Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования на занятиях с неговорящими детьми
Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования на занятиях с неговорящими детьми
«Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования на занятиях с неговорящими детьми».
Все мы обращаем внимание, что с каждым годом число детей, имеющих задержку речевого развития значительно увеличивается. Почему это происходит и что же нужно сделать для того, чтобы речь ребенка развивалась правильно и вовремя? Ответы на эти вопросы ищут специалисты разных областей знаний – психологи, лингвисты, физиологи, логопеды, дефектологи.
Многие ученые, изучающие деятельность мозга и психику детей, указывают на то, что речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. В коре головного мозга речевая область расположена рядом с двигательной. Собственно, она является ее частью. Функция руки и речь развиваются параллельно. Поэтому пальчиковые игры и упражнения я активно использую на занятиях с неговорящими детьми.
Одно из важнейших требований к игре – она должна вызывать интерес. Если использовать одни и те же игры, игрушки, то мозг ребенка, ранее изучив все свойства этих предметов, не реагирует на них, так как получаемый сигнал не проходит сенсорный фильтр. Поэтому полезно игрушки менять, а еще интереснее использовать в играх те предметы, которые окружают ребенка в быту, находя им нестандартное применение. Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движение пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям. А если игры будут сопровождаться детскими стихами, которые проговаривает взрослый, они станут той основой, на которой формируется чувство ритма.
Далее представлена презентация для обучения играм на развитие мелкой моторики с использованием нестандартного оборудования педагогов и родителей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования на занятиях с неговорящими детьми»
Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования
Подготовила учитель-логопед МКДОУ д/с № 10 «Сказка» г. Вятские Поляны Мария Тимакина
Вся история развития человечества доказывает, что движение руки тесно связаны с речью.
Развитие мелкой моторики – это развитие речи.
Головной мозг, кончики пальцев рук и артикуляционный аппарат тесно связаны между собой.
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития речи
Основная цель представленных далее игр – это развитие мелкой моторики рук через нетрадиционное использование различных предметов: массажных мячиков, платочков, ковриков, крупных бигуди, прищепок, счетных палочек, эспандеров, длинных бигуди, решеток, зубных щеток, бус, резинок для волос, щеток, шестигранных карандашей.
Игры с массажными мячиками.
Эта ручка - правая
Дети крепко сжимают мячик в правой руке.
Эта ручка- левая
Крепко сжимают мячик в левой руке.
Я на мячик нажимаю и зарядку делаю.
Дети кладут мячик на правую ладонь. Каждым пальцем левой руки поочередно нажимают на бугорки мячика, затем меняют руки.
Будет сильной правая.
Крепко сжимают мячик в правой руке.
Будет сильной левая.
Крепко сжимают мячик в левой руке.
Будут ручки у меня ловкие, умелые.
Катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями.
Игры с массажными мячиками.
Ходит ежик без дорожек
И иголками своими
Катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями.
По лесу, по лесу
Колется, колется
Дети кладут мячик на правую ладонь. Каждым пальцем левой руки поочередно нажимают на бугорки мячика, затем меняют руки.
А я ежику-ежу
Ту дорожку покажу,
Мячик держат в левой руке и скатывают его с правого плеча в ладонь правой руки, затем меняют руки.
Где катают мышки
Маленькие шишки
Катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями.
Игры с платочками.
Улитка .
Дети кладут платочек на любую ровную поверхность
Улитка-недотрожка
Высунула рожки.
Ставят кулак правой или левой руки на платочек. Показывают указательный и средний пальцы – «рожки улитки», шевелят ими.
Медленно ползет,
Домик везет,
Пальцы- «рожки» медленно передвигаются по поверхности платочка.
Листики жует.
Пальцы обеих рук собирают платочек в обе ладони.
Медведь
Дети кладут платочек на любую ровную поверхность
Сел медведь на бревнышко
Ставят кулак на кулак на поверхность платочка
Стал глядеть на солнышко.
Пальцы обеих рук сильно растопыривают в стороны.
Не глади на свет, медведь,
Глазки могут заболеть
Берут платочек за два уголка и закрывают им глаза.
Жаба
Жабу мы нашли на кочке,
Ставят кулак правой или левой руки на платочек (жаба)
Принесли домой в платочке.
Заворачивают «Жабу» в платочек.
Развернули мы платок -
Разворачивают платочек.
Жаба – прыг под потолок.
Пальцы правой или левой руки сильно растопыривают в стороны.
Игры с ковриками .
«ТРОПИНКА»
Шел мишутка – топ да топ
Дети кладут коврик на колени или на любую ровную поверхность
Указательные и средние пальцы обеих рук «идут» по неровной поверхности коврика в любом направлении.
Вдоль звериных тайных троп
Подушечками пальцев водят по поверхности коврика – «чертят тропинки и линии в любом направлении.
Но устал и сел на пень
Дети ставят кулак на кулак» (медведь на пеньке)
И ему подняться лень!
Кладут ладони на коврик – «медведь спит»
«КОТИК»
Есть у котика на лапках очень острые царапки
«ЛЫЖИ»
Дети кладут коврик на колени или на любую ровную поверхность.
Мы едем на лыжах,
Сжимают и разжимают пальцы обеих рук, «царапают» коврик
Мы мчимся с горы,
Дети ставят обе руки ребром на коврик и передвигаются вперед-назад.
«ЕЖИХА-МАМА»
Мы любим забавы холодной зимы.
Гладила мама-ежиха ежат:
Что за пригожие детки лежат!
Поочередно гладят ладонями поверхность коврика.
Игры с прищепками.
«ГУСЕНОК»
Вот проснулся,
Встал гусенок,
Бельевой прищепкой дети прищепляют ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки на каждый ударный слог – от большого пальца к мизинцу.
«КЛЮКВА»
Пальцы щиплет он спросонок:
Мы шли, шли, шли,
Бельевой прищепкой дети прищепляют ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки на каждый ударный слог – от большого пальца к мизинцу.
-Дай, хозяйка, корма мне, раньше, чем моей родне.
Много клюквы нашли.
Раз, два, три, четыре, пять –
Мы опять идем искать!
Игры со счетными палочками.
«АПЕЛЬСИН»
Мы делили апельсин:
Дети ритмично постукивают ребром ладони о другую ладонь.
Много нас, а он один!
Берут в руки счетную палочку и показывают ее.
Эта долька для ежа,
Эта долька для стрижа,
Ставят счетную палочку на большой палец правой руки и держат указательным пальцем правой руки.
Ставят счетную палочку на большой палец правой руки и держат средним пальцем правой руки.
Эта долька для моржа
Ставят счетную палочку на большой палец правой руки и держат безымянным пальцем правой руки.
Эта долька для бобра
Ставят счетную палочку на большой палец правой руки и держат мизинцем правой руки.
А для волка – кожура.
Убирают счетную палочку за спину.
Игры с зубными щетками.
« МАССАЖ»
Я возьму зубную щетку,
Чтоб погладить пальчики.
Дети берут зубную щетку и растирают подушечки пальцев правой, затем левой руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем.
Плывет зубная щетка,
Станьте ловкими скорей,
Дети растирают подушечки пальцев правой, затем левой руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем.