Мощным средством эстетического воспитания является природа. Именно в ней можно увидеть гармонию - основу красоты: разнообразие красок, форм, звуков в их сочетании. Сама по себе природа - это условие для всестороннего воспитания и развития ребенка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Эстетическое воспитание дошкольников"»
Эстетическое воспитание - понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Однако познание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей системы эстетического воспитания как особая его часть. Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного воспитания.
Мощным средством эстетического воспитания является природа.
Именно в ней можно увидеть гармонию - основу красоты: разнообразие красок, форм, звуков в их сочетании. Сама по себе природа - это условие для всестороннего воспитания и развития ребенка.
Знакомя детей с красотой, мы воспитывает ум и чувство ребёнка, способствуем развитию воображения и фантазии.
Всем известна фраза Ф. М. Достоевского о красоте, которая спасет мир. А ведь мир действительно спасать надо. Цивилизация, давшая человечеству много житейских благ, породила и проблемы глобального масштаба. Человек отдаляется от своей колыбели- Природы, относясь к ней чисто потребительски, а ведь она поистине прекрасна.
Н. И. РЫЛЕНКОВ
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Чтоб вдруг отразили
Прозрачные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы.
Работая с детьми, мы открываем мир множества интересных свойств вещей и явлений, уточняем представления об окружающем, помогаем замечать необыкновенное в обыкновенном, формируем стремление к внесению красоты в повседневную жизнь.
На прогулках обращаем внимание, что колорит каждого времени года разный. Например, колорит осенней природы отличается от зимнего, в котором преобладают холодные цвета, для весеннего характерны прозрачные голубые, зелёные цвета, а для летнего – солнечные, яркие, тёплые цвета и оттенки.
Красота любого природного явления вызывает восторженный отклик в душе ребёнка. Вот наступила осень. В воздухе кружатся и плавно опускаются на землю разноцветные листья. Дети с удовольствием собирали, рассматривали их, стремились обратить внимание воспитателей и родителей на их красоту. Здесь было важно поддержать интерес ребят.
Свою работу старались построить так, чтобы изменения в природе, произошедшие с приходом зимы, также находили отражение в детском творчестве (рисунке). Обращали внимание на снег, как он покрывает дома, кусты, деревья. Тёмные стволы деревьев в сочетании с белым снегом создавали образ зимнего пейзажа, который дети самостоятельно изображали при рисовании .
Предлагали детям для рассматривания репродукции картины И. Шишкина «Зимний лес». Обращая внимание на снежные шапки на деревьях, кустах, снежный покров на земле, читали стихотворение:
«Зимний лес, что шапкой
Принакрылся чудной.
И заснул под нею
Крепко, непробудно».
Мы заметили, что ознакомление детей с природой через изобразительную деятельность обогащает детское творчество новым содержанием, углубляет нравственно-эстетические чувства, вызывает стремление беречь и охранять природу, ухаживать за растениями и животными. Процесс познания осуществляем в ходе повседневного восприятия детьми объектов и явлений природы во время организуемых систематических наблюдений
Придаем большое значение художественному слову в эстетическом воспитании детей, так как литература развивает эстетический вкус дошкольников, эстетическое восприятие, учит находить подлинную красоту в повседневной жизни. Учитывая сформированные у детей представления, заостряем их внимание на том, что поэт, замечая интересное в природе, отражает это в стихотворении, а художник, иллюстрируя текст, стремится нарисовать то, о чём сказал поэт.
Так, наблюдая за снегирями, сразу вспоминаем слова
А. Бродского
Всюду снег, в снегу дома -
Привезла его зима.
К нам спешила поскорей,
Привезла нам снегирей.
От зари и до зари
Славят зиму снегири.
Картины весенней природы особенно эмоционально воспринимаются детьми, так как после долгой зимы все радуются солнечным, тёплым дням, ярким лучам, первым цветам, прилёту птиц. Поэтому содержание детских рисунков наполняется светлыми красками, дети рисуют ручейки, цветы.
Познание природы возможно только при непосредственном общении с ней, которая происходит, как правило во время прогулок.
Рисование красками чередуем с рисованием цветными карандашами и другими художественными материалами. Это необходимо для развития мелкой моторики, координации движений руки, что благоприятно влияет на изображение детьми многообразия предметного мира. Экспериментирование с различными материалами (красками, фломастерами, цветными мелками, пластилином) даёт возможность создавать новые образы, находить новые выразительные средства в рисунке.
Среди методов используем индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребёнку, учитываю его индивидуальные и возрастные особенности.
Для реализации задач эстетического воспитания детей необходимы определённые условия. Прежде всего, это среда, в которой ребёнок живёт и развивается.
Особое место в работе по эстетическому развитию дошкольников отводим свободной самостоятельной деятельности. Для этого создали в группе соответствующие условия. В основном, после полдника или ужина на столы выкладываем изобразительные материалы, имеющиеся в группе. Дети выбирают их самостоятельно и рисуют. Чтобы у них не потерялся интерес к рисованию, периодически демонстрируем новые интересные приёмы работы с уже известными им материалами, а также и некоторые нетрадиционные технологии (рисование пальчиками, ладошкой, углём, на сырой бумаге, на сырой ткани). Положительно оцениваем инициативу детей, независимо от полученного им результата.
В формировании эстетического вкуса у детей большая роль принадлежит игре и образовательной деятельности. В игровой и образовательной деятельности мы знакомим детей с классическими произведениями детской литературы, музыки, живописи.
Эстетическое воспитание в нашей группе осуществляется путем ознакомления детей с эстетикой быта, с прекрасным в труде, в природе, общественных явлениях, и средствами искусства.
Эстетика быта детского сада проявляется в художественной простоте, в продуманном подборе предметов обихода, где каждая вещь имеет свое место, где нет ничего лишнего.
Понятие «эстетика быта» включает в себя и красоту каждодневных отношений между людьми, которые окружают ребенка. Очень важно, какую речь он слышит, какие интонации. Необходимо чтобы она была правильной, образной, интонационно богатой и доброжелательной.
Ведущее место в осуществлении эстетического воспитания принадлежит детскому саду. Но велика и роль семьи. Только при единстве воздействий детского сада и семьи возможно полноценное осуществление задач эстетического воспитания. Не каждый из детей станет музыкантом или художником, но у каждого ребенка можно и нужно воспитывать любовь и интерес к искусству, развивать эстетический вкус, музыкальный слух, элементарные навыки рисования.