Дополнительная общеразвивающая программа «Занятия в группе по дополнительной подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе» для детей 5,5 - 6 лет
Дополнительная общеразвивающая программа «Занятия в группе по дополнительной подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе» для детей 5,5 - 6 лет
Программу можно использовать для работы в дошкольной группе, для проведения занятий с дошкольниками.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая программа «Занятия в группе по дополнительной подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе» для детей 5,5 - 6 лет»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №15 города Ельца»
Липецкой области
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
социально-гуманитарной направленности
«Занятия в группе по дополнительной подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе»
Настоящая программа «Подготовка к школе» разработана на основе авторской учебной программы по подготовке детей 5-7 лет к школе «Преемственность» Н.А. Федосовой «Просвещение», 2012. Программа позволяет создать преемственность между школьным и дошкольным образованиями.
•Обеспечить преемственность между дошкольным и начальным образованием;
•Устранить разноуровневую подготовку к обучению в школе в связи со снижением численности детей, посещающих дошкольные учреждения;
•Исключить дублирование школьной программы при подготовке детей к обучению;
•Сохранить здоровье малышей, готовящихся к обучению в школе.
В данной программе учитываются основные принципы работы по подготовке детей к обучению, такие как:
-Учёт индивидуальных особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста;
-Доброжелательный климат;
-Положительная оценка любого достижения ребёнка;
-Проведение занятий с учётом специфики старшего дошкольного возраста.
Цель и задачи дополнительной образовательной программы.
Цель программы: всестороннее развитие детей, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой.
Задачи:
- развитие психических функций и качеств личности;
- охрана и укрепление здоровья;
- обеспечение преемственности между дошкольным и начальным образованием;
- устранение разноуровневой подготовку к обучению в школе;
- исключить дублирование школьной программы при подготовке детей к обучению;
- развитие фонетико-фонематической системы;
- развитие лексико-грамматического строя речи.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ.
Программа состоит из следующих курсов:
Курс «Речевое развитие» (подготовка к обучению чтению, подготовка к обучению письму) нацелен на разностороннее развитие ребёнка посредством различных видов деятельности, выполняющей функции развития связной речи, фонетического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики движений, мышц двигательного аппарата пишущей руки, зрительных и двигательных факторов как единого целого действия. Курс ведёт подготовку к обучению чтению и обучению письма; на развитие интереса к художественной литературе, воспитывает чувство юмора. Курс помогает детям объяснить основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.
Курс «Математические ступеньки» направлен на развитие умений проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики, понимать относительность свойства, делать основные выводы.
Все занятия проводятся на интегрированной основе с широким использованием игровых методов, с опорой на практическую деятельность.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы.
Программа рассчитана рассчитаны на детей, не посещающих детские дошкольные учреждения 5,5 - 6 лет.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы).
Подготовка детей к школе начинается с 1 октября и длится до 31 мая. Организованные занятия включают следующие разделы: «Речевое развитие», «Развитие математических способностей», «Экологическое воспитание».
Формы и режим занятий.
Продолжительность занятий 25 минут.
Занятия проводятся с помощью комплекта пособий, подготовленных к программе «Преемственность».
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
К концу подготовительного периода у детей должна быть сформирована психологическая, физиологическая и социальная готовность к обучению в школе. Физиологическая готовность к школе выражается в уровне основных функциональных систем организма и состояния здоровья детей. Оценка физиологической готовности осуществляется специалистами-медиками в соответствии с установленными критериями. В основе критериев лежит способность ребенка переносить возросшие нагрузки, связанные с началом систематической учебной деятельности, интеллектуального и физического напряжения, т. е. ослабленные дети. Социальная готовность к обучению в школе определяется готовностью ребенка к новым формам общения с окружающим миром.
Психологическая готовность к обучению в школе определяется общим уровнем психического развития ребенка и уровнем развития важных в учебном плане качеств. Сформированность личностной и социально-психологической готовности ребенка к школе предполагает наличие новой «внутренней позиции школьника». Социальная подготовка к школе должна быть направлена на развитие качеств общения со сверстниками и взрослыми в новых условиях. Целью подготовки детей к школе является не создание каких-либо конкретных элементов учебной деятельности, а создание предпосылок к школьному обучению.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.
Итоги занятий подводятся на конференции для родителей:
- фотопрезентация «По страницам нашей жизни»
- организация выставки работ детей
- консультации родителям
- рекомендации логопеда, психолога.
2. Учебно-тематический план
Название раздела
Число занятий в неделю
Число занятий в год
«Речевое развитие»
Подготовка к обучению чтению
1
30
«Речевое развитие»
Подготовка к обучению письму
1
30
«Математические ступеньки»
1
30
Всего:
3
90
3. Содержание программы
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ (60ч)
Курс «От слова к букве» (автор - Н.А.Федосова) помогает практически подготовить детей к обучению чтению, письму и совершенствовать их устную речь. Содержание курса направлено на общее развитие ребенка, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка. Содержание ориентировано на решение следующих задач:
- создание условий для формирования многосторонне развитой личности ребенка (интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, эмоциональное развитие), создания предпосылок положительной мотивации учения в школе;
- практическая подготовка детей к обучению чтению и письму;
- формирование элементарной культуры речи, совершенствование на доступном уровне навыков связной устной речи детей.
Отличительной чертой данного раздела программы, по сравнению с уже существующими, является осуществление интеграции работы по подготовке детей к обучению чтению с работой по развитию их устной связной речи и с подготовкой к обучению письму.
Подготовка к обучению чтению (30 часов)
Расширять и активизировать словарный запас детей: обогащать словарь ребенка словами, обозначающими действия, признаки предметов (точные названия качеств неодушевленных предметов - материал, форма, цвет, размер - и одушевленных - человек: свойства характера, признаки внешности, поведения), словами с прямым и переносным значением, уменьшительно-ласкательными суффиксами; обращать внимание детей на обобщающие слова, стимулировать их правильное употребление в собственной речи; находить в литературном произведении, прочитанном воспитателем (стихотворении, сказке, рассказе) слова, с помощью которых автор точно, метко, образно и выразительно описывает человека, природу, и употреблять их в собственной речи.
Развивать у детей стабильное внимание и интерес к слову, осознание роли слова в тексте фольклорных и литературных произведений. Разучивать произведения наизусть. Учить задавать вопросы, составлять вопросы к тексту, картине, строить краткие сообщения. Развивать умения и навыки связной монологической и диалогической речи. Обучать связно, логично и последовательно излагать содержание услышанного (сказок, рассказов) с опорой на иллюстрации, по вопросам воспитателя (рассказ об интересном событии из своей жизни, о наиболее ярких впечатлениях, рассказ по картине, создание рассказов, сказок, стихов, загадок и др.). При этом главное - развитие у детей интереса к самостоятельному словесному творчеству. Формировать у детей уже на подготовительном этапе умение замечать и исправлять в своей речи и речи своих товарищей речевые ошибки.
Расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков. Совершенствовать умения образовывать однокоренные слова, использовать в речи сложные предложения разных видов. Формировать умение правильно употреблять слова, подходящие к данной ситуации. Формировать правильное понимание переносного значения слов. Учить замечать и исправлять в своей речи речевые ошибки.
Учить сравнивать предметы, выделять и правильно называть существенные признаки; обогащать словарь точными названиями качеств (материал, форма, цвет, размер). Обращать внимание на правильность понимания и употребления детьми обобщающих слов, активизировать их использование в речи. Развивать диалогическую и монологическую речь. Обучать передаче текста на основе иллюстраций содержательно, логично и последовательно.
Развивать у детей внимание и интерес к слову, к его эмоциональной окраске на основе сказок, стихотворений. Разучивать загадки, скороговорки; пересказывать сказки с опорой на иллюстрации. Развивать умение связно рассказывать об эпизодах из собственной жизни на заданную тему; описывать устно окружающий мир (цветы, зверей, птиц, деревья, овощи, фрукты, небо, солнце, луну и т. д.) по плану, предложенному воспитателем, или по аналогии.Развивать эмоциональное восприятие речи взрослых и детей. Учить отвечать на вопросы, задавать вопросы, строить краткие сообщения. Учить составлять рассказы по картине: описание содержания, придумывание сюжета, предшествующего изображению и следующего за ним. Развивать интерес детей к самостоятельному словесному творчеству, поощрять создание рассказов, сказок, стихотворений. Пробуждать
желание детей общаться, вызывать интерес к речи окружающих и своей собственной и на этой основе начинать формирование элементарных навыков культуры речи, правильного речевого поведения, умения слушать, а также высказываться на близкие темы.
Наряду с развитием монологической и диалогической речи особое внимание обращается на технику речи, в связи с чем в занятие включаются элементы дыхательной гимнастики, артикуляционные упражнения, речевые разминки, помогающие развитию устной речи, усвоению норм литературного языка.
Звукопроизношение: речевая гимнастика (упражнения для дыхания, губ, языка); произношение звуков русского алфавита, произношение и сравнение звуков, тренировочные упражнения по произношению звуков, закрепление и автоматизация звука.
Сферы общения: бытовая (повседневная); искусство слова; деловая.
Подготовка к обучению чтению. Обучать правильному литературному произношению, орфоэпическим нормам литературного языка. Совершенствовать звуковую культуру речи: умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Совершенствовать фонематический слух: учить детей называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове. Закреплять правильное произношение звуков. Упражнять в дифференциации звуков на слух. Укреплять и развивать артикуляцию: обучать детей четкому произношению слов и фраз; формировать умение менять силу, высоту голоса (голос, сила, мелодия, интонация, темп речи, паузы), обучать правильному использованию интонационных средств. Знакомить с правильным произношением звуков, выделять звуки из слов по порядку; различать гласные и согласные звуки и обозначать их с помощью цветных фишек и печатных букв; узнавать гласные и согласные звуки в словах. Выделять звуки в начале, в конце и в середине слова; сопоставлять слова по звуковой структуре.
Подготовка к обучению письму (30 часов)
Готовить пишущую руку к письму с помощью обведения по контуру узоров и букв различной конфигурации, составления узоров по аналогии и самостоятельно, дополнения и штриховки предметов, гимнастики для пальцев; знакомить с правилами письма — с правильной посадкой при письме, с положением листа, карандаша (ручки) при работе в тетради; учить работать в ограниченном пространстве (в рабочей строке), перемещать пишущую руку снизу вдоль строки, слева направо; знакомить с контуром предмета и его особенностями; знакомить с конфигурацией печатных букв и их звуковой оболочкой; моделировать и конструировать предметы из элементов букв различной конфигурации.
Планируемые результаты:
- ориентироваться в ситуациях, соответствующих различным сферам общения;
- знать и употреблять вежливые слова (начало и завершение общения);
- осознавать, что в различных ситуациях говорить можно по-разному: громко - тихо, быстро - медленно, весело - грустно и т. д.;
- артикулировать звуки русской речи, понимать, что правильная артикуляция, хорошая дикция способствуют эффективному общению;
- оценивать звучание своего голоса с точки зрения произношения, темпа, громкости;
- обращаться к собеседнику тогда, когда это уместно, отвечать на обращение;
- использовать соответствующие ситуации, темп, громкость;
- следовать принятым в обществе правилам поведения при разговоре смотреть на собеседника, не перебивать говорящего, использовать мимику и жесты, не мешающие, а помогающие собеседнику понять сказанное и т. д.;
- сообщать определенную информацию, договариваться о совместной деятельности;
- соблюдать культуру слушания: вежливое слушание, внимательное слушание;
- правильно произносить все звуки;
- отчетливо и ясно произносить слова;
- выделять из слов звуки;
- находить слова с определенным звуком;
- определять место звука в слове;
- соблюдать орфоэпические нормы произношения;
- составлять предложения по опорным словам, по заданной теме;
- составлять рассказы, сказки по картине, по серии картин;
- пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям;
- соблюдать элементарные гигиенические правила;
- ориентироваться на странице тетради.
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СТУПЕНЬКИ (30 часов)
Курс «Математические ступеньки» (автор - С. И. Волкова). В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки форм представления материала для математической подготовки детей к школе положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя его сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и особенностей математики.
Научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям, чтобы подвести их к понятию числа, остается одной из важнейших задач.
Но столь же важной и значимой является и задача целенаправленного и систематического развития познавательных способностей, которая осуществляется через развитие у детей познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления и, конечно, внимания.
В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства чисел натурального ряда и др.), геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.) и содержательно-логическая, построенная в основном на математическом материале двух первых линий и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей. В курсе реализуется основная методическая идея - развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием, направляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей этого возраста. Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в качестве основных предлагаются практические методы, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперимент, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т. п. Большое внимание уделяется формированию умений общаться с воспитателем (преподавателем), с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом, пользоваться тетрадью с печатной основой и др. Использование специально отобранного математического содержания и методов работы с ним позволит вывести общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения математики в школе.
Содержание программы
Сравнение предметов (фигур), групп предметов по форме (круглый, не круглый, треугольный, прямоугольный, квадратный и др.); по размеру (длинный, короткий; узкий, широкий; высокий, низкий; длиннее, короче, такой же и др.); по расположению на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.); по цвету, по материалу, из которого изготовлены предметы, по назначению и др.
Числа от 0 до 10. Счет предметов. Устная нумерация чисел: названия, последовательность и обозначение чисел от 0 до 10. Цифра и число. Чтение чисел. Сравнение чисел первого десятка. Основные характеристики последовательности чисел натурального ряда: наличие первого элемента, связь предыдущего и последующего элементов, возможность продолжить последовательность дальше, на каком бы месте мы ни остановились.
- внимания: простейшие лабиринты, игры «Веселый счет», «Сравни рисунки», «Найди общие элементы» и др.;
- воображения: деление фигур на части, составление фигур из частей, составление фигур из моделей отрезков по заданным свойствам, преобразование одной фигуры в другую и др.;
- памяти: зрительные и слуховые диктанты с использованием арифметического и геометрического материала;
- мышления: выделение существенных признаков, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания, проведение анализа, синтеза, сравнения, построение простых рассуждений и др.
Планируемые результаты:
- знать различие между цифрой и однозначным числом; названия однозначных чисел, уметь считать до 10 и в обратном порядке, определять, где предметов больше (меньше), определять число предметов заданной совокупности и устно обозначать результат числом;
- знать название основных геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, круг), различать их, находить их прообразы в окружающей действительности;
- проводить простейшие логические рассуждения и простейшие мыслительные операции (сравнивать объекты, указывая сходство и различие, проводить классификацию предметов по заданным признакам, выявлять несложные закономерности и использовать их для выполнения заданий и др.).
4. Методическое обеспечение программы дополнительного образования
Занятия проводятся с помощью комплекта пособий, подготовленных к программе «Преемственность».
Пособия учебно-методического комплекта «Преемственность» позволяют обеспечить психическое и физическое развитие детей на том уровне, который необходим для их успешного включения в учебную деятельность и дальнейшего обучения в школе. Материал, представленный в пособиях, не допускает дублирования материала 1 класса.
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Количество
Примечания
Печатные пособия
Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв).
Наборы сюжетных (предметных) картинок. Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы (в том числе и в цифровой форме).
Д
Д
Ф
Д
Технические средства обучения
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
Мультимедийный проектор (по возможности).
Экспозиционный экран (по возможности).
Компьютер (по возможности).
Д
Д
Д
Д
Д
Д
Экранно-звуковые пособия
Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.
Видеофильмы, соответствующие тематике программы (по возможности).
Слайды (диапозитивы), соответствующие тематике программы (по возможности).
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы соответствующие тематике программы.
Д
Д
Д
Д
При наличии технических средств
5. Литература
Комплект пособий к программе «Преемственность» (под редакцией Н.А.Федосовой) УМК ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Федосова Н.А. и др.
Преемственность: Программа по подготовке к школе детей 5-7 лет/ - М.: Просвещение, 2012.
Федосова Н.А. и др.
Методические рекомендации к программе «Преемственность»: пособие для педагогов./ - М.: Просвещение, 2012.
УМК ДЛЯ ДЕТЕЙ
Федосова Н.А.
От слова к букве. Пособие для детей 5-7 лет. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2019.
Волкова С.И.
Математические ступеньки: пособие для детей 5-7 лет. - М.: Просвещение, 2019.
Календарно-тематическое планирование по курсу «Развитие речи»
(подготовка к обучению чтению).
№
п/п
Тема
Дата
Понятие об устной и письменной речи. Составление рассказа по теме «Осень», «Осенний наряд деревьев».
«Игрушки». Общие признаки предметов и их различия
Составление рассказа по картинке. «Осенний урожай».
«Звуки осени» «Осень в лесу»
«Осень в городе». «Осень в деревне»
Формирование чёткого произношения звуков Составление и разгадывание загадок об осени, о её приметах
Формирование грамматического строя речи. «Здравствуй, сказка!»
Описание предмета. Формирование чёткого произношения звуков.
Образование звукоподражательных глаголов
Составление рассказа по зарисовке
Общие признаки предметов и их различия
Произношение гласных звуков протяжно
Работа со словами на тему «Перелётные птицы»
Работа над произношением: интонация, темп речи. Отличие сказки от рассказа
Предложение.Умение строить речевые высказывания в устной форме