kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование элементарных математических представлений через использование дидактических игр на развитие логического мышления – «Логические блоки Дьенеша»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, уме­ние кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий.

Таким образом, карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного к наглядно-схематическому мышлению, а кар­точки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно-логическому мышлению.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование элементарных математических представлений через использование дидактических игр на развитие логического мышления – «Логические блоки Дьенеша»»

Формирование элементарных математических представлений через использование дидактических игр на развитие логического мышления – «Логические блоки Дьенеша»


Логические блоки, разработаны венгерским психологом и математиком Дьенешем для ранней логической пропедевтики, и прежде всего для подготовки мышления детей к усвоению математики.

Дидактический набор «Логические блоки» состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой размером и толщиной. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам.

В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различ­ными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классифи­кации, обобщения, кодирования-декодирования, а также логические операции «не», «и», «или». В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у малышей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.

Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством пред­метов к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами.

В процессе различных действий с блоками дети сначала ос­ваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме; форме и размеру; размеру и толщине и т.д.), несколько позже — по трем (цвету, форме, и размеру;  форме, размеру и толщине;   цвету, размеру и толщине) и по четырем свойствам (цвету, форме, размеру   и толщине). При этом в одном и том же упражнении легко можно менять степень сложности задания с учетом возможностей детей.

Например, несколько детей строят дорожки от из­бушки медведя, чтобы помочь Машеньке убежать к дедушке и бабушке. Но один ребенок строит дорожку так, чтобы в ней не было рядом блоков одинаковой формы (оперирова­ние одним свойством),   другой — чтобы не было рядом бло­ков,   одинаковых по форме и цвету (оперирование сразу двумя свойствами), третий — чтобы рядом не было одинако­вых по форме, цвету и размеру блоков (оперирование одно­временно тремя свойствами).

Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки (5x5 см), на которых условно обозначены свой­ства блоков (цвет, форма, размер, толщина).

— синий,                       — красный,                 — желтый,                      — круглый,

— квадратный,            — треугольный,          — прямоугольный,

— большой,                 — маленький,             — толстый,                      — тонкий.

Понадобятся и карточки с отрицанием свойств:

— не синий,                           — не красный                    — не желтый,

— не круглый,                       — не квадратный,             — не тре­угольный,

— не прямоугольный,          — не большой,                   — не маленький,

— не толстый,                      — не тонкий.

Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, уме­ние кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий.

Таким образом, карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного к наглядно-схематическому мышлению, а кар­точки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно-логическому мышлению.

В пособии представлены 4 группы постепенно услож­няющихся игр и упражнений с логическими блоками:

для развития умений выявлять и абстрагировать свойства;

для развития умений сравнивать предметы по их свойствам;

для развития действий классификации и обобщения;

для развития способности к логическим действиям и операциям.

Игры и упражнения даны в трех вариантах (I, II, III).

Игры и упражнения первого варианта развивают у детей умения оперировать одним свойством (выявлять и абстрагировать одно свойство от других, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы на его основе).

С помощью игр и упражнений второго варианта развиваются умения оперировать сразу двумя свойствами (выявлять и абстрагировать два свойства; сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам).

Игры и упражнения третьего варианта формируют умения оперировать сразу тремя свойствами.

Все игры и упражнения, за исключением четвертой группы (логические), не адресуются конкретному возрасту. Ведь дети одного календарного возраста могут иметь различный психоло­гический возраст. Кто-то из них чуть-чуть,  а кто-то и значитель­но раньше других ровесников достигает следующей ступени в интеллектуальном развитии, однако каждый должен пройти все эти ступени.  Поэтому, прежде чем начать работу с детьми, сле­дует установить, на какой ступеньке интеллектуальной лестни­цы находится каждый ребенок.

Если ребенок легко и безошибочно справляется с за­даниями определенной ступени — это сигнал к тому, что ему следует предложить игры и упражнения следующей группы сложности. Однако переводить ребенка к после­дующим игровым упражнениям можно только в случае, если он «вырос» из предыдущих, т.е. когда они для него не составляют труда. Если же передержать детей на оп­ределенной ступени или преждевременно дать более слож­ные игры и упражнения, то интерес к занятиям исчезнет. Дети тянутся к мыслительным заданиям тогда, когда они для них трудноваты, но выполнимы.

Важно помнить, развивая мыслительные умения, что они, как и всякие другие умения, вырабатываются в процессе многократных упражнений. При этом количе­ство этих упражнений для разных детей различно.  Для того чтобы ребенок не потерял интерес к мыслительным заданиям, каждая игра и упражнение содержит несколько игровых и практических задач, которые можно пред­ложить ребенку.

С этой же целью в каждом упражнении и игре даны несколько вариантов одной и той же по степени слож­ности мыслительной задачи.

Игры и упражнения с логическими блоками вы можете предлагать детям на занятиях и в свободные часы, как в детском саду, так и дома. Если вы дополните их другими развивающими играми и игровыми заданиями, «насытите» новыми игровыми задачами, действиями, сюжетами, ро­лями и пр., то этим только поможете детям преодолевать интеллектуальные трудности.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Каяфа Раушат Аскаровна

Дата: 16.02.2016

Номер свидетельства: 294007

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "«Формирование элементарных математических представлений на основе занимательного материала»"
    ["seo_title"] => string(103) "formirovaniie-eliemientarnykh-matiematichieskikh-priedstavlienii-na-osnovie-zanimatiel-nogho-matieriala"
    ["file_id"] => string(6) "321882"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1461427941"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства