kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Языковое погружение детей в детском саду

Нажмите, чтобы узнать подробности

Языковое погружение самая эффективная технология изучения языка

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Языковое погружение детей в детском саду»

Практическая часть

Языковое погружение мы предлагаем вводить используя различные речевые технологии. Некоторые из них: билингвальный компонент, театрализованная деятельность, мнемотехника и дидактические игры.

Теоретико-методологический анализ проблемы развития языковых способностей позволяет определить путь и содержание педагогического воздействия по развитию комплекса языковых способностей у дошкольников.

Основная задача курса по изучению казахского языка во всех возрастных группах - это научить понимать обращенную к ним речь, вступать в контакт с окружающими, используя речевые средства выражения своих мыслей и впечатлений. Обучение иноязычному общению происходит в деятельности, поэтому и выявление таких способностей должно осуществляться в процессе иноязычной деятельности, при диагностике же предпочтительно учитывать тип овладения вторым языком, характерным для конкретного ребенка.

В группе могут быть дети с разными уровнями знаний каждого из языков. Некоторые не знают второго языка совсем, другие немного понимают, третьи знают оба языка очень хорошо, а есть и такие, которые говорят на каком-то ином языке и не знают ни одного языка из тех, на которых говорят в детском саду.

Педагогам следует:

- учитывать потребности каждого ребенка и, по возможности, уделять каждому индивидуальное внимание, не обходить вопросами и возможностью пообщаться в течение дня;

- создавать ситуации, в которых каждый ребенок способен внести свой посильный вклад в коммуникацию: одни только слушают и понимают, другие говорят короткими предложениями, третьи развернутыми высказываниями;

- поощрять детей к общению на целевом языке, так чтобы в естественной коммуникации друг с другом они могли использовать язык с адекватным их возрасту содержанием;

сопровождать изучение языка знакомством с культурой, связанной с этим языком;

- заинтересовывать детей общением на целевом языке в ситуациях вне детского сада, например, в играх с соседями, поездках, просмотре мультфильмов, фильмов, на экскурсиях, при прослушивании аудиозаписей, в компьютерных играх.

Из это вытекает следующее-мониторинг развития двуязычного индивида входит составной частью в работу современного воспитателя.

В детском саду работа ведется по двум основным направлениям – аудирование и говорение. Говорение в свою очередь – на словарную работу, совершенствование звуковой культуры, развитие связной речи и работу по художественному слову. Соответственно и инструментарий для выявления языковых возможностей детей основывается в основном на этом. Нами разработано примерное тестирование, для определения языковой возможности детей.

Также существует ряд правил, человек работая с диагностическими методиками, должен придерживаться следующих:

-- содержание диагностической методики должно предполагать ожидаемый результат;

--- диагностика должна быть достаточно информативной и создавать широкое поле исследовательской деятельности;

--- результаты диагностического исследования должны анализироваться компетентными людьми;

--- любые результаты исследования должны служить не во вред учащимся и родителям, а во благо.

--- по результатам диагностического исследования должна проводиться систематическая коррекционная работа.

--- необходимость педагогической диагностики должна разъясняться учащимся и их родителям.

Перед языковым погружением необходимо выяснить в какой степени дети владеют языками, для этого предлагаем использовать следующие методики: беседа, задания по карточкам. Во время беседы педагог предлагает поиграть: «Я тебе буду называть слова на русском языке, а ты мне на казахском (и наоборот)». При проведении анализа по уровню владения языком можно использовать и разноуровневые карточки с заданиями. Задания могут быть такие как:

- «Скажи, это что?» (Бұл не?) – ребенок должен назвать предмет на казахском языке.

- Обведи в круг следующие предметы: доп, бор и т.д.

- «Назови цвета»

- «Что делает ребенок?» - ребенок должен составить предложение и т.д.

Если ребенок справился со всеми заданиями, то у него высокий уровень владения языком, если не справился с заданиями, то – низкий уровень владения языками. После выявления качества знаний казахского языка необходимо начать использование различных технологий по языковому внедрению.

Одним из самых эффективных способов языкового внедрения является – билингвальный компонент.

Билингвальный компонент в детском саду – нововведение, веление времени.

Билингвальный компонент в детском саду - использование в обучение наряду с родным языком другого (казахского) языка.

Введение билингвального компонента в учебный процесс является важной ступенью к качественному переходу на систему билингвального обучения, т.е. обучения по методу 50 на 50. т. е. половина учебного времени на государственном языке, половина - на родном.

Для русскоязычных групп включение билингвального компонента на занятии предполагает знакомство детей с казахскими словами по изучаемой теме.

Билигвальный компонент включен в методические пособия к программам нового поколения.

Словарь ребенка расширяется за счет введения билингвального компонента от 3-5 слов во 2 младшей группе, от 5до 8 в средней группе, 8 - 10 слов в старшей группе.

