kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дополнительная образовательная программа "Мультстудия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности по развитию интеллектуальных способностей детей от 4 до 5 лет «Мультстудия»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная образовательная программа "Мультстудия"»


Паспорт Программы

3

Целевой раздел

4


1.1.

Пояснительная записка

4


1.2.

Цели и задачи реализации Программы

5


1.3.

Принципы и подходы к формированию Программы

5


1.4.

Планируемые результаты освоения Программы

6


1.5.

Особенности организации педагогической диагностики

6

Содержательный раздел

7


2.1.

Содержание работы с детьми от 4 до 5 лет

8

Организационный раздел

11


3.1.

Материально-техническое обеспечение Программы

11


3.2.

Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания

11


3.3.

Учебный план

11


3.4.

Расписание занятий

12


3.5.

Объем образовательной нагрузки

12


3.6.

Список литературы

12


3.7.

Планирование работы с детьми 4-5 лет

13


Приложения




Приложение 1. Инструкция по созданию мультфильма

14



Приложение 2. Разработка сценария

16



Приложение 3. Создание персонажей и фона

18











Паспорт Программы


Наименование Программы

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности по развитию интеллектуальных способностей детей от 4 до 5 лет «Мультстудия» (далее – Программа)

Основание для разработки программы

Федеральный закон от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 года №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразоватлеьным программам»;

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
(утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. №26);

Устав МАДОУ г.Нижневартовска ДС №32 «Брусничка»

Положение о предоставлении дополнительных платных образовательных услуг (утвержденное приказом от 27.12.2017 года №632);

Волосовец Т.В., Маркова В.А., Аверин С.А. Парциальная модельная программа развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество «STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста».


Сроки реализации Программы

1 год

Заказчик Программы

Родители (законные представители)

Автор-составитель Программы

Юкляевских А.А., воспитатель

Цель Программы

Развитие интеллектуальных способностей в процессе познавательно-исследовательской деятельности и вовлечения дошкольников в техническое творчество.

Задачи Программы

  • формирование процессов переработки информации;

  • формирование мотивационных побуждений и ценностных ориентаций;

  • формирование понимания принципов работы, возможностей и ограничений технических устройств, предназначенных для автоматизированной обработки информации;

  • развитие способности к анализу собственной деятельности;

  • формирование у детей навыков комму­никации, умения общаться.

Система организации контроля за реализацией Программы

Светлана Евгеньевна Касаткина, заведующий МАДОУ г.Нижневартовска ДС №32 «Брусничка»;

Инна Владимировна Дементьева, заместитель заведующего по воспитательно-методической работы.

  1. Целевой раздел


    1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности по развитию интеллектуальных способностей детей от 4 до 5 лет «Мульт-студия» (далее – Программа) разработана на основе Парциальной модельной программы развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество «STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста» (авторы Волосовец Т.В., Маркова В.А., Аверин С.А.), ободренной на заседании ученого совета Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» (протокол №7 от 29.09.2017 года).

Данная Программа разработана на основании Приказа Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 года №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразоватлеьным программам» и в соответствии с требованиями СанПиН. Программа реализуется на занятиях дополнительной услуги «Мульт-студия» муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Нижневартовска детского сада №32 «Брусничка».

Педагогическая целесообразность данной Программы обусловлена социально-культурной модернизацией образования. В фокусе методологии социокультурного конструирования образования как ведущей социальной деятельности общества находятся формирование гражданской идентичности, становление гражданского общества, укрепление российской государственности; развитие индивидуальности и конкурентоспособности личности. На современном этапе развития образования детей дошкольного возраста акцент переносится на развитие личности ребёнка во всём его многообразии: любознательности, целеустремлённости, самостоятель­ности, ответственности, креативности, обеспечивающих успешную социализацию подрастающего поколения, повышение конкурентоспособности личности и, как следствие, общества и государства.

Данная Программа ориентирована на формирование ключевых личностных компетентностей, то есть умений, непосредственно сопря­жённых с опытом их применения в практической деятельности, которые позволяют воспитанникам достигать результатов в неопределённых, проблемных ситуациях, самостоятельно или в сотрудничестве с другими решать творческие проблемы, направленные на совершенствование умений оперировать знаниями, на развитие интеллектуальных способностей детей.

Актуальность и преимущество Программы состоит в следующем:

  1. Интегрированный подход к решению творческих проблем, основанный на вза­имопроникновении различных областей знаний, твор­чества и цифровых технологий. В основе данной интеграции лежит метод мини-проектов, базирующийся на познавательном и художественном по­иске и имеющий конкретный реальный продукт в качестве результата деятель­ности.

  2. Адаптация детей, начиная с дошкольного возраста, к современной образователь­ной среде.

  3. Развитие интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в техническое творчество направ­лено на формирование не только компетенций, специфичных для этих видов деятельности, но и комфортного самоощущения в современном мире, создание в будущем условий для высокого качества жизни.

  4. Создание условий для выявления и дальнейшего сопровождения одарённых детей, имеющих неординарное мышление и проявляющих особые способности и стремление к техническому творчеству.

Возраст детей, участвующих в реализации программы – 4-5 лет.

Сроки реализации программы – 1 год: 2 раза в неделю, 66 занятий в год.

Продолжительность занятий – 30 минут.

Количество детей в группе – 4 человека.



    1. Цели и задачи реализации Программы

Цель данной Программыразвитие интеллектуальных способностей в процессе познавательно-исследовательской деятельности и вовлечения дошкольников в техническое творчество.

Задачи:

  • формирование процессов переработки информации;

  • формирование мотивационных побуждений и ценностных ориентаций;

  • формирование понимания принципов работы, возможностей и ограничений технических устройств, предназначенных для автоматизированной обработки информации;

  • развитие способности к анализу собственной деятельности;

  • развивать умение объединять индивидуальные интеллектуальные алгоритмы для достижения общих целей;

  • формирование у детей навыков комму­никации, умения общаться.


    1. Принципы и подходы к формированию Программы

Дополнительна общеобразовательная программа социально-педагогической направленности по развитию интеллектуальных способностей детей от 6 до 7 лет «Мультстудия» реализуется с учетом возрастной психологии и дошкольной педагогики. В Программе отсутствуют жёсткая регламентация знаний детей и пред­метный центризм в обучении.

В основу Программы положены принципы развивающего обучения и научное положение Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведёт» за собой развитие.

Деятельностный подход — ключевой в развитии интеллектуальных способно­стей, так как для развития интеллекта в современных усло­виях требуется активная позиция, которую необходимо воспитывать с дошкольного возраста.

Активная познавательная позиция ребёнка — главное в Программе, так как «ни слова, ни наглядные образы сами по себе ничего не значат для разви­тия интеллекта». Нужны именно действия самого ребёнка, который мог бы активно и увлечённо (ему должно быть интересно!) манипулировать и экспериментировать с реальной современной развивающей предметно-пространственной средой, в которую интегрирована информационно-коммуникационная её часть. По мере нарастания и усложнения опыта практического действования с предметами у ребёнка происходит интериоризация предметных действий, то есть их постепенное превращение в умственные операции. По мере формирования операций взаимодействие ребёнка с миром всё в большей мере приобретает интеллектуальный характер. Также Программа базируется на амплификации (обогащении) детского развития, осно­ву которой составляет расширение спектра деятельностей, специфичных для детей дошкольного возраста, что способствует полноценному проживанию ими всего пери­ода детства.

Комплексное науч­но-техническое целеполагание, при котором инженерные и естественнонаучные компетенции формируются у детей, начиная с дошкольного возраста, что ведёт к развитию познавательной активности, способов умственной деятельности, формированию системы знаний и умений детей, создавая предпосыл­ки для продолжения политехнического и естественнонаучного образования в школе и в вузе.

Сохранение уникальности и самоценности дет­ства — по­нимание (рассмотрение) детства как периода жизни, значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребёнком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду.

Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей.

Уважение личности ребёнка.


    1. Планируемые результаты освоения Программы

Ожидаемый результат обучения детей 4 -5 лет:

Целью Программы является развитие интеллектуальных способно­стей детей в процессе познавательно-исследовательской деятельности и вовлечения в техниче­ское творчество.

Под интеллектуальными способностями понимается «способность к осущест­влению процесса познания и эффективному решению творческих проблем». В соответствии с требованиями федерального государственного стандарта дошкольного образова­ния планируемые результаты представлены в форме целевых ориентиров. К завер­шению дошкольного возраста ребёнок активно проявляет любознательность, как во взаимодействии со взрослыми и сверстниками, задавая вопросы, так и самосто­ятельно, устанавливая причинно-следственные связи. Интеллектуальные способ­ности ребёнка проявляются в умении самостоятельно придумывать объяснения пословицам или поступкам людей. Ребёнок склонен наблюдать, активно формируя элементарные представления из области социально-коммуникативного и художественно-эстетического развития. Это проявляется в овладении способами элементарного планирования деятельности, построения замысла, умении выбирать себе партнёров по совместной деятельности. Ребёнок способен к принятию собствен­ных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. В результате освоения программы ребёнок способен проявлять инициативу и самосто­ятельность в разной деятельности — игре, общении, познавательной и творческой деятельности и пр.


