Просмотр содержимого документа
«Влияние театрализованной деятельности на эмоциональное развитие детей с ОВЗ»
Влияние театрализованной деятельности на эмоциональное развитие детей c ОВЗ.
Педагог-психолог
МКДОУ д/с №346
Фомина А. В.
О влиянии театрального искусства на развитие эмоциональной сферы известно давно. Участие в инсценировках сказок, театрализованных играх для ребенка – всегда праздник. Не подлежит сомнению и то, что приобщение детей к театрализованной деятельности предполагает целенаправленное руководство со стороны педагога.
Особенностью дошкольного возраста является его повышенная эмоциональность. Отечественный психолог В. В. Зеньковский писал: «Психическая организация детства исключительно прекрасна, и этой красотой и грацией своей детство обязано той непосредственности, корень которой лежит в преимущественном развитии эмоциональной сферы». Жизнь детей наполнена разнообразными эмоциями и требует от ребенка их правильного понимания и собственного реагирования на них. Дети с ОВЗ часто находятся под влиянием переполняющих их чувств и не всегда способны управлять своими эмоциями. Они не всегда могут угадать смысл поведенческих реакций окружающих по внешним эмоциональным проявлениям и правильно реагировать на них.
У детей с ОВЗ часто наблюдаются немотивированные колебания настроения - капризность, плаксивость, смех без причины. Наблюдаются агрессивность, возбудимость, нарушения самооценки.
На успешное развитие эмоциональной устойчивости детей с ОВЗ влияет та деятельность, в которую он вовлечен на данном этапе развития. Иными словами, эмоции ребенка и его успешная социализация развиваются в деятельности и зависят от содержания и структуры этой деятельности.
Одной из наиболее эффективных форм в работе с детьми дошкольного возраста является театрализованная деятельность.
Практика собственной театрализованной деятельности способствует формированию у детей осознанного применения средств образной выразительности (интонации, мимики, позы, жестов, пантомимики), умения перевоплощаться, соединять речь и движения, вести диалог по ролям.
Театрализованная деятельность больше всего соответствует природе детства, поскольку наиболее близка основному виду деятельности детей дошкольного возраста – игре, она также сочетает в себе множество способов творческого самовыражения.
Театрализованная деятельность имеет и психопрофилактический характер, так как позволяет детям эмоционально и физически разрядиться. Активно развивающаяся ролевая и театрализованная игра дает возможность формирования лидерских качеств у детей застенчивых, умения общаться со сверстниками, ребенок учится находить способы общения, со временем преодолевая чувство робости.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям, развивая эмоциональную сферу ребёнка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
В театрализованной деятельности дети передают внутренний мир своих персонажей, учатся критически оценивать поступки и чувства, которые значимы не только для них, но и для окружающих людей, идет развитие эмоций при проигрывании ролей, у детей повышается самооценка.
Опыт работы с дошкольниками показывает, что приступать знакомить детей с эмоциями можно с четырех летнего возраста (в средней группе или во втором полугодии второй младшей группы). Дети в этом возрасте воспринимают необходимые понятия, их словарных запас дополняется словами, обозначающими эмоции, однако само слово «эмоции» не вводится, оно подменяется более доступным для детей данного возраста понятием «настроение». И, конечно же, они с большим удовольствием выполняют практические упражнения, играют.
Для того чтобы театрализованная деятельность являлась мощным средством развития эмоциональной устойчивости необходимы определенные условия.
- Педагог всячески обязан поощрять исполнительское творчество, развивать у детей способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации. В театрализованной игре каждый ее участник проявляет свою инициативу, свои желания и представления. Но от каждого требуется и умение согласовывать свои действия с действиями других участников, с определенными правилами.
- Одним из основных условий вовлечения детей в театрализованную деятельность является эмоциональное отношение педагога ко всему происходящему. Ни в коем случае нельзя применять никакого давления, сравнения, оценки, осуждения. Наоборот, необходимо предоставить детям возможность высказаться, проявить внутреннюю активность.
- Педагог должен строго следить за тем, чтобы своей актерской активностью и раскованностью не подавить робкого ребенка, не превратить его только в зрителя или исполнителя воли педагога. Нельзя допускать, чтобы дети боялись выйти «на сцену», боялись ошибиться. Педагог должен хорошо знать каждого ребенка, чтобы понять, что и как он чувствует, слушая какое- либо произведение, а затем выражает свои чувства на площадке.
На каждом возрастном этапе существуют свои задачи и специфические особенности организации театрализованной деятельности, которые способствуют развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Младший возраст
Задачи: - Познакомить с основными эмоциями: радость, грусть, страх - Развивать способность к обыгрыванию этюдов и эмоций - Учить подражать образу героев - Формировать умение работать в коллективе
С детьми используют игровые задания и игры-драматизации, в которые включается ребенок.
Ступени работы следующие:
• Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко – дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте) .
• Игра-имитация цепочки последовательных действии в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул на дерево) .
• Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику) .
• Игра-импровизация под музыку.
• Бессловесная игра-импровизация с одним персонажем, по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель.
• Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель.
• Ролевой диалог героев сказок .
• Инсценирование фрагментов сказок о животных.
• Игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам.
У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры.
• настольного театра игрушек,
• настольного плоскостного театра,
• плоскостного театра на фланелеграфе,
• пальчикового театра.
Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов.
Средний возраст
Задачи:
- Развивать способность к обыгрыванию любого сюжета художественного произведения. - Учить детей замечать эмоциональное состояние окружающих.
-Учить декодировать (расшифровывать) выразительное проявление различных эмоций (мимика, пантомимика).
-Учить анализировать свои эмоции, понимать, чем они вызваны.
-Передавать образ героя мимикой, жестами -Формировать умение работать в коллективе
В данном возрасте широко используются игры-драматизации:
• многоперсонажные игры-драматизации по текстам двух-трехчастных сказок о животных и волшебных сказок («Зимовье зверей», «Лиса и волк») ;
• игры-драматизации по текстам рассказов на темы месяца
• постановка спектакля по произведению.
Расширение игрового опыта детей происходит также за счет освоения режиссерской игры.
В возрасте 4-5 лет ребенок осваивает разные виды настольного театра:
• мягкой игрушки,
• деревянный театр,
• конусный театр,
• театр народной игрушки,
• плоскостных фигур,
• театр ложек
• театр верховых кукол (без ширмы, а к концу учебного года – и с ширмой) и пр.
Дети показывают постановки по поэтическим и прозаическим текстам (С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»; К. Чуковский «Путаница»). Пальчиковый театр чаще используется в самостоятельной деятельности, когда ребенок импровизирует на основе знакомых стихов и потешек, сопровождая свою речь несложными действиями («Жили у бабуси»; С. Михалков «Котята», 3убкова «Мы делили апельсин»).
Старший дошкольный возраст
Задачи:
1.Учить анализировать свои эмоции, понимать, чем они вызваны. 2. Воспроизводить мимически эмоции радости, удивления, спокойствия, грусти, гнева, страха. 3. Управлять своими эмоциями. 4. Накапливать позитивный эмоциональный опыт в процессе общения со взрослым и детьми.
5. Повышать самооценку и уверенность в своих возможностях.
6. Стимулировать активность и самостоятельность в процессе взаимодействия с окружающими.
7.Способствовать самопринятию.
8. Развивать чувство эмпатии.
В старшем дошкольном возрасте дети осваивают разные виды игры-драматизации и режиссерской театрализованной игры.
ВЫВОД.
Театрализованные игры сближают детей, развивают эмоциональную устойчивость, помогают преодолевать барьер в общении, учат выражать свои чувства и лучше понимать чувства других. Дети становятся более открытыми, эмоциональными, им интересно узнавать и пробовать всё новое.