Просмотр содержимого документа
«"Я - будущий школьник"»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА
ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ
«ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«Я – будущий школьник»
Разработчик проекта:
Дрикер В.В.
2022 год
ВВЕДЕНИЕ
Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка, существует проблема – адаптация к школе и организация жизни ребенка. Как помочь ребенку – дошкольнику стать учеником?
Учение – то, чем он теперь должен заниматься, — оказывается очень важным для окружающих. Вся его жизнь, поступки, отношения со сверстниками и со взрослыми рассматриваются теперь через призму этих обязанностей.
Первокласснику не всегда удается быстро привыкнуть к новому образу жизни: режиму, необходимости спокойно сидеть на уроках и т.д. И поэтому актуальным по сей день остается вопрос влияния первоклассника в школьный социум, вопрос быстрой и успешной адаптации к школьной среде.
Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии у него необходимого запаса умений и навыков, уровня интеллектуального развития ему трудно в школе. Ведь не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребенка к школе.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Профилактика психолого-педагогических трудностей ребенка при адаптации к школе.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
помочь детям безболезненно адаптироваться к школе
повысить компетентность по психологической готовности детей к школе и обучить их эффективным способам общения.
ГИПОТЕЗА: Если проект «Я – будущий школьник» будет проводиться в системе и у детей будет развито желание учиться в школе, будет создана положительная учебная мотивация, то это будет способствовать легкой адаптации ребёнка к школе.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА
Дети 5 - 7 лет
Пояснительная записка
Проблема готовности ребенка к школе существовала всегда, и понимание её постоянно уточняется и конкретизируется. Длительное время считалось, что критерием готовности ребенка к обучению является уровень его умственного развития. Л.С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. По мнению Л.С. Выготского, быть готовым к школьному обучению — значит, прежде всего обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира.
Преемственность — это не только подготовка к новому, но и сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития.
Концепции готовности к школьному обучению как комплексу качеств, образующих умение учиться, включают в понятие готовности к обучению понимание ребенком смысла учебных задач, их отличие от практических, осознание способов выполнения действия, навыки самоконтроля и самооценки, развитие волевых качеств, умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач.
Выделяют три основные линии, по которым в клубе ведется подготовка к школе:
общее развитие
воспитание умения произвольно управлять собой
формирование мотивов, побуждающих к учению
К старшему дошкольному возрасту дети приобретают определенный кругозор, запас конкретных знаний, перед ними встает проблема адаптации к условиям школьной жизни. А если учесть современные требования программ начального обучения, то становится ясным, что необходима организация качественно новой подготовки детей к школе, причем проводимой именно учителями начальной школы и школьными психологами.
В работе с дошкольниками необходимо учитывать то, что умственные процессы (восприятие, наглядно-образное мышление, продуктивное воображение и др.), определяющие готовность детей к школе, должны формироваться в свойственных для них привычных видах деятельности: игре, рисовании, конструировании, которые позволяют детям почувствовать себя активными, самостоятельными, способными решать постоянно усложняющиеся задачи и быстро адаптироваться к школе, к учебной деятельности.
Социальный проект «Я – будущий школьник» представляет собой систему подготовки, основой которой является интегрированный курс, объединяющий все основные направления, развивающие необходимые качества, навыки, стимулирующие познавательные интересы.
Цель социального проекта:
формирование у детей качеств школьной зрелости (школьно-значимых функций), для успешного усвоения обучающих программ начального общего образования I ступени;
Задачи:
организовать диагностирование качеств школьной зрелости, знаний и умений детей;
организовать для детей развивающий процесс в школе, с учетом возможностей возраста и индивидуальных особенностей;
сформировать эмоционально-положительное отношение детей к школе, желание учиться;
организовать комплексную деятельность педагога, психолога в образовательном процессе;
создать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья детей;
организовать процесс общения детей друг с другом, способствуя доброжелательному отношению к сверстникам;
провести работу по формированию способности подчиняться правилам и требованиям взрослого.
Основные принципы (правила) работы педагогов при реализации программы:
уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
комплексный подход при разработке занятий;
систематичность и последовательность занятий;
вариативность содержания и форм приведения занятий;
наглядность;
адекватность требований и нагрузок, предъявляемых к ребенку в процессе занятий;
постепенность (пошаговость) и систематичность в освоении и формировании школьно-значимых функций, следование от простых и доступных знаний к более сложным, комплексным;
индивидуализация темпа работы - переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа;
В процессе реализации данного проекта дети обучаются точно и ясно выражать свои мысли, раскрываются их творческие способности, развивается интерес и внимание к слову, к его эмоциональной окраске, формируется бережное отношение детей к природе. В ходе занятий детям прививаются ответственное отношение к учебному труду.
Проект «Я – будущий школьник» предусматривает создание вокруг ребенка положительной эмоциональной атмосферы (комфортной образовательной среды), способствующей раскрепощению детей, активизирующей их творческий потенциал.
Важнейшей частью проекта является изучение динамики развития ребенка, исследование уровня его функциональной готовности к обучению в школе. На это направлены занятия педагога-психолога, а также его консультационная работа с родителями будущих первоклассников.
В ходе работы выявляются дети, недостаточно готовые к школьному обучению, а также те, которые нуждаются в дополнительных занятиях, направленных на профилактику школьной дезадаптации и неуспеваемости. Для таких детей составляется индивидуальная программа развития, даются необходимые рекомендации родителям.
Основная дидактическая идея - развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе учебно-игровой деятельности ребенка, что осуществляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной и увлекательной для детей этого возраста.
Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе, используются практический метод, метод дидактических игр, метод конструирования и моделирования. Большое внимание уделяется формированию умений общаться с педагогом, с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим материалом, пользоваться тетрадью с печатной основой.
Использование специально отобранного содержания обучения и методов работы с ним поможет и позволит приблизить общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения программного материала начальной школы. Проект предполагает систематическую работу с детьми по четырем направлениям:
Развитие познавательно-речевых навыков
Развитие творческих способностей
Психологический практикум
СОДЕРЖАНИЕ
«Развитие познавательно-речевых навыков»
1. Речь, понятие о ней (сентябрь – октябрь)
Речь устная и письменная. Чтение и письмо пиктограммы и схематического письма.
Развитие умения слушать и понимать читаемую детям художественную литературу. Формирование умений, связанных с подготовкой детей к обучению грамоте: умение слышать педагога, других , вникать в содержание речи.
2. Предложение(ноябрь-декабрь)
Выделение предложений из устной и письменной речи. Счёт предложений, определение их по смыслу и интонации. Запись предложения схемами. Определение смысла предложения.
3. Предложение и слово как его составная часть (январь-февраль)
Количество слов в устной и письменной речи. Главные слова в предложении, вопросы к ним. Распрстранение предложений. Игра «Живые слова».
4. Работа над произношением(март-апрель)
Речевое дыхание в чистоговорках, скороговорках, потешках. Работа над дикцией: чёткое и отётливое произношение всех звуков с правильной артикуляцией.
5. Пальчиковая гимнастика (май).
«Развитие творческих способностей»
Изобразительная деятельность (сентябрь-октябрь)
Акварельные краски, гуашь.
Рисование свечкой и красками, предметные и сюжетные композиции.
Конструирование, оригами. (ноябрь-декабрь)
Предметные и сюжетные аппликации. Предметные и сюжетные аппликации.
Развитие мышления, восприятия, внимания (январь-февраль)
Лепка из пластилина. Сюжетные композиции из 2-3 и более изображений (март-апрель)
Знакомство с разнообразными художественными техниками
Клеевая техника. Рисование пластилином.
Работа с природным материалом. (май)
«Психологический практикум»
Важнейшими задачами этого направления являются:
обучение детей приёмам «обработки» материала познания: отнесение предметов, явлений к определённой группе по признакам;
обучение детей способам обследования с целью рационального познания окружающей действительности;
формирование познавательных способностей, предпосылок учебной деятельности.
1. Развитие познавательных интересов, желания учиться
Обучение детей наблюдать, слушать и слышать, смотреть и видеть, наблюдать, сравнивать, находить ответы на проблемные вопросы. 2. Развитие предпосылок и источников учебной деятельности
Обучение умению принимать учебную задачу, составлять простой план действий, контролировать свои действия, производить самооценку своих действий и результата деятельности в упражнениях на развитие мышления.
3. Умственное развитие
Развитие произвольного внимания, аналитического мышления, дифференцированного восприятия. Решение задач на сериацию.
4. Развитие внимания, памяти
Обучение произвольному вниманию, дифференцированному восприятию. Дидактические игры.
«Окружающий мир» -
Первичные представления об объектах окружающего мира.
- продолжать расширять и уточнять представления детей о предметном мире; - учить применять разнообразные способы обследования предметов.
- приучать детей старательно, убирать всё на место после работы.
- приучать детей добросовестно выполнять обязанности.
- формировать интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе.
Уважение к труду взрослых.
- продолжать знакомить детей с профессиями, связанными с нашим городом.
- развивать интерес к различным профессиям.
Родная страна.
– расширять представление о родном крае, городе
- углублять и уточнять представления о Родине – России.
- закреплять знание о флаге, гербе гимне России.
Планируемые результаты формирования универсальных учебных действий
Основные группы общеучебных умений: • интеллектуальные (умение отличать новое от уже известного; сравнивать и группировать предметы и их образы, находить ответы на вопросы, делать выводы); • организационные (определять цель деятельности, планировать ее, работать по предложенному плану или алгоритму, оценивать полученный результат); • коммуникативные (слушать и понимать чужую речь, грамотно оформлять свою мысль в устной речи, выполнять различные роли); • оценочные (учиться оценивать результаты своей работы).
Личностные УДД:
Ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др. Знания, умения и навыки рассматриваются в системе непрерывного образования как важнейшие средства развития ребенка.
Познавательные УУД:
Дошкольник должен знать:
признаки устной и письменной речи, что предложение содержит смысл и состоит из слов
что наша речь состоит из предложений, а предложения – из слов
требования к произношению звуков, несколько артикуляционных упражнений в произношении гласных звуков
наизусть несколько русских народных потешек, стишков, считалок
приёмы складывания бумаги в разных направлениях, направления в пространстве и на листе бумаги
способы выравнивания и сравнения предметов, понятия «больше», «меньше», «поровну»
отношение между целым и частью: часть меньше целого, целое больше части. состав числа из единиц, признаки ориентации в пространстве и на плоскости
периоды времени: утро, день, вечер, ночь, месяц, сезон, год
технику безопасности при работе с ножницами, правила клеевой техники, правила работы с бумагой, картоном, правила выполнения оригами
приёмы «обработки» материала познания: отнесение предметов, явлений к определённой группе по признакам сходства, различия; алгоритм самооценки своих действий, достижений
Дошкольник должен уметь:
слушать и понимать прочитанную детям художественную литературу
слушать других детей, педагога, выделять в речи главное, определять смысл предложения
выделять предложения интонацией, считать и схематично изображать предложения
сравнивать совокупности чисел и предметов
группировать предметы по разным признакам, находить в предметах известные формы
использование в речи предлогов, наречий, выражающих пространственные связи- ориентироваться на плоскости
конструировать отдельные буквы (из пластилина, бумаги, палочек, верёвки)
на основе анализа самостоятельно находить отдельные конструктивные решения
ориентироваться в пространстве и на листе бумаги
проводить начальный анализ звукового состава слов, читать схематическое письмо.
ориентироваться в пространстве и времени
идентифицировать предметы по определённым признакам, моделировать ситуации
наблюдать, слушать и слышать, смотреть и видеть, наблюдать, сравнивать, находить ответы на проблемные вопросы
составлять простой план действий, контролировать свои действия, решать задачи на сериацию
сосредоточиться на группе предметов, запомнить и повторить сказанное на слух
выполнять предметные и сюжетные аппликации, рисовать свечкой и красками, создавать предметные и сюжетные композиции, работать с разными материалами, рисовать по трафарету и по представлению.
ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ:
I этап — ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ
II этап – ПРАКТИЧЕСКИЙ
III этап – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
I ЭТАП — ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ
Срок реализации:
ЦЕЛЬ: определить эмоциональное мироощущение детей, связанное с поступлением в школу
Тест для детей «Хочу ли я в школу» по мотивационной готовности к школе
Составление перспективного плана по реализации проекта
Изучение литературы, новых методик и технологий по вопросам психологической готовности детей к школе
Сбор наглядного материала и необходимой литературы
II ЭТАП – ПРАКТИЧЕСКИЙ
Срок реализации:
ЦЕЛЬ: реализация проекта в образовательную практику.
Разработка конспектов занятий
Проведение занятий с детьми
семинар для родителей «Умеете ли Вы общаться с Вашим ребёнком»
консультация для родителей, возрастная характеристика
III ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
Срок реализации:
ЦЕЛЬ:
анализ результатов по реализации проекта
Тест для детей «Хочу ли я в школу»
ТЕСТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ!
Считаете ли Вы своего ребёнка здоровым, крепким, выносливым, способным справиться со школьными нагрузками без ущерба для здоровья? – да; скорее да, чем нет; скорее нет, чем да; нет.
Можете ли быть уверенным в том, что его зрение, слух, речь развиты нормально? — да; скорее да, чем нет; скорее нет, чем да; нет.
Достаточно ли устойчива нервная система ребёнка? Нет ли в поведении ребёнка беспокоящих Вас проявлений: двигательная расторможенность или, напротив, заторможенность, склонность к беспокойству, волнениям, повышенная раздражительность, непереносимость шума, духоты, необоснованные страхи, беспокойный сон, слезливость? – нет; не замечала; проявляются иногда; проявляются довольно часто.
Умеет ли ребенок быть внимательным, когда слушает чтение, смот-рит телевизор? — да; скорее да, чем нет; скорее нет, чем да; нет.
Хорошо ли развита у него рука? Умеет ли он рисовать, лепить, работать ножницами, вышивать, писать печатными буквами, может ли рисовать узоры? Может ли сам завязывать шнурки, застегивать пуговицы?
Как быстро устает ребенок в процессе работы, усидчив ли? — может работать долго (больше 30 минут), даже если не очень нравится; может долго заниматься только тем, что нравится; даже если дело нравится, заниматься долго не может, не усидчив.
Владеет ли ребенок навыками самообслуживания (может ли сам одеваться, раздеваться, сохранять опрятный вид). Приучен ли убирать игрушки, вещи? — да; скорее да, чем нет; скорее нет, чем да; нет.
Можно ли сказать, что он достаточно ответственен? (не забывает постоянно о поручениях, старается вовремя выполнить их) — да; скорее да, чем нет; скорее нет, чем да; нет.
Умеет ли ребенок себя вести? Усвоил ли правила поведения в общественных местах? — да; скорее да, чем нет; скорее нет, чем да; нет.
Умеет ли кататься на лыжах, на коньках, на велосипеде? (подчеркните соответствующее). Можете ли вы назвать его ловким? — да; скорее да, чем нет; скорее нет, чем да; нет.
Хочет ли ребёнок идти в школу? Что его при этом больше привлекает (школьная атрибутика или возможность учиться читать, писать, считать, узнавать новое)?
Считаете ли Вы его хорошо подготовленным к школьному обуче-нию? — да; скорее да, чем нет; скорее нет, чем да; нет.
ЦЕЛЬ: знакомство участников группы, сплочение, исследование мотивационного компонента школьной готовности.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:
1. Приветствие. Упражнение «Импульс».
Инструкция: взявшись за руки, передать по кругу дружеское рукопожатие. При этом смотреть в глаза и улыбаться тому, кому передаем импульс.
2. Знакомство.
Инструкция. Упражнение проводится в несколько этапов:
а) ведущий кратко рассказывает о себе (имя, где работает, что больше всего любит, почему захотел стать психологом и т.п.).
б) затем ведущий предлагает всем познакомиться друг с другом. Сделать это можно следующим образом: на счет «три» каждый громко называет свое имя, а на сигнал «молчок»(палец на губах) — закрывает рот ладошкой.
в) ведущий предлагает познакомиться по очереди. Каждый, у кого в руках окажется мяч, называет свое имя, сколько ему лет (а ведущий прикрепляет ему визитку с именем).
г) в заключение ведущий предлагает участникам, перекидывая мяч друг другу, называть свое имя и имя того, кому хочет передать мяч. Обращать внимание на то, чтобы в игре приняли участие все дети.
3. Разминка.
Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто…».
Инструкция Все участники сидят в кругу, водящий стоит в центре. Он просит поменяться местами тех, кто обладает каким-то общим для большинства играющих признаком (например, кто похож на маму, кто любит мороженное и т.п.). Сам водящий, при этом, стремится занять свободный стул. Так как количество стульев на один меньше числа участников, кто-то один остается без места. Он и становится ведущим.
Упражнение «Что лежит в портфеле?».
Инструкция. Дети стоят в кругу. Ведущий бросает одному ребенку мяч и называет какой-либо предмет, например: ручка, тетрадь, кирпич, кукла и т.п. Если, по мнению ребенка, этот предмет должен лежать в портфеле, он ловит мяч, если нет — ловить мяч не нужно.
4. Основная часть.
Упражнение «Я хочу в школу, потому что…».
Инструкция. Ведущий рассказывает детям историю о первоклассниках, которые делятся друг с другом о том, почему они ходят в школу (см. методику на изучение мотивационной готовности Г.Гинсбурга).
Затем ребята по очереди проговаривают, хотят ли они идти в школу и почему. Объясняя причину, по которой они хотят пойти в школу, они могут воспользоваться вариантами, предложенными ведущими в истории или придумать свой вариант.
Рисуночное упражнение «Кто где?».
Инструкция. Дети получают задание: на листе бумаги, сложенном пополам, нарисовать на одной половине школьника, а на другой – дошкольника. Изобразить нужно так, чтобы можно было понять, кто где нарисован. По завершении работы все садятся в круг. Дети обмениваются рисунками. Задача того, у кого в руках чужой рисунок догадаться, где нарисован школьник, а где дошкольник, и объяснить, почему он так думает.
Вместо этого задания для получения информации о мотивационной готовности и об эмоциональном отношении к школе, можно предложить детям диагностическое задание: рисунок «Детский сад — Школа». Ребенок делает рисунок на разных сторонах листа. Анализируется цветовое решение, содержание рисунков, величина изображения и пр.
Упражнение «Представь себе». Проводится работа с пластическим образом школьника и дошкольника.
Инструкция. Детям дается задание: по сигналу начать двигаться как школьник или сесть как дошкольник, начать говорить как школьник или дошкольник и т.п.
5. Обратная связь. Обмен впечатлениями.
6. Ритуал прощания. Упражнение «Колокол»
Инструкция. Дети, встав в круг и взявшись за руки, три раза поднимают и опускают их, при этом произносят слово «БУМ», первый раз тихо, второй – громче, третий раз – очень громко. Вместе с последним криком размыкают руки.
8. 2. ЗАНЯТИЕ №2 «КТО Я? КАКОЙ Я?».
ЦЕЛЬ: сплочение группы; изучение уровня самооценки, оказание психологической поддержки.
1. Приветствие. Упражнение «Здороваемся разными способами».
Инструкция. Ведущий предлагает детям начать передвигаться по классу в любом порядке. По сигналу (колокольчик) все начинают здороваться друг с другом тем способом, который предлагает ведущий, например: поздороваться спинами, коленями, руками и пр.
2. Разминка.
Упражнение «Ласковое имя».
Инструкция. Дети стоят в кругу. Входящий становится в центр круга лицом к одному из участников и протягивает руки вперед ладонями вверх. Участник, напротив которого он остановился, кладет свои ладошки сверху и, глядя в глаза, называет водящего ласковым именем (словом). Поблагодарив, водящий переходит к следующему участнику и т.д., пока не обойдет всех по кругу. Игра заканчивается тогда, когда все побывают в роли водящего.
Упражнение «Аплодисменты».
Инструкция. Участники стоят в кругу. Водящий подходит к любому из участников и начинает ему аплодировать. Затем они вдвоем подходят к третьему и аплодируют ему и т.д. Последний ребенок получает аплодисменты от всей группы. Желательно, чтобы первый ребенок, к кому подошел ведущий, был активный, уверенный. А аплодисменты всей группы часто получает несмелый, застенчивый, испытывающий трудности в общении.
Инструкция. Каждому ребенку предлагается сложенный пополам лист бумаги, на одной стороне которого нужно нарисовать плохого мальчика или девочку (в зависимости от пола ребенка), на другой — хорошего, а на третьей стороне — нарисовать самого себя. Для изображения «плохого» персонажа используется черный и коричневый карандаш, для «хорошего» – красный и синий, а самого себя можно рисовать всеми четырьмя карандашами. Задание позволяет получить информацию о самооценке ребенка и об эмоциональном отношении к себе.
б) Упражнение «Копилка первоклассника».
Инструкция. Детям предлагается «наполнить» две копилки: «трудности ученика» и «успехи ученика»(в качестве копилки можно использовать любые непрозрачные баночки с наклеенными названиями разного цвета). Дети перечисляют, что, по их мнению, может затруднить их учебу, жизнь в школе, огорчить или, наоборот, принести удовольствие, обрадовать, помочь справиться со школьными трудностями. Каждое высказывание сопровождается бросанием монеток (скрепок, горошинок и пр.) в соответствующую копилку. Когда варианты иссякнут, предложить детям «погреметь» копилкой и определить, где больше. Если дети считают, что копилка «успеха» звонче – подвести к тому, что и успехов в жизни ученика больше. Если одинаково – то, не смотря на трудности, будет и не меньше успехов. А если трудностей больше – добавить «фишек» в копилку «успеха», упомянув то, о чем забыли дети.
в) Упражнение «Гадалка».
Инструкция. Ведущий изображает цыганку и предлагает детям «погадать». Дети по очереди обращаются к ней со словами: «Цыганка-гадалка, расскажи, какой я?» Ведущий держит за спиной карточки с написанными на них «светлыми» качествами людей. Он вытаскивает их по одной и предъявляет ребенку со словами: «Правильно я нагадала?». Ребенок может согласиться или засомневаться, отказываться. Задача ведущего, с одной стороны, поддержать ребенка, с другой – убедить в том, что это качество у него присутствует.
г) Кричалка «Я хороший».
Инструкция. Каждому участнику группы предлагается представить себя стоящими на сцене. В качестве сцены – стул. Ребенок становится на стул, лицом к «зрителям» и три раза произносит фразу «Я очень хороший». Причем первый раз тихо, второй раз — громче, а третий – очень громко. «Зрители» встречают «выступления» бурными аплодисментами и криками «Браво».
4. Обмен впечатлениями, обратная связь.
5. Прощание. Упражнение «Колокол».
8. 3. ЗАНЯТИЕ №3 «ШКОЛЬНЫЕ ПРАВИЛА»
ЦЕЛЬ: изучение формирования навыков произвольности, умения следовать инструкции взрослого, самостоятельно выполнять задание.
1. Приветствие.
Упражнение «Подари улыбку».
Инструкция. Ведущий предлагает участникам поприветствовать друг друга следующим образом: повернуться к соседу слева, посмотреть в глаза и подарить ему улыбку, а затем сказать что-то приятное. Упражнение выполняется в кругу.
2. Разминка.
Упражнение «Собираем портфель».
Инструкция. Дети сидят в кругу. Первый участник говорит: «Я возьму с собой в портфель…» — и называет какой-нибудь необходимый в школе предмет. Следующий ребенок повторяет название предмета, который назвал предыдущий ребенок и добавляет свой предмет, следующий – первые два слова и свое, последний повторяет все названные предметы.
Упражнение «Громко – тихо».
Инструкция. Ведущий произносит незаконченные предложения, например: «Когда ты на уроке, ты разговариваешь…», «На уроке физкультуры ты говоришь…», «У доски отвечаешь…», «Повторяешь правило…» и бросает мяч одному из участников. Его задача – закончить фразу, крикнув: «Громко!» -, или прошептать: «Тихо!».
Инструкция. Ведущий предлагает выполнить задание: нарисовать узор по клеточкам сначала под диктовку взрослого, а затем дорисовать узор до конца строчки самостоятельно. Всего 3-4 узора.
б) Упражнение «Шифровка».
Инструкция. Детям предлагается лист бумаги с изображенными на нем геометрическими фигурами. Необходимо внести в эти фигуры знаки, соответствующие образцу, например: в квадрате поставить точку, в круге – вертикальную черту, в ромбе – горизонтальную черту, треугольник оставить пустым.
в) Упражнение «Урок и перемена».
Инструкция. В начале игры ведущий называет различные формы деятельности: «Играем, читаем, пишем, считаем…», а дети отвечают, когда они этим занимаются: «На уроке» или «На перемене».
Затем правила игры меняются. Ведущий обращается по очереди к каждому ребенку, говорит: «На уроке…», «После уроков…», «На перемене…» …, а ребенок называет виды деятельности, которыми он может заниматься в обозначенное время, например: «На уроке» — «Я слушаю учителя», «Я пишу», «Я решаю задачу» и пр.
г) Диагностическое задание «Домик». Инструкция. Дети изображают на листе бумаги домик по образцу как можно точнее. Ведущий наблюдает за их работой, фиксируя все вопросы, комментарии, реакции. Затем задает всем детям по очереди вопрос: «Как ты считаешь, твой домик такой же, как у меня на рисунке?» — и фиксирует ответы.
СЕМИНАР - практикум
«УМЕЕТЕ ЛИ ВЫ ОБЩАТЬСЯ С ВАШИМ РЕБЁНКОМ?»
Цель: дать возможность родителям поделиться друг с другом опытом воспитания ребёнка.
I часть. Теоретическая
Утверждение о том, что тип семейного воспитания и родительские установки определяют особенности личности и поведения ребенка – является истиной. Конечно, ребенок не является чистым листом бумаги, на котором грамотный родитель может написать все, что захочет, а безграмотный может изуродовать. В нем самом есть силы и немалые.
В родительской позиции выделяются две важнейшие переменные: эмоциональное принятие и контроль. Их сочетание во многом определяет то, как строится поведение взрослых и какие психологические свойства формируются у ребенка.
Примерно с 3-х лет вступает в силу вторая переменная родительской позиции – контроль. Он может быть низким и высоким. Можно видеть родителей, которые предпочитают оказывать большое влияние на своих детей, способны настаивать на безоговорочном выполнении своих требований, быть последовательными в их предъявлении.
Также можно видеть родителей, которые отстраняются от контроля, предоставляя детям самим формировать систему правил. Контроль проявляется и в том, как родители стремятся к развитию ребенка. Одни натаивают на активном включении детей в различные сферы жизнедеятельности, другие – не считают своих детей обладателями каких-то ярко выраженных достоинств.
Родительское отношение мы видим и в различии методов воспитательного воздействия: родители, которые добиваясь послушания используют убеждение, обосновывают свою точку зрения и готовы обсуждать ее с ребенком, при этом эмоциональная поддержка присутствует постоянно, независимо от того, удается ли родителю добиваться своих требований; и родители, которые не формулируют свои требования, прибегают к косвенным способам воздействия: крику, подаркам и наказаниям. Эмоциональная поддержка или отсутствует или зависит от послушания ребенка.
В зависимости от родительской установки формируется и ребенок.
Первый тип детей – это зрелая личность.
Компетентные дети формируются под воздействием такой установки родителей, которая представляет собой сочетание эмоционального принятия с высоким объемом требований, с их ясностью, непротиворечивостью и последовательностью. Дети уверены в себе, им присущ развитый самоконтроль, умение устанавливать дружеские взаимоотношения.
Это авторитетный стиль воспитания.
Второй тип детей – избегающие дети.
У них преобладает отстраненное или уныло-грустное настроение. Испытывают трудности в установлении дружеских контактов. Боятся новых ситуаций. Для их родителей характерно контролирующее, требовательное поведение, сочетающееся с малой теплотой, низким уровнем уважения к возможностям ребенка. Это авторитарный стиль воспитания.
Третий тип детей – незрелые дети: не уверены в себе, настроение неустойчивое.
Самоконтроль не сформирован. Своей инфантильностью он прежде всего обязаны личностной незрелости своих родителей. Главная черта поведения родителей – отсутствие способности к последовательному контролю. При этом может присутствовать эмоциональная поддержка.
Это или либеральный или индифферентный стили воспитания.
Родительская позиция не единственный фактор развития ребенка. Позиция формируется и от того, какое место в жизни человека занимает воспитательный процесс. Самое благоприятное последствие для развития ребенка будет в том случае, если воспитание собственных детей является для взрослого ценностным процессом.
Если же для взрослого воспитание ребенка – это реализация потребности в эмоциональном контакте, т.е. он способ удовлетворения иных потребностей взрослого, тогда взрослый будет препятствовать эмоциональной жизни ребенка.
Если воспитание ребенка для взрослого реализация потребности в смысле жизни, то взрослому не нужна самостоятельность ребенка. Он будет неосознанно препятствовать этой самостоятельности под любым предлогом.
Если воспитание – это реализация потребности взрослого в достижениях под девиз: "Он добьется всего, чего не добилась я ", то ребенок воспринимается хорошим только тогда, пока реализует планы родителей и удовлетворяет их амбиции.
Все эти позиции патологичны с точки зрения результатов воспитания, т.к. лишают ребенка права на собственную жизнь и судьбу.
С каждым годом увеличивается процент детей больных неврозом. Неблагоприятное влияние на психическое здоровье детей называют и темпы нашей жизни, и чрезмерная загруженность родителей, их невротизация, когда взрослые не могут разрешить свои внутриличностные конфликты.
Дошкольный возраст характеризуется тесной эмоциональной привязанностью к родителям (особенно к матери), причем не в виде зависимости от нее, а в виде потребности в любви. Ребенок еще не способен понимать причина конфликтов между родителями, не владеет средствами для выражения собственных чувств и переживаний. Поэтому ссоры между родителями ребенком воспринимается как тревожное событие, и ребенок склонен чувствовать себя виноватым в конфликте. Частые ссоры родителей у детей дошкольников могут стать источником их психического нездоровья.
Самым лучшим профилактическим средством могут стать хорошие отношения родителей с детьми, понимание родителями внутреннего мира своего ребенка, его проблем и переживаний, умение поставить себя на место своих детей. Нет готовых рецептов воспитания, которые можно взять и "приложишь" к своему ребенку. Можно дать некоторые рекомендации.
II часть. Практическая
Вступительное слово ведущего. В нем говорится о целях и задачах групповой работы, вырабатываются правила работы в группе, ведущий знакомит участников с тематикой и формой проведения занятий.
Знакомство участников с правилами работы в группе.
Примерный перечень правил такой:
принимать участие во всех играх, упражнениях;
слушать говорящего, не перебивать его;
говорить о своих чувствах, переживаниях, мыслях от первого лица;
соблюдать правила по технике безопасности и т.п.
Ритуал приветствия «Импульс».
Участникам предлагается поздороваться: все становятся в круг и берутся за руки. Ведущий предлагает передать рукопожатие- «импульс» от участника к участнику, молча, закрыв глаза. «Импульс» должен обойти круг и вернуться к ведущему.
Упражнение «Имя и качество».
Каждый участник представляется по имени и называет то качество, которое помогает ему в общении с людьми.
Игровое упражнение «Закончи предложение»
Ведущий начинает предложение, а родители его продолжают, при ответе участники передают друг другу мяч.
Общение с ребёнком – это…
Родители через диалог с ребёнком дают ему почувствовать…
Вывод. Общение с ребёнком – это взаимовосприятие, обмен информацией, переживаниями, взаимодействие. Результат общения – образ «я», взаимоотношения, самооценка.
Игровая ситуация «Что бы Вы сказали?»
Вам не здоровится, к Вам обращается ребёнок, Вы …
Вы зовёте ребёнка есть, а он не идёт, Вы …
Если ребёнок что-то разбил, то ВЫ …
Выслушав ответы родителей, прослушиваются ответы детей (можно записанные на магнитофон). Дети говорили о том, как поступают их родители в выше перечисленных ситуациях.
Рекомендации родителям по воспитанию детей:
Поверьте в уникальность своего ребенка, в то, что Ваш ребенок единственный в своем роде, не похож ни на одного соседского ребенка и не является точной копией вас самих. Поэтому не следует требовать от ребенка реализации заданной Вами жизненной программы и достижения поставленных Вами целей.
Предоставьте ему право, прожить жизнь самому. Позвольте ребенку быть самим собой, со своими недостатками, слабостями и достоинствами. Принимайте его таким, какой он есть. Опирайтесь на сильные стороны ребенка.
Не стесняйтесь демонстрировать ему свою любовь, дайте ему понять, что будете любить его всегда и при любых обстоятельствах.
Не бойтесь залюбить ребенка, берите его на колени, смотрите ему в глаза, обнимайте и целуйте его тогда, когда ему это хочется. В качестве поощрения чаще используйте ласку.
Постараетесь, чтобы ваша любовь не обернулась вседозволенностью и безнадзорностью. Установите четкие рамки и запреты (желательно, чтобы их было немного). Строго придерживайтесь установленных запретов и разрешений.
Не спешите прибегать к наказаниям. Постарайтесь воздействовать на ребенка просьбами. В случае неповиновения родителям нужно убедиться, что просьба соответствует возрасту и возможностям ребенка.
Если ребенок демонстрирует открыто неповиновение, родитель может подумать о наказании. Наказание должно соответствовать проступку, ребенок должен четко понимать, за что наказан.
Не забываете, что ключ к сердцу ребенка лежит через игру. Именно в игре можете передать те навыки и знания, понятия о жизненных ценностях, лучше понять друг друга.
Чаще разговариваете с ребенком, объясняете ему суть запретов и ограничений. Помогите ребенку вербально выражать свои чувства и переживания, научиться понимать свое поведение и поведение других людей.
Психическое здоровье ваших детей в ваших руках. Чаще полагайтесь на свою любовь и интуицию.
Диалогу с обществом ребенок учится у нас, взрослых. Мы его мера, его масштаб, его критерии оценки других, отношения к другим и к себе. Первый шаг в мире взрослых и сверстников он начинает с того, что оглядывается на нас и судит этот мир по законам, преподанным ему нами.
Очень важно осознать, что стиль отношения взрослых к ребенку влияет не только на детское поведение, но и на психическое здоровье детей; так неуверенность ребенка в положительном отношении к себе взрослого или, наоборот, уверенность в негативной оценке его как личности провоцирует подавленную агрессивность.
Нам, взрослым, необходимо помнить, что под влиянием опыта общения с нами, у ребенка не только формируются оценки себя и других, но и зарождается очень важная особенность — сочувствовать другим людям, переживать чужие горести и радости как собственные.
В общении со взрослыми и сверстниками он впервые осознает, что нужно учитывать не только свою, но и чужую точку зрения. Педагогическая авторитарность в неформальном общении с детый порождает у них дефицит самостоятельности, неумение выразить и отстоять свое мнение. Общаясь с ребенком, очень важно отрешиться от позиции, что наше слово – истина, ибо процесс общения требует понимания другого и отождествления себя с другими.
Детям трудно воссоздать целостный образ взрослого человека, даже родителя. Они видят нас в основном дома, в минуты наибольшего расслабления, поэтому бытовое общение становится характеристикой нашего реального образа. Поэтому никакие наши рассказы о работе, о друзьях, не сотрут в памяти ребенка того, что он уловил в случайном взгляде, в зло брошенной реплике.
КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
1. «РОЛЬ СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ»
Психологам часто приходится слышать вопрос: кто же должен осуществлять подготовку ребенка к школьному обучению. Кто отвечает за успешное обучение в начальных классах – родители, семья, воспитатели детского сада, или учителя, школа?
Специалисты считают, что никакое самое хорошее детское учреждение – ни детский сад, ни начальная школа – не могут полностью заменить семью, семейное воспитание. Учителя отмечают, что ребенка- первоклассника несложно научить чему-то новому, а вот собрать его внимание, удержать в покое в течение урока оказывается весьма сложным делом. Почему же так получается?
У ребенка недостаточно развиты произвольные формы поведения, он не умеет управлять своим вниманием, деятельностью. А учить и учиться в такой ситуации очень трудно. Обучение в школе требует сложившейся произвольности. Ребенок должен спокойно сидеть на уроке, слушать, запоминать то, что ему говорят.
Часто родители не задумываются о необходимости стимулирования у ребенка желания учиться в школе. А тем не менее, для самого ребенка важен сам факт официального признания его взросления ( «Уже школьник!») Укрепляют его позицию школьника приготовление учебных пособий, покупка рюкзака, организация рабочего места, т.е. вся внешняя атрибутика школьной жизни.
Очень важны для развития личности мотивы познавательного характера (хочу много знать, узнавать новое, уметь писать, читать), о формировании которых следует заботиться родителям. Как ни странно, первоклассники нередко заявляют о своем нежелании учиться. За этим просматривается неправильная тактика родителей, чувствующих реальную или мнимую неготовность ребенка к школе и запугивающих его трудностями предстоящего обучения.
Ребенку надо говорить о том, что учение в школе – дело не простое, но при старании трудности можно преодолеть. Зато как хорошо много знать и уметь!
Перед поступлением ребенка в школу родителям желательно пересмотреть его дополнительные нагрузки и представить, как они уложатся в распорядок дня первоклассника. Но смена социальной позиции ребенка не означает отмены всех его увлечений и изменения привычек, хотя и с некоторыми из них все же придется расстаться. Чтобы больше успеть, потребуется более четкий распорядок дня, более продуманный отдых ребенка.
Здесь нет одного для всех правила. Следует учесть особенности ребенка, а также возможности всей семьи. «Потихоньку» приучать ребенка к режиму, или скажем, выполнять за него часть обязанностей в надежде, что он «попривыкнет к школе» и потом все будет делать сам, — не лучший способ помощи. Именно на самых первых шагах важно четко и однозначно показать ему, что входит в круг его новых, его собственных обязанностей.
Добиться их выполнения – это значит организовать жизнь ребенка так, как необходимо для его учебного труда. Любая же «полуорганизация» лишь прибавит ему трудностей и принесет родителям в будущем немалую заботу.
Родителям важно помнить о том, что чрезмерная забота делает ребенка нервными застенчивым, однако, ребенок, выросший в обстановке доброжелательности, скорее адаптируется к обществу, когда вырастет
Родители должны иметь в виду, что умение читать, писать, считать не самое главное в подготовке детей к школе. Основная задача заключается в том, чтобы создать условия для полноценной, содержательной жизни ребенка на протяжении всего дошкольного возраста. Такая жизнь, предполагающая приобщение ребенка к разным областям человеческой культуры, даст будущему первокласснику и необходимые для успешного вхождения в школьную действительность знания и умения, обеспечит формирование необходимых качеств и свойств.
2. ВОЗРАСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕБЕНКА НА ЭТАПЕ ЗАВЕРШЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Для ребенка старшего дошкольного возраста характерно положительное отношение к себе, уверенность в своих силах, открытость внешнему миру. Ребенок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах детской деятельности, общении, при решении элементарных задач.
Ребенок охотно общается с взрослыми и сверстниками, обсуждает возникающие проблемы, может поддержать разговор на интересную для него тему, участвует в совместных играх и занятиях. Он проявляет доброжелательное внимание к окружающим, стремится оказать помощь, поддержку другому человеку, учитывает мнения, желания, взгляды партнеров по общению. Ребенок обладает чувством собственного достоинства, умеет отстаивать свою точку зрения, свободно выражает свои чувства и предпочтения; не боится неуспехов и неудач; уважает достоинство других.
Ребенок легко выбирает себе род занятий, партнеров по совместной деятельности. Воображение и фантазия ребенка особенно ярко проявляются в ролевой и режиссерской игре: он может придумать новый сюжет, новую роль, оригинально использовать игровые атрибуты. Ребенок использует разнообразные выразительные средства в рисовании, пении, танцах, театрализованных постановках. Он с удовольствием фантазирует, сочиняет сказки, играет со словами и звуками, придумывает новые рифмы.
Ребенок активно стремится к познанию окружающей действительности, проявляет широкую любознательность. Он испытывает интерес ко всему новому, неизвестному, задает взрослым множество вопросов о своих близких и самом себе, о далеком прошлом и будущем, об устройстве мира. Ребенок строит догадки, рассуждает, обдумывает и ищет различные способы решения проблемных ситуаций, экспериментирует, радуется и удивляется собственным «открытиям». Он любит наблюдать за жизнью растений и животных, за явлениями природы, собирать коллекции. Ребенок с увлечением слушает рассказы познавательного содержания, рассматривает иллюстрации.
Обработка результатов
1-3 балла – ребенок полагает, что неплохо живет и без школы. Родителям следует задуматься.
4-8 баллов – да, ребенок хочет в школу. Только уточним, для чего? Если больше баллов в первой строке, то ребенок, в основном, мечтает о новых играх и друзьях. Если же больше баллов во второй строке, то он вполне представляет себе основное предназначение школы и оно не вызывает пока негативных переживаний.
9-10 баллов – прекрасно, если ребенок сохранит свое отношение к школе на последующие годы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В завершении данной работы, исходя из поставленной цели и задач, можно сделать краткие выводы:
Успешность вхождения в школьную жизнь зависит во многом от степени позитивности и адекватности образа «Я – будущий школьник». Решить проблему подготовки детей к школе возможно лишь, если реализуется единая линия развития ребенка на этапе дошкольного и школьного детства.
Чтобы успешно прошла адаптация дошкольников к школе важную роль играет и соучастие родителей в этом вопросе, однако же родителям при этом важно помнить, что помогая ребенку, они могут на себя взять только то, что ребенок не может выполнить пока еще сам, остальное же предоставить сделать ему самому. По мере же освоения ребенком новых действий родитель постепенно передает их ребенку, веря в ребенка и любя его.
Готовность ребенка или его неготовность тесно связаны с положением его в семье. Дома и в школе должна быть приятная психологическая атмосфера. Именно она способствует быстрой и успешной социальной адаптации ребенка – дошкольника к школе.
ЛИТЕРАТУРА
Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. Т. 4 (Кризис семи лет). – М., 1984
Выготский Л.С. Собрание сочинений. — М., 1984
Воспитание в первом классе. // «Начальная школа», №1-2004
Доровской А.И. Сто советов по развитию одаренности детей. Родителям, воспитателям, учителям.: М., Российское , 1997.
Коломинский Я.Л., А.А. Панько «Психологическая готовность к школе».
Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. Сред. Пед. Уч. Заведений. — 2-е изд., испр. И доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2000
Попова М.В. Психология растущего человека: краткий курс возрастной психологии. — М.: ТЦ Сфера, 2002
Популярная психология для родителей. / Под ред. А.А. Бодалева. — М.: Педагогика, 1989.