Просмотр содержимого документа
«Эффективные методы развития речи детей раннего возраста»
ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Татьяна Никифорова
Эффективные методы развития речи детей раннего возраста.
Я работаю с детьми раннего и младшего дошкольного возраста. Для меня очень актуальна проблема развития речи детей, т.к., в детский сад дети, в основном, приходят не говорящие.
Я начала свою работу с подбора программ, методик, технологий по развитию детей раннего возраста. Создала картотеку новинок литературы. На основе образовательной программы детского сада разработала проект по реализации ОП в группе, на основании которого осуществляла календарное планирование.
Я подобрала дидактические игры, создала банк данных дидактических игр для решения разных задач по развитию речи:
Для формирования словаря:
высоко-низко
передай куклу Катю
Кто что делает
Кому что нужно
кто что ест
принеси красный кубик
поручения
показ игрушек
походи как медвежонок
рассматривание транспортного средства, частей автомобиля
рассматривание растений. Фруктов, овощей
рассматривание домашних животных и их детенышей.
При этом задавала вопросы:
- какого цвета
- какой по вкусу.
- большой или маленький
- хорошо или плохо
- темно или светло
- тихо-громко проводила упражнения на звукоподражание: кря-кря, тук-тук, га-га, му-му и т.д.
грамматический строй речи:
согласовать существительные с глаголами:
- как машина зверят катала
- ладушки-ладушки
- как у нашего кота
- репка.
Связная речь:
Рассматривание картины: «Спасаем мяч», «Игра с куклой», «Таня и голуби», «Дети играют в кубики», «Катаем шары».
Рассматривание куклы.
Сочинение воспитателем и детьми рассказа на тему «Как мы птичек кормили».
Рассматривание картин из серии «Домашние животные».
С помощью этих игр отрабатывала с детьми правильное употребление грамматических категорий. Использовала дидактические игры, как на занятиях, так и в совместной деятельности. Большое внимание уделяла индивидуальной работе. Использовала при этом утреннее и вечернее время.
Очень эффективными для развития речи были игры:
«Одевание куклы на прогулку», «Кормление куклы», «Укладывание куклы спать».
При проведении таких игр детям задавала много вопросов для активизации их речи: Кто? Что? Где? Кому? Куда? И др.
Каждую игру поводила на повышенном эмоциональном фоне и с последующим усложнением.
Очень хорошо воспринимались детьми совместные игры, сопровождаемые потешками. Чтение потешек сочетала с движениями, которые выполняют все малыши одновременно. Это игры с пальчиками («Сорока-сорока»), и прибаутки («Ладушки-ладушки»).
В игре «Ладушки» я использовала имена всех детей, при этом касалась ладошек каждого ребенка своими руками. На мой взгляд, такой контакт не только сближает взрослого с малышом, но и имеет эффект психологического «поглаживания», когда ребенок чувствует внимание к себе лично.
Для развития пассивной и активной речи использовала следующие приемы:
Поручения и вопросы,
Договаривание слов
Занятия-инсценировки с игрушками, куклами типа «би-ба-бо», настольным театром, играми на фланелеграфе,
Объяснение назначения предметов,
На занятиях по ознакомлению с окружающим и в вечернее время рассматривали с детьми предметные и сюжетные картинки.
Очень эффективен прием использования художественного слова во время проведения режимных моментов. Настоящим открытием в этом плане стали для меня «Уговорушки» Н.Пикулевой. Наконец-то можно разнообразить уже заученные наизусть потешки типа «Водичка, водичка…» Конечно, дети не сразу воспринимают стихотворный текст. Когда вместо привычного «Раздевайся и ложись», им говорят:
Дедушка-Вредушка, к нам не заходи!
Дедушка-Вредушка, дом наш обойди.
Нет у нас капризных деток – нет, нет, нет.
Видишь, спать ложимся?
Видишь, выключаем свет.
Сначала дети удивлены, но потом охотно подговаривают веселое стихотворение и выполняют указанные в нем действия.
Большое внимание я уделяю развитию у ребят сенсорных способностей. На мой взгляд, это удивительный источник обогащения словаря, развития интереса к такому разнообразному миру, совершенствования мышления и других психических процессов.
Благодаря проведенной работе по развитию речи детей раннего возраста и созданию условий в группе я добилась положительных результатов:
Диагностика усвоения программы моими воспитанниками, а также анализ уровня нервно-психического развития детей показали, что достигнуты ощутимые результаты.