Просмотр содержимого документа
«Язык, духовность и наставничество!»
Язык, духовность и наставничество!
Воспитатель МАДОУ «Детский сад № 369» г. Пермь:
Маслова Елена Александровна
Воспитатель МАДОУ «Детский сад «Талантика» г. Пермь:
Егель Марина Викторовна
2023 год Указом Президента России Владимира Путина объявлен Годом педагога и наставника. Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников.
Наставник – это человек, который сопровождает другого на пути развития и помогает двигаться по нему быстрее: делится знаниями и опытом, развивает навыки и подсказывает, как решать сложные задачи. Задача наставника: дать молодому специалисту, стажёру инструкцию и оказать помощь на всех этапах профессионального становления. Таким образом, он предлагает свой опыт работы и маршрут пути, как стать профессионалом.
У нас сегодня для молодёжи время непонятных событий, слов, поступков людей. А для молодых педагогов наслаивается ещё и профессиональная ответственность, а именно, умение, верно анализировать ситуацию. Это умение приходит с опытом практической деятельности. Откуда молодому педагогу быстро набраться опыта? Правильно, педагогика – наука динамичная, меняющаяся и переплетающаяся с другими науками, поэтому педагогу необходимо постоянно работать над собой, а именно заниматься собственным самообразованием. А если рядом с молодым педагогом работает ещё и педагог с опытом, наставник – это гарантия того, что дети, наши воспитанники в надёжных руках.
С 01.09.2023 г. все дошкольные образовательные организации начинают реализацию Федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО). Утверждённой приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 г. № 1028.
В программе предлагается педагогу при организации занятий применять опыт. Педагог самостоятельно, согласно программе, выбирает педагогические обоснованные методы, приёмы и способы взаимодействия с семьями. В данной ситуации молодому воспитателю детского сада сложно быстро ориентироваться, поэтому опытный воспитатель рядом – это уникальная возможность принять верное решение в организации воспитательно – образовательного мероприятия, занятия.
Опытный воспитатель детского сада балансирует между осознанием собственного опыта и живым любопытством, готовностью поглощать новую информацию. Потому как сегодняшние малыши очень креативные, индивидуальные, к каждому необходим особый подход и внимание, особенно к детям раннего возраста. И только он может подсказать молодому специалисту детского сада, откуда взять много терпения, когда малыш плачет, как верно разговаривать с родителями, законными представителями воспитанников, если воспитатель молодой, а маме за 30 лет и более. Как подобрать правильные слова, если папа пожилой, а мама молодая? Если… Сегодня семьи у нас разные – интернациональные, полные, неполные и т.д.
Если дошкольник на пороге к школе, то от наставника зависит очень много, а именно как заставить молодого специалиста, напарника думать о воспитательном и педагогическом труде не как о передаче самого предмета воспитаннику. А именно, как вариативно и грамотно предмет или отношение к чему либо преподать воспитаннику, чтобы у него в глазах загорелся интерес и желание узнать больше или испытать самому.
Сегодня быть педагогом – это больше чем профессия, нужно быть настоящим человеком, эмпатийным, владеющий умением сопереживать, имеющим профессиональную чуткость и такт. Педагог сегодня обязан владеть грамотной речью, быстро подбирать нужные слова и применять их в нужном ключе.
Мы воспитатели с опытом больше 27 лет в практической работе с дошкольниками и у нас в детских садах молодые специалисты напарники. Это радует, что в детский сад идут молодые кадры работать с детьми. Е.А.Маслова специалист воспитатель раннего возраста, М.В.Егель специалист воспитатель детей дошкольного возраста. У нас есть опыт и знания, умение соединять практику с наукой и широкое применение форм работы с родителями воспитанников. Родители довольны, что дети с удовольствием идут в детский сад, не плачут, много играют и занимаются предметной деятельностью. Родители с благодарностью рассказывают, что дети дома начали петь, пересказывают сказки, рассказывают потешки А.Барто, много в своей игре используют предметы – заместители. Будущие первоклассники интересуются научными книгами, познают себя в спорте и в кружках дополнительного образования.
Мы, как наставники, учим своих молодых коллег относиться к детям и к работе с точки зрения психолого – педагогического подхода.
Формы работы, используемые нами в работе с молодыми специалистами, это в основном практические задания, «личный пример», духовно – нравственные диалоги, «анализ проработанной смены», общение за чашкой чая.
Молодым воспитателям сейчас трудно, потому что знания у них сами по себе, а опыта практического работы с ребёнком в детском саду нет, существует только домашняя база знаний из собственного детства. Большие амбиции и им нужно всё и сразу. Поэтому своим девочкам воспитателям мы всегда говорим: «Не спешите. Терпение и время, вдумчивость и трудолюбие, поиск своего стиля работы и результат не заставит себя ждать». Молодые воспитатели нам верят. Это главное! Необходимо уважать опыт и верить наставнику!
Наставником быть сложно и необходимо сегодня. Но это важно! Потому что педагогика наука динамичная, не стоит на месте. А наука и практика в ногу не идут, гетерохронность. Сегодня наставник – это ещё и посредник между наукой и практикой, это тот спасательный круг в море событий, общения, новых знаний, социальных неурядиц и бытийных, семейных проблем, благодаря опытному наставнику молодой специалист воспитатель не потеряется, а найдёт самого себя и утвердится в профессии.