kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Экологический проект с детьми 3-4 лет «Комнатные растения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экологический проект, направленный на формирование интереса у детей 3-4 лет к комнатным растениям. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Экологический проект с детьми 3-4 лет «Комнатные растения»»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Кораблик».






Экологический проект

с детьми младшей группы

3 «Светлячок»

«Комнатные растения»



Воспитатель: Сметанина С.Н.

пгт Березово - 2023 г.

Актуальность

Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество.

Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. К сожалению, комнатные растения меньше знакомы младшим дошкольникам, они часто пользуются бытовыми обобщающими определениями: «цветы», «цветок», не зная точного названия того или иного комнатного растения.

Проблема: У детей нет знаний о комнатных растениях и правилах ухода за ними.

Тип проекта: Информационно – исследовательский

Срок реализации проекта: Краткосрочный (1 неделя с 13 – 17 ноября).

Участники проекта:

- дети младшей группы №3 «Светлячок»;

- педагоги;

- родители.

Интеграция образовательных областей:

  • социально-коммуникативное развитие;

  • познавательное развитие;

  • речевое развитие;

  • художественно-эстетическое развитие;

  • физическое развитие.


Цель: Формирование у детей интереса к комнатным растениям.

Задачи:

  • Развивать представления детей о развитии растений как живых организмов (питаются, дышат, растут);

  • Познакомить с некоторыми комнатными растениями (фиалка, бальзамин), их строением и частями (корень, стебель, лист, цветок);

  • Закреплять знания детей о необходимых условиях для роста растений (свет, тепло, влага, почва);

  • Осуществлять уход за комнатными растениями под руководством взрослых;

  • Пополнить предметно – развивающую среду группы;

  • Воспитывать коммуникативные навыки, трудолюбие, наблюдательность, любознательность, бережное отношение к комнатным растениям, умение заботиться о них.

Формы проведения: Наблюдения, эксперименты, НОД, дидактические игры и упражнения, беседы с детьми и родителями.

Ожидаемые результаты:

Дети будут знать:

  • Что растению необходимы: земля, свет, тепло, вода, воздух;

  • части растений: корень, стебель, листья, цветок;

  • отличительные признаки растений друг от друга;

  • что состояние растения зависит от ухода человека за ним;

  • правила ухода и бережное отношение к растениям.


Этапы реализации проекта:

I Подготовительный этап

  • Постановка темы, цели и задач;

  • Сбор информации по теме (подбор литературы, дидактического материала);

  • Составление перспективного плана работы проекта;

  • Создание в группе соответствующей предметно-развивающей среды;

  • Привлечение родителей к реализации проекта (объяснить цель и задачи проекта, порекомендовать родителям вместе с детьми принести в детский сад отросток комнатного растения).

II этап: Основной (практический):

  • Оформление альбома «Комнатные растения – наши друзья»;

  • Рассматривание комнатных растений в природном уголке группы;

  • Наблюдение за комнатными растениями (как отростки дают корешки);

  • Работа с родителями: изготовление дидактических игр экологического содержания и пополнение природного уголка группы комнатными растениями;

  • Выставка детских рисунков, поделок, фотографий детей в процессе ухода за комнатными растениями дома и в ДОУ.

III Заключительный:

  • Обобщение результатов работы;

  • Закрепление полученных знаний и навыков;

  • Отчет – презентация по проекту.

Работа с родителями:

  • Консультация для родителей «Экологическое воспитание для дошкольников»;

  • Фотографии ребенка во время ухода за комнатными растениями в домашних условиях;

  • Изготовление дидактических игр экологического содержания;

  • Привлечение родителей в пополнении природного уголка, отростками, новыми растениями - Акция «Подарите комнатное растение».


II этап: Основной (практический)

План реализации проекта по образовательным областям:

Познавательное развитие:

Беседы с детьми: «Знакомство с комнатными растениями», «Строение комнатного растения», «Что необходимо растению для роста?», «Знакомство с комнатным растением - фиалкой», «Цветущие комнатные растения» (бальзамин), «Как правильно ухаживать за растениями?».

Цель: Способствовать расширению представлений детей о многообразии комнатных растениях и их значимости в жизни человека. Уточнить знания детей о строении растения, особенностью и назначением его частей. Формировать представления о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста и развития комнатных растений. Закреплять знания о правилах ухода за растениями. Уточнить знания об особенностях цветущих комнатных растений. Развивать познавательный интерес к окружающей действительности, наблюдательность, память, логическое мышление, связную речь. Воспитывать бережное отношение к живой природе.

Познавательно – исследовательская деятельность: Знакомство с комнатными растениями группы.

«Речевое развитие»: Заучивание стихотворений, пословиц, загадок про комнатные растения. Беседы о разнообразии растений, сравнение их между собой.

Чтение художественной литературы: Стихотворение Е. Благининой «Огонёк», словацкая сказка «У солнышка в гостях», Я. Колас «Цветок», отгадывание загадок на тему: «Комнатные растения»

Цель: Расширять представления детей о многообразии художественной литературы о комнатных растениях познавательного характера. Уточнить знания детей об отличительных особенностях комнатных растений через ознакомление с художественной литературой. Способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей через ознакомление с литературой. Развивать связную речь, память, образное мышление, слуховое восприятие, интерес к произведениям художественной литературы. Воспитывать желание заботиться о комнатных растениях.

Художественно-эстетическое развитие: Раскрашивание комнатных растений «Кактус», «Фиалка», рисование «Мой любимый цветок», лепка «Кактус», аппликация «Цветок в горшке».

«Физическое развитие»:

Подвижные игры: «Собери целое из частей» (комнатные растения); «Живая клумба»; «Мы – цветы»; «Укрась цветами ковёр».

Пальчиковая гимнастика: «Алые цветки»

Цель: Продолжать расширять представления о комнатных растениях посредством пальчиковых игр. Развивать речь, звуковую культуру речи, память, логическое мышление, внимание, моторику пальцев.

Упражнения на дыхание: «Подуем на цветок», «Согреем цветок своим дыханием».

Тематические физкультминутки во время ООД.

Опытно-экспериментальная деятельность: Опыты на выявление потребностей растений во влаге, тепле, свете.

Совместная и самостоятельная деятельность:

Наблюдения за растениями в уголке природы, наблюдения за трудом воспитателя по уходу за растениями уголка природы (труд с целью помочь).

Цель: Расширять представления детей об особенностях роста и развития комнатных растений, о необходимости благоприятных условий для роста растений. Расширять представления о строении растений и их частей. Развивать интерес к исследовательской деятельности. Развивать память, логическое мышление, речь. Развивать элементарные практические навыки ухода за комнатными растениями. Воспитывать бережное и заботливое отношение к комнатным растениям.

Дидактические игры: «Что изменилось?», «Найди такой же», «Угадай растение по описанию», «Где спряталась матрёшка?», «Найди растение по названию», «Опишите, я отгадаю», «Найди, о чём расскажу».

Задачи: Расширять представления детей о многообразии комнатных растений. Формировать умение детей отличать растения по внешнему виду. Развивать связную речь, память, логическое мышление, наблюдательность, познавательный интерес к окружающему. Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям, желание ухаживать за ними.

Хозяйственно-бытовой труд:

Полив комнатных растений, протирание гладких листьев влажной, мягкой тряпочкой.

Цель: Расширять представления детей о комнатных растениях и по уходу за ними, о правилах поливки комнатных растений. Закреплять умение удалять пыль с растений при помощи влажной тряпочки. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней, воспитание чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы. Обогащать словарь путем введения слов: опрыскивать, пульверизатор. Развивать познавательный интерес к объектам живой и неживой природы, наблюдательность.


III этап Итог проекта:

Итоговое занятие «Помоги растению», оформление альбома «Комнатные растения – наши друзья» (фотографии, рисунки), изготовление дидактических игр экологического содержания (родители), отчет – презентация по проекту для педагогов ДОУ.

Вывод: Уровень интереса детей к исследовательской деятельности в познании растительного мира значительно вырос. Многие дети стали различать комнатные растения, познакомились с условиями их роста, развития, научились ухаживать за ними.

Данный проект способствует формированию у малышей экологической культуры, а также основ коммуникативной, речевой и общей культуры и осознания того, что они могут стать настоящими друзьями природы.

В дальнейшем необходимо способствовать приобщению ребенка к природе, формировать эстетическое отношение к ней, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность, и тогда ребенок проявит интерес к познавательно-исследовательской деятельности, будет самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований.


Список литературы:

1. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. – М.:  ТЦ «Сфера», 2010. 

2. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. – М.: ТЦ «Сфера», 2014. 

3. С.Н. Николаева «Юный эколог» программа. М., 2000 г. 

4. С.Н. Николаева «Методика экологического воспитания дошкольников» М.2009 г. 

5.С.А. Веретенникова «Ознакомление дошкольников с природой», М.,2005 г. 

6. М.М. Марковская «Уголок природы в детском саду», М., 2009 г. 

7. Н.А. Рыжова «Развивающая среда дошкольных учреждений», М., 2003 г. 

8. О.В. Дыбина и другие «Неизведанное рядом», М., 2001 г. 

9. В.И. Серпухова «Комнатные растения», М., 2011 г. 

10. В.А. Дрязгунова «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями» М., 2015 г. 



Модель 3-х вопросов

Что мы знаем про это?

Что мы хотим узнать?

Как мы узнаем?

У них есть листья.

Они красивые.                              

Могут пить.

Хорошо пахнут.

Цветы растут.

Почему растение растёт?

Из каких частей оно состоит?

Как растение питается?

Как растение дышит?

Зачем нам растения?

Спросим воспитателя.

У взрослых.

Прочитаем в книге.

Спрошу маму.


Вывод: Дети проявляют интерес к комнатным растениям.

У детей нет знаний о строении комнатных растений и правилах ухода за ними.


Приложение

Наблюдения за комнатными растениями

Цель

Ход наблюдения

1.

Продолжать учить различать среди природных объектов растения. Закреплять знания об их строении. Учить ухаживать за комнатными растениями (правильно держать лейку, направлять струю воды, лить воду небольшой струйкой, удалять пыль с растений влажной тряпкой). Формировать интерес к комнатным растениям. Вызывать желание ухаживать за ними, любоваться ими. Формировать представление о комнатных растениях как о живых существах.

Предложить детям найти в групповом помещении растения и подойти к ним. Обратить внимание на листья (какого цвета?) и цветы (красивые), дать возможность понюхать их.

Показать растения с чистыми и пыльными листьями. На какое растение приятнее смотреть? Почему? Какому растению трудно дышать?

Что надо сделать, чтобы ему помочь? Предложить протереть листья, полить растение.

Подвести к обобщению: растение живое, о нем надо заботиться, ухоженное растение здоровое и красивое.

2.

Учить среди множества растений выделять цветущие, называть и показывать части растения, находить герань.

Сюрпризный момент: приходит кукла и прячется за геранью. Предложить найти её и сказать, за каким растением она спряталась. Дети вместе с куклой любуются красотой цветущей герани, делятся своими ощущениями (красиво, приятно пахнет, легко дышать). Спросить, как надо заботиться о герани, и предложить полить её. В заключении кукла дарит детям фотографию цветущей герани и предлагает поставить её рядом с цветком. В течение дня спрашивать детей: Где спряталась кукла? Какой цветок самый красивый? Где он?

3.

Закреплять представление об отличительных свойствах герани (зелёные, душистые, круглые, пушистые листья, белые и красные цветы), учить находить её среди других растений, продолжать приучать к трудовым операциям по уходу за растениями.

Сюрпризный момент: приходит матрёшка и просит детей показать белую и красную герань. Рассматривает растения вместе с детьми.

Матрёшка: чем вы дышите? (носом). А что делаете в детском саду? Значит вы живые. А что ещё «пьёт» воду и дышит? Вы мне показали герань с белыми и красными цветами. У этого растения зелёные, круглые, пушистые и душистые листья. А у герани есть корни? Я хочу посадить ещё одну герань. Посмотрите: внизу у неё тонкие белые ниточки – это корни. Я опущу их в горшок, присыплю землёй и полью. Корни будут пить воду, и у герани вырастут новые листья и цветы, потому что она живая. Растения очень любят солнце, поэтому их ставят поближе к свету. Трогать растения нельзя, о них нужно заботиться, за ними надо ухаживать.

4.

Дать представление о фуксии. Учить находить фуксию среди других растений. Закреплять навыки полива. Формировать бережное, заботливое отношение к растениям.

Сюрпризный момент: приходит кукла в яркой красной кофточке и белой юбочке. Она предлагает найти в уголке природы растение, цветы которого похожи на её одежду. Дети рассматривают фуксию; сопоставляют одежду куклы и цветы фуксии. Подвести детей к выводу: фуксия – растение, похожее на маленькое деревце с зелёными листьями и красными цветами; фуксия – красивое растение, у него много цветов, оно требует ухода.

5.

Знакомить с фикусом – растением, у которого плотный ствол, как у небольшого деревца, крупные, зелёные, гладкие листья. Закреплять навыки полива растений. Продолжать воспитывать бережное отношение к ним.

Сюрпризный момент: приходят куклы Маша и Ваня.

Маша: мы с Ваней вышли на улицу и хотели помыть листья дерева, но пошёл дождь и сделал это за нас. Тут прилетела птичка. Она рассказала, что у вас в уголке природы растёт зелёное деревце с крупными листьями. Они запылились, их надо помыть. Помогите найти это деревце. Рассматривают, протирают листья, поливают.  Куклы дарят детям картинки с изображением фикуса.

6.

Познакомить с хлорофитумом – растением, похожим на зелёную травку.

Показываю бумажную бабочку на тонкой резинке, которая позволяет имитировать её полёт. Обращаю внимание на растение, на котором расположилась бабочка. Рассматриваем хлорофитум: растение похожее на зелёную травку – листья гладкие, зелёные, длинные. Провожу игру «Куда улетела бабочка?» (бабочка садится на цветы, дети называют цветок, показывают, как за ним ухаживать).

7.

Обобщить и закрепить знания детей о растениях, с которыми уже познакомились, умение находить и показывать их; напомнить о необходимости 2-3 условий для жизни растений. Закрепить навыки полива растений.

Стук в дверь. Входит кукла в косынке и фартуке, в руках у неё лейка.

Кукла: я узнала, что у вас в уголке природы много комнатных растений. Взяла лейку. Чтобы их полить. А тряпочкой хочу протереть листья у фикуса.  Ребята, а зачем вы поливаете растения и моете у них листья? Покажите, как вы умеете ухаживать за растениями.



Дидактические игры

Название

Задача

Правило

Оборудование

Ход игры

«Что изменилось?»

Найти предмет по сходству.

Показать узнанное растение можно только по сигналу воспитателя, услышав его описание.

Одинаковые растения расставлены на двух столах.

Воспитатель показывает какое – нибудь растение на одном столе, описывает его характерные признаки, а затем

Предлагает ребёнку найти такое же растение на другом столе. Игру повторить с каждым из растений, находящихся на столе.

«Найди такой же».

Найти предмет по сходству

Смотреть на то, как воспитатель меняет растения местами нельзя.

На двух столах ставят 2-3 одинаковых растения в определённой последовательности.

Воспитатель просит детей хорошо рассмотреть, как стоят растения, и закрыть глаза. В это время он меняет местами растения на одном столе. А затем просит детей переставить горшки так, как они стояли прежде, сравнивая их расположение с порядком растений на другом столе.

После некоторых повторений можно провести игру с одним набором растений (без зрительного контроля).

«Угадай растение по описанию».

Найти предмет по перечисленным признакам

Показывать растение можно только после его описания, по просьбе воспитателя

Для первых игр отбирают несколько комнатных растений (2-3) с заметными отличительными признаками. Их расставляют на столе так, чтобы всем детям было хорошо видно каждое растение.

Воспитатель начинает подробно рассказывать об одном из растений. Сначала он, например, отмечает, на что похоже «на дерево, на «травку»; затем просит сказать, есть ли у растения стебель. Далее воспитатель обращает внимание детей на форму листьев (круглые, овальной формы – как огурчик, узкие. Длинные). Окраску цветов, их количестве. Закончив описание, воспитатель спрашивает: «О каком растении я вам рассказала?». Дети показывают растение и если могут называют его. Можно предложить детям найти в групповой комнате все растения, похожие на описанное.

«Где спряталась матрёшка?»

Найти предмет по перечисленным признакам.

Смотреть, куда воспитатель прячет матрёшку, нельзя.

На столе расставляют 4-5 растений.

Детям показывают маленькую матрёшку, которая захотела поиграть в прятки. Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет игрушку за одно из растений. За тем дети открывают глаза. «Как же найти матрёшку? – спрашивает воспитатель. – Сейчас я расскажу вам, куда она спряталась». И воспитатель говорит, на что похоже растение, за которым спряталась матрёшка (на дерево, на травку), описывает его стебель, листья 9форму, величину, поверхность), цветы, их количество, окраску. Дети слушают, а затем указывают растение и называют его.

«Найди растение по названию».

Найти растение по слову – названию.

Смотреть, куда прячут растение, нельзя.

Все растения группы.

Воспитатель называет комнатное растение, находящееся в групповой комнате, а дети должны найти его.

«Опишите, я отгадаю».

Найти растение по описанию.

Сначала надо найти растение, о котором расскажу, а потом назвать его.

Все растения группы.

Воспитатель описывает одно из растений групповой комнаты. Дети должны найти его по описанию, а если оно им знакомо назвать его. Те растения, названия которых дети ещё не знают, воспитатель называет сам.

«Найди, о чём расскажу».

Описать и назвать признаки растения в ответ на вопросы зрослого.

Называть загадываемое растение нельзя.


Воспитатель сидит лицом к детям, спиной к комнатным растениям, стоящим на столе. Одного из детей воспитатель просит выбрать и показать остальным детям растение, которое воспитатель будет угадывать. Воспитатель задает детям вопросы о наличии стебля, форме и окраске листьев, о поверхности листа, о том, есть ли цветы, сколько их на ветке, какой они окраски.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Экологический проект с детьми 3-4 лет «Комнатные растения»

Автор: Сметанина Стелла Николаевна

Дата: 03.11.2024

Номер свидетельства: 658924

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Этапы формирование навыков исследовательской работы  обучающихся в образовательном процессе."
    ["seo_title"] => string(104) "etapy-formirovaniie-navykov-issliedovatiel-skoi-raboty-obuchaiushchikhsia-v-obrazovatiel-nom-protsiessie"
    ["file_id"] => string(6) "248546"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446738878"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства