Просмотр содержимого документа
«Играя - речь и мелкую моторику развиваем»
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Центр развития ребёнка - детский сад №11
Лесозаводского городского округа»
Статья
«Играя - речь и мелкую моторику развиваем!»
Автор:
воспитатель первой
квалификационной категории
Конышева Яна Вадимовна
Лесозаводск2023 г.
Играя - речь и мелкую моторику развиваем!
В Федеральном государственном образовательном стандарте ДО говорится, что необходимо развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности.
В настоящее время у большинства детей отмечается общее моторное отставание, что свидетельствует о необходимости создания условий для развития мелкой моторики руки через игры и упражнения.
Правильное развитие мелкой моторики определяет также формирование у ребенка сенсомоторной координации - согласованного действия рук и глаз. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Глаз как бы «обучает» руку, а с помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации. Зрение и движения рук становятся основным источником познания ребенком окружающей действительности. Изучая всевозможные предметы, трогая и ощупывая их руками, ребенок приходит к пониманию причинных связей.
Исходя из актуальности проблемы, мною была определена следующая цель: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей раннего возраста посредством дидактических игр и упражнений. Исходя из данной цели, были поставлены следующие задачи:
- улучшить координацию и точность движений рук, ритмичность, мелкую моторику пальцев, кистей, общую двигательную активность;
- создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми;
- совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики;
- способствовать повышению компетентности родителей (законных представителей) воспитанников в вопросах развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста.
Данные задачи реализовывались через ряд игр и упражнений, а именно через пальчиковую гимнастику, игры с прищепками, игры с предметами.
Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка: способствует овладению навыками мелкой моторики; развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение; развивает тактильную чувствительность; снимает тревожность. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук, пальчикового театра.
В своей работе использую следующие виды игр, способствующих развитию мелких мышц пальцев и кистей рук:
- игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками;
- специальные упражнения без речевого сопровождения, объединённые в комплекс гимнастики для развития мелкой моторики рук, так называемая пальчиковая гимнастика. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений
Игры с прищепкамитакже успешно способствуют развитию мелкой моторики, точности и ритмичности движений, ловкости и выносливости пальцев, силы кисти.Для игры с разноцветными прищепкамиразных размеров можно изготовить различные заготовки из картона в виде тучки, морковки, ёжика, стрекозы, репки. Такие игры увлекают и заинтересовывают малышей своими необычными предметами, успешно решая развивающие задачи.
Игры с предметами. Работа с бусами - отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, сушки и другие предметы. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины.
Использование в деятельности дидактических игр и пособий позволило изменить динамику развития, у детей раннего возраста, мелкой моторики рук: развитие точности и ритмичности движений, ловкости и выносливости пальцев, силы кисти, зрительного контроля движений.Это свидетельствует о том, что дидактические игры и пособия являются эффективным средством развития мелкой моторики и координации движений рук умалышей.