Государственное бюджетное учреждения Новосибирской области «Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних» г. Татарск
2.Полное название программы
Рабочая программа дополнительного образования детей «Чудеса своими руками»
3. Ф. И. О. должность составителя
Антоненко Татьяна Анатольевна
воспитатель
4.Сведения о программе
4.1Нормативная база
-Конституция РФ.
-Конвенция о правах ребенка.
- Федеральный закон №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 21 мая 1999 года
- Федеральный закон №124 «Об основах гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998
- Федеральный закон № 195 «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г.
- Устав ГБУ НСО СРЦН г. Татарск.
- Положение ГБУ НСО СРЦН г. Татарск.
- Положение отделения социальной реабилитации
4.2 Область применения
Дополнительное образование детей
4.3 Направленность
социально-педагогическая
4.4 Тип программы
Модифицированная
4.5 Вид программы
Образовательная
4.6 Возраст воспитанников
от 3-18 лет
4.7Продолжительность обучения
10 месяцев
5. Заключение педагогического совета
Протокол заседания №
Пояснительная записка.
«Кто был глух к природе с детства,
кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца,
не открыл для себя красоты первой весенней травы,
к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного,
чувство поэзии, а может быть, и простая человечность»
(В.А. Сухомлинский)
Природа всегда была добрым другом человека. Красота её вдохновляла поэтов, художников на создание величайших произведений.
Умение видеть и чувствовать красоту родной природы – большое счастье. Развивать это умение у детей нужно как можно раньше, так как чувства прекрасного, простой человеческой доброты закладываются именно в детстве.
Данная программа направлена на экологическое воспитание детей и на развитие творческих способностей, с внесением в неё других видов деятельности: изобразительной, декоративно-прикладной.
А так же на обеспечение эмоционального благополучия ребенка, что является главной задачей ГБУ НСО СРЦН г. Татарска, на создание условий для творческой самореализации личности.
Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.
Программа знакомит с разными технологиями декоративно-прикладного творчества, с художественно-творческими технологиями, с технологиями изготовления поделок из природного материала. Предоставляет возможность на практике во время прогулок, экскурсий познакомиться с окружающим миром во всем его многообразии, способствует развитию мировоззрения, ценностным ориентациям, установкам и активной деятельности по охране окружающей среды.
Каждый воспитанник имеет уникальную возможность выразить свои скрытые таланты, погрузиться в мир безграничной фантазии, в мир красоты и добра. Занятия творчеством - стимулирует общее развитие детей, способствует преодолению имеющихся задержек и нарушений развития.
Дети поступающие, в наше учреждение обладают низким уровнем способности к адаптации, малым багажом знаний по экологии, природоведению и умений в области творчества. Для решения данной проблемы я разработала дополнительную образовательную программу «Чудеса своими руками». Данная программа позволяет включение воспитанников в процесс реабилитации на любом этапе реализации программы.
Педагогическая целесообразность данной программы состоит в том, чтобы помочь каждому ребенку реализовать свои фантазии в своих работах, получить знания и навыки по природоведению, экологии, декоративно-прикладному творчеству.
Актуальность программы заключается в том, чтобы воспитать экологически грамотного человека через искусство, раскрытию таланта воспитанников, овладение разнообразными способами работы ручного труда в условиях реабилитационного центра.
Овладев несколькими видами рукоделия и комбинируя их, воспитанник получает возможность создавать высокохудожественные изделия с применением различных техник, которые могут пригодиться ему в повседневной жизни.
Новизна программы состоит в объединении биолого-экологического содержания теоретических, практических тем занятий обучения, с творческими работами.
В программе осуществляются межпредметные связи с технологией ручного труда, изобразительной деятельностью, окружающим миром, экологией.
Программа составлена с учетом требований нормативных документов:
-Конституция РФ.
-Конвенция о правах ребенка.
- Федеральный закон №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 21 мая 1999 года
- Федеральный закон №124 «Об основах гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998
- Федеральный закон № 195 «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г.
- Устав ГБУ НСО СРЦН г. Татарск.
- Положение ГБУ НСО СРЦН г. Татарск.
- Положение отделения социальной реабилитации.
Условия реализации программы:
Для эффективной организации образовательного процесса необходимо наличие:
- учебной группы для проведения групповых занятий в рамках данной образовательной программы. Группа должна быть оснащена мебелью, удовлетворяющей нормам САНПИН, согласно возрастным особенностям детей, а также наличием раковины, места для хранения работ, дидактического материала и т.д;
- наличие в помещении видео, аудиоаппаратуры, компьютера, мультимедийного проектора и экрана для просмотра фильмов, слайдов;
- дидактический материал: ориентировочные схемы, эскизы, шаблоны, технологические карты и т.п;
- методическое обеспечение (познавательная и учебная литература, методические разработки и др.);
- наличие оборудования и инструментов (клей, ножницы, карандаши, цветная бумага, картон, гофрокартон, кисти, краски и др.);
• наличие уголка с развивающей литературой по экологии «Библиотечная полка»;
Особенностью реализации программы является:
Группа детей разновозрастная. Рассчитана на детей от 3 до 18 лет.
Занятия – групповые, по звеньям и индивидуальные. Занимаются мальчики и девочки.
Учитываются возрастные особенности несовершеннолетних, подбираются занятия в соответствии с возрастом; личностно-ориентированные, инновационные формы обучения, предоставляющие определенную самостоятельность обучающимся в поиске новых творческих решений.
Психолого-педагогические особенности.
Младшая возрастная группа.
В этот период происходит физическое и психофизиологическое развитие ребенка. Совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. Кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой. Однако наиболее важные отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности у детей этого возраста ещё не завершили своё формирование. Поэтому регулирующее и тормозящее влияние коры на подкорковые структуры оказывается недостаточным.
Несовершенство регулирующей функции появляется в свойственных детям данного возраста особенностях поведения, организации деятельности, эмоциональной сферы. Дети этого возраста часто отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, легко возбудимы, очень эмоциональны. Поэтому ребенок младшего школьного возраста – это ещё неокрепший организм с психологической и физиологической точки зрения, требующий к себе со стороны воспитателя огромного внимания. Задача воспитателя состоит в том, чтобы помочь каждому ребенку реализовать свои потенциальные возможности в творчестве, раскрыть ценность умений каждого. Во время занятий детей нельзя торопить и подгонять, тем самым показывая им, что они не умеют работать. Ребенок может замкнуться в себе и потерять интерес к занятиям.
В период 7-9 лет у детей наблюдается развитие психологического процесса. Создаются необходимые условия для освоения двигательных навыков и предметных ручных манипуляций. Занятия в группе позволяют выполнить эту задачу.
Средняя возрастная группа
10 –13 лет период отрочества, важнейшие специфические черты которого проявляются в стремлении к общению со сверстниками, появлении в поведении признаков, свидетельствующих о желании утвердить свою самостоятельность, независимость.
У подростков этого возраста повышается способность к регуляции поведения. Разнообразнее и богаче становится содержание и формы их деятельности. Развивается способность анализировать, обобщать, делать простейшие умозаключения, улучшается произвольная память. Внутреннее торможение становится более устойчивым, а работоспособность коры головного мозга повышается. Формируется произвольность физиологических процессов, то есть умение управлять ими, ставить цели познавательной деятельности и контролировать их достижения.
Этот период характеризуется становлением избирательности, целенаправленности восприятия, устойчивого произвольного внимания и логической памяти. В это время активно формируется абстрактное, теоретическое мышление, усиливается индивидуальные различия, связанные с развитием самостоятельного мышления. Это период для становления нового уровня самосознания, который выражается в стремлении понять себя, свои возможности, своё сходство с другими детьми и свою неповторимость.
Подростки имеют больше навыков для работы по изготовлению игрушек, они могут самостоятельно выбирать художественный образ и создавать его.
Общение со сверстниками выделяется в качестве ведущей деятельности детей этого возрастного периода. Стремление подростка занять подобающее положение среди сверстников сопровождается повышенными требованиями к ценностям и окружающим.
Тип программы: модифицированная, адаптированная к условиям ГБУ НСО СРЦН.
За основу программы взята типовая программа «Технология народных ремесел. Бисер, соломка, береста, макраме»; автор-составитель В.А. Мураева, Волгоград: Учитель, 2011г. и дополнительная литература.
Направленность: социально-педагогическая.
Срок реализации программы: 10 месяцев (объем – 50 часов).
Цель программы: создание условий для творческой самореализации личности ребёнка,интеллектуального развития, адаптирование их к жизни в современном обществе, посредством различных видов декоративно-прикладного творчества и накопление знаний и умений по биологии, экологии.
Задачи:
Обучающие:
• Познакомить воспитанников с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества;
• Научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;
• Формировать умение достаточно самостоятельно решать познавательные задачи в процессе изготовления работ.
• Способствовать расширению кругозора детей, через изучение основ биологии и экологии.
• Научить видеть вокруг себя красоту и неповторимость родной природы и замечать неразумное, пагубное влияние на нее человеком
Развивающие:
• Развивать интерес к экологии и декоративно-прикладному творчеству.
• Воспитывать любовь к природе, эстетический вкус.
Спецификой моей программы является разнообразие форм и методов, которые я применяю при реализации образовательной программы.
Занятия проводятся в форме:
-игры- путешествий;
-КТД;
-выставок;
-тематических занятий;
-интегрированных занятий;
-экскурсий.
Форма организации обучающего процесса:
Групповая, индивидуальная, фронтальная.
Групповая форма в ходе групповой работы воспитанникам предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Все это способствует более быстрому и качественному выполнению задания. Групповая работа позволяет выполнить наиболее сложные и масштабные работы.
Индивидуальная форма предполагает самостоятельную работу воспитанников. Она предполагает оказание помощи каждому из них со стороны воспитателя, которая позволяет не уменьшая активности воспитанника содействовать выработке навыков самостоятельной работы.
Фронтальная форма предусматривает подачу материала по программе всей группе воспитанников.
Методы.
По источникам получения обучающей информации:
-словесные;
-наглядные;
-практические;
Методы по уровню включения в творческую деятельность:
- объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный.
Методы стимулирования активности воспитанников
(познавательной и творческой):
-поощрение;
-похвала;
-грамоты;
-предоставление работ на выставки, конкурсы.
Методы воспитания и развития:
- самостоятельная работа;
- коллективный анализ ситуаций и совместной деятельности;
Методы контроля и самоконтроля:
-самооценка;
-педагогический отзыв;
- выставка работ;
-контрольные задания: игры, викторины, кроссворды.
Предлагаемая программа построена на принципах:
Принцип от простого к сложному;
Принцип доступности;
Принцип наглядности;
Принцип систематичности;
Принцип связи теории с практикой.
Принцип научности.
Этапы реализации программы:
1.Подготовительный этап.
Работа направлена на наработку методического материала с учетом возрастных особенностей воспитанников. Отбор приемов и методов работы с детьми разного возраста.
2.Основной этап.
Работа направлена на реализацию программы «Чудеса своими руками» в ходе, которой проводятся занятия по обучению детей различным техникам декоративно-прикладной работы и правильным использованием различных материалов.
3.Диагностический этап.
На данном этапе выявляется уровень сформированности навыков и умений несовершеннолетних в области декоративно-прикладного искусства, уровень адаптации детей к новым условиям. При диагностировании используются анкеты. Первичная «Анкета для выявления творческих наклонностей у детей». Анкеты, диагностики по каждому блоку программы. Тест «Лесенка» измерение самооценки по методике В.Г. Щур.
4.Итоговый этап.
Анализ достигнутых результатов детьми в ходе реализации программы «Чудеса своими руками». Совершенствование программного обеспечения реабилитационного процесса.
Результативность образовательной программы:
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
Основным показателем успешной реализации программы является качественно выполненные работы детей декоративно-прикладного творчества, изобразительной деятельности. Теоретических знаний в области природоведения и экологии.
К концу обучения воспитанники должны знать:
- основные понятия, используемые в техниках декоративно-прикладного искусства: композиция, аппликация, модульная аппликация, объемная аппликация, природный материал, плоскостные игрушки, оригами, художественное вырезание, симметрия, контраст, диагональ и т.д.
- значение природы в жизни человека;
-сезонные явления в природе;
- различия между живой и неживой природой;
- основы экологии;
- правилабезопасности труда;
-названия и назначения инструментов и приспособлений ручного труда;
-простейшие правила организации рабочего места;
- знание технологий изготовления изделий, используя разные техники;
- технологию изготовления поделок из природного материала;
- правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе;
Должны уметь:
- соблюдать правила ТБ при работе с инструментами;
-работать по шаблону;
-выбрать стиль и составить композицию, грамотно подобрав все декоративные элементы для работы;
-изготавливать работы с использованием техники оригами, художественного вырезания, модульной аппликации, объемной аппликации, природного материала.
-использовать линию, ритм, силуэт, цвет, пропорции, форму, композицию как средства художественной выразительности в создании творческой работы;
- назвать, представить, защитить и оценить свою работу, затраченные усилия и собственные возможности;
-самостоятельно изготавливать изделие (по рисунку, эскизу, замыслу).
- проявлять творчество в создании изделий, обсуждать замысел, приходить к общему решению, распределять объём работы.
- умение использовать цвет как средства передачи настроения, состояния, выделения главного;
-умение составлять композицию на заданную тему, выбор формата, масштаба, выразительности и правильности компоновки, целостности композиции, выделение сюжетно-композиционного центра;
- умение создавать яркие, выразительные образы (образное мышление);
- умение фантазировать, самостоятельно создавать новые оригинальные образы;
- проводить наблюдения за сезонными изменениями в природе;
- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
- предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
- передавать красоту природы в своих поделках;
Итогом воспитательной работы по программе является степень сформированности качеств личности:
- любовь к людям и природе;
- ответственное отношение к окружающей среде;
- доброжелательность к живым существам;
- стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;
-доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности;
- стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.
Проверка результатов ЗУН:
Для оценки результативности занятий применяется текущий, промежуточный и итоговый контроль.
Текущий - осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий, и в форме опроса.
Промежуточный - тест, игра, выставки детских работ.
Итоговый – тестовые задания, итоговые выставки работ воспитанников.
Кроме того, оформляются временные тематические выставки по разделам.
Важным показателем работы по данной программе является положительные результаты. Участия в конкурсах в рамках учреждения, района, области, региона и Всероссийских.
Предполагаемые результаты.
•100 % усвоение теоретической части программы, наработка практических навыков и умений; умение самостоятельно применять свои умения и навыки в повседневной жизни.
• 75% имеют экологическую грамотность, ответственность за свои действия;
•80% воспитанников обладают потребностью к постоянному нравственному и художественному самосовершенствованию посредствам участия в конкурсах различного уровня.
Тематическое планирование
№
п/п
Тема занятия
Количество
часов
Теория
Практика
Раздел 1. Природа и творчество.
1.
Вводный контроль.
« Первичное анкетирование детей для определения творческих наклонностей»
1
1
0
2.
Рисование природы летом
«Улетает наше лето»
1
0,5
0,5
3.
Объемная аппликация «Ромашки в траве». Инструктаж по технике безопасности.
Аппликация из природного материала «Фантазии из листьев». Инструктаж по технике безопасности при работе с клеем.
1
0,5
0,5
8.
Носит одуванчик желтый сарафанчик. Инструктаж по технике безопасности.
1
0,5
0,5
9.
Рисование красками.
«Осенние дары»
1
0,5
0,5
10.
В далёком космосе
1
0,5
0,5
11.
Рисование. Белая береза.
1
0,5
0,5
12.
Акция. О чем березка плачет?
1
0,5
0,5
13.
Лес, точно терем расписной
1
0,5
0,5
14.
Натюрморт. Инструктаж по технике безопасности.
1
0,5
0,5
15.
Путешествие с комнатными растениями.
1
0,5
0,5
16.
Объемная снежинка
1
0,5
0,5
17.
Что можно сделать из квадрата?
1
0,5
0,5
18.
Украшение на елку «Фонарик»
1
0,5
0,5
19.
Волшебные снежинки.
1
0,5
0,5
20.
Новогодние флажки.
1
0,5
0,5
21.
Рисуем ножницами. Инструктаж по технике безопасности.
1
0,5
0,5
22.
Изба.
1
0,5
0,5
23.
Чудеса природы
1
0,5
0,5
24.
Подарок маме. Инструктаж по технике безопасности.
1
0,5
0,5
25.
Промежуточный контроль. Тестирование «Исследование уровня сформированности знаний и умений»
1
1
0
Раздел 2. Природа и человек.
26.
По страницам Красной книги.
1
0,5
0,5
27.
Мастерская добрых дел. Кормушки своими руками. Инструктаж по технике безопасности.
1
0,5
0,5
28.
Акция. Покормите птиц зимой!
1
0
1
29.
Занимательная экология
1
1
0
30.
День Земли
1
0,5
0,5
31.
Вода - активная среда жизни
1
0,5
0,5
32.
Экологические знаки
1
0,5
0,5
Раздел 3.Мир животных.
33.
Как розовые яблоки, на ветках снегири!
1
0,5
0,5
34.
Божья коровка. Аппликация из кругов
1
0,5
0,5
35.
Веселая гусеница. Аппликация из кругов
1
0,5
0,5
36.
Лягушка. Аппликация из кругов
1
0,5
0,5
37.
Яблоко с листочком и червячком
1
0,5
0,5
38.
Рыбки в аквариуме
1
0,5
0,5
39.
Бабочки на лугу
1
0,5
0,5
40.
Кто, где живет?
1
0,5
0,5
Раздел 4. Путешествие по свету.
41.
Семь чудес Новосибирской области
1
0,5
0,5
42.
Загадки растений
1
0,5
0,5
43.
Жили-были динозавры... и не только они
1
0,5
0,5
44.
Тайны камней
1
0,5
0,5
45.
Тайны комнатных растений
1
0,5
0,5
46.
Загадки обычных животных
1
0,5
0,5
47.
Загадки под водой
1
0,5
0,5
48.
Удивительные растения
1
1
0
49.
Домики, которые построила природа.
1
0,5
0,5
50.
Итоговый контроль. Диагностика «Исследование уровня сформированности знаний и умений»
1
0
0
Содержание программы.
Раздел 1. Природа и творчество.
Тема 1. Вводный контроль. « Первичное анкетирование детей для определения творческих наклонностей»
Тема 2. Рисование природы летом. Улетает наше лето.
Самостоятельное творчество - рисование природы летом. Создание красивых летних композиций с передачей настроения. Совершенствования умения рисовать цветными карандашами, регулируя силу нажима.
Тема 3. Объемная аппликация «Ромашки в траве».
Создание образа ромашки из бумажных полосок. Воспитания умения эмоционально откликаться на красоту полевых цветов, отражая свои впечатления в своей работе. Инструктаж по технике безопасности.
Тема 4.Рисование «В лес по грибочки»
Знакомства детей с грибами (съедобные и несъедобные), их внешним видом, формой, цветом. Рисование по технологическому плану и словесной инструкции белого гриба. Воспитание бережного отношения к природе.
Тема 5.Композиция в стиле оригами «Листочки».
Изготовление листьев деревьев. Поэтапное складывание бумаги в стиле оригами. Составление групповой композиции. Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность в работе.
Тема 6.Рисование деревьев, осенних листьев « Золотые краски осени». Знакомства детей с творчеством Л. Бродской «Опавшие листья». Рисование деревьев, осенних листьев тёплыми цветами: красным, жёлтым, оранжевым.Воспитания интереса к ярким, красивым явлениям природы.
Тема 7.Аппликацияиз природного материала «Фантазии из листьев».
Моделирование композиции из природных материалов по представлению. Беседа: «Влияние природы на эмоции человека». Инструктаж по технике безопасности при работе с клеем.
Тема 8.Носит одуванчик желтый сарафанчик.
Знакомство с миром природы. Создание выразительного образа пушистого одуванчика в технике накладной аппликации с использованием гофрированной бумаги. Уточнения представлений детей о внешнем виде одуванчика и показать возможность изображения желтых и белых цветов. Инструктаж по технике безопасности.
Тема 9. Рисование красками. Осенние дары.
Совершенствование техники раскрашивания готовой композиции акварельными красками и кистью. Развивать творческую активность и самостоятельность.
Тема 10. В далёком космосе.
Создание рельефной картины (панорамы), включающей разные космические объекты (солнце, планеты, звёзды, созвездия, кометы). Расширение
познавательного интереса к космосу. Воспитание художественного вкуса.
Тема11. Рисование.Белая береза.
Рисование лиственных, осенних деревьев с передачей характерных особенностей строения ствола и кроны. Гармоничное сочетание разных изобразительных техник. Совершенствования техники рисования концом кисти тонких веток приемом «прикладывания». Воспитания бережного отношения к природе.
Тема12. Акция. О чем березка плачет?
Создание группы активистов для распространения печатной агитации (листовок). Ознакомление воспитанников двух групп с содержанием акции. Распространение печатной агитации (листовок) среди воспитанников средней и старшей групп. Формирование у молодежи экологически ответственного поведения, бережного отношения к объектам живой природы в зоне мест отдыха. Проведение природоохранной акции на территории центра.
Тема 13.Лес, точно терем расписной.
Формировать умение создавать из деталей цветной бумаги сюжетные композиции, используя технику обрывных кусочков цветной бумаги. Развивать эстетическое восприятие. Воспитания бережного отношения к природе.
Тема 14. Натюрморт.Инструктаж по технике безопасности.
Знакомства детей с натюрмортом как жанром живописи, с репродукциями картин И. Хруцкий «Натюрморт» фрагмент, И. Машков «Синие сливы»
Изготовление из цветной бумаги, гофрокартона - цветочной вазы, букета цветов. Воспитания эстетического отношения к природе в окружающем мире и в искусстве.
Тема 15.Путешествие с комнатными растениями.
Познакомить воспитанников с отдельными группами комнатных растений их Родиной и уходом. Изготовление аппликации из цветной бумаги. Дети обводят руку, вырезают. Обводят шаблон под цветочника, соединяют детали в одну композицию.
Тема 16. Чудеса природы.
Аппликация. Составление образа деревьев из бумажных трубочек и скворечника. Воспитания эстетического отношения к природе в окружающем мире.
Тема 17. Изба.
Знакомство с технологией изготовления поделок из бумажных трубочек. Подбор цветовой гаммы. Выполнение объемной композиции с использованием дополнительного материала-ваты.
Тема 18. Подарок маме. Инструктаж по технике безопасности.
Освоение навыка составления гармоничной композиции на основе изображения вазы. Освоение техники резания ножницами. Воспитание желания делать приятное близким людям.
Тема 19. По страницам Красной книги.
Знакомство с Красной книгой. С редкими и исчезающими растениями и животными. Раскрашивание готовой композиции. Совершенствование умения рисовать цветными карандашами.
Тема 20. Мастерская добрых дел. Кормушки своими руками.
Инструктаж по технике безопасности. Знакомство детей с жизнью птиц зимой. Создание кормушек из бросового материала. Воспитания любви к птицам, желание им помогать. Развития инициативности, самостоятельности.
Тема 21. Акция. Покормите птиц зимой!
Практическая работа. Развешивание кормушек во дворе. Кормление птиц.
Формирование у детей экологически ответственного поведения, сострадания.
Тема 22. Занимательная экология.
Познавательная игра. Привлечения внимания к экологическим проблемам окружающей нас природе. Развитие эмоциональной восприимчивости и отзывчивости у детей. Развитие кругозора.
Тема 23. День Земли.
Вызвать интерес к экологическим проблемам, учить рисовать образ земли и дополнительные элементы. Совершенствовать навык работы с кистью акварельными красками. Развивать творческую активность, самостоятельность. Выставка рисунков.
Тема 24. Вода - активная среда жизни.
Привлечение внимания воспитанников к проблеме по сохранению пресной воды, рациональному ее использованию. Повышение информированности и грамотности воспитанников. Изготовление листовок, памяток.
Тема 25. Экологические знаки.
Изготовление природоохранных знаков, напоминающие о правилах поведения в природе. Защита своего природоохранного знака. Беседа на тему: «Какие меры по охране окружающей среды должен использовать человек». Выяснить, какие пути сохранения природы известны воспитанникам, а какие они хотели бы предложить сами.
Раздел 2.Мастерская Деда мороза.
Тема 26. Объемная снежинка.
Активизации воспоминаний детей о празднике Новый год. Освоение навыков конструирования из бумаги объемной снежинки. Воспитание усидчивости, терпения, аккуратности в работе.
Тема 27. Что можно сделать из квадрата?
Освоения навыка составления из готовых бумажных квадратов изображения предметов и аккуратного их наклеивания. Развития творчества, воображения, фантазии.
Тема 28. Украшение для елки. Фонарик.
Изготовление из цветной бумаги объемной игрушки для украшения группы к празднику. Освоение приемов вырезания, наклеивания и конструирования из бумаги.
Тема 29. Волшебные снежинки.
Знакомство с особенностями зимы, с техникой выполнения снежинки из бумаги сложенной в гармошку. Развития наглядно-образного мышления, воображения.
Тема30. Новогодние флажки.
Уточнить представления о геометрических фигурах. Освоение навыков вырезания предметов квадратной и прямоугольной формы. Проявление интереса к созданию коллективной композиции из флажков разной формы и величины для украшения группы.
Тема 31. Рисуем ножницами. Инструктаж по технике безопасности.
Знакомства детей с творчеством французского художника Анри Матисса. Формирования навыка с помощью ножниц вырезать различные характерные формы. Освоения приемов вырезания предметов из гармошки, прорезывания сквозь отверстия для получения ажурного узора.
Тема 32. Промежуточный контроль. Тестирование «Исследование уровня сформированности знаний и умений»
Раздел 3.Мир животных.
Тема 33. Как розовые яблоки, на ветках снегири!
Раскрашивание готовой композиции снегирей на заснеженных ветках. Совершенствования умения рисовать цветными карандашами, регулируя силу нажима.
Тема 34. Божья коровка. Аппликация из кругов.
Привлечение внимания воспитанников к проблеме по сохранению яркого жучка. Повышение информированности и грамотности воспитанников. Создание образа насекомого путем наклеивания из одинаковых форм (кругов).
Тема 35. Веселая гусеница. Аппликация из кругов.
Создание образа насекомого путем наклеивания из одинаковых форм (кругов). Формировать умение создавать сюжетную композицию, Воспитание любви к насекомым, желание их охранять.
Тема 36.Лягушка. Аппликация из кругов.
Знакомство с разнообразием лягушек. Изготовление аппликации из кругов и их частей. Создание сюжетной композиции. Воспитание любви к лягушкам, желание их охранять.
Тема 37. Яблоко с листочком и червячком.
Знакомства с профессией художника на примере картины И. Репина
«Яблоки». Составление композиции из нескольких элементов разной формы (яблока, листочка и червячка). Развитие чувства формы и композиции.
Тема 38. Рыбки в аквариуме.
Знакомство с понятием «диагональ». Учить делать рыбку складывая и сгибая бумагу по заданным линиям. Подбор материала. Техника выполнения. Составление композиции.
Тема 39. Бабочки на лугу.
Освоения создания методом оригами конструировать бабочку из бумаги.
Развития способности работать руками, мелкой моторики рук, глазомера, художественного вкуса.
Совершенствования аппликативных навыков при создании коллективной композиции «Бабочки на лугу».
Тема 40. Кто, где живет?
Создание сюжетной композиции (скворечник, дерево с листочками). Формирования знаний детей о домиках в которых живут разные животные. Освоения навыка создания скворечника: большой квадрат – стены, крыша – треугольник, вход - маленький квадрат. Воспитания бережного отношения к животным, желание им помогать.
Раздел 4. Путешествие по свету.
Тема 41. Семь чудес Новосибирской области.
Научно-познавательная беседа. Обзор уникальных и неповторимых мест Новосибирской области. Практическая часть. Художественное отражение в рисунке, одного из более запоминающегося образа.
Тема 42.Загадки растений.
История открытия удивительных растений: виктории - регии, раффлезии, сейшельской пальмы и др. Укрепление интереса к познанию окружающего мира. Практическая часть. Зарисовка запоминающегося растения.
Тема 43.Жили-были динозавры... и не только они.
Существовали ли драконы на самом деле или это персонажи сказок. Кто такие крокодилы. Какое животное первым появилось на суше? Как черепахи дышат под водой? Практическая часть. Раскрашивание карандашами готовых композиций.
Тема 44.Тайны камней.
Когда были открыты драгоценные камни? Малахитовая шкатулка. Чем знаменит малахит? Творческая работа. Изготовление малахитовой шкатулки с применением пластилина.
Тема 45.Тайны комнатных растений.
Познавательное занятие. Родина комнатных растений. Почему не все комнатные растения можно содержать в квартирах? Ядовитые и лекарственные свойства растений.
Тема 46. Загадки обычных животных.
Как летучие мыши видят в темноте? «Эхолокатор» летучих мышей, способность голубя возвращаться домой. Изготовление объемных голубей из белой бумаги. Создание общей композиции.
Тема 47. Загадки под водой.
Как передвигается осьминог? Изготовление осьминога из ниток и дополнительного материала.
Тема 48. Удивительные растения.
Экологическая «экспедиция». Познавательное занятие. Почему крапива жжется? Как растет банановое дерево? Какое растение имеет собственный бассейн? Какое растение душит в своих «объятиях»?
Тема 49.Домики, которые построила природа.
Рассматривание домиков для разных животных (ракушек, гнезд и др.) Их разнообразие. Как они служат своим хозяевам, как устроены. Рисование по представлению своего домика для маленьких человечков.
Тема 50.Итоговый контроль. Диагностика «Исследование уровня сформированности знаний и умений»
Методическое обеспечение.
1.Репродукции картин художников К.А. Коровин «Зимой», Васнецов «Три богатыря», «Аленушка», Врубель «Царевна-лебедь», В.А. Серов «Девочка с персиками».
2. Серии фотографий и иллюстраций природы.
3. Фотографии и иллюстрации животных, птиц, растений.
4. Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.
5. Презентации по жанром изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт), по декоративному рисованию, по предметному рисованию (поэтапное рисование).
8.Музыкальное сопровождение (звуки живой природы, классическая музыка, народная музыка, тематическая подборка)
Презентации:
1. «Путешествие с комнатными растениями»
2. «Аппликация из кругов»
3. «Семь чудес света»
4. «Съедобные и ядовитые грибы»
5. «Композиции из растений»
6. «Кто в лесу живет?»
7. «Волшебные краски» и др.
Видео фильмы:
«Времена года»;
«На грани исчезновения. Лягушки»;
«Удивительный мир бабочек»;
«Превращение из гусеницы в бабочку»;
«Белая береза..»; и др.
Материалы для занятий
Белая и цветная бумага формата А3.
Белая бумага формата А3, А4, А1.
Белый и цветной картон формата А4.
Простые карандаши.
Цветные карандаши.
Фломастеры.
Кисти беличьи №6, №5, №4, №3, №2.
Палитра.
Акварельные краски, гуашь.
Ножницы для детского творчества (с безопасными кончиками лезвий).
Баночки с водой.
Ватные палочки.
Трафареты.
Клей.
Оборудование:
Мольберт.
Столы для творчества.
Фартуки, клеенка для столов.
Салфетки бумажные.
Аудиокассета с записью русских народных песен.
Подставка под кисти и инструменты.
Музыкальный центр.
Список литература для воспитателя.
Законодательные материалы
1.Конституция РФ.
2.Конвенция о правах ребенка.
3.Федеральный закон №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 21 мая 1999 года
4.Федеральный закон №124 «Об основах гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998
5.Федеральный закон № 195 «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г.
6.Устав ГБУ НСО СРЦН г. Татарск.
7.Положение ГБУ НСО СРЦН г. Татарск.
8.Положение отделения социальной реабилитации
Однотомные издания, сборники
1. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. – 192с.
2. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
3. Волков И. П. Приобщение школьников к творчеству. – М., 1982.
11.Большая энциклопедия животного мира. М.:ЗАО "РОСМЭН-ПРЕСС”, 2007.
12.Все обо всем. Насекомые и пауки. – М.:ООО "Издательство Астрель”: ООО "Издательство АСТ”, 2001.
13.Дитрих А., Юрмин С, Кошурникова Н. Почемучка. Л., 1987.
14.Иллюстративная энциклопедия школьника «Мир живой природы». М., 1998.
15. Колбовский Е. Ю. Экология для любознательных, или о чем не узнаешь на уроках. Ярославль, 1998. 256 с.
Приложение № 1
Словарь терминов.
• Композиция – в переводе с латинского языка означает – располагать какие-либо предметы красиво.
• Аппликация – это художественная техника создания произведения ДПИ способом наклеивания кусочков бумаги, картона ткани, соломки, листьев на лист бумаги, по заранее подготовленному рисунку (композиции).
• Оригами – изготовление красочных поделок из бумаги приёмами многократного складывания и сгибания.
• Модульная аппликация - при такой технике образ получается путем наклеивания одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться вырезанные кружки, квадраты, треугольники, либо просто рваные бумажки.
• Объёмная аппликация – то есть максимально создающая иллюзию подлинности передаваемого явления.
• Плоскостные игрушки – их основой служит картон, на задней стороне которого пришивают петлю, чтобы можно было повесить игрушку на стену.
• Полуплоскостные (полуобъёмные) игрушки – для изготовления такой игрушки между основой (картоном) и тканью делают мягкую прокладку, которая придаёт игрушке объём.
• Блёстки – маленькие плоские блестящие кружочки или пластинки другой формы для украшения одежды и предметов быта.
• Основные (главные) цвета – те, которые не могут быть составлены из других цветов (это красный, желтый, синий).
• Мозаика (от франц. mosaigue, итал. mosaico — посвященное музам) изображение или орнамент, выполненный из однородных или различных по материалу частиц (галька, камень, разноцветные кусочки стекла, цветная керамическая плитка, черепки, пластмасса, цветная бумага) , природный материал: солома, засушенные растения. По разному закрепляются эти материалы: одни — с помощью извести, цемента, мастики, носка; другие — помощью клея.
Приложение №2
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА
При работе с ножницами:
Ø Ножницы во время работы класть справа, кольцами к себе, чтобы не уколоться об их острые концы. Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты.
Ø Следить, чтобы ножницы не падали на пол, так как при падении они могут поранить тебя и твоего товарища.
Ø Передавать ножницы кольцами вперёд с сомкнутыми лезвиями.
Ø Не класть ножницы, иголки возле движущихся частей машины.
При работе с клеем:
Ø Во время работы нельзя клей брать в рот, нюхать, тереть глаза .
Ø Следить , чтобы клей не падал на пол, на товарища. Бережно относиться к мебели за которой работаешь.
Ø В случаи попадания клея на слизистые оболочки (глаза, рот) немедленно промыть под проточной водой.
Правила рисования краской:
1. Кисть нужно держать между тремя пальцами (большим и средним, придерживая сверху указательным), за железным наконечником, не сжимая сильно пальцами.
2. При рисовании различных линий кисть надо вести по ворсу, поэтому рука с кистью движется впереди линии.
3. При рисовании широких линий нужно опираться на весь ворс кисти, палочку держать наклонно к бумаге.
4. Чтобы рисовать тонкую линию, кисть нужно держать палочкой вверх и касаться бумаги только концом кисти.
5. При закрашивании рисунков кистью линии нужно накладывать рядом, вести их в одном направлении, каждый раз начиная движение сверху или слева (а не туда - обратно, как карандашом).
6. Каждую линию при рисовании и при закрашивании нужно проводить только один раз.
7. Вести линии нужно сразу, не останавливаясь.
Правила рисования карандашом:
1. Карандаш нужно держать тремя пальцами (большим и средним, придерживая сверху указательным), сильно не сжимая, не близко к отточенному концу.
2. Когда рисуешь линию сверху вниз, рука с карандашом идет сбоку линии, а когда рисуешь линию слева направо, рука - внизу линии. Так вести руку нужно для того, чтобы видеть, как рисуешь, тогда получится прямая линия.
3. Линию нужно рисовать сразу, не останавливаясь, не отнимая карандаша от бумаги, иначе она может получиться неровной. Не надо проводить одну линию несколько раз.
4. Предметы прямоугольной и квадратной формы нужно рисовать с остановками на углах, чтобы можно было подумать, как рисовать дальше.
5. Предметы круглой формы надо рисовать одним движением руки туда- обратно.
6. Закрашивать рисунок карандашом нужно неотрывным движением руки туда обратно.
7. При закрашивании рисунка штрихи надо накладывать в одном направлении: сверху вниз, слева направо или по косой.
8. При закрашивании рисунка нельзя заходить за контур нарисованного предмета.
9. Закрашивать рисунок без просветов.
10. Закрашивая рисунок, нужно равномерно нажимать на карандаш: посильнее нажимать, если хочешь закрасить поярче, и слабо нажать, если нужно закрасить посветлее.
Приложение №3
Гимнастика для глаз.
Длительная работа с мелкими материалами вызывает утомление, поэтому необходим перерыв, во время которого можно выполнить гимнастику для глаз.
Воспитанникам предлагается удобно сесть на стул, выпрямить спину, облокотиться на спинку стула, руки положить на колени и выполнить следующие упражнения:
• не двигая головой, медленно поднять глаза вверх, затем опустить вниз (5-10 раз);
• посмотреть влево – вправо, не двигая головой (5-10 раз);
• упражнение «восьмерка» (5-6 раз);
• закрыть глаза, слегка похлопать по векам подушечками пальцев (15-30 секунд);
• открыть глаза, сконцентрировать внимание на близко расположенном предмете, затем перевести взгляд на далеко расположенный предмет (5-10 раз);
• поворачивая голову влево и вправо, постараться максимально увидеть, что находится за спиной;
• запрокинув голову, постараться максимально увидеть, что находится сзади;
• глубоко вдохнуть, выдохнуть, 2-3 раза поднимая руки на вдохе вверх и опуская их вниз на выдохе;
• походить по группе.
Выявление направленности личности.
Тест «Незаконченный тезис» (Методика «свободный выбор»)
Цель теста: определить степень позитивного или негативного отношения к жизни. Обучающиеся в течение 1-2 минут дописывают незаконченные предложения. На основании их определяется позитивное или негативное отношение воспитанника к миру. Таблица 1
ФИО
Творческое объединение
Группа
N
Утверждение
Оценка (позитивная или негативная)
1
Хорошая жизнь — это ...
2
Быть человеком — значит ...
3
Самое главное в жизни ...
4
Нельзя прожить жизнь ...
5
Чтобы иметь друзей, надо ...
6
В хорошей школе ...
7
Когда есть свободное время, я ...
8
Музыка нужна, так как ...
9
Я не согласен с тем, что говорят, будто я ...
Вывод:
2) Методика изучения мотивов участия обучающихся в деятельности
(подготовлена Л.В. Байбородовой)
Цель: выявление мотивов поведения обучающихся.
Обучающимся предлагается определить, что и в какой степени привлекает их в совместной деятельности, и оценить это в баллах (табл. 2).
Таблица 2
ФИО
Творческое объединение
Группа
№ п/п
Что тебя привлекает в деятельности?
Ответ: от 3 до 1 баллов
1
Интересное дело.
2
Возможность общения с разными людьми.
3
Возможность помочь товарищам.
4
Возможность передать свои знания.
5
Возможность творчества.
6
Возможность приобрести новые знания, умения.
7
Возможность руководить другими.
8
Возможность участвовать в делах своего коллектива.
9
Возможность заслужить уважение товарищей.
10
Возможность сделать доброе дело для других.
11
Возможность выделиться среди других.
12
Возможность выработать у себя определенные черты характера.
Оценки ответов: 3 — привлекает очень сильно; 2 — привлекает в значительной степени; 1 — привлекает незначительно; 0 — не привлекает совсем
Вывод:
Обработка результатов
Для определения преобладающих мотивов следует выделить следующие блоки:
в) престижные мотивы (пункты 7, 9, 11 табл.). Сравнение средних оценок по каждому блоку позволяет определить преобладающие мотивы участия школьников в деятельности.
3) Уровень воспитанности обучающихся (методика Н.П.Капустина). Качества личности, которые надо выработать в себе, чтобы достичь успеха
Таблица 3
ФИО
Творческое объединение
Группа
Я оцениваю себя
Меня оценивает педагог
Итоговые оценки
Любознательность:
- мне интересно учиться
- я люблю читать
- мне интересно находить ответы на непонятные вопросы
- я всегда выполняю домашнее задание
- я стремлюсь получать хорошие отметки
Прилежание:
- я старателен в учебе
- я внимателен
- я самостоятелен
- я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью
- мне нравится самообслуживание в школе и дома
Отношение к природе:
- я берегу землю
- я берегу растения
- я берегу животных
- я берегу природу
Я и школа:
- я выполняю правила для обучающихся
- я выполняю правила внутришкольной жизни
- я добр в отношениях с людьми
- я участвую в делах класса и школы
- я справедлив в отношениях с людьми
Прекрасное в моей жизни:
- я аккуратен и опрятен
- я соблюдаю культуру поведения
- я забочусь о здоровье
- я умею правильно распределять время учебы и отдыха
- у меня нет вредных привычек
Оценка результатов:
5 – всегда
4 – часто
3 – редко
2 – никогда
1 – у меня другая позиция
По каждому качеству выводится одна среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 5 оценок.
Затем 5 оценок складываются и делятся на 5. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.
Средний балл
5 - 4,5 – высокий уровень (в)
4,4 – 4 – хороший уровень (х)
3,9 – 2,9 – средний уровень (с)
2,8 – 2 – низкий уровень (н)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности