Просмотр содержимого документа
«Долгосрочный проект "Скоро в школу"»
Проект
«Скоро в школу»
Подготовила воспитатель:
Содержание: Любимова А.И
1. Паспорт проекта 2. Вид проекта 3. Цель, задачи и направления проекта 4. Принципы реализации проекта 5. Актуальность проекта 6. Этапы проекта 7. Ожидаемый результат 8. Поэтапный план реализации проекта 9. Перспективы развития и применения проекта в практике 10. Заключение
11. Список литературы 12. Приложение
Паспорт проекта
Сроки реализации: долгосрочный (сентябрь 2021 г. – май 2022 г.)
Вид проекта: детско-педагогический, информационный, практико-ориентированный.
Участники проекта: педагоги ДОУ, дети подготовительной группы, родители.
База внедрения проекта: подготовительная к школе группа №8 «Улыбка».
Основная образовательная область: социально-коммуникативное развитие.
Цель проекта: стимулировать развитие познавательной активности и деятельности детей. Повысить интерес к школе и сформировать у детей подготовительной группы положительное отношение к предстоящему обучению, подготовить к принятию новой социальной позиции «школьника», повысить грамотность и компетенцию родителей по вопросу подготовки детей к школе.
Принципы реализации проекта:
- личностно-ориентированный подход в целенаправленном процессе воспитания положительного отношения к школе;
- научно-обоснованное сочетание разных видов деятельности;
- единство содержания форм и методов работы;
- принцип сотворчества детей, педагогов и родителей;
- принцип доступности;
- принцип системности и последовательности.
Направления проекта совместной деятельности с детьми:
1. Уменьшение влияния психологического стресса перед школой
2. Формирование навыков учебного сотрудничества: умение договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать себя и других
3. Развитие речи и мелкой моторики
4. Развитие фонематического слуха, анализа, синтеза. Подготовка к обучению грамоте
5. Развитие элементарных математических представлений.
Взаимодействие с родителями.
Задачи проекта:
1. Организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей данного возраста.
2. Укрепление и развитие эмоционально – положительного отношения ребенка к школе, желания учиться.
3. Формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе.
Актуальность проекта:
Жизнь ребенка, поступающего в школу, перестраивается полностью! В школе ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется его обычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, снижением активности. Результатом этого может стать появление неадекватных механизмов приспособления, которые принято называть школьной дезадаптацией. Как помочь ребенку адаптироваться к новой жизненной ситуации? Учитель и родители заинтересованы в том, чтобы быстрее и легче дети вошли в школьную жизнь, чтобы высокий уровень тревожности уступил место положительным эмоциям связанным со школой. Современному учителю необходимо стать мудрее и ближе к ребенку, чтобы обучение стало ценным и позитивным и способствовало бы личностному развитию ребенка, а так же установлению положительного эмоционального контакта между будущим учеником и его первым учителем.
Разные дети по-разному переживают этот период жизни. Для кого-то привыкание к ежедневным длительным занятиям проходит гладко. Такой ребенок спокойно и без капризов ходил в детский сад, и теперь будет хорошо и увлеченно учиться в школе. Ежедневные длительные занятия утомляют, снижается устойчивость к стрессам и растет напряженность. Может нарушиться сон, расстроиться аппетит. Следствием может стать потеря веса и скачки температуры. Поэтому надо хорошо понимать готов ли ребенок пойти в школу. Быть готовым к школе – это не значит уметь писать и читать, необходимо быть психологически готовым к школе! Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада. Родители стараются создать эмоционально привлекательный образ школы: «Ты у нас отличником будешь», «У тебя появятся новые друзья», «Учителя любят таких умненьких, как ты». Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к школе. В действительности же ребенок, настроенный на радостную увлекательную деятельность, испытав даже незначительные, негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду) может надолго потерять интерес к учебе. Причин для подобных эмоций школа предоставляет предостаточно: неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности, трудности в поиске друзей среди одноклассников, расхождение оценки учителя и привычной родительской похвалы и др. Не секрет, что в современной школе увеличилось количество неуспевающих учеников среди младших школьников. Причин тому – несколько, а одна их них – недостаточный уровень сформированности мотивационной готовности к школьному обучению детей 6 – 7 лет. Мотивационная готовность проявляется в стремлении ребёнка к учению, в познавательном интересе к окружающему, в развитии интеллектуального потенциала. Не возникая у детей спонтанно, она формируется постепенно и, самое главное, требует грамотного руководства взрослых – родителей и педагогов. Следует заметить, что в настоящее время первоклассники развиты хуже, чем их сверстники в середине прошлого века, потому что психологическая готовность не формируется на занятиях по школьному типу. Большую роль в подготовке детей к школе играют родители, но не все из них знают, как правильно готовить ребёнка к будущей школьной жизни. Основная причина ошибок родителей при подготовке детей к школе — недостаточный уровень образовательной культуры семьи. Большинство педагогов и родителей уделяют внимание интеллектуальной готовности ребёнка к школе. Однако высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе; у детей не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, предстоящим изменениям условий, правил, требований, что является показателем отношения к школе. Это объясняется и тем, что наши дети все меньше и меньше играют в традиционные игры (сюжетно-ролевые, развивающие, игры с правилами, дидактические, реже занимаются конструированием, лепкой, рисованием, аппликацией. Все виды детской деятельности вытесняются компьютерными играми. Родители стремятся начать систематическое обучение своего ребенка как можно раньше, причем помимо детского сада его могут водить в спортивные секции, музыкальную школу, изостудию и т. д. Им невдомек, что такое обучение, сводящееся, как правило, к выработке навыков и умений в той или иной области, не способствует психическому развитию ребенка. Психологическая готовность к школе – это психологические предпосылки к овладению учебной деятельностью, которые формируются внутри ведущей деятельности, то есть в игре. Становление готовности к школе обусловлено, прежде всего, формированием ребенка в качестве субъекта доступных видов детской деятельности: игры, познания, общения, предметно–трудовой, художественной деятельности. Полноценная готовность ребенка к обучению в школе выступает, с одной стороны, как своеобразный показатель достижений его личностного развития в дошкольный период, а с другой – как базовый уровень для освоения школьной программы и как показатель готовности к принятию позиции субъекта учебной деятельности. Учебная деятельность – сложна для дошкольника и автоматически переход на неё без предварительной подготовки ребёнка просто не возможен. Но подготовка нужна не только ребёнку, а его родителям, особенно тем, у кого первый ребёнок идёт в школу. Как настроить ребёнка на учёбу? Как выбрать начальное образование (какую образовательную программу) из множества предлагаемых, ориентируясь на особенности и способности Вашего ребёнка? Как снизить уровень тревожности у себя и ребёнка? Какую «правильную» обувь и рюкзак подобрать первокласснику, для сохранения здоровья?
Проект «Скоро в школу» разработан и подготовлен к совместной деятельности родителей и детей подготовительной к школе группы. Данный проект будет полезен в работе воспитателям подготовительных групп, а также родителям, с целью повышения родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки детей. Представленный материал предполагает использование разнообразных форм и методов работы: создание предметно – развивающей среды, педагогическое просвещение родителей. Проведение целенаправленной работы в детском саду по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы, способствует повышению социальной и познавательной активности, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения детей в школьную жизнь.
Этапы работы над проектом: I этап – диагностико-аналитический (сентябрь 2021 г.) Выявление проблемы, формулирование цели и задач проекта, определение пути его реализации. II этап – реализация проекта (октябрь 2021 г. – апрель 2022 г.) Разработка содержания деятельности и организация работы по реализации проекта. III этап – итоговый (май 2022г.) Создание презентации «Первый класс!» Оформление папки с материалами проекта.
Ожидаемый результат:
- наличие у детей правильных и четких представлений и знаний о школе;
- сформированность учебного и социального мотива учебной деятельности;
- эмоционально положительное отношение к школе.
Поэтапный план реализации проекта:
I этап – диагностико-аналитический (сентябрь 2021 г.)
II этап – реализация проекта (октябрь 2021 г. – апрель 2022 г.)
1. НОД: — Составление рассказа по теме: «Экскурсия в школу»; — Рисование на тему: «Школа»; — Конструирование на тему: «Портфель». 2. 1.Сюжетно-ролевые игры: «Школа», «Магазин. Школьные товары»; 2.2. Дидактические игры на школьную тематику.
2.3. Дидактические и пальчиковые игры, направленные на подготовку руки к письму.
2.4. Решение ребусов, шарад, кроссвордов по теме: «Школа». 3. Ознакомление с пословицами и поговорками русского народа об учении, труде и книгах. 4. Заучивание стихотворений о школе и школьной жизни. 5. Ознакомление детей с произведениями литературы о школьной жизни и учебе в школе. 6. Оформление выставки в книжном уголке по теме: «Школа. Школьные принадлежности». 7. Просмотр мультипликационных фильмов «Маша идет в школу», «Лесная школа». 8. Рассказы педагогов с показом иллюстраций о школе, учителях и школьных правилах; 9. Беседы о школе, режиме, правилах поведения в школе, об отношении к учёбе и оценках и т.д.
10. Выставка фотоматериалов из семейных архивов «Мои родители — школьники». 11. Слушание и заучивание песен о школе.
12. Серия занятий «Играем, пишем, читаем».
13. Занятия в кружках «АБВГДейка», «Веселая математика», с логопедом.
14. Оформление страничек к книжке-самоделке «Азбука».
2. Мероприятия: 2.1. День Отца («Это мой папа!» в подготовительной группе) (октябрь). 2.2. День Матери (семейный творческий конкурс «Мама мастерица!», посвященный Дню Матери) (октябрь). 2.3. Мини-проект «Зимушка-Зима» (декабрь). 2.4. «Есть такая профессия – Родину защищать» (спортивно — музыкальный праздник «Наши защитники») (23 февраля).
2.5. «Международный женский день – 8 Марта» (мини-концерт для мам)
2.6. Досуг «Страна Знаний» (май)
III этап – итоговый (май 2022г.) Мероприятия: 1. Защита проекта в виде досуга «Страна Знаний». 2. Оформление презентации проекта «Первый класс!». 3. Оформление папки с материалами проекта.
Перспективы развития и применения проекта
в образовательной практике
Практическая значимость: Практическая значимость проекта «Скоро в школу» в детском саду заключается в подготовке детей к обучению в школе. Проект является дополнением и продолжением накопленного раннее опыта работы с детьми и родителями подготовительной к школе группы. В ходе реализации проекта планируется тесное взаимодействие воспитателей и родителей по формированию у детей подготовительной группы осознанной мотивации к учёбе. В ходе сотрудничества, родители являются активными и действенными участниками образовательного процесса. Данный проект позволит обогатить представления детей о школе и профессии учителя. Такая совместная работа и благоприятные условия для успешного развития ребенка и способствует полноценной, гармонично развитой личности. Повышение педагогической культуры родителей в вопросах успешного перехода детей на новую ступень образования. Обобщенный опыт работы может быть использован широким кругом педагогических кадров.
Заключение. Подводя итоги работы по разработке проекта «Скоро в школу», можно отметить, что работа по данному направлению действительно необходима и приносит результаты. В проекте показана система работы с детьми и раскрыто содержание основных форм взаимодействия с семьей. В первую очередь уделяется внимание личностной готовности ребенка к школе, мотивационной готовности.
Список литературы: 1. Буре Р. С. Готовим детей к школе: Кн. Для воспитателя дет. сада. – М. : Просвещение, 1987 2. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л и др. Я готовлюсь к школе (популярное пособие для родителей и педагогов) - Ярославль: Академия развития, 2000 – 33с.
3. Губатова Л. Н. Психологическое сопровождение процесса подготовки детей старшего дошкольного возраста к систематическому школьному обучению. //Дошкольная педагогика – 2010, №1
4. Пазухина И. А. Идем в школу с радостью! //Дошкольная педагогика №4 2010 5. Ваш ребенок идет в школу: Тренинги и страхи детей и родителей/ Т. Б. Анисимова – Ростов н/Д: Феникс, 2005 6. Громова Т. В. Сказочная подготовка к настоящей школе – М. : Генезис. 2003 7. Бурухина А.Ф «Мультфильмы в воспитательно-образовательной работе с детьми» — журнал « Воспитатель ДОУ» 2012
8. Павлов И. В. Хочу учиться! Родителям о психологической подготовке ребенка к школе СПб. : Речь, 2008 9. Панфилова М. А. Лесная школа. : Коррекционные сказки и настольная игра для дошкольников и младших школьников. М. : ТЦ «Сфера», 2002 10. Качигина Л.Б. «Создание условий для подготовки старших дошкольников к учебной деятельности» — журнал «Воспитатель ДОУ» №4/2013 11. Ильина М. Н. Подготовка к школе: развивающие тесты и упражнения. — Спб. : Питер, 2004.-205с. 12. Павлова Т. Л. Диагностика готовности ребенка к школе. — М. : ТЦ Сфера, 2007.-128с. 13. Яковлева Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику. — Спб. : Валери СПД; М. : ТЦ Сфера, 2002, — 112с. 14. Качигина Л.Б. «Создание условий для подготовки старших дошкольников к учебной деятельности» — журнал «Воспитатель ДОУ» №4/2013
15. Астафьева Е.О. «Играем, читаем, пишем» - «Детство-Пресс», 2004, - 63с. 16. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
17. Программа кружка «Веселая математика», автор-разработчик: Баргатина Л.В.
18. Программа кружка «АБВГДейка», автор-разработчик: Мозговых А.А.
19. Групповой проект «Малыш и книга», автор-разработчик: Баргатина Л.В.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Организация занятий по проекту «Скоро в школу»
(31 занятия – 1 раз в неделю)
Комплекс занятий включает в себя следующие блоки
1 блок: «Введение в школьную жизнь»
Цель:
- дать будущему первокласснику представление об образе настоящего школьника. Обучать навыкам учебного сотрудничества. Освоить отношения: умение договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга и себя так, «как это делают настоящие школьники». Ввести ребенка в «атрибутику школьной жизни». Обеспечить знакомство ребенка со школьным пространством, новой организацией времени, правилами поведения;
- обучать общению и сотрудничеству через материал дидактической игры на конструирование, классификацию, рассуждение, запоминание, внимание;
- формировать наличие первоначального уровня знаний и умений; уровня предпосылок учебной деятельности: умение внимательно и точно выполнять последовательные указания взрослого, самостоятельно действовать по его заданию, ориентироваться на систему условий задачи: уровня развития памяти, воображения, наглядно – образного мышления, служащего основой для последующего полноценного развития логического мышления, овладения учебным материалом. В области структурных компонентов развития личности – уровня сформированности взаимоотношений со взрослыми, произвольность, сформированность взаимоотношений со сверстниками, адекватность самооценки, на основании которых определяется степень готовности детей к школе, уровня мотивации.
Тематический план занятий 1 блока «Введение в школьную жизнь»
№
Тема занятия
Цель занятия
1.
Школьник и дошкольник
Создание условий для предварительного осознания детьми своего будущего статуса школьника.
Познакомить со школьным правилом «Готов к уроку», «Урок окончен». Учить хоровому ответу и ответу цепочкой.
Познакомить детей со школьной нормой общения, уточнить возможности школьного общения, познакомить с правилом «Поднятая рука».
2.
Для чего ходят в школу
Создание условий для осознания детьми своего будущего нового статуса.
3.
Учимся работать дружно
создание условий для осознания детьми своего будущего нового статуса.
2 блок: занятия в кружке «Веселая математика»
Цель:
- формировать основы логического мышления, освоение и развитие логических способностей: сравнение, обобщение, абстрагирование, делать умозаключения, выносить суждения;
- развивать речь и коммуникативные навыки
На занятиях 2 блока будущие первоклассники путешествуют по стране цифр и знаков, знакомятся с «волшебными клеточками», изучают подвижные игры с математическими заданиями. Дети учатся соотносить цвета, определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон, ориентироваться в количественных характеристиках предметов, пересчитывать предметы в пределах 10, ориентироваться в пространстве. Подготовка к изучению математики осуществляется в трех направлениях: формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в начальной школе; формирование логических умений, составляющих основу формирования понятия числа; подготовка к оперированию знаками.
Тематический план
№
Тема занятия
Цель занятия
1.
Счёт на слух, счёт по осязанию. Отсчитывание предметов с открытыми и закрытыми глазами.
Выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей.
2.
Прямой и обратный счет в пределах 10.
Порядковый и ритмический счет.
3.
Представления об элементарных геометрических фигурах.
Знать названия геом. фигур и уметь их отличать.
4.
Ориентировка на листе бумаги в клетку (левее, правее, выше, ниже, от, до, над, под).
Пространственное ориентирование по клеткам.
5.
Установление последовательности событий. Последовательность дней в неделе.
Ориентировка во времени.
6.
Сравнение количества предметов
на наглядной основе.
Соотношение количества предметов между двумя группами.
7.
Составление фигур из частей и деление фигур на части.
Конструирование фигур по заданному образцу.
8.
Установление равночисленности двух групп с помощью составления пар (равно – не равно).
Сравнение предметов в группах разного количества.
3 блок: «Основы грамоты»
(включает занятия в кружке «АБВГДейка», и занятия с логопедом)
Цель:
- формирование и развитие фонематического слуха, расширение словарного запаса, обогащение активного словаря, формирование правильного звукопроизношения, звуковой культуры речи; умение составлять простейшие рассказы;
- формировать и закреплять у ребенка правильный захват карандаша; развивать мелкую моторику руки; упражнять в ориентировке на плоскости листа.
На занятиях этого блока используются игры со словами, в ходе которых дети приобретают навыки словоизменения и словообразования, лексической и грамматической сочетаемости слов, осваивают структуру предложения. Главной задачей этого курса являются развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка.
Тематический план занятий 3 блока «Основы грамоты»
№
Тема занятия
Цель занятия
1.
Ау нас сегодня – капустник! Штриховка (овощи).
Знакомство с правилами штриховки.
2.
Знакомство с разлиновкой тетради. Узкая строка. Письмо прямых коротких линий. Считалки
Развитие правильного дыхания при разговорной речи, знакомство с линовкой.
3.
Письмо коротких линий с закруглением внизу. Игры со звуками.
Развитие фонематического слуха и зоркости.
4.
Письмо коротких линий с закруглением вверху.
В мире звуков и букв.
Соотношение звуков и знаков.
5.
Письмо прямой длинной линии с петлёй внизу. Русские сказки о мифологических персонажах. Домовой.
Знакомство с русским фольклором. Продолжение штриховки.
6.
Ориентировка на линованной бумаге. Игра «Путь к домику»
Определение правой и левой сторон предмета.
7.
Речь (устная и письменная) – общее представление.
Штриховка-копирование.
Уточнение, обогащение и активизация словаря детей.
8.
Предложение и слово. Игра «Слова бывают разные».
Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой)
ПЛАН ЗАНЯТИЯ №1 «ЗНАКОМСТВО»
Цель: Знакомство детей с учителем и друг с другом, познакомить с правилом " Поднятая рука”
Приветствие.
Рассказ учителя о себе.
Знакомство детей друг с другом.
Игра "Снежный ком”
Ознакомление с помещением (классной комнатой).
Обмен первыми впечатлениями о школе в рисунках и устно.
Обсуждение вопросов: Что такое школа? Что нравится? Что не нравится ?
С приходом в школу меняется статус дошкольника. Что это значит быть школьникам. В чем различие, между школьником и дошкольником. Какие обязанности появляются с изменением статуса дошкольника. Тема следующего занятия.
ЗАНЯТИЕ №1
Тема: Знакомство.
Задачи: организовать знакомство детей друг с другом и с учителем; в совместном обсуждении выработать школьное правило «Поднятая рука» для поочередного высказывания.
Оборудование: игрушка-персонаж «Учитель», знак «Поднятая рука»; именные медали для каждого ребенка, мягкая игрушка, как предполагаемый символ класса.
Ход занятия
«Учитель» встречает детей, предлагает сесть на стулья, которые стоят «кругом» и садится вместе с детьми.
«Учитель»: - Здравствуйте, дети! Я очень рада встрече с вами. А давайте поиграем? Если согласны похлопайте в ладошки.
- Где мы с вами находимся?
- Сейчас какое время года?
- А вам хочется познакомиться со мной получше ?
«Учитель»: - Меня зовут Мария Ивановна. Если забудете мое имя, подойдите ко мне и спросите. Хорошо? Я ваша первая учительница. Я мечтала стать учителем еще с детства. Я очень люблю детей. У меня есть домашние животные, два кота. Я люблю мороженое. Не люблю ссоры и драки. Самое большое мое увлечение рисовать. Мы с вами будем учиться вместе, и я всегда буду рада вам помочь.
Расскажу вам обо всем:
Отчего бывает гром,
И про север, и про юг,
И про все, что есть вокруг,
Про медведя, про лису
И про ягоды в лесу.
Научу вас рисовать,
Строить, шить и вышивать.
«Учитель»: - А что такое школа? (Ответы детей.) Правильно!
Воспитатель: - Давайте ребята посмотрим презентацию о школе.
«Учитель»: - Школа — это чудесный дворец знаний, с уроками, открытиями, учениками и тетрадками, учителями и одноклассниками. Здесь вы познакомитесь с удивительным Миром Знаний, многому научитесь.
Воспитатель: - Теперь пришло время Марии Ивановне с вами познакомиться.
«Учитель»: - Сейчас я встану в центр круга, и ко мне будут подбегать те, кого я позову, Будьте внимательны! Итак, начали:
- Ко мне бегут мальчики. (Мальчики подбегают к воспитателю, у которого в руках игрушка) - Спасибо, молодцы, садитесь на место.
- Ко мне бегут девочки.
- Ко мне бегут те, у кого серые глаза.
- Ко мне бегут те, кто любит мороженое.
- Ко мне бегут те, у кого есть бантики.
- Ко мне бегут те, кто живет на улице Ползунова.
- Ко мне бегут те, кто будет учиться в 1-ом классе.
(Все дети подбегают к учителю, он их обнимает.)
- Вот здорово, теперь я узнал, кто из вас любит мороженое, а у кого серые глаза.
«Учитель»: - Сейчас я сосчитаю до трех, а вы все вместе громко назовете свои имена.
- Договорились? Раз, два, три! Ничего не поняла, какое-то «Уа-уа»!
- Давайте еще громче! Раз, два, три!
Воспитатель: - Ребята, в чем дело, почему учитель – Мария Ивановна не слышит ваши имена? Что же делать?
Дети предлагают разные варианты. Надо постараться сначала озвучивать все, кроме поднятой руки. В ходе обсуждения воспитатель подводит детей к этому правилу.
Воспитатель: - Послушайте дети, что предлагает нам …. - поднимать руку? Ребята, давайте попробуем познакомиться таким способом: если хочешь ответить — подними руку. Покажите, как нужно поднимать руку. Как еще можно поднимать руку, дети? Давайте выберем, как удобнее всего поднимать руку (введение знака).
(Таким, образом, мы вместе с детьми установили новое правило и сразу оговорили его выполнение.)
Воспитатель: - Для чего нам нужно это правило? ( Чтобы познакомиться).
Учитель: - Давайте попробуем. Кто хочет сообщить нам свое имя?
( Учитель спрашивает, трех-четырех детей используя, новое правило)
Воспитатель: - Ребята, нравится ли вам работать по новому правилу? Значит, мы согласны принять его в нашу жизнь?
Тренинг
- Мальчик, как тебя зовут?
Воспитатель показывает на знак и ждет от ребенка не ответа, а поднятой руки. Если ребенок сразу ответил, то, спрашивает у детей:
- Правильно ли …ответил на вопрос? Выполнил ли он моё задание?
- Давай еще раз?
- Мальчик, как тебя зовут?
- Понравилось ли вам отвечать по-школьному?
- Что делают школьники, когда хотят ответить? А знакомиться можно по-разному. Можно знакомиться во время игры. Хотите попробовать?
Игра «Снежный ком»
«Учитель»: - Я сейчас назову свое имя. Слева от меня сидит Даша, и прежде чем назвать свое имя, она назовет мое. Тот, кто сидит за Дашей, сначала назовет мое имя, потом ее, и только лишь потом свое. И так далее. Значит, тому, кто будет говорить последним, нужно будет назвать сначала все имена по порядку, а только потом свое, И еще: когда произносишь чье-то имя. Нужно глядеть в глаза этому человеку.
«Учитель»: - Хорошо мы поиграли?
«Воспитатель»: - Ребята, пора прощаться. Нашего учителя, Марию Ивановну вернем на свое место, на полку.
Итог занятия
- Ребята, у нас в детском саду я провожу занятия, а учитель в школе …
- Какое у нас теперь есть школьное правило?
- Когда нужно поднимать руку?
- Зачем люди знакомятся?
- Что можно сделать, если ты забыл чье-то имя?
- Интересно ли было?
ПЛАН ЗАНЯТИЯ №2 « Школьник и дошкольник. Я – ученик»
Цель: Осознание нового статуса школьника.
Познакомить со школьными правилами и правилами вежливости
Познакомить детей с пространством школы.
Показать в игровой форме разницу между статусом школьника и дошкольника. Познакомить с правами и обязанностями школьника.
Для будущего первоклассника все новое: ребята, помещение для занятий, новый статус, учитель. И, новые формы взаимодействия. Необходимо показать, научить и показать как использовать новую норму общения –молчаливый выбор отвечающего, уточнить возможности человеческого общения .
ЗАНЯТИЕ № 2
Тема: Школьник и дошкольник. Я – ученик.
Цель: Осознание нового статуса школьника. Познакомить со школьными правилами и правилами вежливости. Познакомить детей с пространством школы.
Задачи: Ознакомление с пространством школы.Показать в игровой форме разницу между статусом школьника и дошкольника. Познакомить с правами и обязанностями школьника.
Оборудование: Права и обязанности школьника, мультфильм о школьниках.
Ход занятия
Воспитатель и игрушка-персонаж «Учитель» встречает детей, предлагает сесть на стулья, которые стоят «кругом» и садится вместе с детьми.
«Учитель»: - Здравствуйте, дети! Я очень рада встрече с вами. Я долго думала с чего мы начнем наше занятие и решила прочитать вам стихотворение.
А Кондратьевой « Здравствуйте» (читает учитель)
- Здравствуйте!-
Ты скажешь человеку.
-Здравствуй!-
Улыбнется он в ответ.
И, наверно,
Не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.
- Когда люди говорят «Здравствуйте», они не только приветствуют друг друга, но и желают друг другу здоровья. Любая встреча начинается со слов приветствия.
- Какие слова приветствия вы знаете?
(рассказ учителя о разных способах приветствия : раскланиваться, снимать шляпу, обмениваться рукопожатием, реверанс, дает краткую историческую справку о возникновении данных форм приветствия; предлагает детям обменяться рукопожатием мальчикам, девочкам присесть в реверансе).
- А умеете ли вы здороваться по-школьному? Давайте попробуем.
(Дети предлагают разные варианты.)
- А вы знаете о молчаливом приветствии? (варианты детей)
- Чтобы молча поздороваться, надо встать рядом со столом, а как называются столы в школе? (парты). Давайте попробуем, поздороваться, как школьники.
ШКОЛЬНИКИ ДОШКОЛЬНИК
- Ребята, через год вы первый раз пойдете в 1 класс. Скажите, а как вас будут называть? (школьники, первоклассники).
- А что вы делаете сейчас, пока не попали в школу? Как вас называют? (дошкольники)
- Пока вы еще не ходите в школу, вас называют дошкольниками. Скажите, чем отличаются школьники от дошкольников? (школьники отличаются от дошкольников тем, что ходят в школу, учатся на уроках, дома делают домашние задания.
- А что делают дошкольники? (играют, бегают).
- А может ли школьник играть и бегать?
- На самом деле школьник тоже может играть и бегать. Я вам открою маленький секрет: каждый из вас может иногда вести себя как школьник, а иногда как дошкольник. Нужно только знать, когда вы должны вести себя как школьники, а когда можно снова превратиться в дошкольников.
Сейчас я буду называть разные ситуации, а вы подумайте, как нужно вести себя в этой ситуации — как школьник или как дошкольник. Кто хочет ответить, поднимает руку и ждет, пока я его спрошу. Мы будем выполнять это задание, как школьники, и будем пользоваться правилом «поднятой руки».
«Учитель»: - На уроке, на прогулке, дома. Во время приготовления уроков. На перемене. В школьной столовой. Во время игры в футбол. С друзьями. В школьной библиотеке.
Игра «Море волнуется раз»
«Учитель»: - «Большое спасибо, вы прекрасно справились с этим трудным заданием. Вы знаете, когда можно вести себя как школьник, а когда — как дошкольник. А теперь давайте посмотрим, сможете ли вы быстро превращаться из школьника в дошкольника и наоборот. Сейчас мы с вами сыграем в игру, которую многие из вас, наверное, знают. Эта игра называется «Море волнуется, раз», но мы будем играть в нее по-особенному. Вместо морской фигуры мы будем изображать фигуры школьника и дошкольника. Водящий будет говорить: «Море волнуется, раз, море волнуется, два, море волнуется, три, фигура школьника (или дошкольника) на месте замри». Пока морё волнуется, можно ходить, а на слове «замри» нужно замереть, изображая названную фигуру. Водящий выбирает самого школьного школьника или самого дошкольного дошкольника. Первым водящим буду я. Встаньте, пожалуйста, и подойдите ко мне.
Можно усложнить задание, называя не роли школьника или дошкольника, а различные ситуации из жизни детей: на уроке, на и дома с мамой и т. д.
«Учитель»: - «Замечательно, вы отлично умеете превращаться из школьника в дошкольника и наоборот. А сейчас проверим, знаете ли вы, как школьник ведёт себя в школе. Встаньте, пожалуйста, в круг и послушайте стихотворение Т. Пушкаревой.
ВРЕДНЫЕ СОВЕТЫ ПЕРВОКЛАССНИКАМ
Когда вы впервые приходите в школу,
Немедленно, тут же начните с футбола,
Пусть вместо мяча у вас будет портфель,
А вместо ворот - ваша школьная дверь.
Затем хорошо бы немного подраться,
Кого-то толкнуть и над ним посмеяться.
Мелом на стуле соседа писать,
Чем-нибудь гадким испачкать тетрадь.
Когда же вы вволю навеселитесь,
Спокойно, с ногами на парту ложитесь.
Ведь так хорошо на уроках поспать
Или о чем-то своем помечтать!
Как вам понравились эти советы!
Скажите, пожалуйста, мне по секрету.
«Учитель»: - Что в этих советах – шутка?
- Расскажите, а как должны вести себя школьники?
(По ходу беседы озвучиваются права и обязанности школьника.)
Игра «Угадай-ка»
— Дети, как вы считаете, вы уже много знаете про школу и школьников? Тогда давайте поиграем в игру «Угадай-ка». Вы сейчас на листе бумаги нарисуете школьника или дошкольника. Но вот кого именно вы будете рисовать — это ваш секрет. Дети в группах должны будут этот секрет угадать. Договорились?
Дети самостоятельно выполняют рисунки.
«Учитель»: - Я вам предлагаю посмотреть мультфильм о школьниках, согласны?
Итог занятия
Упражнение «Пиктограммы»
Цель: развивать умение анализировать свои эмоциональные переживания на протяжении всего занятия.
Воспитатель с помощью пиктограмм предлагает детям вспомнить, как менялось их настроение на протяжении занятия, выбрать лицо, отражающее их состояние после занятия, и объяснить, почему каждый выбрал именно то, что выбрал.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ №3. «Форма устного ответа»
Цель: показать детям две возможные формы ответа: индивидуальную и групповую; ввести знаки «Я» и «Хор».
Учить хоровому ответу и ответу цепочкой.
Выбор приветствия.
Продолжение знакомства с правилами.
Формы устного ответа: "хор”, "цепочка”.
Введение знаков: "хор”, "цепочка”.
Упражнение в применении правил и знаков.
Огромную роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности, его морально- волевых качеств, в игре реализуется потребность взаимодействия на мир и с миром. Каждого ребенка нужно привлекать к коллективным играм, дети должны чувствовать и понимать, что играть и учится вместе интересно. В процессе игры формируются его положительные качества личности, развиваются его познавательные способности, формируются навыки позитивного общения и их закрепление.
ЗАНЯТИЕ № 3
Тема: Форма устного ответа
Цель: показать детям две возможные формы ответа: индивидуальную и групповую; ввести знаки «Я» и «Хор»
Оборудование: мяч, знаки «Я» и «Хор», ордена, рисунки детей на тему «Что я люблю».
Ход занятия
«Учитель»: - Здравствуйте, дети! Давайте начнем наше занятие по-школьному тихо, спокойно. А это значит, что у нас хватит времени на отгадывание загадок.
Создание проблемной ситуации
Учитель загадывает загадки и провоцирует детей на шумные ответы.
Лечит маленьких детей, Лечит птичек и зверей, Сквозь очки свои глядит Добрый доктор... (Айболит)
Вместе с Карлсоном Прыгал с крыш Шалунишка наш... (Малыш)
Она красива и мила, Имя ее – от слова «зола». (Золушка)
«Учитель»: - Как вы думаете, ребята, почему у меня испортилось настроение?
(дети: мы шумели)
«Учитель»: - А почему так произошло?
«Учитель»: - Что же делать? Как поступают школьники?
(Дети обсуждают ситуацию и приходят к выводу, что в школе иногда требуется отвечать всем вместе, то есть хором.) Учитель вводит знаки «Хор» и «Я».
Упражнение в применении знаков «Хор» и «Я»
«Учитель»: - Сейчас я буду задавать вам вопросы и показывать один из этих знаков. Смотрите внимательно, когда надо отвечать хором, а когда поднимать руку и отвечать по одному. (Учитель задает вопросы и показывает один из знаков)
- Как звали сказочного героя, которого бабка и дед слепили из теста? («Хор»)
- Правда ли, что Колобок смог уйти и от Зайца, и от Медведя? ( «Хор»)
- Каких сказочных героев ты знаешь? («Я»)
- Правда ли, что самая длинная шея – у жирафа? ( «Хор»)
«Учитель» показывает рисунок.
– Хором назовите имя этого героя! Как вы узнали, что надо отвечать хором? Я ведь не показала вам никакого значка. Какие вы внимательные! Действительно, если внимательно слушать задание, можно точно определить, как надо отвечать: хором или по одному.
Игра на внимание
Воспитатель: - Давайте поиграем и определим: кто самый внимательный. Я буду задавать вопрос и бросать мяч. Если на вопрос надо отвечать хором, вы приседаете и отвечаете на вопрос, тогда я не смогу никому бросить мяч. Если я задаю вопрос и на него надо отвечать одному человеку, я бросаю мяч тому, кто знает ответ и знаком показывает мне, что готов отвечать. - Кто знает, какое сейчас время года?
- Скажите хором: сколько месяцев в году?
- Кто знает, почему птицы осенью улетают в теплые края?
Игра «Пчелы»
Воспитатель: - Кто видел пчелок? Чем они занимаются? - А пчелки все одинаковые или нет? Вы сейчас будете пчелками. Пчелки умеют действовать по звонку. Пчелки, слушайте меня внимательно: я буду вас охранять. Когда все будет в порядке, я дам один звонок – вы можете спокойно собирать с цветочков сладкий нектар. Если вдруг я замечу что-то подозрительное – дам два звонка, вы собираетесь вместе. Если прилетят трутни, я дам три звонка – вы должны замолчать, перестать жужжать.
Упражнение в применении знаков «Поднятая рука» [1] и «Хор» [2]
Воспитатель: - Я сейчас буду вас испытывать. Проверим, как вы умеете работать по знакам [1] и [2]. Я буду загадывать вам загадки и показывать, какого ответа жду от вас: хорового или индивидуального.
- Сорок одежек, и все без застежек. [2] (Кочан капусты)
- Висит сито, не руками свито. [1] (Паутина)
- Маленький, удаленький, сквозь землю прошел, красную шапку нашел. [2] (Гриб подосиновик)
- У двух матерей по пять сыновей, все в одно имя. [1] (Рука, пальцы)
- Два брата живут через дорогу, а друг друга не видят. [1] (Глаза)
Итог занятия
«Учитель»: - Чему вы научились сегодня? Чем полезно новое школьное правило? Что нового вы узнали друг про друга?
ПