Формирование положительных взаимоотношений между старшими дошкольниками через организацию совместной деятельности
Формирование положительных взаимоотношений между старшими дошкольниками через организацию совместной деятельности
Накопление практического опыта участия в коллективной деятельности меняет характер взаимоотношений детей: они становятся требовательнее к самим себе и к товарищам, овладевают умением оказывать друг другу помощь при выполнении заданий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование положительных взаимоотношений между старшими дошкольниками через организацию совместной деятельности»
Формирование положительных взаимоотношений между старшими дошкольниками через организацию совместной деятельности.
Как известно, отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. В это время закладываются основные личностные механизмы - система представлений об окружающей действительности, о своих возможностях и отношениях с окружающими людьми. Эти механизмы становятся основой духовно-нравственного развития, рождая наиболее сильные переживания и определяя главные человеческие поступки. Первый опыт таких отношений -фундамент для дальнейшего личностного роста ребенка. Вследствие этого проблема взаимоотношений ребенка со сверстниками приобретает сегодня особую актуальность и значимость (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Л.В. Запорожец). Дети быстро растут, развиваются, постигают моральные нормы общества, в котором живут. Очень важно, чтобы они научились жить среди сверстников. Чтобы у них появились друзья, от которых можно получить поддержку своим интересам, одобрение при успехе, помощь в случае неудачи, сочувствие при огорчении, радость успехам друзей. Эти качества пригодятся им в дальнейшей жизни, Но они не придут к ребенку сами собой. Их надо воспитывать.
З.М.Богуславская, А.Г.Рузская, Е.О.Смирнова отмечают, что одним из существенных приобретений дошкольного возраста, возникающих в процессе контактов детей между собой, являются образы себя и другого человека. Совместная деятельность детей способствует формированию нравственных, коллективистических качеств, позитивно влияет на формирование положительных отношений между сверстниками.
Именно поэтому в последнее время мой интерес к феномену детского сотрудничества значительно возрос, а формирование положительных отношений между сверстниками через организацию совместной деятельности стали главной целью в моей работе.
Для осуществления цели я составила следующий план работы:
1. Наблюдение и диагностика с целью:
- изучения положения каждого ребенка в обществе сверстников;
- определения наличия навыков сотрудничества у детей группы;
2. Работа с детьми:
- игры, направленные на формирование навыков сотрудничества и гуманных отношений между сверстниками;
3. Разработка и реализация сценариев совместной деятельности.
Свою работу я начала с анализа групповой ситуации. Для этого использовала следующую форму анализа:
1. Какова атмосфера в моей группе?
(не достаточно благоприятная)
2. Почему я так думаю?
( много конфликтных ситуаций, обид, жалоб между детьми)
3. Какие аспекты атмосферы в моей группе я оцениваю как положительные?
(сочувствие, желание помощь, любознательность)
4. Какие аспекты атмосферы я оцениваю как отрицательные?
(неумение уступать друг другу, хвастовство, жестокость, сквернословие)
Затем я провела наблюдения за самостоятельной деятельностью детей. Анализ этих наблюдений позволил мне в дальнейшем предвидеть реакцию детей в различных ситуациях. Например, в начале года Эллина в общении со сверстниками всегда старалась занять доминирующую позицию, и сделать за других все, даже не спрашивая, нуждается ли другой ребенок в ее помощи. Хотя в отношениях со взрослыми она вела себя совершенно неуверенно, постоянно спрашивала «как сделать?», «правильно я делаю?». Данил же, наоборот, не только не проявляет инициативы, но и готов передать всю свою работу кому угодно. Соня Т. предпочитала все делать сама и, даже проявляла агрессию по отношению к тем, кто предлагал ей свою помощь. У Сони К. острый язычок, в начале года могла и обидеть словом. Ярослава была настолько замкнута, что совсем не шла на контакт. Маша, Ксюша и Алена, пожалуй, только они уже в начале учебного года имели хороший для их возраста уровень сформированности навыков сотрудничества.
Специфика нашего детского сада вносит в мою работу по организации совместной деятельности определенные сложности. Из разных детских садов (всего на 1-2 года) приходят дети, как правило, не имеющие опыта делового взаимодействия. Отсутствие такого опыта приводит обычно к установлению такого типа взаимодействия, как конкуренция или доминирование. Дети не замечают действий и слов партнера, соответственно не возникает и согласования действий. Совершаемое «открытие» дети приписывают себе даже в том случае, если оно принадлежит сверстнику. При командных формах соревнований или конкурсов, дети, зачастую отвечают на вопросы, адресованные команде-противнику, тем самым, проявляя непонимание сути командного взаимодействия и сотрудничества.
Не нужно доказывать, что ребенок учится, играя. Поэтому я решила начать свою работу с игр, обучающих способам установления контакта с партнером, помогающих детям научиться слышать и понимать друг друга. Хорошим примером такой игры, стал традиционный и даже подзабытый «Глухой телефон». В этой игре я решила использовать фразы: «Ты мне нравишься», «Давай с тобой договоримся», «Мы с тобой друзья» и другие фразы, которые можно использовать в совместной деятельности. Эту игру я проводила в подгруппах по 3-4 человека. Приятно было наблюдать, как дети вместе радуются, когда понимают, что правильно передали фразу друг другу. Интересно было видеть и то, как ведут себя партнеры, если допустили ошибку.