    1. Особенности организации педагогической диагностики

Педагогическая диагностика достижений ребёнка при освоении Программы предполагает систему мониторинга формируемых качеств в процессе наблюдений педагога за деятельностью детей по освоению образовательных модулей с целью выявления:

  • способов деятельности и их динамики;

  • интересов, приоритетов и склонностей ребёнка;

  • индивидуальных личностных и познавательных особенностей;

  • коммуникативных способностей.

В качестве целевых ориентиров такого мониторинга выступают критерии фор­мирования интеллектуальных способностей, указанные в разделе 1.4. «Планируемые результаты освоения Программы».




  1. Содержательный раздел


Ключевой идеей Программы выступает создание авторского мультфильма, который может стать современным мультимедийным средством обобщения и предъявления материалов детской деятельности. Иными словами, ребенок (при грамотной реализации методики проблемного обучения) осуществляет, в конечном счете, самостоятельную деятельность. Данный процесс, априори творческий и индивидуальный, по­зволяет совместно со взрослым придумывать необычные образы мультипли­кационных героев, сочинять нешаблонные и не привязанные к литературным источникам сюжеты, проговаривать основные этапы создания и озвучивая мультфильм.

Дополнительным, но крайне важным «бонусом» использования «Мультстудии» является гармоничная и естественная интеграция практически всех видов детской деятельности в процессе создания авторско­го мультипликационного фильма.


В современной теории проблемного обучения выделяется три уровня его практической реализации:

•педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, само решение предстоит самостоятельно найти обучающимся;

•педагог ставит проблему, но уже метод ее решения дети ищут самостоятельно (на этом уровне допускается коллективный поиск);

•на третьем, высшем, уровне постановка проблемы, поиск методов и разработка ее решения осуществляются детьми самостоятельно.

Следование этапам проблемного обучения, уча детей от определения объекта и проблемы исследования, формулировки темы, постановки цели и задач до их последовательного решения и получения выводов – задача крайне важная. Но не она должна ставиться во главу угла проблемного обучения. Ведь тогда теряется сама суть исследовательской деятельно­сти – творческий поиск, постановка ребенка в активную позицию исследо­вателя.

В детском исследовании, ключевым является наличие особой чувствительности, по­зволяющей увидеть проблему исследования там, где тысячи людей пройдут мимо. И самое главное чаще всего рождается случайно, в процессе поиска чего-то другого. Проблемное обучение предполагает развитие чувстви­тельности к этому случайно возникающему, побочному продукту, предвидеть или просчитать появление, которого заранее человеку не дано.

В то же время, как отмечает в своих статьях Александр Ильич Савен­ков, объективная трудность задачи постановки ребенка в позицию исследова­теля не освобождает от потребности искать ее ответ. Тем более, что в самом желании понять, как профессионально помочь ребенку включиться в исследо­вательский поиск, нет ничего противоестественного и принципиально нераз­решимого. В методике исследовательского обучения детей данный сложный философско-психологический вопрос трансформируется в ясную методиче­скую задачу: как выбрать тему исследования или творческого проектирова­ния.

В образовательную деятельность Программы входят продукты деятельности ребёнка по трем направлениям:

  1. экранизация знакомых сказок; придумывание сказок по набору персонажей из разных литературных произведений, знакомых детям;

  2. расшифровка пословиц;

  3. создание видеоряда социальной направленности (безопасное поведение, социализация в обществе, памятные даты и праздники, которые «оживут» благодаря мультстудии).


Содержание Про­граммы не может быть заранее расписано, поскольку оно определяется конкретной ситуацией в группе, а именно: индивидуальными склонностями детей, их интересами, особенностями развития. Педагоги, работающие по Программе, формируют содержание по ходу образовательной деятельности, решая зада­чи развития детей в зависимости от сложившейся образовательной ситуации, опира­ясь на интересы отдельного ребёнка или группы детей. Это означает, что конкретное содержание образовательной программы выполняет роль средства развития, подби­рается по мере постановки и решения развивающих задач и не всегда может быть задано заранее. Кроме того, на практике конкретное содержание образовательной деятельности обычно обеспечивает развитие детей одновременно в разных областях. Таким образом, определённая образовательная технология или содержательное на­полнение образовательной деятельности часто связано с работой педагога одновре­менно в разных образовательных областях.


2.1. Содержание работы с детьми 4-5 лет

Знакомство детей с цифро­выми технологиями позволяет суммировать и на современном уровне демонстрировать резуль­таты работы детей над различными проектами посредством создания ребёнком соб­ственного мультипликационного фильма. Это достижимо через освоение информа­ционно-коммуникативных, цифровых и медийных технологий, через продуктивный синтез художественного и технического творчества детей.


Тематика детских исследований

Темы детских исследований. Все бесконечное разнообразие возможных тем, для исследовательской работы и творческого проектирования детей можно условно объединить в три основные группы:

      1. фантастические – темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений;

Например, придумывание сказки по набору персонажей из разных литературных произведений, знакомых детям; или ребенок делает проект космического корабля, создает какую-то волшебную машину или прибор, разрабатывает парк фантастических растений или разрабатывает проект домашнего робота. Все это может быть создано только в вербальном варианте, а может быть воплощено в рисунке, макете.

      1. эмпирические – темы тесно связанные с практикой и предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов.

 Это наиболее интересное и перспективное направление исследовательской деятельности детей. Проведение исследований, включающих собственные наблюдения и эксперименты, очень ценно в плане развития самого исследовательского поведения и в плане приобретения новых сведений о мире. Эти исследования требуют большой изобретательности. В качестве предметов детских наблюдений и экспериментов могут выступать практически все объекты: и сами люди, и домашние животные, и явления природы, и самые разные неодушевленные предметы.

Например, ребенок на основе своих знаний и наблюдений расшифровывает те или иные явления природы, социального мира, поведения людей.

      1. теоретические – темы ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках. Это то, что можно спросить у других людей, это то, что можно увидеть в фильмах или прочитать в книгах и др.

В настоящее время издается много очень хороших энциклопедий и справочников для детей разного возраста. Это создает прекрасные условия для проведения теоретических исследований с детьми.

Например, можно собрать в разных справочниках и энциклопедиях информацию об безопасном поведении, социализации в обществе, памятных датах и праздниках и др. Обобщив эту информацию можно найти интересные закономерности, незаметные для поверхностного взгляда. Структурировав полученные данные можно представить выявленные сведения для обсуждения.

Из всех тем исследовательских работ теоретические – самые сложные. Обычно такие темы могут и любят разрабатывать дошкольники, входящие в категорию одаренных детей. Здесь от ребенка требуется интерес к анализу и синтезу, способность к классифицированию и категоризации, любовь к суждениям и умозаключениям, для успеха в этой работе необходима хорошо развитое аналитическое мышление и интуиция.


Правила выбора темы.

Приведем несколько общих замечаний по поводу определения проблем детских исследований и выбора тем. Условно мы называем их правилами «выбора темы» исследования:              

      • тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его. Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Желание, что-либо исследовать возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес. Тема «навязанная» ребенку, какой бы важной она не казалась нам взрослым, должного эффекта не даст. Естественно, для того, чтобы выбрать тему, интересующую ребенка, нужно знать его склонности. Суметь услышать, понять, почувствовать его интересы сложная, но вполне решаемая педагогическая задача;

      • тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования. Подвести ребенка под ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки – задача сложная, но без её решения эта работа теряет смысл. На первый взгляд может показаться, что это правило противоречит первому. На самом деле «идеальная», для каждого ребенка, в данный момент его развития, тема – результат, находящийся на грани между первым и вторым правилом. Искусство взрослого при проведении данной работы в том и состоит, чтобы помочь ребенку сделать такой выбор, который он бы считал «своим выбором»; 

  • тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. Познание начинается с удивления, а удивляются люди чему-то неожиданному. Темы детей должны быть оригинальными. Оригинальность, в данном случае, следует понимать, не только как способность найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные, привычные предметы и явления. Это правило ориентировано на развитие важнейшей характеристики творческого человека – умение видеть проблемы. Способность находить необычные, оригинальные, точки зрения на разные, в том числе и хорошо известные предметы и явления, отличает истинного творца от посредственного, творчески не развитого человека;

      • тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена качественно, но относительно быстро. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, у ребенка не высока. Долго целенаправленно работать в одном направлении ему обычно очень трудно. Поэтому часто приходится наблюдать, что увлеченно начатая и не доведенная сразу до конца работа (рисунок, постройка и др.) так и остается незаконченной. Выполнить исследование «на одном дыхании» практически очень сложно. Учитывая эту особенность детской природы, следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени;

      • помогая детям выбрать тему, старайтесь сами держаться ближе к той сфере, в которой сами чувствуете себя одаренным. Исследовательская работа делается ребенком совместно с педагогом, поэтому тема должна вызывать интерес не только у воспитанника, но и у педагога. Для того, чтобы этот интерес соблюсти надо стараться ориентировать детей на то, что интересно вам, что у вас вызывает интерес, на то, в чем вы сами хорошо разбираетесь; 

      • педагог тоже должен чувствовать себя исследователем. Педагог, работающий в традиционном репродуктивном режиме, убежден, что нельзя научить ребенка тому, чего не знаешь сам. Принципиально иначе все это выглядит в исследовательском обучении. Исследуя проблему с ребенком можно приобретать знания вместе с ним, помогая друг другу, мы можем открывать для себя новые горизонты. Это один из самых результативных путей обучения творчеству.  

Кроме этого, выбирая тему надо учитывать:

      • возможный уровень решения. Естественно, что проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей. Эта позиция касается обычно не столько выбора проблемы, сколько уровня её подачи, имеется в виду её формулировка и отбор материала для решения. Одна и та же проблема может решаться детьми разного возраста на разных этапах обучения, по-разному, с различной степенью глубины;

      • желания и возможности. Выбирая проблему нужно учесть, есть ли необходимые для её решения средства и материалы. Отсутствие литературы, необходимой «исследовательской базы», невозможность собрать необходимые данные, обычно приводят к поверхностному решению. Поверхностное решение рождает «пустословие». А это не только не содействует, а напротив, существенно мешает развитию творческого мышления, основанного на доказательном исследовании и надежных знаниях.


Формы и методы организации детской деятельности

Процесс реализации содержания Программы представляет собой организацию приоритетных для каждого возраста вида деятельности в различных формах, которые представлены в таблице.

Формы организации детской деятельности

Методы и приемы реализации содержания Программы

Дошкольный возраст

Дети с ОВЗ

Дошкольный возраст

Дети с ОВЗ

  • различные виды продуктивной художественно-творческой деятельности;

  • экспериментирование

  • художественно-творческая деятельность;

  • экспериментирование

  • наблюдение с пошаговой съёмкой;

  • придумывание и съёмка исто­рий, сказок.

  • наблюдение с пошаговой съёмкой;

  • придумывание и съёмка исто­рий, сказок.

  1. Организационный раздел


3.1. Материально-техническое обеспечение Программы

  1. Комплект мультстудии: оборудование (ширма, web-камера на гибкой основе, набор фонов, декораций и магнитов), программное обеспечение (диск с компьютерной программой), научно-методическое обеспечение (пошаговая инструкция в вопросах и ответах, ме­тодичка).

  2. Ширма настольная из фанеры с магнитными стенками-сторонами представляет собой сборно-разборную конструкцию с размером основания 31 х 22 см, размер одной стороны 33 х 22, размер второй стороны 22 х 21 см. Конструктивные воз­можности ширмы позволяют собирать её ребёнку правше и ребёнку левше.

  3. Вертикальные магнитные фоны (лес, луг, небо, изба, дорога, улица) размером 48 х 21 см.

  4. 12 элементов декораций, в том числе изобра­жения деревьев, облаков, солнца и др.

  5. Самоклеющиеся магниты, с помощью кото­рых декорации крепятся к фонам.

  6. Матовое антибликовое стекло – допол­нительное крепление для 8 фонов-основ и для крепления героев мультфильма.

Дополнитель­но: ноутбук, цветные маркеры на водной основе и губка к ним, бумага (офсет, бумагу повышенной жесткости, картон и плотную бумагу 250–300 г/м2), цветной принтер.


Набор фигурок и материалов для создания мультфильмов

Фи­гурки людей, животных, сказочных персона­жей; изобразительные материалы (цветной картон и бумага, акварель, гуашь, клей, ножницы и т.д.), в том числе 3D-ручка для создания объёмных предметов и фигурок, пластилин, элементы декораций (малые размеры: кукольная мебель, посуда, деревья, дорожные знаки и т.д.); лего-конструкторы («Моя первая история». Базовый набор; «Люди мира». DUPLO; «Наш родной город». DUPLO; Набор с трубками. DUPLO).


3.2. Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания

  1. Образовательный модуль «Мультстудия “Я творю мир”». Муродходжаева Н. С, Амочаева И. В. — М., 2018.

  2. «LEGO в детском саду». Парциальная программа интеллектуального и твор­ческого развития дошкольников на основе образовательных решений «LEGO Education». Маркова В. А., Житнякова Н. Ю. — М., 2018.


3.3. Учебный план


Название темы

Всего занятий

Теоретические занятия

Практические занятия

Обучение детей работе с мультстудией

4

3

1

Экранизация знакомых сказок

10

4

6

Придумывание сказок по набору персонажей из разных литературных произведений, знакомых детям

10

2

8

Расшифровка пословиц

16

4

12

Создание видеоряда социальной направленности:

  • безопасное поведение (ПБ, ПДД, незнакомые люди, подозрительные предметы и т.д.),

  • социализация в обществе (выход из конфликтных, проблемных ситуаций),

  • памятные даты и праздники (День матери, День отца, День дошкольного работника, Новый год, День российской армии, Международный женский день, День космонавтики, День российского флага и т.д.).



8



8


10





8



8


10


Итого:

66

13

53


Количество занятий в том или ином направлении могут варьироваться в зависимости от интереса детей.


3.4. Расписание занятий


Возрастная группа

День недели

Время проведения

Обучение детей 4-5 лет

Вторник

17.00-17.30.

Пятница

17.00-17.30


3.5. Объем образовательной нагрузки

Занятия проходят два раза в неделю, восемь раз в месяц (за исключением сентября и января: в сентябре – две недели отводятся на заключение договоров, январь – сокращено количество занятий из-за новогодних каникул). Общее количество занятий в год – 66.


Форма и наполняемость занятий.

Содержание занятий ориентировано на добровольные одновозрастные группы детей:

4-5 лет – наполняемость 4 человека (очная).

Ведущей формой организации занятий является групповая.


Продолжительность занятий:

4 - 5 лет – 30 минут.


3.6. Список литературы


  1. Волосовец Т.В., Маркова В.А., Аверин С.А. STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.

  2. Савенков А.И. Методика проведения учебных исследований в детском саду (https://madou11reutov.ru/f/savenkov_ai_metodika_provedeniya_uchebnyh_issledovanij_v_detskom_sadu.pdf).




3.7. Планирование образовательной деятельности


  1. Обучение детей работе над мультфильмами:

  1. Знакомство с видами анимации и этапами создания мультфильмов.

  2. Знакомство с мультстудией, особенностями создания мультфильмов в мультсттудии.

  3. Обучение детей созданию видеоряда, его особенностями. Обучение детей наложению звука и музыки в мультфильм.

  4. Обучение детей подготовительной работе, созданию сценарией (10 занятий).

  1. Экранизация знакомых сказок:

  1. Русская народная сказка «Колобок»

  2. Русская народная сказка «Репка»

  3. Русская народная сказка «Курочка ряба»

  4. Сказки по выбору детей

  1. Придумывание сказок по набору персонажей из разных литературных произведений, знакомых детям:

  1. Как пошли в школу Лиса Алиса, Знайка и Домовенок Кузя (персонажи могут быть изменены).

  2. Что могло приключиться с Дюймовочкой, Буратино и Чебурашкой

  3. Что придумали Матрешки, Попугай Кеша и Мамонтенок и т.д.

  1. Расшифровка пословиц:

  1. Человек познается в труде

  2. У всякого свои обычаи

  3. Один в поле не воин; Одной рукой узла не завяжешь; Один за всех и все за одного

  4. С миру по нитке – голому рубаха

  5. Не украшай платье, украшай ум; Не все то золото, что блестит

  6. Муравей не велик, а горы сворачивает

  7. Рыбак рыбака видит издалека; Два сапога – пара

  8. С нам каши не сваришь

  9. Пускать пыль в глаза

  10. Взялся за гуж, не говори, что не дюж; Назвался груздем – полезай в кузов

  11. И в воде не тонет, и в огне не горит

  12. Кто смел, тот и на коня сел; Где отвага, там и победа; Храбрый побеждает, а трус погибает; Волков бояться – в лес не ходить

  13. Ученье – свет, а неученье – тьма; Век живи – век учись; Учить – ум точить; чему учился, тому и пригодился

  14. Весенний день год кормит

  15. Пришла весна, тут уж не до сна

  16. Весна и осень – на дню погод восемь

  17. Без терпенья нет уменья и т.д.

  1. Создание видеоряда социальной направленности:

  1. Безопасное поведение (ПБ, ПДД, незнакомые люди, подозрительные предметы и т.д.)

  2. Социализация в обществе (выход из конфликтных, проблемных ситуаций)

  3. Памятные даты и праздники (День матери, День отца, День дошкольного работника, Новый год, День российской армии, Международный женский день, День космонавтики, День российского флага и т.д.)


Приложение 1


Инструктаж создания мультфильма.


Согласитесь, среди всех детских занятий: спортивные секции, прогулки, чтение, видеоигры, лего и т. п. лидирует просмотр мультиков. А что если пассивный просмотр заменить активным творчеством? Покажите ребенку, как создать мультик на компьютере, и он наверняка увлечется этим. Начните с самого простого – техники стоп-моушн (stop-motion), «оживления» фигурок. Для первого опыта снимите лего-мультик с человечками из конструктора. Затем расскажите юному мультипликатору, как сделать мультфильм из пластилина или бумаги, а дальше креатив пойдет по возрастающей.

Конечно, важно выбрать простую и понятную программу. Видеоредактор Movavi послужит удобным приложением для создания мультфильмов и пробудит интерес к творчеству. Следуйте пошаговой инструкции и создайте с ребенком мультфильм своими руками.

  1. Сочините сценарий

Всякий анимационный фильм, даже мини-мультик, требует сценария. Его не обязательно записывать, просто возьмите известный сюжет и набросайте примерные картинки кадров. А можно сочинить свой сценарий.

  1. Подготовьте персонажи

Если вы задумали мультик, отберите нужные фигурки. Для пластилиновой сказки слепите персонажей из пластилина, сделав им каркас из проволоки для прочности. В качестве героев можно использовать также поделки из бумаги, природных материалов, фигурки из Киндер-сюрприза или миниатюрных кукол, лего-конструктора.


  1. Снимите покадровую анимацию

Затем нужно снять серию фотографий, где герои будут менять положение в соответствии с сюжетом. Снимать лучше всего со штативом, но если у вас его нет, можно просто установить фотоаппарат так, чтобы угол съемки не менялся. На каждое простое движение персонажей необходимо сделать минимум 2-3 кадра.

  1. Установите программу для создания мультфильмов

Для монтажа мультфильма подойдет как стационарный компьютер, так и ноутбук. Скачайте Видеоредактор Movavi для Windows или Mac на русском языке и запустите установочный файл. Следуйте инструкциям на экране компьютера. По завершении инсталляции программа запустится автоматически.

  1. Добавьте фото и создайте видеоряд

Нажмите кнопку «Добавить файлы» и выберите фотографии для мультфильма. Все выбранные изображения будут автоматически перенесены на «Монтажный стол». Чтобы расположить фотографии в нужном порядке, просто перетаскивайте их по «Видеотреку». Далее необходимо выставить длительность показа для всех слайдов. Чтобы это сделать, нажмите кнопку «Мастер» переходов, как показано на иллюстрации, и введите нужное значение в поле «Длительность слайдов». Для мультфильма подойдет длительность 100-300 мс.


  1. Наложите звук

Снова нажмите кнопку «Добавить файлы» и выберите нужный аудиофайл. При необходимости вы можете обрезать лишнюю часть аудио. Для этого установите красный маркер там, где нужно разрезать трек, и нажмите кнопку «Разрезать», как показано на рисунке. Кликните по ненужной части и удалите ее кнопкой «Delete» на клавиатуре.


  1. Сохраните готовый мультфильм

Кликните по кнопке «Сохранить», в появившемся окне выберите видеоформат и нажмите «Старт». Поздравляем, ваш мультфильм готов!






































Приложение 2


Разрабатываем сценарий


При создании  мультфильмов с маленькими детьми речь пойдет скорее не о полноценном сценарии,  а о короткой сказке или истории. История — устная или письменная передача информации в виде рассказа или пересказа. Очень важно учесть возраст детей и их способность самостоятельно создать персонажей и озвучить их.

В проведенном проекте "Волшебный мир мультипликации" к написанию сценария привлекались родители. В качестве предложений от родителей были варианты - взять за основу знакомые ребятам сказки ("Колобок", "Три медведя" и т.п.), но после обсуждения пришли к выводу, что ребятам будет трудно самостоятельно слепить фигуры персонажей, мультфильмы получатся длиннее, чем нужно. Поэтому решили пойти другим путем и  выбрали простого героя - гусеницу.  Ее несложно лепить, она состоит из головы и нескольких отсеков, которые можно сделать разноцветными. Родители предлагали разные варианты сценариев, среди них был и такой:


Жила была маленькая гусеничка, Она была очень доброй и больше всего хотела найти себе друзей. Однажды она попала на полянку, на которой росли разные цветы. Цветы были очень красивые и мудрые, солнышко дарило им свое тепло, ветер обдувал лепесточки и приносил новости, а дождик давал им силы. Гусеничка подняла голову и увидела цветок Василек, у которого были нежные голубые лепестки и тонкий стебелек. "Василек, скажи мне, как найти друга? Каким должен быть друг?" - спросила Гусеничка. "Друг – это тот, с кем весело играть, кого ты всегда рада будешь видеть", - ответил ей Василек. Гусеничка поползла дальше и увидела Одуванчика, у него была белая и пушистая шапочка на голове. "Одуванчик, а как ты думаешь, кто такой - друг? - спросила она у него. "Друг это тот, кто никогда тебя не обидит, милая Гусеничка", - ответил ей Одуванчик.

На самой середине поляны росла высокая и стройная Ромашка, ее лепестки были очень белые и очень ровные. "Ромашка, а ты как считаешь, что такое дружба, легко ли быть другом?", спросила Гусеничка у Ромашки. "Друг всегда придет на помощь, Гусеничка", - ответила ей Ромашка. 

Гусеничке понравились ответы цветов, ей захотелось найти друзей еще сильнее. А еще она задумалась, сможет ли она сама быть хорошим другом. Ребята, а вы можете ответить на вопрос: "Какой я друг?"


Но, в конечном итоге, остановились на таком варианте, который нашли в интернете:


Жила-была гусеница. Она очень любила покушать. Букашки немножко росы с травинок попьют — вот и сыты. А гусеница ела листья, ела цветы, ела ягоды — и всё ей было мало. Букашки над ней смеялись, говорили: «Ну и обжора!» Но гусеница их не слушала. Наконец она наелась, заползла под листочек, сделала себе домик и уснула в нём.
А через несколько дней из домика вылетела большая красивая бабочка. Что за чудеса? Да это гусеница, пока спала, превратилась в прекрасную бабочку! Почему произошло такое чудо? Наверное, потому что гусеница хорошо кушала, хорошо работала — строила домик, крепко спала и не капризничала. 


В этом коротком тексте вместилось практически все, что нужно для сценария:

  • экспозиция, где зритель знакомится с главным героем или героями;

  • завязка;

  • действие;

  • кульминация;

  • развязка;

  • финал.

Очень важно и некоторое противопоставление героев: «плохие букашки» и «хорошая гусеничка».  






































Приложение 3


Создаем персонажи и фон


Предлагаем героев мультфильма сделать из воскового пластилина, бумаги, конструктора Lego. Фон лучше делать рисованным или в виде аппликации.


Декорации или как сделать мультфильм ярким и необычным

Декорация (от фр. decoratio — украшение) — в широком значении слова — всякое художественное украшение предмета или помещения (Википедия). В случае с анимацией  — это украшение того места, где происходят события нашего мультфильма.

Если это кукольный или пластилиновый мультфильм, значит нам нужно декорировать пол, стены и создать композицию в нашей объемной (как маленькая театральная сцена) мультстудии.

Если мы создаём плоскостной, будь то рисованный или пластилиновый мультфильм, мы украшаем фон, который зафиксирован на нашем «мультипликационном» столе.

Для того, чтобы наш мультфильм получился ярким и необычным, при изготовлении декораций рекомендую использовать природной и бросовый материал. Что это за материал?

К природному материалу относятся разнообразные веточки, скорлупа грецких орехов, желудей, фисташек, семена арбуза, подсолнечника, фасоль, листья, трава, и многое другое, что нам может подарить Природа-матушка  во время прогулки по лесу или парку.

Бросовый материал — это на первый взгляд абсолютно ненужные, но на самом деле исключительно и безоговорочно нужные вещи: вата, нитки, салфетки, пуговицы, катушки, баночки, крышечки, коробочки, стержни, лоскутки ткани, пенопласт…. Всего не перечесть!

Как самым творческим мультипликаторам, я предлагаю оформить нашу угловую мультстудию (маленькая театральная сцена) природным и бросовым материалом.

Начнём с неба. Что мы видим на небе? Солнце, облака… В дождливую погоду тучи и дождь… В зимнее время из тучи может падать снег….

Солнышко мы делаем просто из цветной бумаги или пластилина. Облака — из ваты или простых столовых салфеток… Дождик можно сделать из новогоднего блестящего дождика, а снег нарисовать белым корректором прям на голубой бумаге… Дно нашей студии — мы всегда делаем пластилиновым, чтобы наши герои хорошенько прилипали к месту съёмки! А может вы придумаете что-то гораздо интереснее…

Теперь о композиции… Давайте оформим необычный лес. Например, из скорлупы от фисташек. Кому-то гора скорлупы покажется мусором, а кто-то придумает превратить её в необычное дерево…


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Дополнительная образовательная программа "Мультстудия"

Автор: Юкляевских Анна Александровна

Дата: 28.11.2020

Номер свидетельства: 564751

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Воспитательный потенциал дополнительной образовательной программы "Мультстудия "Страна Чудес" "
    ["seo_title"] => string(99) "vospitatiel-nyi-potientsial-dopolnitiel-noi-obrazovatiel-noi-proghrammy-mul-tstudiia-strana-chudies"
    ["file_id"] => string(6) "213301"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432029954"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства