Просмотр содержимого документа
««Формирование у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности»»
«Формирование у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности»
Быть готовым к школе –
не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе –
значит быть готовым всему этому научиться».
( Венгер Л.А.)
Современная система дошкольного образования предполагает предшкольную подготовку детей старшего дошкольного возраста, осуществляемую в детских садах или при общеобразовательных школах. На практике подготовка к школе сводится, как правило, к решению образовательных задач: детей учат читать, писать, считать, им дают определённый объём знаний. Однако в этом случае упускается из виду важный показатель готовности к школьному обучению – желание и умение учиться, а именно сформированность предпосылок учебной деятельности.
Предпосылки учебной деятельности формируются преимущественно внутри ведущей деятельности, присущей дошкольному возрасту - т. е в игре.
Именно с помощью ее закладываются и наиболее эффективно формируются основные направления развития ребенка: развитие творческого воображения, образного мышления, самосознания, произвольности поведения и многие другие. Через игру дети учатся строить свои личностные жизненные планы, проходят школу конструктивного общения и взаимодействия с другими людьми.
Общеизвестно из «народной педагогики», что «недоигравший» дошкольник быстро теряет интерес к учебе. Поэтому игра на дошкольном этапе имеет особую ценность: она способствует формированию у ребенка любознательности, стремления к получению новых знаний. Неотъемлемой частью любой игры являются правила.
В творческой игре - это скрытые правила, заложенные в игровых условностях, когда дети принимают для себя важность соблюдения очередности выполнения ролей, правильного соответствия игровых действий выбранной роли. В играх с правилами, дидактических, подвижных, происходит развитие произвольного поведения детей. Ребенок учиться подчинять свои действия образцу, в качестве которого может выступать поведение, мнение и оценка окружающих.
К концу дошкольного периода у ребенка появляется способность управлять своим поведением, подчиняться правилам и требованиям.
Исследования доказали, что для детей с низким уровнем развития игровой деятельности характерен низкий уровень развития учебной деятельности.
Познавательная активность младших дошкольников формируется через игры - экспериментирования, дидактические, подвижные, переходит в познавательную потребность детей старшего дошкольного возраста. В игре умственная активность детей всегда связана с работой воображения.
В играх дети выделяют и осознают определенные социальные нормы и требования, учатся им подчиняться, действовать согласно правилу. Подчинение правилам в игре добровольное, что очень важно для воспитания воли. Не зря называл игру школой произвольного поведения.
Большое значение для формирования предпосылок учебной деятельности имеют игры с правилами. Они непосредственно предшествуют учебной деятельности. В них ребенок учится сознательно подчинятся правилам, причем эти правила легко становятся для него внутренними, непринудительными. Способность подчиняться правилам и переход внешних правил во внутренние имеют огромное значение для создания предпосылок учебной деятельности.
Именно в играх по правилам ребенок начинает обращать внимание на способ достижения результата, а не только на собственно результат.
В старшем дошкольном возрасте дети уже могут самостоятельно организовать игру, сами способны договориться, изменять и создавать новые правила, внимательны к выполнению других правил другими, отстаивают выполнение правил и сами их соблюдают.
Важное качество «умение ребенка работать по образцу» также формируется в процессе игровой деятельности дошкольников. Умению работать по образцу способствуют так же дидактические, подвижные игры. Образец может быть дан в форме действий другого человека или в форме уже выделившегося правила.
В структуру подвижной игры входят игровые действия, правила и материал, а также нередко роль и сюжет. С подчинением правилу связано развитие произвольных движений.
В коллективных подвижных играх происходит становление организаторских и коммуникативных умений ребенка. В играх - соревнованиях, играх - эстафетах старший дошкольник учится удерживать цель деятельности, действовать по инструкции взрослого, контролировать свое поведение и действия.
Умелое использование игр, игровых упражнений в педагогической практике детского сада способствует расширению представлений ребенка, развитию умения обобщать, классифицировать, анализировать и строить причинно - следственные связи, а также делать умозаключения.
Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их.
В структуру дидактической игры входит дидактическая и игровая задача, игровые действия, правила, результат и дидактический материал.
Главная цель дидактической игры - обучающая. Поэтому основным компонентом в ней выступает дидактическая задача, которая скрыта от малышей игровой.
Ребенок просто играет, но по внутреннему психологическому значению - это процесс непреднамеренного обучения. Своеобразие дидактической игры как раз и определяется рациональным сочетанием двух задач: дидактической и игровой. Реализуются игровые и дидактические задачи в игровых действиях.
Важным показателем для развития предпосылок учебной деятельности является развитие произвольности, которое связано с осознанием ребенком отдельных компонентов деятельности и себя в ходе ее деятельности..
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(268) "Первые шаги проект "Экспериментирование как ведущий вид деятельности в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста" "
["seo_title"] => string(163) "piervyie-shaghi-proiekt-ekspierimientirovaniie-kak-viedushchii-vid-dieiatiel-nosti-v-razvitii-poznavatiel-noi-aktivnosti-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta"
["file_id"] => string(6) "217544"
["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
["date"] => string(10) "1433396568"
}
}