kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование способов сотрудничества в совместной деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование способов сотрудничества в совместной деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование способов сотрудничества в совместной деятельности у детей старшего дошкольного возраста»

Формирование способов сотрудничества в совместной деятельности у детей старшего дошкольного возраста


В старших группах детского сада самостоятельная деятельность детей всё чаще принимает коллективный характер. Её устойчивость зависит не только от наличия у детей соответствующих навыков, но и от умения участников приходить к общему согласию, обсуждая вопросы организации деятельности. реализации замысла, распределения ролей, обязанностей, удовлетворения интересов партнеров. Самостоятельная деятельность детей нередко распадается потому, что у них не сформированы способы сотрудничества, тактичного воздействия друг на друга, умения прийти к согласию, отсутствуют ориентиры на состояние партнёров.

Наличие у детей умения заметить огорчения сверстника, понять его эмоциональное состояние, оценить целесообразность его совета или предложить помощь способствует поддержанию интереса к совместной деятельности, созданию в группе положительного микроклимата.

Дети, которые испытывают стремление к совместной деятельности, но не проявляют активности, нуждаются в формировании у них позиции активного партнера. Им следует помочь в овладении способами сотрудничества, поддерживая самые робкие предложения. Есть и такие дети, которых не интересует совместная деятельность. Они не владеют способами делового общения, предпочитают быть в стороне от сверстников. И у них ещё следует вызвать желание действовать совместно.

Работу по формированию у детей способов сотрудничества следует проводить в 2 этапа, постепенно усложняя содержание их деятельности, учитывая их накопленный опыт.

На 1 этапе надо сформировать у детей ориентацию на общий результат, умение осознавать свою значимость для получения общего качественного результата. Немаловажно обучать детей и способам делового и личностного общения, позволяющего в корректной форме делать замечания партнёрам, принимать советы участников, уступая их желаниям. При формировании у детей первоначального опыта от педагога требуется большое количество прямых воздействий на детей, разъяснение им всех способов взаимовлияния. Воспитатель использует приёмы и одновременно разъясняет, как следует поступать, чтобы высказывать свое отношение к мнению партнёров, проявлять активность. Одновременно педагог учить детей принимать предложения партнеров, выражая свое отношение к ним словами благодарности, или возражать в тактичной форме. В процессе деятельности дети иногда теряют уверенность в своих возможностях выполнить задание качественно, и воспитателю важно поддержать их предвосхищающей оценкой, некоторой помощью. Очень важно учить детей корректным формам выражения своего мнения. Такое поведение детей отражает усвоение ими первых способов проявления доброжелательного отношения к сверстникам как к партнерам по деятельности и позволяет переходить ко второму этапу воспитания гуманных чувств и отношений.

На 2 этапе ставится задача закрепления сформированных способов взаимовлияния детей в более сложных условиях организации совместной деятельности. Продолжается формирование у инициаторов и пассивных детей позиции равноправных участников деятельности. Особое внимание уделяется воспитанию у детей положительной направленности, т.е. умения давать совет, делать замечания, оставаясь при этом вежливым.

На 2 этапе большая самостоятельность детей не только позволяет закрепить уже приобретенные способы взаимовлияния, но и будет развивать умения применять их в разнообразной деятельности (игре, труде).

Инициативные дети с положительной активной позицией партнера, совместно выполняя задания с разными детьми, начинают поддерживать их, помогать им, побуждать к проявлению инициативы. Они замечают затруднения сверстников и оказывают им поддержку, последние реагируют на влияние инициатора.

Формируя у детей способы сотрудничества в совместной деятельности, воспитатель обращает внимание на решение возникающих ситуаций, ведущих к рассогласованию между детьми:

1. устанавливает и разъясняет возможные причины несогласия партнёров с предложением инициатора, предлагает возможные способы выхода из ситуации;

2. разъясняет возможные действия, выражающие желание оказать помощь, поддержать огорченного сверстника;

3. разъясняет инициаторам необходимость справедливого отношения к замечаниям партнёров, умения принимать эти замечания, признавать возражения, формирует способность порой отказаться от своего предложения в пользу мнений детей;

4. обучает детей умению выражать свое несогласие в корректной форме, разъясняя мотивы, побуждающие к отказу от предложений сверстника, умению убеждать инициатора в несправедливости его претензий или возражений;

5. одобряет всякие действия детей, направленные на поддержку сверстников, на получение совместного результата, используя положительные оценки в адрес участников общих дел;

Таким образом, в процессе постоянно организуемой совместной деятельности у детей старшего возраста успешно формируются способы активного взаимодействия, отношения равноправного партнерства: умения проявлять инициативу на всех этапах её осуществления, убеждать детей в справедливости своих предложений и в то же время принимать во внимание их интересы, поддерживать мнения участников деятельности, оказывая помощь и обращаясь за советом к партнёрам.

Всё, вместе взятое, способствует воспитанию у старших дошкольников очень важного качества для жизни в обществе сверстников: коллективистической направленности личности.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Гильманова Оксана Николаевна

Дата: 17.01.2023

Номер свидетельства: 623395

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Формирование  предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Опыт работы."
    ["seo_title"] => string(109) "formirovaniie-priedposylok-uchiebnoi-dieiatiel-nosti-u-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-opyt-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "314924"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1459789321"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Опыт работы «Экологическое воспитание детей  старшего дошкольного возраста» "
    ["seo_title"] => string(84) "opyt-raboty-ekologhichieskoie-vospitaniie-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "214158"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432222229"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Особенности развития  эмоционально-волевой сферы и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста."
    ["seo_title"] => string(120) "osobiennosti-razvitiia-emotsional-no-volievoi-sfiery-i-navykov-obshchieniia-u-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "251613"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447258422"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Краеведческий проект для детей старшего дошкольного возраста на тему «Я и моя Родина»"
    ["seo_title"] => string(80) "kraieviedchieskii_proiekt_dlia_dietiei_starshiegho_doshkol_nogho_vozrasta_na_tie"
    ["file_id"] => string(6) "450645"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1516204702"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Формирование  предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного"
    ["seo_title"] => string(88) "formirovaniie-priedposylok-uchiebnoi-dieiatiel-nosti-u-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho"
    ["file_id"] => string(6) "314923"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1459789136"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства