kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие когнитивной сферы у детей с ОВЗ и детей-инвалидов через игры на мелкую моторику, сенсорику и зрительно-моторную координацию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитывая, что с каждым поколением дети все меньше занимаются ручным трудом, который естественным путем развивал моторику рук у нас, наших мам и бабушек, то сегодня важнейшей задачей образовательных учреждений и родителей является специальное развитие пальчиков посредством упражнений, игр и творческих занятий. Тренировка «верхних конечностей» имеет первостепенное значение для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Вместе с мелкой моторикой развивается не только речь, но и внимание, мышление, координация, наблюдательность, зрительная и двигательная память. Все эти сферы у данной категории детей нуждаются в коррекции.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие когнитивной сферы у детей с ОВЗ и детей-инвалидов через игры на мелкую моторику, сенсорику и зрительно-моторную координацию»

Развитие когнитивной сферы у детей с ОВЗ и детей-инвалидов через игры на мелкую моторику, сенсорику и зрительно-моторную координацию  Подготовила  педагог-психолог  Лебедева М.С.

Развитие когнитивной сферы у детей с ОВЗ и детей-инвалидов через игры на мелкую моторику, сенсорику и зрительно-моторную координацию

Подготовила

педагог-психолог

Лебедева М.С.

Учитывая, что с каждым поколением дети все меньше занимаются ручным трудом, который естественным путем развивал моторику рук у нас, наших мам и бабушек, то сегодня важнейшей задачей образовательных учреждений и родителей является специальное развитие пальчиков посредством упражнений, игр и творческих занятий. Тренировка «верхних конечностей» имеет первостепенное значение для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Вместе с мелкой моторикой развивается не только речь, но и внимание, мышление, координация, наблюдательность, зрительная и двигательная память. Все эти сферы у данной категории детей нуждаются в коррекции.

Учитывая, что с каждым поколением дети все меньше занимаются ручным трудом, который естественным путем развивал моторику рук у нас, наших мам и бабушек, то сегодня важнейшей задачей образовательных учреждений и родителей является специальное развитие пальчиков посредством упражнений, игр и творческих занятий. Тренировка «верхних конечностей» имеет первостепенное значение для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Вместе с мелкой моторикой развивается не только речь, но и внимание, мышление, координация, наблюдательность, зрительная и двигательная память. Все эти сферы у данной категории детей нуждаются в коррекции.

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка.

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

При подборе игровых упражнений следует принимать во внимание такие принципы:

При подборе игровых упражнений следует принимать во внимание такие принципы:

  • развивающий характер обучения;
  • систематичность и последовательность;
  • ребенок знает, что получит необходимую помощь при затруднениях; 
  • постепенное усложнение игрового материала, упражнений, от простого к  сложному.
  • большое разнообразие раздаточного материала в достаточном количестве;
  • игровые упражнения должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строятся на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности.
Игры, направленные на развитие мелкой моторики и сенсорики:

Игры, направленные на развитие мелкой моторики и сенсорики:

  • «Игры со шнурками»;
  • «Игры с крышками»;
  • «Конструирование»;
  • «Тактильные мешочки»;
  • «Су-джок терапия»;
  • «Пальчиковые кинезиологические упражнения».
Зрительно - моторная координация — это согласованность движений и их элементов в результат совместной и одновременной деятельности зрительного и мышечно-двигательного анализаторов. Развитие восприятия пространственных отношений является одним из основных разделов сенсомоторного развития ребёнка.   При этом совершенствуются определенные навыки:  умение ориентироваться в схеме собственного тела и в окружающем пространстве; особенности восприятия пространственных признаков предметов   (форма и величина), умение узнавать их и воспроизводить в рисунках и отраженной речи;

Зрительно - моторная координация — это согласованность движений и их элементов в результат совместной и одновременной деятельности зрительного и мышечно-двигательного анализаторов.

Развитие восприятия пространственных отношений является одним из основных разделов сенсомоторного развития ребёнка.   При этом совершенствуются определенные навыки:

  • умение ориентироваться в схеме собственного тела и в окружающем пространстве;
  • особенности восприятия пространственных признаков предметов  

(форма и величина), умение узнавать их и воспроизводить в рисунках и отраженной речи;

  • сформированности перцептивных  действий;
  • конструктивные способности;
  • зрительно-пространственной ориентировки (способ выполнения проб конструктивного праксиса;  особенности графомоторной деятельности).
Причины слабого развития зрительно-моторной координации.   Функциональные отклонения в деятельности мозга. При наличии таких нарушений (а их может выявить только невропатолог) необходимо, в первую очередь, соответствующее лечение и выполнение всех рекомендаций невропатолога. Крайняя невнимательность ребенка. Эту причину можно корректировать с помощью несложных игр как на занятиях в школе, так и дома.  Дети с ОВЗ, отличаясь неточной координацией и общей недостаточностью движений, часто оказываются не в состоянии правильно держать ручку, карандаш, ограничивать свои движения пределами строки, чертить ровные линии. Поэтому для развития этих навыков графические упражнения для детей с ОВЗ являются приоритетными, они способствуют формированию глазомера, зрительной памяти; развитию воображения, зрительного и кинестетического восприятия, зрительно-двигательной координации, произвольности, ритмичности и точности движений; воспитанию трудолюбия, усидчивости.

Причины слабого развития зрительно-моторной координации. 

  • Функциональные отклонения в деятельности мозга. При наличии таких нарушений (а их может выявить только невропатолог) необходимо, в первую очередь, соответствующее лечение и выполнение всех рекомендаций невропатолога.
  • Крайняя невнимательность ребенка. Эту причину можно корректировать с помощью несложных игр как на занятиях в школе, так и дома.

Дети с ОВЗ, отличаясь неточной координацией и общей недостаточностью движений, часто оказываются не в состоянии правильно держать ручку, карандаш, ограничивать свои движения пределами строки, чертить ровные линии. Поэтому для развития этих навыков графические упражнения для детей с ОВЗ являются приоритетными, они способствуют формированию глазомера, зрительной памяти; развитию воображения, зрительного и кинестетического восприятия, зрительно-двигательной координации, произвольности, ритмичности и точности движений; воспитанию трудолюбия, усидчивости.

Игры, направленные на развитие зрительно – моторной координации:

Игры, направленные на развитие зрительно – моторной координации:

  • «Сложи узор»;
  • «Пазлы»;
  • «Рисование по точкам»;
  • «Дорисуй фигурки»;
  • «Спирограф – линейка. Чудесные узоры»;
  • «Головоломки со спичками»;
  • «Игры с резиночками».
Правила для проведения занятий: 1. Работайте спокойно - без упреков, порицаний. 2. Не торопите ребенка, пусть работает медленно. 3. Постарайтесь каждый раз найти, за что похвалить ребенка. 4. При неудаче повторяйте задания, давая аналогичные. 5. Не спешите получить результат, успех придет, если ребенок будет доверять вам, будет уверен в себе. 6. Если необходимо внести коррективы по ходу работы, делайте это немедленно, т. к. ребенок может непроизвольно «заучить» ошибку. Но избегайте слов: «Ты делаешь не так, это неправильно». 7. Во время занятий с ребенком не отвлекайтесь. 8. Занятия с ребенком должны быть систематическими , но непродолжительными. 9. Подсказки,  должны быть минимальными, лучше в форме подбадривания, и постепенно должны сводиться на нет. Ребенку нужно самому учиться оценивать качество выполнения своей работы и уметь контролировать свои действия.

Правила для проведения занятий:

1. Работайте спокойно - без упреков, порицаний.

2. Не торопите ребенка, пусть работает медленно.

3. Постарайтесь каждый раз найти, за что похвалить ребенка.

4. При неудаче повторяйте задания, давая аналогичные.

5. Не спешите получить результат, успех придет, если ребенок будет доверять вам,

будет уверен в себе.

6. Если необходимо внести коррективы по ходу работы, делайте это немедленно,

т. к. ребенок может непроизвольно «заучить» ошибку. Но избегайте слов: «Ты

делаешь не так, это неправильно».

7. Во время занятий с ребенком не отвлекайтесь.

8. Занятия с ребенком должны быть систематическими , но непродолжительными.

9. Подсказки,  должны быть минимальными, лучше в форме подбадривания, и

постепенно должны сводиться на нет.

Ребенку нужно самому учиться оценивать качество выполнения своей работы и уметь контролировать свои действия.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Лебедева Мария Сергеевна

Дата: 02.06.2020

Номер свидетельства: 552249


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства