kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование положительных взаимоотношений между старшими дошкольниками через организацию совместной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Накопление практического опыта участия в коллективной деятельности меняет характер взаимоотношений детей: они становятся требовательнее к самим себе и к товарищам, овладевают умением оказывать друг другу помощь при выполнении заданий. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование положительных взаимоотношений между старшими дошкольниками через организацию совместной деятельности»

Формирование положительных взаимоотношений между старшими дошкольниками через организацию совместной деятельности.

Как известно, отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. В это время закладываются основные личностные механизмы - система представлений об окружающей действительности, о своих возможностях и отношениях с окружающими людьми. Эти механизмы становятся основой духовно-нравственного развития, рождая наиболее сильные переживания и определяя главные человеческие поступки. Первый опыт таких отношений - фундамент для дальнейшего личностного роста ребенка. Вследствие этого проблема взаимоотношений ребенка со сверстниками приобретает сегодня особую актуальность и значимость (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Л.В. Запорожец). Дети быстро растут, развиваются, постигают моральные нормы общества, в котором живут. Очень важно, чтобы они научились жить среди сверстников. Чтобы у них появились друзья, от которых можно получить поддержку своим интересам, одобрение при успехе, помощь в случае неудачи, сочувствие при огорчении, радость успехам друзей. Эти качества пригодятся им в дальнейшей жизни, Но они не придут к ребенку сами собой. Их надо воспитывать.

З.М.Богуславская, А.Г.Рузская, Е.О.Смирнова отмечают, что одним из существенных приобретений дошкольного возраста, возникающих в процессе контактов детей между собой, являются образы себя и другого человека. Совместная деятельность детей способствует формированию нравственных, коллективистических качеств, позитивно влияет на формирование положительных отношений между сверстниками.

Именно поэтому в последнее время мой интерес к феномену детского сотрудничества значительно возрос, а формирование положительных отношений между сверстниками через организацию совместной деятельности стали главной целью в моей работе.

Для осуществления цели я составила следующий план работы:

1. Наблюдение и диагностика с целью:

- изучения положения каждого ребенка в обществе сверстников;

- определения наличия навыков сотрудничества у детей группы;

2. Работа с детьми:

- игры, направленные на формирование навыков сотрудничества и гуманных отношений между сверстниками;

3. Разработка и реализация сценариев совместной деятельности.

Свою работу я начала с анализа групповой ситуации. Для этого использовала следующую форму анализа:

1. Какова атмосфера в моей группе?

(не достаточно благоприятная)

2. Почему я так думаю?

( много конфликтных ситуаций, обид, жалоб между детьми)

3. Какие аспекты атмосферы в моей группе я оцениваю как положительные?

(сочувствие, желание помощь, любознательность)

4. Какие аспекты атмосферы я оцениваю как отрицательные?

(неумение уступать друг другу, хвастовство, жестокость, сквернословие)

Затем я провела наблюдения за самостоятельной деятельностью детей. Анализ этих наблюдений позволил мне в дальнейшем предвидеть реакцию детей в различных ситуациях. Например, в начале года Эллина в общении со сверстниками всегда старалась занять доминирующую позицию, и сделать за других все, даже не спрашивая, нуждается ли другой ребенок в ее помощи. Хотя в отношениях со взрослыми она вела себя совершенно неуверенно, постоянно спрашивала «как сделать?», «правильно я делаю?». Данил же, наоборот, не только не проявляет инициативы, но и готов передать всю свою работу кому угодно. Соня Т. предпочитала все делать сама и, даже проявляла агрессию по отношению к тем, кто предлагал ей свою помощь. У Сони К. острый язычок, в начале года могла и обидеть словом. Ярослава была настолько замкнута, что совсем не шла на контакт. Маша, Ксюша и Алена, пожалуй, только они уже в начале учебного года имели хороший для их возраста уровень сформированности навыков сотрудничества.

Специфика нашего детского сада вносит в мою работу по организации совместной деятельности определенные сложности. Из разных детских садов (всего на 1-2 года) приходят дети, как правило, не имеющие опыта делового взаимодействия. Отсутствие такого опыта приводит обычно к установлению такого типа взаимодействия, как конкуренция или доминирование. Дети не замечают действий и слов партнера, соответственно не возникает и согласования действий. Совершаемое «открытие» дети приписывают себе даже в том случае, если оно принадлежит сверстнику. При командных формах соревнований или конкурсов, дети, зачастую отвечают на вопросы, адресованные команде-противнику, тем самым, проявляя непонимание сути командного взаимодействия и сотрудничества.

Не нужно доказывать, что ребенок учится, играя. Поэтому я решила начать свою работу с игр, обучающих способам установления контакта с партнером, помогающих детям научиться слышать и понимать друг друга. Хорошим примером такой игры, стал традиционный и даже подзабытый «Глухой телефон». В этой игре я решила использовать фразы: «Ты мне нравишься», «Давай с тобой договоримся», «Мы с тобой друзья» и другие фразы, которые можно использовать в совместной деятельности. Эту игру я проводила в подгруппах по 3-4 человека. Приятно было наблюдать, как дети вместе радуются, когда понимают, что правильно передали фразу друг другу. Интересно было видеть и то, как ведут себя партнеры, если допустили ошибку.

Опыт показал, что умение договариваться хорошо формируется в игре «Цветные камешки». Объединяя детей в пары, я предлагала им договориться о том, какую фигуру или картинку они будут вместе строить, какого цвета камешки будут использовать. Похожая игра «Дорисуй». Я рисовала детям «закорючку» и предлагала паре договориться, на что это похоже и вместе дорисовать ее до какого-нибудь образа. «Царь – картошка». В ней дети учились принимать общее решение по тому, какое действие они будут вместе выполнять.

Объединяться в подгруппы помогли научиться игры «Разрезные картинки», «Цветные автомобили», «Я по улице иду, друга я себе найду. Раз-два, вот компания моя», «Снежинки, летите!».

Все эти и другие, похожие игры помогли мне в формировании у детей навыков сотрудничества, а также сплотили детский коллектив, сделали отношения в нем доброжелательными и благотворными. За время проведения этих игр мы с детьми прошли 3 этапа обучения сотрудничеству.

Этапы обучения сотрудничеству:

1 этап (младший дошкольный возраст): обучение детей способам установления контакта с партнером, распределения материалов и средств осуществления цели.

Оптимальный на этом этапе вид деятельности - продуктивный: аппликация, конструирование, лепка. Содержание деятельности должно быть хорошо знакомо детям, навыками деятельности на этом этапе дети владеют на уровне самостоятельности (в таком случае внимание ребенка концентрируется на партнере, а не способах деятельности). Форма организации – совместно-индивидуальная.

2 этап (средний дошкольный возраст): обучение способам распределения действий, планированию отдельных действий, способам разрешения конфликтов, развитие навыков контроля.

По-прежнему оптимальной является продуктивная деятельность: аппликация, лепка, конструирование, рисование, а так же - организация детского труда. Форма совместной деятельности - совместно-последовательная, в микрогруппах по 2 - 3 человека.

3 этап (старший дошкольный возраст (5-6 лет): обучение способам объединения с партнерами, распределения ролей, действий, ведения спора, выхода из конфликтных ситуаций; планированию предстоящей деятельности; развитие контроля, самоконтроля, самооценки, воспитание ответственности за коллективный результат.

Детские объединения создаются уже не только в продуктивной, но и других видах деятельности: познавательной, физической и пр. Форма организации – совместно-взаимодействующая, в микрогруппах из 3 – 4 человек.

4 этап (старший дошкольный возраст (6 – 7 лет): самостоятельное использование детьми способов сотрудничества в совместной со сверстниками деятельности. Включение заданий для совместного выполнения во все виды занятий при изучении новой темы, «открытии» нового знания, способа деятельности. Организация в микрогруппы, состоящие из 4 – 6 человек по выбору детей.

Пришло время для организации совместной деятельности. Пробными вариантами стали сценарии «Вкусный компот», «Вечерний город», где форма организации - совместно индивидуальная. Каждый ребенок делал свою часть работы для общей картины. Такая работа сразу понравилась детям. Я решила попробовать усложнить задачу и объединить детей в пары. Первый и второй раз объединение проходило по симпатиям, а в третий раз по цвету фишек. Когда я провела СД «Поросенок и котенок», «Бычок и лошадка», «Козлик и щенок», я поняла, что не зря начала свою работу с игр, о которых говорила ранее. Наблюдая за работой детей в парах, я увидела тот результат, которого хотела добиться. Дети старались договариваться, пытались уступать друг другу, обращались к партнеру за помощью, сами проявляли отзывчивость, вносили предложения своей помощи. Соня Т. теперь не принимает в штыки помощь товарищей, старается спокойно объяснить, что хочет сделать сама. Эллина старается сдерживать свои порывы сделать что-то за соседа по рабочему месту. С Даниилом и сейчас я стараюсь сама объединиться в пару, а если этого не происходит, то я внимательно наблюдаю за взаимодействием детей в этой паре, так как Данил и сейчас очень пассивен в работе. Отлично получается партнерская работа у Ксюши, Маши, Алеши, Алены. Поэтому я стараюсь «подстроить» объединение детей в пары так, чтобы эти дети попали в пару с теми, кто еще не достиг их уровня.

Далее, я провела совместную деятельность «Посадка семян», объединив детей в микрогруппы по 3 человека, по принципу нехватки материала, форма организации совместно последовательная. (1-делает лунку, 2-поливает, 3-садит семя и закапывает его). И эта СД нам удалась. Постепенно усложняя способы объединения детей, я стараюсь сформировать у них практический опыт поведения в совместной деятельности, сопряженной с преодолением трудностей и радостью как от своих, так и от общих достижений, что приводит к формированию у детей настойчивости, старательности, доброжелательности, выдержки. У дошкольников воспитывается чувство ответственности друг перед другом за качество своей работы, формируется потребность в сотрудничестве.

Накопление практического опыта участия в коллективной деятельности меняет характер взаимоотношений детей: они становятся требовательнее к самим себе и к товарищам, овладевают умением оказывать друг другу помощь при выполнении заданий.

И в заключении: использование совместной деятельности в формировании доброжелательных отношений между сверстниками в моей группе дали положительные результаты. Дети стали более дружными, добрыми, снизилась агрессивность, научились самостоятельно разрешать конфликты. А моя работа в этом направлении продолжается.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Павлова Ирина Владиславовна

Дата: 11.06.2016

Номер свидетельства: 334074

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Роль театральной деятельности в развитии коммуникативных навыков детей"
    ["seo_title"] => string(76) "rol_tieatral_noi_dieiatiel_nosti_v_razvitii_kommunikativnykh_navykov_dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "450898"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1516287215"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в соответствии с ФГОС "
    ["seo_title"] => string(114) "psikhologho-piedaghoghichieskoie-soprovozhdieniie-uchastnikov-obrazovatiel-nogho-protsiessa-v-sootvietstvii-s-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "229792"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441885262"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства