Формирование экологических знаний у старших дошкольников
Формирование экологических знаний у старших дошкольников
В данной статье раскрывается опыт экологического воспитания в старшем дошкольном возрасте, так как формирование экологического сознания – важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. В современном мире вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование экологических знаний у старших дошкольников »
Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого – тотальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию уже с первых лет воспитания детей.
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имело место всегда. В настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы.
На сегодняшний день человечество оказалось в условиях обострения экологического кризиса, в преодолении которого все большее значение приобретают экологическое образование и воспитание.
В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение имеет экологическое воспитание всех возрастов и профессий.
В Казахстане уже имеется определенный опыт по созданию научно – теоретических основ непрерывного экологического образования: «Концепция экологического образования и воспитания учащихся в школах», «Программа экологического образования», «Национальная стратегия экологического образования и воспитания в Республике Казахстан». Реализация экологического образования должна осуществляться на концептуальных основах, с учетом особенностей всех уровней системы образования, что обеспечит развитие непрерывного экологического образование в нашей стране.
Формирование экологического сознания – важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. В современном мире вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Вопросы экологического воспитания подрастающего поколения в Казахстане исследовались в трудах А.Е. Манкеш, С. Соляник, Д.Ф. Шарафутдинова, Н.М. Стукаленко, В.И. Фурсова, Т. Алимбаева, А. Байсеновой, Ж. Шиндебаева, И.О. Байтулиной и многих других.
Исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста экологических знаний, нашли свое отражение в трудах С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, А.И. Ивановой, в том числе казахстанских ученых, А.С. Бейсеновой, Г.К. Бельгибаевой, Б.К. Шаушековой и других.
Для того, чтобы выявить уровень сформированности у детей старшего дошкольного возраста, мы провели исследование на базе КГКП ДО «Карлыгаш» поселка Осакаровка Карагандинской области.
Эксперимент проходил в три этапа: констатирующий эксперимент; формирующий эксперимент; контрольный, и предусматривал решение следующих задач: раскрыть возможности и содержание организации учебно – воспитательного процесса, обеспечивающих экологическое воспитание старших дошкольников; разработать комплекс мероприятий на занятиях и в повседневной жизни, направленных на формирование экологических знаний у старших дошкольников.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
- во - первых, формирование осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам;
- во – вторых, ознакомление детей с природой, в основе которого должен лежать экологический подход, то есть опора на основополагающие идеи и понятия экологии.
Эти два направления неразрывны: чтобы научить детей правильно относиться к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой и неживой природе. Отсюда следует, что диагностику экологической воспитанности дошкольников необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям: формирование экологических знаний и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.
Критерии сформированности экологических знаний: знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания об экологических отношениях к миру природы.
Для определения уровня сформированности экологических знаний детей дошкольного возраста была взята методика О. Соломенниковой [5], которая включала контрольные задания по каждому критерию экологических знаний дошкольников.
Уровень экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста в контрольном эксперименте отражен в таблице № 1.
По результатам констатирующего эксперимента нами были сделаны следующие выводы:
Дошкольники экспериментальной группы в целом показали средний уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы – 11,45 баллов.
Таблица № 1. Уровень средних баллов экологической воспитанности по экспериментальной группе.
Номер эксперимента
Средний балл по каждому эксперименту/ Уровень
Средний балл по всем экспериментам
№1
11,76 баллов / С
11,45 / С
№2
10,76 баллов / С
№3
11,64 баллов / С
№4
11,65 баллов / С
2. Уровень знания дошкольников экспериментальной группы о характерных особенностях представителей мира животных – 11,76 баллов. То есть в целом дошкольники показали средний уровень знаний по данному эксперименту.
3. Уровень знания о растительном мире экспериментуемых – 10,76 баллов. Дети в данном эксперименте показала самый низкий уровень сформированности экологических знаний.
4. Уровень знаний о неживой природе составляет 11,64 баллов. Дети по данному эксперименту также показали средний уровень экологических знаний.
5. В эксперименте по выявлению экологического уровня отношения к природе средний балл знаний детей – 11,65 баллов.
Кроме того, сравнивая распределение оценок результатов деятельности дошкольников в процентном соотношении (таблица 6), приходим к выводу, что в целом дети имеют достаточный запас знаний о животном и растительном мирах, дети хорошо знают свойства предметов неживой природы и ее значение для человека. Дети обладают достаточным уровнем эмпатии и сопереживания к миру животных и птиц, в эксперименте по выявлению экологического отношения к миру животных это хорошо прослеживается. Задание № 1 и № 3 вызвали у детей более сильный эмоциональный интерес и много положительных эмоций.
Для того, чтобы сформировать у детей дошкольного возраста стойкие знания по экологическому воспитанию, мы провели формирующий эксперимент.
Задачи формирующего эксперимента: разработать комплекс мероприятий направленный на повышение уровня экологической воспитанности старших дошкольников; апробировать разработанный нами комплекс по формированию экологических знаний у дошкольников экспериментальной группы.
Система работы по экологическому воспитанию дошкольников, включала в себя экологическое воспитание дошкольников, как в учебной, так и внеучебной деятельности: комплекс занятий по экологическому воспитанию; чтение художественных произведений с природным содержанием; ежедневные прогулки; экскурсии; экологические акции; психолого – экологические тренинги; использование занимательных алгоритмов; дидактические и экологические игры; работа в уголке природы; опытно – экспериментальная деятельность; экологическое конструирование; проведение работы с родителями и многое другое.
После проведения системы мероприятий, направленных на формирование у детей старшего дошкольного возраста экологических знаний, был проведен контрольный эксперимент, цель которого - проверка эффективности разработанного комплекса мероприятии, как на занятиях, так и в повседневной жизни - по повышению уровня экологического воспитания старших дошкольников. Для определения эффективности проделанной работы, был использован тот же диагностический материал, что и в констатирующем эксперименте.
Уровень экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста в контрольном эксперименте отражен в таблице № 2.
Таблица № 2. Уровень экологической воспитанности по экспериментальной группе в контрольном эксперименте.
Номер эксперимента
Средний балл по каждому эксперименту/ Уровень
Средний балл по всем экспериментам
№1
14,01 баллов / В
12,38 / С
№2
11,56 баллов / С
№3
12,16 баллов / С
№4
11,8 баллов / С
По результатам диагностики в констатирующем и контрольном эксперименте (Таблица № 1 и № 2) определили величину изменения уровней сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы у дошкольников экспериментальной группы.
Таблица № 3. Динамика повышения уровней сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы у старших дошкольников в контрольном и констатирующем экспериментах.
Уровень сформированности экологических знаний
Общий уровень по группе
№ 1
№ 2
№ 3
№ 4
Контрольный эксперимент
11,76
10,76
11,64
11,65
11,45
Констатирующий эксперимент
14,01
11,56
12,16
11,8
12,38
Прирост в баллах
2,25
0,8
0,52
0,15
0,93
Анализ результатов диагностики экологической воспитанности старших дошкольников экспериментальной группы в контрольном эксперименте показывает:
1. Уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы в группе повысился, однако в эксперименте № 2 и № 3 прирост в баллах небольшой – 0,8 балла и 0,15 балла соответственно.
2. Значительно возрос уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы у дошкольников экспериментальной группы, показавших в констатирующем эксперименте низкие результаты. В контрольном эксперименте все они показали средний уровень сформированности экологических знаний.
3.Контрольный эксперимент показал, что прирост знаний детей заметно увеличился. Так процент детей с высоким развития экологических знаний к контрольному эксперименту увеличился на 16 %, количество детей с низким уровень развития уменьшился на 8 %.
4. Данные таблицы № 3 показывают, что в результате проведенного нами формирующего педагогического эксперимента оценки результатов деятельности дошкольников экспериментальной группы, во-первых, стали менее «разбросаны», во-вторых, улучшились более значительно.
Кроме того, заметно изменилось отношение детей экспериментальной группы к природным объектам. В процессе непосредственных наблюдений за природой в сознание детей заложилось ясное и точное представление о предметах и явлениях природы, что в живой природе все связано между собой, что отдельные предметы и явления взаимообусловливают друг друга, что организм и среда – неразрывное целое, что любая особенность в строении растений, в поведении животных подчинена определенным законам, что человек как часть природы, наделенная сознанием, своим трудом активно воздействует на природу.
Разработанный нами комплекс мероприятий, а именно: социальные экологические акции, проведение экологических занятий, наблюдений, труд в уголке природы, работа с родителями по экологическому образованию, экологические тренинги, чтение художественных произведений о природе, опытно – экспериментальная деятельность по повышению уровня экологической воспитанности старших дошкольников на занятиях и в повседневной жизни дошкольной организации достаточно эффективен.
Литература
1. Концепция экологического образования в Казахстане.- Алматы, 2001.
2.Программа экологического образования. – Алматы: Республиканский издательский кабинет Казахской академии образования им. И. Алтынсарина, 1999.
3. Национальная стратегия развития экологического образования и воспитания в Республике Казахстан // Экологический курьер, 4 – 17.09.1996.
4. Кодекс Республики Казахстан от 09.01.2007 № 212. Экологический кодекс Республики Казахстан.