Эмоциональная сфера относится к базовым основам личнности. Необходимость организации особой работы по эмоциональному развитию детей с ОВЗ обусловлена тем, что у них имеются различного рода отклонения в эмоциональном развитии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Эмоциональное развитие детей с ОВЗ.»
Развитие эмоциональной экспрессии у дошкольников с использованием комплекса игр.
Воспитание детей с особыми образовательными потребностями, наряду с системой мер, направленных на коррекцию основного нарушения, должно способствовать их полноценному личностному развитию, социализации, разностороннему введению в мир культуры. Несомненно, важное место при этом занимает целенаправленное влияние на развитие эмоциональной сферы детей.
Эмоциональная сфера относится к базовым основам личности, к ее «центральному звену» (Л.С. Выготский), к первичной структуре, осуществляющей регуляцию поведения и деятельности, ориентацию в окружающем мире. Эмоции, оказывая влияние на все формы активности детей, окрашивают общение, процессы познания и отражения действительности, дают возможность наиболее ярко раскрыться, самореализоваться в деятельности. Жизнь детей без эмоций, без эмоциональной окрашенности событий не может быть полноценной.
Необходимость организации особой работы по эмоциональному развитию детей с ОВЗ обусловлена тем, что у них, как правило, имеются различного рода отклонения в эмоциональном развитии. Такие дети нуждаются в разноплановой эмоциональной поддержке, понимании и принятии их душевных переживаний. Обедненная эмоциональная жизнь дошкольника не всегда может быть восполнена в последующие возрастные этапы.
Эмоциональная сфера, наряду с другими сферами личности (интеллектуально – познавательной, волевой и др.), должна проходить в дошкольном возрасте путь культурного развития.
Специально организованное общение, способное структурировать эмоциональный мир дошкольников, создание условий для различных эмоциональных проявлений , в частности, для самовыражения движениями и звуками, воздействие на детей с целью их самореализации в разных видах деятельности – все это должно восприниматься в качестве важной составляющей педагогической стратегии. Такое понимание позволит отойти от стихийности и фрагментарности в осуществлении данного направления работы.
Работа по развитию эмоциональной сферы детей должна строиться с учетом характера и степени выраженности нарушения, диапазона психофизических различий: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности дошкольников до детей с необратимыми тяжелыми поражениями центральной нервной системы.
Эмоциональное развитие – комплексное понятие; оно включает в себя ряд направлений: развитие эмоционального реагирования и экспрессии, представлений об эмоциях и словаря эмоциональной лексики, способности к эмпатии и др. Остановимся на методических аспектах работы, направленной на развитие эмоциональной экспрессии (жестов, мимики, пантомимики и речевой интонации). Такая работа строится на положении о том, что формы экспрессивного выражения эмоций подвластны контролю, как со стороны взрослых, так и со стороны детей.
В дошкольном учреждении можно рекомендовать использование эмоционально-экспрессивных игр. Позитивное влияние этих игр на эмоциональную сферу дошкольников обусловлено их особыми эмоциогенными свойствами: наличием воображаемых ситуаций, ролевых воплощений и игрового азарта, возможностью инсценировки движений, характерных для эмоционального состояния героя. Сюжетную основу эмоционально – экспрессивных игр, как правило, составляют произведения детских писателей, поэтов, народный фольклор.
При проведении эмоционально-экспрессивных игр необходимо учитывать:
- специфику моторного выражения каждой эмоции, побуждать детей демонстрировать различные эмоциональные состояния(радость, грусть, страх, удивление и т.д.);
- последовательность в усложнении игр, способов их организации: от игр, предполагающих повторение действий по образцу, к играм, предполагающим завершение начатых взрослым действий и к играм, побуждающим самостоятельные импровизации с реальными и воображаемыми предметами;
- последовательность во введении отдельных составляющих экспрессивного выражения эмоций: сначала игры с включением экспрессивных элементов, которые наиболее подвластны управлению и самоконтролю(жесты, мимика), затем – игровой материал, предполагающий принятие детьми различных поз, демонстрация голосовых импровизаций.
В младшем дошкольном возрасте содержание эмоционально – экспрессивных игр направлено на развитие способов выражения основных эмоций (радости, грусти, злости, страха) главным образом, жестами и пантомимой, Содержание эмоционально- экспрессивных игр еще не предполагает ролевого взаимодействия между детьми; игровые действия носят индивидуальный характер.
Руководящая роль педагога состоит в следующем:
- В непосредственном участии в игре, побуждающем детей к подражательным действиям, повтору действий за педагогом.
- в эмоционально – насыщенных комментариях , которые используются: перед проведением игры; в конце игры с целью выведения детей из воображаемой ситуации.
- в последовательном усложнении способов организации игр.
В среднем дошкольном возрасте эмоционально-экспрессивные игры направлены уже на развитие всех составляющих эмоциональной экспрессии. Содержательную основу этих игр составляют не только произведения детской художественной литературы, но и загадки со стихотворным текстом, рассказы , сочиненные педагогом.
Руководяшая роль педагога заключается в следующем:
- в ролевом участии в игре;
- в вариативной компоновке игровых импровизаций;
- в оформлении декораций;
- в подборе музыкального сопровождения.
В старшем дошкольном возрасте основное внимание уделяется сбалансированности моторных механизмов эмоциональной экспрессии и развитию выразительности рисунка экспрессии, поддержке индивидуально- неповторимого почерка образной передачи движений.
Руководящая роль педагога заключается:
-в побуждении детей к многократной актуализации эмоциональных состояний в вариативном ролевом воплощении;
- в регулировании темпа при чтении литературных текстов;
- в привлечении детей к выбору декораций и музыкального сопровождения, самостоятельному созданию атрибутов;
- в представлении детям свободы в создании таких игр и их самостоятельной организации;
- в одобрительной поддержке разнообразия, выразительности внешнего оформления эмоций, творчества в моделировании эмоциональных состояний и в демонстрации каждым ребенком своего самобытного рисунка эмоциональной экспрессии.
Понимание детства как уникального и необратимого периода жизни человека, когда каждое событие в окружающем мире наполнено яркими переживаниями и собственным творческим отношением, должно находить практическое воплощение и в системе специального / коррекционного / образования. Успешность реализации такого подхода во многом обеспечивает целенаправленное эмоциональное развитие детей, разноплановое обогащение их эмоционального опыта в целом.