Просмотр содержимого документа
«Формирование способов сотрудничества в совместной деятельности у детей старшего дошкольного возраста»
Формирование способов сотрудничества в совместной деятельности у детей старшего дошкольного возраста
В старших группах детского сада самостоятельная деятельность детей всё чаще принимает коллективный характер. Её устойчивость зависит не только от наличия у детей соответствующих навыков, но и от умения участников приходить к общему согласию, обсуждая вопросы организации деятельности. реализации замысла, распределения ролей, обязанностей, удовлетворения интересов партнеров. Самостоятельная деятельность детей нередко распадается потому, что у них не сформированы способы сотрудничества, тактичного воздействия друг на друга, умения прийти к согласию, отсутствуют ориентиры на состояние партнёров.
Наличие у детей умения заметить огорчения сверстника, понять его эмоциональное состояние, оценить целесообразность его совета или предложить помощь способствует поддержанию интереса к совместной деятельности, созданию в группе положительного микроклимата.
Дети, которые испытывают стремление к совместной деятельности, но не проявляют активности, нуждаются в формировании у них позиции активного партнера. Им следует помочь в овладении способами сотрудничества, поддерживая самые робкие предложения. Есть и такие дети, которых не интересует совместная деятельность. Они не владеют способами делового общения, предпочитают быть в стороне от сверстников. И у них ещё следует вызвать желание действовать совместно.
Работу по формированию у детей способов сотрудничества следует проводить в 2 этапа, постепенно усложняя содержание их деятельности, учитывая их накопленный опыт.
На 1 этапе надо сформировать у детей ориентацию на общий результат, умение осознавать свою значимость для получения общего качественного результата. Немаловажно обучать детей и способам делового и личностного общения, позволяющего в корректной форме делать замечания партнёрам, принимать советы участников, уступая их желаниям. При формировании у детей первоначального опыта от педагога требуется большое количество прямых воздействий на детей, разъяснение им всех способов взаимовлияния. Воспитатель использует приёмы и одновременно разъясняет, как следует поступать, чтобы высказывать свое отношение к мнению партнёров, проявлять активность. Одновременно педагог учить детей принимать предложения партнеров, выражая свое отношение к ним словами благодарности, или возражать в тактичной форме. В процессе деятельности дети иногда теряют уверенность в своих возможностях выполнить задание качественно, и воспитателю важно поддержать их предвосхищающей оценкой, некоторой помощью. Очень важно учить детей корректным формам выражения своего мнения. Такое поведение детей отражает усвоение ими первых способов проявления доброжелательного отношения к сверстникам как к партнерам по деятельности и позволяет переходить ко второму этапу воспитания гуманных чувств и отношений.
На 2 этапе ставится задача закрепления сформированных способов взаимовлияния детей в более сложных условиях организации совместной деятельности. Продолжается формирование у инициаторов и пассивных детей позиции равноправных участников деятельности. Особое внимание уделяется воспитанию у детей положительной направленности, т.е. умения давать совет, делать замечания, оставаясь при этом вежливым.
На 2 этапе большая самостоятельность детей не только позволяет закрепить уже приобретенные способы взаимовлияния, но и будет развивать умения применять их в разнообразной деятельности (игре, труде).
Инициативные дети с положительной активной позицией партнера, совместно выполняя задания с разными детьми, начинают поддерживать их, помогать им, побуждать к проявлению инициативы. Они замечают затруднения сверстников и оказывают им поддержку, последние реагируют на влияние инициатора.
Формируя у детей способы сотрудничества в совместной деятельности, воспитатель обращает внимание на решение возникающих ситуаций, ведущих к рассогласованию между детьми:
1. устанавливает и разъясняет возможные причины несогласия партнёров с предложением инициатора, предлагает возможные способы выхода из ситуации;
3. разъясняет инициаторам необходимость справедливого отношения к замечаниям партнёров, умения принимать эти замечания, признавать возражения, формирует способность порой отказаться от своего предложения в пользу мнений детей;
4. обучает детей умению выражать свое несогласие в корректной форме, разъясняя мотивы, побуждающие к отказу от предложений сверстника, умению убеждать инициатора в несправедливости его претензий или возражений;
5. одобряет всякие действия детей, направленные на поддержку сверстников, на получение совместного результата, используя положительные оценки в адрес участников общих дел;
Таким образом, в процессе постоянно организуемой совместной деятельности у детей старшего возраста успешно формируются способы активного взаимодействия, отношения равноправного партнерства: умения проявлять инициативу на всех этапах её осуществления, убеждать детей в справедливости своих предложений и в то же время принимать во внимание их интересы, поддерживать мнения участников деятельности, оказывая помощь и обращаясь за советом к партнёрам.
Всё, вместе взятое, способствует воспитанию у старших дошкольников очень важного качества для жизни в обществе сверстников: коллективистической направленности личности.
object(ArrayObject)#873 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(158) "Краеведческий проект для детей старшего дошкольного возраста на тему «Я и моя Родина»"
["seo_title"] => string(80) "kraieviedchieskii_proiekt_dlia_dietiei_starshiegho_doshkol_nogho_vozrasta_na_tie"
["file_id"] => string(6) "450645"
["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1516204702"
}
}