деятельности, кладезь творческой мысли, «который питает мозг ребенка, расширяет словарный запас, способствует положительному эмоциональному настрою, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, приучает их к осознанным, точным, целенаправленным движениям, облегчает овладение навыком письма» [1]. И если активно воздействовать на центр головного мозга, отвечающий за движение пальцев, то в свою очередь область мозга отвечающая за речь будет активизироваться. Таким образом, функция руки и речь развиваются параллельно.
Но вот, что интересно: при всей важности игры для детского развития, она уходит из нашей жизни. Сегодня в нашем обществе игра все меньше и меньше заполняет жизнь ребенка. В наши дни, к сожалению, при стремительном темпе жизни взрослых, согласно статистике, у многих детей наблюдается переизбыток современных игрушек и тв-мультиков и, как следствие, отставание в моторном развитии. Дети не умеют завязывать шнурки, застегивать пуговицы, поэтому родители покупают обувь и одежду на липучках или молнии - потому что так быстрее. Именно такой факт отодвинул далеко назад приучение к самостоятельности. Но взрослые зачастую забывают, что детей следует с ранних лет приучать к самостоятельной деятельности, ведь стремление ребенка сделать что-то самостоятельно, может стать важным моментом в становлении юной личности. Если не так давно дети вместе со взрослыми больше делали руками: перебирали крупу, вязали и вышивали, мастерили кукол, то сейчас мало кто на это обращает внимание. И об этом из своего детства могут вспомнить не многие взрослые. Поэтому у наших современных детей слабо развита мелкая моторика, то есть способность выполнять мелкие движения кистями и пальцами. Итог большинство дошкольников неготовы к школе - плохо пишут, плохо говорят и, как следствие, не успешность во взрослой жизни.
Многие современные родители начали задумываться над тем, как же лучше развивать своего малыша. Они покупают разные сортировщики, пальчиковые лабиринты, шнурочки и аналогичные игры тратя на их приобретение много денег и личного времени. 
В данной статье предлагаются вашему вниманию игры с использованием предметов и материалов которые находятся в «шаговой» доступности. Это позволит не только сэкономить семейный бюджет, но и больше времени проводить с ребенком. Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности для развития игры, а игра в свою очередь способствует формированию ситуации успеха для каждого ребенка.
Идея создания игр из нестандартного оборудования пришла не сразу. Необходимость отойти от традиционного понимания натолкнула на поиски чего-то необычного. Хотелось найти нечто такое, что могло доставлять ребенку больше радости, а взрослым меньше хлопот,при этом интересное, развивающее, а главное, доступное. Помимо этого, данные разработки могут использовать как воспитатели в ходе своей ежедневной работы, так и родители.
Данная техника хороша тем, что она вносит определенную новизну в деятельности малышей, делает ее более увлекательной и интересной. Детям безумно нравится играть с вещами которые вроде бы не предназначены для игр, с предметами которыми пользуются такие взрослые папа и мама. Родителям только остается проявить фантазию и все превратить в веселую сказочную игру. Совместная игра детей и взрослых в непринужденной обстановке позволит сблизиться, установить базу доверительных отношений. Ведь именно в дошкольном возрасте ребенка у взрослого есть уникальная возможность стать значимым. Стать для своего ребенка тем человеком, к которому, став взрослым (особенно в подростковом возрасте), ребенок сможет обратиться за поддержкой.
Итак. Предлагаем вашему вниманию несколько примеров творческих разработок для развития мелкой моторики малыша.

Игра «Облака»
Оборудование: пена для ванн (средство для мытья посуды), губка для мытья посуды, глубокая тарелка
Описание: Предложить сделать облака и наполнить ими тарелку. Капнуть средства для ванн (для мытья посуды) на губку. Ребенок должен сжимать влажную губку, таким образом создавать пену (облака). Можно чередовать руки.
Игра «Сплети коврик»
Оборудование: решёточка для раковины, разноцветные ленты шириной2,5 см , пришитые одним концом к краю решётки.
Описание: воспитатель просит детей сплести красивый коврик, вдевая ленту в окошки «сверху - вниз», «слева - направо». На начальном этапе воспитатель показывает, как нужно вдевать ленту в окошко.


Игра «Ежик»
Оборудование: дуршлаг, ватные палочки.
Описание :предложить ребенку вставить ватные палочки в отверстия дуршлага.


Игра «Конструктор из палочек»
Оборудование: Пластилин, спички(шпажки, зубочистки со срезанными концами, можно разной длины).
Описание: Предложить ребенку сконструировать какой -нибудь объект. Детям младшего возраста можно предложить картинку. Помочь скатать шарики из пластилина. Более взрослым детям можно самим пофантазировать, что они сделают. Модели постройки можно сделать как двухмерные, так объемные. 


Игра «Паутина»
Оборудование: корзина, резинка ,маленькие игрушки.
Описание: натянуть резинку в корзине по типу «паутина». На дно положить игрушки. Попросить ребенка достать(спасти) игрушки. Более сложный вариант, достать игрушки с помощью предмета, например ложки.


Игра «Башенки»
Оборудование: деревянные шпажки, трубочки для коктейля разных цветов.
Описание: Нарезать трубочки. На шпажки наклеить разноцветный скотч, можно покрасить краской. Шпажки закрепить с помощью пластилина на доске. Предложить ребенку построить башню(насадить нарезанные трубочки) согласно цвету шпажки.


Игра «Спрячь - найди»
Оборудование: фольга или бумага, маленькие игрушки. 
Описание: предложить сыграть ребенку в прятки с игрушками. Завернуть игрушку в бумагу или наоборот развернуть аккуратно не порвав бумагу.
Игра «Поймай»
Оборудование: Плотный пакет с зажимом (zip-lock), гидрогель (орбизы).
Описание: Данную игру можно начать как опыт, поместив орбизы в воду и наблюдать как они набухают (растут). После поместить набухший гидрогель в пакет. Плотно закрыть. Предложить ребенку поймать пальчиками шарик и раздавить его. Можно усложнить игру, попросив поймать шарики определенного цвета (при наличии разноцветных орбизов).
Орбизы очень универсальный материал для игр с детьми. Он красивый, доступный, приятный на ощупь. Минус состоит только в том при прямом доступе играть необходимо только под присмотром взрослого. 
Гидрогель можно раскладывать по цветам в разные сосуды, тарелочки. Можно просто наполнять им баночки, бутылочки. Как вариант игры можно отметить вылавливание из воды руками или ложкой. Возможность использования орбизов ограничивается только фантазией.




И напоследок, стоит заметить, что ни одна игрушка, ни одно упражнение не станут развивающими, если не будут интересны ребенку. И тут задача взрослых, наша с вами задача, поддержать ребенка, при необходимости оказать помощь, и конечно быть терпеливыми и спокойными. Помните, что любой процесс обучения требует массу терпения и труда.
Будьте мудрыми и внимательными! 























КОНСУЛЬТАЦИЯ-ПРАКТИКУМ

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ТЕМА:

«Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования»



Истоки способностей и дарований детей

находятся на кончиках пальцев.

В. А. Сухомлинский

Чем больше ребёнок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый источник творческой мысли, которая питает мозг ребёнка. Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. На протяжении всего раннего детства чётко выступает эта зависимость – по мере совершенствования мелкой моторики идёт развитие речевой функции. Функция руки и речь развиваются параллельно. Естественно, это должно использоваться в работе с детьми – и с теми, у которых развитие речи происходит своевременно, и особенно с теми, у которых имеются различные нарушения развития речи. Совершенствование мелкой моторики – это совершенствование речи.

Для развития мелкой моторики вам не понадобится специальное оборудование, не нужно выкраивать время, можно воспользоваться предметами, которые оказались в данный момент под рукой. Дети любят играть с бытовыми предметами, вам нужно только направить их фантазию в нужное русло. Для пальчиковых игр подойдут:

▪ мячи (каучуковые, колючие, рифлёные, плюшевые, соксы – вязаные и набитые пластмассовыми пульками);

▪ верёвки капроновые плетёные (диаметром 3-6 мм) – для завязывания узлов и для перебирания уже завязанных узлов пальцами;

▪ кистевые эспандеры – для развития мышечной силы кисти;

▪ прищепки бельевые – для развития координации движений пальцев рук;

▪ щётки для волос, зубные щётки, коврики «Травка» - для массажа и самомассажа ладоней;

▪ платочки;

▪ бигуди;

▪ счётные палочки;

▪ резиночки для волос;

Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, способствуют хорошему эмоциональному настроению, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.

Самомассаж ладоней и пальцев рук

Самомассаж ладоней щёткой для волос

 или пластмассовым ковриком «Травка»

На каждый ударный слог осуществляются поглаживающие движения ладонями. Поверхности «иголочек» касаются не только пальцы, но и ладони. Направления движения – к себе.


Гладит мама-ежиха ежат:

«Что за пригожие детки лежат!»

Самомассаж зубной щёткой

Дети берут в руки зубную щётку.

Плывёт зубная щётка,                                Растирают щеткой подушечки

Как по морю лодка,                                пальцев правой руки, затем левой

Как по речке пароход,                                руки, начиная с большого пальца

По пальчикам она идёт!                                И заканчивая мизинцем.

                А. Дорогавцева

Самомассаж с прищепками

Большой прищепкой на ударные слоги стиха поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После первого двустишия – смена рук. (Проверьте на себе, чтобы прищепки были не слишком тугими).

Кусается больно котёнок – глупыш,

Он думает: это не палец, а мышь.

– Но я не играю с тобою, малыш!

– А будешь кусаться – скажу тебе «кыш»!

                О. Крупенчук

Гусёнок

Вот проснулся,

Встал гусёнок,

Пальцы щиплет он спросонок:

– Дай, хозяйка, корма мне

        Раньше, чем моей родне.

                О. Крупенчук

Самомассаж подушечек пальцев

Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь, «катая» его на подушечке вправо-влево. На каждую строчку осуществляется разминание одного пальца. После 5-й строчки – смена рук.

Шёл медведь к своей берлоге                (мизинец)

Да споткнулся на пороге.                (безымянный)

«Видно, очень мало сил                        (средний)

Я на зиму накопил», –                        (указательный)

Так подумал и пошёл                        (большой)

Он на поиск диких пчёл.                        (большой)

Все медведи – сладкоежки,                 (указательный)

Любят есть медок без спешки,         (средний)

А наевшись, без тревоги                        (безымянный)

До весны сопят в берлоге.                 (мизинец)

Игры с массажными мячиками

Колючий ёжик

Гладь мои ручки,                                         Дети катают мячик в руках,

Ёжик, ёжик.                                                делая движения вперёд-назад,

Ты колючий, ну и что же                        вправо-влево между пальцами.

                                                                Катают мячик по правой и ле-

Я хочу тебя погладить,                                вой ладоням круговыми движе-

ниями.

Я хочу с тобой поладить.                        Берут мячик в левую руку и

                        О. Крупенчук                        «прыгают» им по ладони дру-

гой руки, затем меняют руки.

Дружба

Я в друзьях души не чаю!                        Дети крепко сжимают мячик

Я друзей своих встречаю!                        поочерёдно в одной и в другой

Каждый руку мне пожмёт!                        ладони.

Каждый мне привет пошлёт!                        Машут рукой.

                О. Крупенчук

Игры с платочками

Тесто

Месим, месим тесто!                                1 вариант игры.

Есть в печи место!                                        Дети берут платочек за два

Будут, будут из печи                                уголка и пальцами обеих рук

Булочки и калачи!                                        собирают платочек в обе ладони.

                Народная потешка                        2 вариант игры.

Берут платочек за уголок и

собирают целиком платочек в

ладонь, используя пальцы только одной руки (правой или левой).

Другая рука не помогает!

Прятки

Дети кладут платочек на колени или на любую ровную поверхность.

Пальчики играли в прятки,                        Сжимают и разжимают

Ловко прятались в кроватке.                        пальцы обеих рук.

Вот так, вот так,                                        Пальцы обеих рук собирают

Ловко спрятались в кроватке.                        платочек в обе ладошки.

                А. Савушкина

Игры с крупными бигуди

Самокат

Самокат, самокат,                                        Дети катают бигуди между

Самокату очень рад!                                ладонями вперёд-назад, руки

Сам качу, сам качу                                        держат перед собой.

Самокат куда хочу!

                И. Токмакова

Ролик

Трудно ролик мне вести                                Дети катают бигуди между

Прямо по дорожке,                                        ладонями вперёд-назад, руки

Так и хочется ему                                        держат перед собой.

Спрятаться в ладошке.                                Убирают бигуди в обе ладони.

                С. Ерошкина

Игры со счётными палочками

Цапля ходит по болоту

Цапля ходит по болоту                Дети ставят счётную палочку на

большой палец правой руки и

держат указательным пальцем

правой руки.

Будто ищет там кого-то.        Дети ставят счётную палочку на

большой палец правой руки и

держат средним  пальцем

правой руки.

Ой, боюсь, что эта цапля                Дети ставят счётную палочку на

большой палец правой руки и

держат безымянный пальцем

правой руки.

Лягушонка хочет…                Дети ставят счётную палочку на

большой палец правой руки и

держат мизинцем пальцем

правой руки.

Сцапать!                                                Убирают счётную палочку за

О. Крупенчук                                спину.

Затем дети выполняют те же движения левой рукой.

Клювы

Ребёнок собирает разложенные на столе счётные палочки одноимёнными пальцами – от указательных к мизинцам – и удерживает их до тех пор, пока не соберёт все четыре «клюва». На каждую строчку осуществляется по одному взятию палочки.

Клювов длиннее                        

Не видывал я,

Чем клювы у цапли

И журавля!

                О. Крупенчук

Игры с эспандерами

Силач

Дети берут эспандер в виде резинового кольца в руки.

Я сожму своё кольцо,                                Дети сжимают и разжимают

Буду сильным молодцом,                        в руках эспандер на каждый

Буду младших защищать,                        ударный слог. После каждой

Буду слабым помогать!                                строчки – смена рук.

Пополам его согну

И восьмёркой заверну!

                О. Крупенчук

Сжать кольцо поможет нам                        Дети сжимают и разжимают

Сила с волей пополам.                                в руках эспандер на каждый

Станут пальчики сильнее,                        ударный слог. После каждой

А головушка – умнее!                                строчки – смена рук.

                О. Крупенчук

Игры с бусами

Бусы

Дома я одна скучала,                                Дети перебирают бусы в руках,

Бусы мамины достала,                                считают бусины в прямом и в

Бусы я перебираю,                                        обратном порядке.

Свои пальцы развиваю.

                О. Крупенчук

Игры с резинками для волос

1-й вариант

Растягивание текстильной резинки поочерёдно большим и указательным пальцами, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем. Упражнение выполняется сначала ведущей рукой.


2-й вариант

Кисти рук ребёнка соединены в запястьях. Взрослый надевает резинку поочерёдно на указательные, средние, безымянные пальцы, мизинец ребёнка. Ребёнок растягивает резинку пальцами, не разводя кисти рук (взрослый помогает удерживать кисти рук ребёнка в исходном положении).


Литература

  1. Зажигина О.А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.

  2. Коноваленко С.В., Кременецкая М.И. Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями развития. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.

  3. Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010.

  4. Фадеева Ю.А., Пичугина Г.А., Жилина И.И. Игры с прищепками: творим и говорим. – М.: ТЦ Сфер












































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Игры для развития мелкой моторики

Автор: Катричева Лариса Вячеславовна

Дата: 28.09.2023

Номер свидетельства: 637369

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Упражнение и игры для развития мелкой моторики у детей  дошкольного  возраста "
    ["seo_title"] => string(86) "uprazhnieniie-i-ighry-dlia-razvitiia-mielkoi-motoriki-u-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "235076"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443598823"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(218) "Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования на занятиях с неговорящими детьми"
    ["seo_title"] => string(80) "igry_dlia_razvitiia_melkoi_motoriki_ruk_s_ispolzovaniem_nestandartnogo_oborudo_2"
    ["file_id"] => string(6) "608635"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1654147348"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Игры для развития мелкой моторики рук"
    ["seo_title"] => string(39) "igry_dlia_razvitiia_melkoi_motoriki_ruk"
    ["file_id"] => string(6) "579202"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1619337218"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) ""Зачем нужно развивать мелкую моторику. Игры для развития мелкой моторики.""
    ["seo_title"] => string(75) "zachem_nuzhno_razvivat_melkuiu_motoriku_igry_dlia_razvitiia_melkoi_motoriki"
    ["file_id"] => string(6) "644072"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1705457680"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "КОНСУЛЬТАЦИЯ-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования»"
    ["seo_title"] => string(80) "konsultatsiia_praktikum_dlia_roditelei_igry_dlia_razvitiia_melkoi_motoriki_ruk_s"
    ["file_id"] => string(6) "561055"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1603453062"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства