Формирование основ патриотического воспитания у дошкольников через различные формы организации деятельности.
Формирование основ патриотического воспитания у дошкольников через различные формы организации деятельности.
В данной работе показана взаимосвязь различных видов творческой деятельности с опорой на развитие совместного творческого потенциала и процесса формирования у детей патриотических чувств к своей малой родине.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование основ патриотического воспитания у дошкольников через различные формы организации деятельности.»
Формирование основ патриотического воспитания у дошкольников через различные формы организации деятельности.
Мы живем в очень сложное время, когда отклонения становятся нормой. Как сохранить нашу духовность, как разобраться во всем и выбрать нужные ориентиры для воспитания детей, как научить их любить не придуманную нами Родину, а такую, какая она есть?
А любить и беречь можно только то, что чувствуешь, понимаешь и знаешь.
Я задумалась над тем, как научить детей с первых лет жизни всем сердцем и душой полюбить свою семью, дом, природу, Отечество; понимать значимость своих действий и нести ответственность за поступки.
Я начала целенаправленную работу над формированием основ патриотического воспитания у дошкольников через различные формы организации деятельности.
Перед тем, как начать работу в этом направлении, мной была проведена диагностика, которая предполагала индивидуальную беседу с ребенком.
В результате выяснилось, что многие дети не знают элементарных знаний о своем родном крае, его окружающем мире.
Для успешного использования разнообразных форм работы с детьми направленных на патриотическое воспитание детей дошкольного возраста, сначала был проведен анализ психолого – педагогической и методической литературы.
При планировании работы с дошкольниками мной были учтены компоненты патриотического воспитания : содержательный (представления ребенка об окружающем мире); эмоционально – побудительный (эмоционально – положительные чувства ребенка к окружающему миру) и деятельностный (отражение отношения к миру в деятельности)
В работу с детьми по данной теме включила различные формы организации деятельности :
*беседы (выносятся темы сложные, требующие толкования, объяснения);
*рассказ о городе (воспитатель должен включить в него вопросы к детям);
*рассказы об исторических событиях города, страны: необходимо отметить тот факт, что рассказывая, я не употребляла даты, т. к. дошкольникам не доступна хронология. Но чтобы дети поняли, что события проходили давно, в своей речи я употребляю такие выражения: "Это было очень – очень давно", "Это было тогда, когда ваши мамы и папы были маленькими" и т. д. ;
*знакомство с достопримечательностями родного города, страны: при данной форме работы идет рассказ о различных архитектурных сооружениях: зданиях, Дворцах культуры, соборах (не рассматривается специальная архитектурная терминология, достаточно выделить что-то главное, что отличает то или иное здание от других);
* целевые прогулки и экскурсии: так как узнать и полюбить город только по иллюстрациям невозможно, дети должны, прежде всего, знать тот район, в котором они живут, видеть красоту тех улиц, по которым проходят каждый день.
Но необходимо помнить, что на целевые прогулки и экскурсии следует выходить, соблюдая все требования по охране жизни и здоровья детей.
Общение с природой облагораживает человека, позволяет полнее ощущать красоту жизни, важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной природы, родным краем, родной страной. Хорошо, когда дети видят белоствольную березку и трепетные осинки, и понимают, что это наше родное. Через воспитание любви к природе проявляются самые высокие нравственные качества человека, в их числе и любовь к Родине.
Вот поэтому стоит ответственная задача – научить детей с детства любить природу, любить Родину.
Через экскурсии и прогулки в лес, парк, поле, можно привить детям любовь к родной природе, закрепить знания о растениях, разных породах деревьев, произрастающих в нашей местности, формировать чувство ответственности за сохранение природы родного края.
Во время экскурсий, наблюдений, прогулок у детей формируются положительные эмоции, которые необходимо выразить. Изобразительная деятельность – это лучший способ выражения эмоций детей от увиденного.
Дети рисуют в свободной деятельности и непосредственно-образовательной. Это помогает им еще раз пережить чувство прекрасного и закрепить знания и впечатления.
*игровая деятельность :
*дидактические игры "Узнай, где я нахожусь?", "Где мой дом?" и др. ;
*сюжетно – ролевые игры: "Магазин", "Больница", "Библиотека", "Почта" и др. ,
* строительные игры: "Мосты", "Стадион", "Транспорт" и др.
Разнообразные игры: дидактические, подвижные, творческие, позволяют накапливать чувственный опыт, творчески осваивать приобретённые знания. В дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных, игры подводят детей к обобщению и классификации, способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию у детей умения играть вместе. При ознакомлении детей с природой я использую дидактические игры: с предметами, настольно-печатные, словесные, развивающие.
*художественное творчество, конструирование: рисование на тему «Я в детском саду», рисование на тему «Дом для моей семьи»; аппликация «Улицы города».
*опытно – экспериментальная деятельность (выращивание рассады, посадка насаждений, благоустройство участка).
Приобщая дошкольников к истории родного города, нужно учитывать, что информация, данная воспитателем, должна вызвать в детях не только положительные чувства и эмоции, но и стремление к деятельности. Это может быть желание ребёнка нарисовать то, о чём он только что услышал; рассказать близким или знакомым то, что он узнал в детском саду; посадить около дома цветы, чтобы его двор стал красивее; не сорить и т. д.
От того как воспитатель преподнесёт материал, зависит, воспримет ли ребёнок новые знания, или эта информация не затронет чувства детей, не вызовет у них желания узнать что-то новое.
В работе по формированию основ патриотического воспитания у детей дошкольного возраста через знакомство с историей родного города важна преемственность, сотрудничество с родителями.
Для достижения положительных результатов в воспитании и развитии детей необходимо заручиться поддержкой семьи. Я смогла добиться высоких результатов работы, благодаря тесному взаимодействию с родителями. Своё отношение с родителями я строю на основе принципов доверия, сотрудничества, взаимоуважения, открытости.
При работе с родителями использую такие формы работы как :
анкетирование родителей «Мой ребенок, какой он?»;
поддержание групповых традиций совместным участием в них;
индивидуальные консультации, беседы;
родительское собрание с презентацией «Воспитать патриота и гражданина»;
фотовыставки «Мой любимый город», «Самое красивое место в нашем городе»;
совместное творчество родителей и детей как стимул единения семьи (создание рисунков, аппликаций).
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи: дедушек, бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигах, прививать детям такие важные понятия, как: долг перед Родиной, любовь к Отечеству, ненависть к врагу, трудовой подвиг.
Один из путей повышения качества воспитательно - образовательного процесса - расширение культурно-образовательной среды.
Работа по данной теме, предполагает взаимодействие с социумом:
*занятия и выставки, проводимые краеведческим музеем;
*выставки в художественной школе;
*встреча с ветеранами, с интересными людьми;
*спектакли Дворца культуры «Победа»;
* кукольных театров республики Татарстан.
Работа по данной теме предполагает тематическое планирование, которое способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объём познавательного материала и сложность, следовательно - длительность изучения. Содержание планирования дополняется, изменяется, игры и упражнения повторяются, усложняются или упрощаются (в зависимости от возраста). Так же намечены результаты работы по возрастам т. е что должны знать дети в соответствии с возрастом.
В работе с дошкольниками активно использую средства ИКТ: презентации, фильмы, газеты и журналы. Презентации собраны в каталог.
В результате систематической работы наметилась положительная динамика.
Таким образом, через взаимосвязь различных видов творческой деятельности с опорой на развитие совместного творческого потенциала процесс формирования у детей патриотических чувств к своей малой родине значительно повышается.
Планирую добиваться, чтобы у каждого ребёнка было сформировано бережное отношение ко всему окружающему, чтобы он охранял и любил природу, и не потому, что это приносит пользу человеку, а потому, что в ней нет ничего ненужного и всё взаимосвязано. Воспитывать патриота надо на конкретных героических событиях, на народных традициях и правилах, по которым веками жила могучая Россия. Но при этом надо помнить и о сегодняшнем дне, вместе с детьми постоянно прослеживать связь между стариной и днем настоящим, дать понять ребенку, что он хозяин своей Родины:
- Я – человек!
- Я живу на этой Земле.
- Здесь мой дом, мои близкие и дорогие люди. Я хочу научиться заботиться о них.
- Я танцую, пою, слушаю музыку моего народа; я учусь рисовать, мастерить.
- Мне читают сказки, легенды, былины о героях, их подвигах, о доброте и отваге, о вечной победе добра над злом.
- это все – моя Родина!
Чистая детская душа легко отзывается на эти ценности. Основы такой убеждённости я закладываю с детства у своих воспитанников. Терпение, доброта, щедрость, милосердие, стремление к духовности – вот что всегда лежало и лежит в основе быта и традиций русского человека.