С каждым годом потребность в изучении казахского языка возрастает. Это в полной мере относится и к дошкольному периоду. Родители дошкольников проявляют все большую заинтересованность в изучении государственного языка их детьми, в частности, в условиях дошкольных организаций, что во многом определяется тенденцией ведения обязательного обучения казахскому языку. Являясь частью учебного процесса, изучение казахского языка становится одним из основных компонентов образования, это не только ускоряет процесс формирования иноязычной коммуникативной компетенции, но и, в свою очередь, положительно влияет на общее развитие ребенка.

В последнее время всё чаще и чаще говорят о билингвальном образовании. Термин «билингвальное обучение» стал широко применяться в мире с начала 90-х годов прошлого столетия. Билингвизм, или двуязычие, – это функциональное свободное владение и использование двух языков; билингвальное образование – целенаправленный процесс, в котором используются два языка обучения; тем самым второй язык из учебного предмета становится средством обучения; часть учебных предметов преподается на втором языке.

Для большинства дошкольников первым языком, на котором они учатся говорить, думать, общаться с окружающими, является русский. В то же время дети довольно рано приобщаются к казахскому языку, слыша его по радио, телевидению, от взрослых, детей, в детском саду (в течение дня, на отдельных и специальных занятиях, в зависимости от речевого режима учреждения).

Внимание к казахскому языку как к главному элементу национальной культуры органично и целесообразно воспитывать именно в дошкольном возрасте, когда усваивается разговорный язык, связанный с бытовой сферой общения и с окружающей действительностью, а также язык устного народного творчества. Такое представление казахского языка интересно и детям других национальностей. Следовательно, уже в дошкольном учреждении полиэтническая детская группа приобретает объективное представление о родных языках и культурах, с первых дней пребывания ребенка в детском саду у него воспитывается уважение и интерес к казахскому языку как государственному.

В дошкольных организациях Казахстана осуществляется систематическое обучение детей казахскому языку со второй младшей группы (3-4 года) детского сада. Цель – формирование готовности к изучению государственного языка, стремления к общению со взрослыми. Задачи, которые ставит педагог на этом возрастном этапе, – учить детей воспринимать и понимать названия игрушек, предметов быта, некоторых животных; учить понимать вопрос: «Мынау не?», учить отвечать на вопрос в виде короткого предложения (например, «Мынау доп»).

К.С. Ильяшевой, А.Е. Шалахановой разработан учебно – методический комплекс «Изучаем казахский язык», ориентированный на обучение детей казахскому языку с 3-х летнего возраста. Содержание знаний детей по государственному языку отражено в программах воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста «Зерек бала», «Біз мектепке барамыз». Основные задачи, которые должны быть реализованы в детском саду, согласно программам обучения и воспитания, в процессе воспитательно – образовательной работы по обучению детей дошкольного возраста казахскому языку:

  • формирование устойчивого, заинтересованного, уважительного отношения к государственному языку (казахскому);

  • воспитание правильного произношения специфических звуков казахского языка (ә, ө, ү, ұ, і, ғ, қ, ң, һ);

  • формирование элементарной диалогической и монологической речи;

  • воспитание культуры общения;

  • обогащение и активизация словаря.

В нашем детских садах двуязычие применяется на музыкальных занятиях, на прогулках, на праздничных мероприятиях, на занятия.

Казахский язык дети осваивают через развитие связной речи, воспитание звуковой культуры речи, словарную работу, формирование грамматической стороны речи.

Весь процесс обучения казахскому языку выстраивается как процесс удовлетворения личностных, познавательных, игровых потребностей ребенка в интересном общении с взрослыми и сверстниками. Поэтому на начальном этапе, в дошкольном возрасте, коммуникативная направленность в обучении казахскому языку реализуется в системе сюжетных игр, игровых ситуаций и драматизаций. В процессе игровой деятельности и драматизации дети получают новые знания, применяют имеющиеся, развивают навыки и умения, необходимые в учебной деятельности. У детей возникает связь между словом и предметом, фразой и действием, формируется привычка изъясняться на казахском языке, что способствует в дальнейшем преодолению языкового барьера, который существенно мешает изучению второго языка, формируются личностные качества, складывается отношение к действительности, людям, усваиваются правила поведения и речевой этикет. В настоящее время во всех детских садах республики проводится работа, направленная на изучение государственного языка детьми дошкольного возраста. Дети овладевают казахским языком не только на специально организованных занятиях, но и в повседневной жизни.

Полноценное овладение казахским языком в максимально подходящий для этого период, формирование у детей способности успешно строить с взрослыми и со сверстниками коммуникацию, является необходимым условием развития личности ребенка.

Хотим отметить, что дети с удовольствием изучают казахский язык. Повторяют слова дома с родителями, тем самым совершенствуя свое знание государственного языка. И очень приятно слышать, когда родители подходят со словами благодарности за то, что их дети начинают говорить на казахском языке.

Суть билингвального образования состоит в том, что два языка выступают языками обучения. Цель такого образования – формирование двуязычных личностей, способных свободно осуществлять коммуникативно-деятельные операции на двух языках во всех без исключения жизненных ситуациях.

Народная мудрость гласит: «Өзге тілдің бәрін біл, өз тіліңді құрметте». Благодаря нашему Президенту Н. А. Назарбаеву каждый гражданин нашей страны может говорить на своем родном языке, соблюдать традиции своего народа. И поэтому в стране, где все народы живут в мире и согласии, велико желание людей выучить государственный язык. Согласно программе – 2030 каждый казахстанец должен говорить на государственном языке. И поэтому сейчас огромное внимание уделяется изучению казахского языка с ранних лет. Внедрение казахского языка ведется постепенно, не ущемляя прав других народов. Ведь согласно Конституции нашей республики, каждый гражданин страны может общаться на своем родном языке. Все это проходит под непосредственным контролем нашего Президента, который вкладывает огромный смысл в процветание своей страны через мир и согласие всех народов Казахстана.

Также мы предлагаем использование театрализованной деятельности.

Выражение «сказочный мир детства» - не пустые слова. В жизни каждого ребенка с его самого рождения присутствует сказка со своими добрыми героями, превращениями и волшебными предметами. Театрализованная деятельность традиционно определяется как эффективное средство языкового развития ребенка. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Занятия государственным языком в театрализованной деятельности позволяет увлекательно и легко освоить казахскую речь..

Театрализованная деятельность позволяет решить многие образовательно-воспитательные задачи. Через образы, краски, звуки дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. Работа над образом заставляет их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В ходе освоения театрализованной деятельности происходит совершенствование речи, активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социального поведения ребенка потому, что каждое литературное произведение имеет нравственную направленность.

Сказка является основным и самым понятным видом литературного произведения в дошкольном возрасте, поэтому велико ее значение в развитии детской фантазии, способности к воображению, в обогащении речи ребенка, в развитии его эмоциональной жизни, в помощи преодолеть трудности которые свойственны развитию личности. Слушая сказку, дети внутренне рисуют себе картины, образы, что способствует развитию фантазии. Вместе с тем, время от времени жизнь этих внутренних образов должна обогащаться за счет  образов внешних. Именно эту важную функцию выполняет в детском саду театр.

Почему нитью общения с детьми я выбираю сказку? А как же иначе, ведь этой крепкой ниточке, проверенной на прочность годами, суждено виться. Завязанная на детских чувствах, эмоциях и жизненных ситуациях, сказка своей доступностью близка и понятна детям. Воплощение фантазий и отражение своего мироощущения они находят в театрализованной деятельности. Поэтому использование свободной казахской речи в театрализованной деятельности гармонично и оправдано. Приобретая навык общения с использованием билингвального компонента, в процессе театрализации дети могут говорить друг с другом на разных языках и жить в дружбе, где дружба побеждает зло и колдовство. Через развитие воображения, дети верят в чудеса и в то, что где-то на земле есть необыкновенная сказочная страна, в которой можно перевоплощаться в различных сказочных героев.

С умственным развитием и творческим воображением тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.

Театрализованная деятельность является разновидностью игры. Организационно она может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия; в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Во время занятий педагог включает театрализованную игру, как игровой приём и форму обучения детей, вводятся персонажи, которые помогают детям  усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения занятий способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игре. Свободная совместная деятельность детей и взрослых на прогулке, вне занятий  включает игровые ситуации прогулок, организацию игр в игровых комнатах, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов вне занятий в течение дня, игры-рисования на свободную тему, строительные игры с драматизацией.

Знакомить детей с театральной куклой и театрализованными играми мы начинаем с младшей группы. Разыгрываем небольшие сценки, народные песенки, потешки. При этом используются игрушки и фигурки плоскостного театра, куклы из бумажных конусов, цилиндров, коробочек, игрушки из ткани, меха, поролона и т.д.

В средней группе от самого простого театра на столе переходим к более сложному, широко  используем такие виды кукольных театров, как пальчиковый, конусный, теневой театр, театр на ложек, театр на палочках, театр на стаканчиках, театр на дисках, театр на фартуках, театр на крышках, театр на прищепках, театр на спичечных коробках, верховые куклы (бибабо, куклы на гапите) и т.д. Обязательным элементом становится уголок ряженья. Дети активно стремятся вносить в исполнение ролей личное, индивидуальное, своеобразное.

Детей старшего дошкольного возраста отличает более богатый  жизненный опыт. Благодаря этому они уже в состоянии представить себя на месте другого человека и понять, как нужно поступать в той или иной ситуации и с какими чувствами и переживаниями это связано. Действуя в роли, ребенок не только представляет, но и реально эмоционально переживает поступки персонажей, роль которых он исполняет. Это развивает чувства детей и помогает передать их с помощью движений, жестов, мимики.  А благодаря декорациям, костюмам перед детьми открываются большие возможности для создания образа с помощью  цвета, формы, конструкции. Дети знакомятся с куклами-марионетками, куклами с «живой рукой».

Театрализованная деятельность с использованием билингвального компонента должна прочно войти в творческую жизнь детей, педагогов и родителей группы. Так складывается система развития билингвальной компетентности ребенка, дающая возможность вхождения в современное поликультурное общество.

Реализация проекта должна начаться с организации театрально - игровой среды в группе. Нужно подобрать игрушки, атрибуты, литературные произведения,  театральные куклы и костюмы.  Для музыкального оформления спектакля магнитофон. Оформить театральные уголки для самостоятельной деятельности детей, где имеются различные виды театров, дидактические, настольно-печатные и развивающие игры по литературным произведениям. В группе должна быть стойка для элементов костюмов, простые декорации, ширмы для кукольного и настольного театра.

Работа по развитию речи детей в театрализованной деятельности эффективна при использовании различных игр, упражнений и этюдов, ритмопластики, речевых игр и упражнений, всех видов театра, сказкотерапии.

Так применяя в детском саду сказкотерапию на основе казахского фольклора мы будем развивать речь детей, делать её более образной и выразительной, поможем детям познавать окружающий мир, сформируем опыт творческой познавательной деятельности, сохраним индивидуальность каждого ребенка, сформируем нравственные качества и нормы.

Так, например, как вариативную часть учебного плана детей 4-5 лет можно использовать сказкотерапию «Добрые сказки» с использованием билингвального компонента.

Используя данный метод сказкотерапии дети научатся  воспринимать сказочный материал нетрадиционно, повысится речевое развитие детей, знания о культуре и быте казахского народа, у детей появится осознанное отношение к казахскому языку, дети узнают больше о традициях и обрядах казахского народа, научатся оценивать положительные и отрицательные поступки героев. С помощью игр и  вопросов  дети познакомятся с природой Казахстана, ее региональными особенностями во всем многообразии.

В современном обществе в век компьютеров и интернета  когда, детям мало читают сказки, а национальные казахские  сказки и вовсе забыты, развитие речи детей средствами сказкотерапии с использованием билингвального компонента является  очень эффективным.

Работа  в этом направлении строится  не только с  детьми но и с педагогами, родителями.

Таким образом, театрализованная деятельность с использованием билингвального компонента, это не только возможность разбудить воображение ребенка и развить его мыслительные способности, это возможность помочь маленькому человеку легче адаптироваться в окружающем его мире, воспитать интерес к изучению казахского языка, развивать понимание казахской речи, совершенствовать навыки разговорной казахской речи.

Сказкотерапия «Добрые сказки»

Разделы казахских сказок:

1.Сказки о животных

2.Бытовые сказки

3.Волшебные сказки

4.Сказки про Алдара -Косе

При работе с казахскими сказками  можно использовать технологию Л.Б.Фесюковой:

 Название сказки

1.Нравственный урок

2.Воспитание добрых чувств

3.Речевая зарядка

4.Развитие мышления и воображения

5.Сказка и математика

6.Сказка и экология

7.Сказка развивает руки

Раскрываю содержание каждой схемы:

Название сказки

Рубрика :Нравственный урок

Цель: дать чуть-чуть непривычное пояснение в чем главный смысл сказки, на что нацеливает она маленького слушателя, какие моральные установки закладывает в его душу,  воспитание у детей   нравственно- духовных качеств –любви , сострадания, участия, заботы о близких.

 Рубрика :Воспитание добрых чувств

Цель: учить детей сравнивать ,сопоставлять; формировать привычку доказывать что это так, а не иначе, ставить малыша на место положительного или отрицательного героя, давая ребенку возможность выбора собственной позиции, формировать чувство  доброты, самоотверженности, сопереживания.

Рубрика :Речевая зарядка

Цель: сделать речь ребенка образной, красивой, учить конструировать слова, словосочетания, предложения, рифмовать слова, расширять словарный запас детей, знакомить с казахскими пословицами, поговорками, учить называть героев сказки на казахском языке, помогая тем самым применять казахские слова к месту, знакомить с мудростью казахов с традициями и обычаями казахского народа.

Рубрика : Развитие мышления и воображения

Цель: Учить ребенка различать реальную жизнь и фантазии, умение отойти от привычных стереотипов, изобрести новую сказку или какой – то ее эпизод придумать по другому, ввести новых героев, новые предметы, придумать другой конец сказки, где бы герои не приносили друг другу вред ни духовный, ни телесный.

Рубрика :Сказка и математика

Цель: Учить видеть в сказках математическое начало, формировать умения решать математические задания, составлять задачки и примеры, проявлять смекалку, учить устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости, формировать умения преобразовательной работы.

Рубрика: Сказка и экология.

Цель: Знакомить детей с природными явлениями, с динамикой развития предмета, формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано, знакомить с региональными природными особенностями, с растительным и животным миром Казахстана.

Рубрика: Сказка развивает руки.

Цель: Развивать конструктивные навыки и умения детей, учить лепить, рисовать, делать поделки; развивать мышление, воображение, фантазию, мелкую моторику пальцев.

  Раздел :Сказки о животных

Казахская народная сказка « Лиса, скворец и ворона».

Нравственный урок

Мягко стелет, да жестко спать.

Воспитание добрых   чувств.

Можно ли назвать лису

умной? Какое свойство

характера проявила ворона?

Каким можно считать

скворца?

Речевая зарядка

Пять человек описывает лису.

-Как выглядит?

-Как двигается?

-Чем питается?

-Где живет? -Какая шубка?

Сочините новые слова о лисице, вороне ( пушистохвостая, мудрая).Назовите лису и ворону по-казахски (түлкі, қарға).Подходит ли к сказке пословица:«Лисица-старая льстица»?

Развитие мышления и воображения.

Давайте расскажем о скворце, который остался зимовать у нас. Где  он мог бы жить ?Чем питаться? Придумайте сказку о доброй лисе.

Сказка и математика

Вспомните и назовите 10 сказок где встречаются лиса и ворона. Сколько скворчат  было в гнезде? Гнездо скворца выше или ниже земли?

Сказка и экология.

Зачем лисе пушистый хвост?

Почему на лису охотятся?

Почему зимой не встретишь на ветке скворца?

Сказка развивает руки.

Сделать ворону путем «Оригами»

 Раздел «Бытовые сказки»

 Казахская народная сказка: «Добрый и злой»

Нравственный урок

Добрый человек – что солнце и луна, для всех светит.

Воспитание добрых чувств.

Почему Доброму так повезло? Опишите его характер, как вы себе представляете?

Отчего Злому было так тяжело в жизни? Как можно назвать поступок Злого в начале и в конце сказки?

Речевая зарядка.

Этимология слова «клад». Какими еще однокоренными словами можно назвать  Доброго? (добренький, добрейший, добродушный). Назовите всех животных из сказки по-казахски (арыстан, түлкі, қасқыр,ит, ат),Суп по-казахски-сорпа.

Развитие мышления и воображения.

Придумайте, чтобы случилось со Злым, если бы он не украл лошадь?

Что могла бы сделать дочь падишаха в благодарность за то, что ее вылечил Добрый?

Сказка и математика.

Сколько зверей вошло в юрту?

В какое время суток волк ворует лошадей из табуна?

Косяк лошадей это сколько?

Сказка и экология.

Является ли мясо овцы лечебным?

Какую пользу приносят овцы?

Назовите, какие вы знаете лечебные травы?

Какие животные живут в пещерах?

Сказка развивает руки.

Нарисуйте героев сказки такими, какими вы их себе представляете

  Раздел «Волшебные сказки»

Казахская народная сказка: «Старик - Канбак»

Нравственный урок

Трусливого генерала смелый боец побеждает.

Воспитание добрых чувств.

Что вам кажется поучительным в этой сказке? Подходит ли к великану пословица: «Телом большой – умом мелкий»? Какие чувства вызывает Канбак?

Опишите его характер.

Речевая зарядка.

Расскажите как Канбак перехитрил великана?

Придумайте новые слова -характеристики деду (умный, хитроумный, находчивый).Великану (тупой, недалекий, слабоумный). Назовите остов юрты по-казахски – кереге, джин по-казахски -дэв. Подходит ли к этой сказке пословица:  «Трусливый и тени своей боится»

Развитие мышления и воображения.

Придумайте, что бы могло случится, если бы Канбак не обхитрил великанов?

Как можно еще назвать наглую лису?

Сказка и математика.

Какого размера был великан ?Сколько гор он перекатывал в руках? Сколько великанов пришло в гости к Канбаку?

Сказка и экология.

Что такое перекати -поле?

Какие еще растения растут в степи?

Что означает выражение «рыбья требуха»?

Сказка развивает руки

Помимо театрализованной деятельности мы предлагаем использовать мнемотехнику. Наряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Одной из таких методик, является использование мнемотехнических приемов.

Мнемотехника - искусство запоминания, тренировки памяти, переживает в наши дни свое второе рождение. Еще совсем недавно, в энциклопедических словарях было написано о том, что это - всего лишь разновидность циркового трюка, аттракциона. Сегодня же полки книжных магазинов уставлены пособиями по развитию памяти.

Искусство мнемотехники берет свое начало в 477 году до нашей эры. Для того, чтобы выяснить истоки, нам необходимо вспомнить легенду о Симониде. Как ученый, он считается не только основателем мнемоники, но и преобразователем греческого алфавита. А с памятью Симонида связана любопытнейшая история. Цицерон изложил ее, а мы, благодаря «памяти веков» знаем о ней, как о первом случае использования мнемотехники в практических целях. Итак, однажды патрон Симонида Скопас решил упрекнуть поэта в том, что в хвалебной оде, посвященной победе Скопаса в гонках колесниц, Симонид уделил слишком мало место победителю. В конце-то концов, история должна знать своих героев! Что же сделал Скопас? Он просто отказался оплатить оду в полном размере, предложив Симониду обратиться за остатком вознаграждения к тем, кого он восхвалял. Что ж, ситуация не из приятных, но вполне закономерная. Симонид был разочарован - он присутствовал на пиру, и, уж конечно, о происшедшем узнает весь город. Тут-то ему и передали, что с ним хотели бы поговорить двое молодых людей, которые находились за пределами пиршественного зала. Здесь в истории начинается настоящая мистика! Как только Симонид покинул зал с гостями, случилась настоящая катастрофа. Крыша зала обрушилась и раздавила Скопаса и его гостей. Поэту осталось только лишь благодарить свою судьбу, и тех двоих молодых людей, что попросили его покинуть пиршество очень вовремя. Спустя некоторое время, поэта вызвали на раскопки завала и попросили распознать погибших. Ему это удалось. Но как? Вот оно – зафиксированное открытие Симонида. Он сопоставлял личность погибшего с местом, которое тот занимал за столом. Позже, поэт использовал этот опыт в разработке «театра памяти». В современной версии он известен как метод локусов (мест). А открытие было в том, что память основана на упорядоченном изложении материала. Для запоминания необходимо придумать оригинальные образы того, что нужно запомнить, затем разместить их на отрезках очень хорошо знакомого маршрута. При «воспроизведении»- человеку достаточно лишь мысленно пройти весь этот маршрут и отыскать (т.е. вспомнить) искомый образ. Симонид стал основоположником нового метода запоминания — топологической мнемоники, согласно которой для запоминания большого количества материала достаточно расположить его в знакомом пространстве (например, собственной квартире) и по мере надобности доставать (находить) его. Учение Симонида состояло из двух важных понятий — ассоциация и фон. Ассоциация — мысленная связь между двумя предметами, фон — это то, что вы хорошо знаете до мельчайших подробностей. Тогда для того, чтобы запомнить множество каких-то фактов, их нужно соединить (ассоциировать) с тем, что вам хорошо знакомо.

Симонидовский метод широко использовал Цицерон, который проговаривал свою речь, шагая из комнаты в комнату. Выступая перед публикой, он проходил мысленно тот же путь, собирая "разбросанные" по пути факты и изречения. Впоследствии мнемоника на долгие годы была забыта. Однако возросшее количество информации и необходимость запоминать много и надолго возродило интерес к этой области практической психологии.

В настоящее время создано множество методик рационального запоминания, однако по прежнему суть их одна — вначале запоминается какой-либо опорный ряд (фон), к которому подобраны ассоциации. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Хорошо известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить». Но где взять такие программы, которые позволят нам общаться с мозгом и будут кодировать телефоны, даты, номера автомобилей на его образный язык? Мнемотехника и является такой программой. Она состоит из нескольких десятков мыслительных операций, благодаря которым удается «наладить контакт» с мозгом и взять под сознательный контроль некоторые его функции, в частности, функцию запоминания. Использование приёмов мнемотехники, способствует увеличению объёма памяти. Всё это достигается путём образования ассоциаций. Абстрактные объекты, факты заменяются образами, имеющими визуальное, аудиальное или кинестетическое представление. Большинству людей сложно запомнить слова с неизвестным, абстрактным значением. Зазубренная информация, исчезает из памяти через несколько дней. Для прочного и лёгкого запоминания следует наполнить слово содержанием (с помощью приёмов мнемотехники). Связать его с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями. Приёмы мнемотехники не совершенствует память, она только облегчает запоминание. Многие простые приемы мнемотехники мы знаем ещё со школы.

К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.

Приемы мнемотехники для запоминания цветов радуги: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Существует несколько поговорок мнемотехники:

Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

Как однажды Жак-звонарь городской сломал фонарь.

Каждый оформитель желает знать, где скачать фотошоп.

Мнемотехнику в педагогике называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.

Данная технология имеет:

1. Теоретическую основу. Она базируется на представление о сложной и активной природе процессов запоминания. Опирающихся на целый ряд совместно работающих аппаратов мозговой коры человека, тем самым она открывает широкие возможности для более эффективного заучивания стихотворного текста, пересказа прослушанного или прочитанного рассказа, что особенно важно, для детей с ОНР.

2. Формирует воображение, понимание того, что слышишь; способность сохранять в памяти поступившую информацию;

3. Развивает образное мышление, творческие способности детей, зрительную память.

+Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.

Общие задачи для всех видов мнемотаблиц:

  • развитие памяти (тренинг по разным приемам запоминания);

  • умение анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое, умение систематизировать;

  • развитие логики;

  • развитие образного мышления;

  • умение связно мыслить, составлять рассказы, перекодировать информации;

  • решение дидактических, образовательных задач;

  • развитие смекалки;

  • тренировка внимания;

  • навык правильного графического изображения;

Виды мнемотаблиц:

  • развивающие (тренинг основных психических процессов);

  • обучающие;

Что можно изобразить в мнемотаблице? В мнемотаблице можно изображать практически все – т.е. производится графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, т.е. можно нарисовать то, что посчитаете нужным. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка. Как любая работа строится от простого к сложному. Начинается работа с простейших мнемоквадратов. Так проводится работа над словом. Например, даётся слово «мальчик», его символическое обозначение. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово». Для 3-5 лет необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: солнышко – жёлтое, небо – синее, огурец – зелёный. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово». Затем последовательно переходим к мнемодорожкам. Потом переходим к поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам. И позже к мнемотаблицам. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребёнка.

Работа над пересказом.

Пересказ – более легкий вид монологической речи, т.к. он придерживается авторской позиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы. Это в какой-то мере отраженная речь с известной долей самостоятельности. Картинно-графический план в виде пиктограмм выступает здесь как средство мнемотехники.

Этапы работы над текстом при пересказе:

1. Воспитатель объясняет ребенку смысл трудных слов. Ребенок повторяет их.

2. Чтение текста с демонстрацией сюжетной картины.

3. Беседа по содержанию текста.

4. Повторное чтение текста взрослым с установкой на пересказ с опорой на мнемотаблицу.

5. Пересказ рассказа ребенком с опорой на мнемотаблицу.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.

Этапы работы над стихотворением:

1.Воспитатель выразительно читает стихотворение.

2.Воспитатель сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

3.Воспитатель задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.

4.Воспитатель выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.

5.Воспитатель читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

6.Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

Мнемотаблицы необходимо использовать не только при обучении русскому языку, но и казахскому и английскому языкам. При помощи мнемотаблиц можно заучивать стихотворения или песни на казахском языке, рассказывать о различных предметах, явлениях.

Языковое погружение происходит и при использовании дидактических игр.

Развитие речи через дидактические игры происходит за счет пополнения словарного запаса, обучения в игровой форме навыкам использования слов (активизации словарного багажа), улучшения навыков коммуникации. За период дошкольной подготовки ребенку необходимо освоить словарный запас, позволяющий без проблем общаться с ровесниками и взрослыми людьми, успешно получать школьные знания, понимать излагаемый материал (содержание литературных произведений, формулировку математических задач и т.д.). Поэтому основная задача дошкольного воспитания – максимальное развитие речи, посредством дидактических игр которое происходит эффективнее и качественнее.

Дидактические игры по развитию речи успешно решают следующие задачи в дошкольном воспитании детей: Обеспечивают количественное накопление необходимого для полноценного общения словарного запаса; Помогают в понимании значений слов и их правильного употребления с другими словами; Позволяют освоить обобщающие значения слов, основанные на выделении общих характерных признаков предметов, действий или явлений; Улучшают образность мышления и ее выражение словесным описанием, благодаря использованию специальных речевых построений; По мере развития познавательных возможностей дидактические игры по развитию речи помогают расширять объективное понятийное содержание слов; Некоторые игры с задачами этического содержания, наряду с совершенствованием словарного запаса, обучают задаткам социальной этики и морали; Стимулируют работу воображения, активируя и обогащая словарь дошкольника в занимательной игровой форме; Развивают логическое и образное мышление, необходимое для решения поставленных игровых задач; Способствуют не только пополнению словарного запаса, но и активно вводят новые слова в повседневное общение. Словарный запас дошкольника существенно уступает по объему запасу слов взрослого человека. Основная задача развития речи через дидактические игры – за счет увеличения объема накопленных знаний об окружающем мире количественно обогатить словарь ребенка, активировать и научить грамотно его использовать.

Использование дидактических игр поможет легче запомнить новые слова, выражения на казахском языке.

В обучении казахского языка детей дошкольного возраста огромна роль игры. По существу, играть и через игры познавать окружающий мир- это естественное состояния для ребенка этого возраста. В этом возрасте у детей преобладает наглядно- образное мышление. Поэтому очень важно не только рассказать, но и показать. Для этого необходим различный наглядный материал (картинки, игрушки, кубики, лото, книги). Игра способствует формированию устойчивого интереса к учению и снятию напряжения, активизирует деятельность обучаемых и позволяет вовлечь в учебный процесс слабых и стеснительных детей. Игры по изучению казахского языка развивает познавательные интересы детей, помогает запоминанию слов, закрепляют знания, приобретаемые на организованной учебной деятельности. В ходе игры осуществляется личностно- ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой, их обучение в парах, в группах. Дети играя не замечают, что идет обучение. Например: на первом занятии дети учатся называть предмет на казахском языке. На данном этапе эффективны следующие игровые технологий; «Правильно –не правильно», «Лови ошибку», «Покажи назови» и другие. На следующем этапе дети описывают предмет, называют цвет, считают. Обязательно провожу повторение пройденного материала, посредством диалога с детьми или игровой форме. 
На повторение пройденного материала, очень эффективны следующие игры: 
«Бусы», «Кыз куу», «Кто больше?» и.т.д. Например: игра «Кто больше?» Кто позовет слов по определенной теме тот и победитель. По ходу игры я беру на заметку кто усвоил тему, а кто нет. С целью создания интереса разыгрываем разные игровые ситуации. Например: предлагаю отправится в продуктовый магазин, на прием к врачу, поездку в Астану, и путешествии. При изучении тем: «Семья», «Овощи», «Фрукты», «Домашние животное» и др. на организованная учебная деятельность по казахскому языку, своевременно закрепляются в игровой деятельности, сюжетно-ролевых играх «Дом», «Магазин», «Больница» и.т.д. Я организую работу с детьми с учетам их индивидуальных особенностей. В игре «Покажи и назови» отражается индивидуальная работа. Каждый ребенок показывает иллюстрации по темам и называет их на казахском языке. Эту игру можно провести по всем темам. В зависимости от способностей ребенка задание ребенка могут усложняться или упрощаться. Например: слабому ребенку я называю слова, а он показывает, а сильный ребенок сам показывает и называет. Или слабый просто показывает, а сильный ребенок описывает , называет цвет на казахском языке. Соответственно на занятиях ведется работа в парах. Например: « Я назову, а ты покажи». Один ребенок называет слово по теме, а второй ребенок показывает соответствующую рисунок, игрушку. Игра «Кыз куу». Выбирается мальчик и девочка одинакового уровня знании. Я или сильный ребенок называет слова на русском языке. А игроки говорят перевод на казахском языке. Кто первым сказал слово делает шаг в перед. Кто дойдет до финиша первым, тот и победитель. Игра «Покажи правильно». Дети работают парами с карточками по теме. Я называю слова, а дети должны показать соответствующую карточку. За правильный ответ получают асыки. У кого больше тот и победил. Еще дети любят играть в подгруппах. А для успешной игры реализации поставленной задачи по обучению детей и внедрению казахского языка организованной учебной деятельности необходимо наработка и систематизация доступного материала для усвоения детьми казахского языка с использованием новых форм и технологий. 

Продолжение изучение и закрепления казахского языка отражается в игровых организованных учебных деятельностях как «Путешествие в космос», «Хочу все знать», «Знатоки казахского языка», «Лидеры ХХI века» и.т. Например: в организованной учебной деятельности на тему «Путешествие в космос» сам учебный деятельность организован как игровой форме путешествие. Дети получают письмо от Звездочета и отправляются в космос. Там они выполняют разные задании от Звездочета, и в конце находят сюрприз который приготовил Звездочет. Организованная учебная деятельность «Хочу все знать» проводится в форме конкурса.. Дети делятся на две команды выполняют разные задания, за правильные ответы получают асыки. В конце какая команда больше собрала асыки, те побеждают. 
Дети играя учатся применять свой знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. В игре воспитывается интерес к изучению государственного языка, Игра - важное средство эстетического воспитания дошкольников как, в этой деятельности проявляется и развивается творческое воображения, способность к замыслу, развивается ритм и красота движении. В играх отражаются и развиваются знания и умения, полученные на организованной учебной деятельности, театрализованные представления и всевозможные игры наиболее подходящие, преемлимы по изучению казахского языка. 
На мой взгляд, необходимо развивать механизмы эмоциональной регуляции поведения так же, как и формы интеллектуальной деятельности. Необходимо часто заниматься с детьми развивать речь детей, Оказывать помощь им в изучении государственного языка, следить за детьми и заниматься с ними, и мы воспитаем эмоциональных, уравновешенных умных и способных к обучению детей.

















































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Языковое погружение детей в детском саду

Автор: Соколова Евгения Сергеевна

Дата: 29.10.2016

Номер свидетельства: 353227

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(281) "Волшебная сила сказки или Сказкотерапия как средство развития связной речи, творческих способностей и эмоционального мира детей с речевыми патологиями"
    ["seo_title"] => string(172) "volshiebnaia-sila-skazki-ili-skazkotierapiia-kak-sriedstvo-razvitiia-sviaznoi-riechi-tvorchieskikh-sposobnostiei-i-emotsional-nogho-mira-dietiei-s-riechievymi-patologhiiami"
    ["file_id"] => string(6) "307003"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1458232233"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства