Просмотр содержимого документа
«Дополнительная образовательная программа по сенсорному развитию»
Дополнительная образовательная программа по сенсорному развитию
«Познавайка»
Возраст учащихся: 2 - 3 года
Срок реализации: 1 год
Разработчик: Орлова Н.С. – воспитатель,
педагог дополнительного образования
2022 г.
Содержание
1.Пояснительная записка
3
2.Цели и задачи программы
3
3. Ожидаемые результаты и способы определения результативности
4
4. Учебный план
5
5. Календарный учебный график
5
6. Календарно-тематическое планирование
6
7. Содержание обучения
7
8. Оценочные и методические материалы
10
8.1. Учебно-методический комплекс
10
8.2. Информационные источники
11
9. Методические разработки и дидактические материалы
11
10. Система контроля результативности обучения
12
Пояснительная записка
Актуальность сенсорного воспитания состоит в том, что оно является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения, развивает внимание, дает ребенку овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, обеспечивает освоение навыков учебной деятельности, влияет на расширение словарного запаса ребенка, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что, играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.
Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, которое обеспечивает полноценное восприятие окружающего мира, что способствует умственному, физическому, эстетическому развитию детей. Лучший способ развивать и закреплять сенсорные навыки у ребенка – превращать любые занятия и обязанности в игру, т. к. предметная игра является ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет. Следовательно, главное в этом возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т.п.
Раннее детство – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в ранние годы закладываются основы здоровья и интеллекта малыша.
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Возраст детей, участвующих в реализации программы с 2 до 3 лет.
Срок реализации программы - 1 год.
Цели и задачи программы
Основная цель рабочей программы – развитие умственных способностей у детей младшего дошкольного возраста через сенсорное развитие.
Развивать тактильную чувствительность: учить различать на ощупь качество предметов и называть их (мягкий, пушистый, твердый и т.п.).
Обратить внимание детей на различие предметов по величине; формировать понимание слов «большой» и «маленький».
Закрепить у детей умения группировать и соотносить по цвету, форме и величине.
Познакомить детей с геометрическими фигурами и их названиями.
Условия реализации программы:
Занятия проводятся во второй половине дня. Продолжительность занятий 10 минут. Количество занятий в неделю – 1 раз. Строгих условий набора обучающихся по освоению ДОП – нет. В группу записываются все желающие по заявлению родителей (законных представителей).
Ожидаемые результаты и способы
определения результативности
Ребенок воспринимает и представляет предмет явления, анализирует их, сравнивает, обобщает через дидактическую игру.
Ориентируется в 6 цветах, называет их, подбирает по образцу;
Ориентируется в трех и более контрастных величинах;
Собирает пирамидку из 5-8 колец разной величины;
Соотносит конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением, накладывает на образец (раскладывает вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверстия на доске);
Составляет целое из 4-х частей разрезных картинок, складных кубиков;
Различает предметы по форме (кубик, кирпичик, шар, призма);
Ориентируется в соотношении плоскостных фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник);
Сравнивает, соотносит, группирует однородные предметы по цвету, форме, величине;
Развивает исследовательские действия предметов на ощупь;
Воспитывает умение играть рядом, не мешая друг другу.
В результате обучения по данной программе дети приобретают навыки:
Форма:
различать по образцу геометрические формы: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал;
узнавать знакомые предметы по форме;
группировать предметы по образцу;
Цвет:
различать основные цвета спектра: красный, оранжевый, жёлтый,
зелёный, коричневый, синий, фиолетовый, белый и чёрный;
узнавать знакомые предметы по цвету;
группировать предметы по образцу;
Величина:
различать большие и маленькие предметы;
группировать предметы по образцу;
Художественно-эстетические навыки:
составлять узоры, используя знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник), располагая элементы по сторонам, середине, углам, кайме и т.п.;
составлять целую работу из набора заготовок, располагая каждый из элементов в соответствии с его местом и назначением.
Формы работы: игровые занятия, развивающие игры, творческие задания.
Формы контроля освоения программы:наблюдение за познавательной деятельностью детей; анализ детских работ; педагогическая диагностика.
Учебный план
№
п/п
Название темы
Количество занятий
Время занятий
Форма контроля
1.
Осень
13
10
мониторинг
2.
Зима
12
10
3.
Весна
13
10
мониторинг
Календарный учебный график
Год обучения
Дата начала обучения по программе
Дата окончания обучения по программе
Всего учебных недель
Количество учебных часов
Режим занятий
1 год
01.09.2022
30.05.2023
38
38
1 раз в неделю – 10 минут
Календарно – тематическое планирование
Месяц
Дата
№ занятия
Название занятия
Сентябрь
6.09
13.09
20.09
27.09
1
2
3
4
Форма «круг»
Солнце – желтый круг
Дерево – зеленый круг
Яблоко – красный круг
Октябрь
4.10
11.10
18.10
25.10
5
6
7
8
Большие и маленькие разноцветные мячи
Форма «Квадрат»
Кубики большие и маленькие
Башенки
Ноябрь
1.11
8.11
15.11
22.11
29.11
9
10
11
12
13
Форма «треугольник»
Зеленые ёлочки
Разноцветные рыбки
Морковка
Пирамидка
Декабрь
6.12
13.12
20.12
27.12
14
15
16
17
Форма «прямоугольник»
Грузовик
Домик
Башня для игрушек
Январь
10.01
17.01
24.01
31.01
18
19
20
21
Форма «овал»
Разноцветные воздушные шары
Неваляшка
Закрепление формы (выбор фигур по одному признаку)
Февраль
7.02
14.02
21.02
28.02
22
23
24
25
Куклы
Цветные фигуры
Бусы для куклы
Закрепление цвета и формы (выбор фигур по двум признакам)
Март
7.03
14.03
21.03
28.03
26
27
28
29
Матрешка
Понятия «большой» и «маленький»
Понятия «один» и «много»
Закрепление формы, цвета, величины. Выбор фигур по трем признакам.
Апрель
4.04
11.04
18.04
25.04
30
31
32
33
Составим фигуру, лишняя фигура
Где сидит Зайка?
Высокие и низкие домики
Короткие и длинные дорожки
Май
2.05
9.05
16.05
23.05
30.05
34
35
36
37
38
Фрукты и овощи
Чудесный мешочек
Мягкий зайчик – Колючий ёжик
Играем с крупой
Закрепляем цвет, форму, величину
Содержание программы
№ занятия
Тема
Цель
Сентябрь
Форма «круг»
Познакомить детей с формой «круг». Учить детей находить круг среди других геометрических фигур.
Солнце – желтый круг
Знакомство с желтым цветом.
Дерево – зеленый круг
Знакомство с зеленым цветом. Введение и знакомство с коричневым цветом.
Яблоко – красный круг
Знакомство с красным цветом.
Октябрь
Большие и маленькие разноцветные мячи
Закрепление формы «круг». Закрепление желтого, зеленого, красного и коричневого цветов. Ведение синего цвета. Знакомство с величиной (большой - маленький).
Форма «квадрат»
Познакомить детей и формой «квадрат». Учить детей находить квадрат среди других геометрических фигур.
Кубики большие и маленькие
Закрепление формы «квадрат». Закрепление желтого, зеленого, красного и синего цветов. Закрепление знаний о величине (большой - маленький).
Башенки
Учить выполнять постройку из кубиков. Побуждать обыгрывать постройку.
Ноябрь
Форма «треугольник»
Познакомить детей и формой «треугольник». Учить детей находить треугольник среди других геометрических фигур.
Зеленые ёлочки
Закрепление зеленого и коричневого цветов. Учить составлять картинку из плоскостных фигур.
Разноцветные рыбки
Закрепление желтого, зеленого, красного, оранжевого и синего цветов. Знакомство с фиолетовым цветом.
Морковка
Закрепление формы «треугольник». Знакомство с оранжевым цветом.
Пирамидка
Учить детей подбирать кольца нужной величины, закреплять понятия: больше, меньше, еще больше, еще меньше, самое большое, самое маленькое.
Декабрь
Форма «прямоугольник»
Познакомить детей и формой «прямоугольник». Учить детей находить прямоугольник среди других геометрических фигур.
Грузовик
Закреплять знание названий частей машины. Учить создавать постройки по заказу. Побуждать активно обыгрывать постройку, сопровождая игру речью.
Домик
Учить определять пространственное расположение частей. Упражнять в использовании пространственных понятий: снизу, сверху. Побуждать обыгрывать постройку.
Познакомить детей и формой «овал». Учить детей находить овал среди других геометрических фигур. Знакомство с белым цветом.
Разноцветные воздушные шары
Закрепление знания основных цветов. Знакомство с черным цветом.
Неваляшка
Закрепление формы «круг». Закрепление знаний о величине (большой - маленький).
Закрепление формы (выбор фигур по одному признаку)
Закрепление знания формы: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. Учить группировать фигуры по одному признаку.
Февраль
Куклы
Закрепление знания основных цветов. Учить находить предметы одного цвета.
Цветные фигуры
Учить составлять целые фигуры из частей (разрезные картинки).
Бусы для куклы
Закрепление названия фигур и цветов. Развитие мелкой моторики, путем нанизывания фигур на нить.
Закрепление цвета и формы (выбор фигур по двум признакам)
Закрепление знания основных цветов: желтый, красный, зеленый, синий, оранжевый, фиолетовый, коричневый, черный, белый. Учить группировать фигуры по двум признакам.
Март
Матрешка
Учить детей выполнять действия с предметами, различающимися по величине. Закреплять понятия большая, маленькая, меньше, больше, открой, закрой, поставь в ряд.
Понятия «большой» и «маленький»
Закрепление понятий большой и маленький. Учить сравнивать предметы по величине.
Понятия «один» и «много»
Формировать количественное представление, учить различать понятия один – много.
Закрепление формы, цвета, величины. Выбор фигур по трем признакам.
Закрепление знания формы: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. Закрепление знания основных цветов: желтый, красный, зеленый, синий, оранжевый, фиолетовый, коричневый, черный, белый. Закрепление знания величины (большой-маленький). Учить группировать фигуры по трем признакам.
Апрель
Составим фигуру, лишняя фигура
Учить составлять по принципу целое - часть. Учить выделять лишнюю фигуру из 4 предложенных фигур (3 квадрата – 1 круг).
Где сидит Зайка?
Учить ориентироваться в пространстве. Учить понятия спереди, сзади, на, над, под.
Высокие и низкие домики
Учить понятия «высокий» и «низкий». Учить различать предметы по высоте.
Короткие и длинные дорожки
Учить понятия «короткий» и «длинный». Учить различать предметы по длине.
Май
Фрукты и овощи
Закрепить названия фруктов. Показать, где и как растут фрукты. Закрепить названия основных цветов и фигур.
Чудесный мешочек
Учить детей на ощупь находить предметы заданной формы и называть их.
Мягкий зайчик – колючий ёжик
Развивать тактильные ощущения. Учить свойства предметов (твердый, мягкий, гладкий, пушистый и т.д.)
Играем с крупой
Обогащать чувственный опыт детей, развивать тактильные ощущения.
Закрепляем цвет, форму, величину.
Закреплять знания детей о цвете, форме, величине предметов, их количестве, их расположении в пространстве.
8. Оценочные и методические материалы
8.1. Учебно-методический комплекс
1. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет - форма – количество. Рус. Пер. под ред. В.В.Юртайкина.- М.: Просвещение, 2010
2.Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая Логика и математика для дошкольников. Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2005
3.Афанасьева И.П. Маленькими шагами в большой мир знаний. Первая младшая группа. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005
4. Кук Дж. Раннее сенсорное развитие малышей. (Перевод с англ.)- М., 1997.
5. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. Просвещение, 2007
6. Е. А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Мозаика – Синтез, 2010
8.2. Информационные источники
Социальная сеть работников образования https://nsportal.ru/
9. Методические разработки и дидактические материалы.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
Игровой метод (дидактические игры).
Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).
Практический метод – показ способов действия с предметами, эксперимент.
Формы организации образовательного процесса - групповая, индивидуально-групповая.
Формы организации учебного занятия:
пальчиковая гимнастика или самомассаж рук;
дидактическая игра;
художественный труд.
Материально-технические условия реализации программы
Занятия по программе проводятся в групповом помещении.
Для реализации программы имеются демонстрационный и раздаточный материал.
Демонстрационный материал – картинки, игрушки, рисунки, фигуры разных цветов.
Раздаточный материал: плоскостные фигуры, картинки по количеству детей, шары разного цвета, строительный материал, веревочки, разноцветные бусины, фигуры разных цветов.
10. Система контроля результативности обучения.
Мониторинг освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Познавайка» проводится в сентябре и мае.
Основные задания для детей 2,5-3 лет:
1. Вложить геометрические формы в гнёзда соответствующей плоскости.
2. Сгруппировать предметы по цвету при выборе из 4, например, красные, желтые, синие и зелёные кубики.
3. Сложить трёхсоставную матрешку.
4. Сложить три пирамидки разного цвета (красную, синюю, желтую) из 3 убывающих по величине колец.
5. Сложить предметную картинку, разрезанную вертикально на 3 части.
Результаты диагностики заносятся в таблицу
№ п/п
ФИО ребенка
Задание №1
Задание №2
Задание №3
Задание №4
Задание №5
Уровень
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
Оценка результатов освоения программы
Уровни сформированности показателей развития:
В – высокий уровень (сформирован)
С – средний уровень (в стадии формирования)
Н – низкий уровень (не сформирован)
Показатель сформирован (достаточный уровень) — наблюдается в самостоятельной деятельности ребёнка, в совместной деятельности со взрослым.
Показатель в стадии формирования (уровень, близкий к достаточному) — проявляется неустойчиво, чаще при создании специальных ситуаций, провоцирующих его проявление: ребёнок справляется с заданием с помощью взрослого, даёт аналогичные примеры.
Оценки «достаточный уровень» и «близкий к достаточному» отражают состояние нормы развития и освоения программы.
Показатель не сформирован (недостаточный уровень) — не проявляется ни в одной из ситуаций, на все предложения взрослого ребёнок не даёт положительного ответа, не в состоянии выполнить задание самостоятельно.
Преобладание оценок «достаточный уровень» свидетельствует об успешном освоении детьми требований дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Познавайка».