Опыт показал, что умение договариваться хорошо формируется в игре «Цветные камешки». Объединяя детей в пары, я предлагала им договориться о том, какую фигуру или картинку они будут вместе строить, какого цвета камешки будут использовать. Похожая игра «Дорисуй». Я рисовала детям «закорючку» и предлагала паре договориться, на что это похоже и вместе дорисовать ее до какого-нибудь образа. «Царь – картошка». В ней дети учились принимать общее решение по тому, какое действие они будут вместе выполнять.
Объединяться в подгруппы помогли научиться игры «Разрезные картинки», «Цветные автомобили», «Я по улице иду, друга я себе найду. Раз-два, вот компания моя», «Снежинки, летите!».
Все эти и другие, похожие игры помогли мне в формировании у детей навыков сотрудничества, а также сплотили детский коллектив, сделали отношения в нем доброжелательными и благотворными. За время проведения этих игр мы с детьми прошли 3 этапа обучения сотрудничеству.
Этапы обучения сотрудничеству:
1 этап (младший дошкольный возраст): обучение детей способам установления контакта с партнером, распределения материалов и средств осуществления цели.
Оптимальный на этом этапе вид деятельности - продуктивный: аппликация, конструирование, лепка. Содержание деятельности должно быть хорошо знакомо детям, навыками деятельности на этом этапе дети владеют на уровне самостоятельности (в таком случае внимание ребенка концентрируется на партнере, а не способах деятельности). Форма организации – совместно-индивидуальная.
2 этап (средний дошкольный возраст): обучение способам распределения действий, планированию отдельных действий, способам разрешения конфликтов, развитие навыков контроля.
По-прежнему оптимальной является продуктивная деятельность: аппликация, лепка, конструирование, рисование, а так же - организация детского труда. Форма совместной деятельности - совместно-последовательная, в микрогруппах по 2 - 3 человека.
3 этап (старший дошкольный возраст (5-6 лет): обучение способам объединения с партнерами, распределения ролей, действий, ведения спора, выхода из конфликтных ситуаций; планированию предстоящей деятельности; развитие контроля, самоконтроля, самооценки, воспитание ответственности за коллективный результат.
Детские объединения создаются уже не только в продуктивной, но и других видах деятельности: познавательной, физической и пр. Форма организации – совместно-взаимодействующая, в микрогруппах из 3 – 4 человек.
4 этап (старший дошкольный возраст (6 – 7 лет): самостоятельное использование детьми способов сотрудничества в совместной со сверстниками деятельности. Включение заданий для совместного выполнения во все виды занятий при изучении новой темы, «открытии» нового знания, способа деятельности. Организация в микрогруппы, состоящие из 4 – 6 человек по выбору детей.
Пришло время для организации совместной деятельности. Пробными вариантами стали сценарии «Вкусный компот», «Вечерний город», где форма организации - совместно индивидуальная. Каждый ребенок делал свою часть работы для общей картины. Такая работа сразу понравилась детям. Я решила попробовать усложнить задачу и объединить детей в пары. Первый и второй раз объединение проходило по симпатиям, а в третий раз по цвету фишек. Когда я провела СД «Поросенок и котенок», «Бычок и лошадка», «Козлик и щенок», я поняла, что не зря начала свою работу с игр, о которых говорила ранее. Наблюдая за работой детей в парах, я увидела тот результат, которого хотела добиться. Дети старались договариваться, пытались уступать друг другу, обращались к партнеру за помощью, сами проявляли отзывчивость, вносили предложения своей помощи. Соня Т. теперь не принимает в штыки помощь товарищей, старается спокойно объяснить, что хочет сделать сама. Эллина старается сдерживать свои порывы сделать что-то за соседа по рабочему месту. С Даниилом и сейчас я стараюсь сама объединиться в пару, а если этого не происходит, то я внимательно наблюдаю за взаимодействием детей в этой паре, так как Данил и сейчас очень пассивен в работе. Отлично получается партнерская работа у Ксюши, Маши, Алеши, Алены. Поэтому я стараюсь «подстроить» объединение детей в пары так, чтобы эти дети попали в пару с теми, кто еще не достиг их уровня.
Далее, я провела совместную деятельность «Посадка семян», объединив детей в микрогруппы по 3 человека, по принципу нехватки материала, форма организации совместно последовательная. (1-делает лунку, 2-поливает, 3-садит семя и закапывает его). И эта СД нам удалась. Постепенно усложняя способы объединения детей, я стараюсь сформировать у них практический опыт поведения в совместной деятельности, сопряженной с преодолением трудностей и радостью как от своих, так и от общих достижений, что приводит к формированию у детей настойчивости, старательности, доброжелательности, выдержки. У дошкольников воспитывается чувство ответственности друг перед другом за качество своей работы, формируется потребность в сотрудничестве.
Накопление практического опыта участия в коллективной деятельности меняет характер взаимоотношений детей: они становятся требовательнее к самим себе и к товарищам, овладевают умением оказывать друг другу помощь при выполнении заданий.
И в заключении: использование совместной деятельности в формировании доброжелательных отношений между сверстниками в моей группе дали положительные результаты. Дети стали более дружными, добрыми, снизилась агрессивность, научились самостоятельно разрешать конфликты. А моя работа в этом направлении продолжается.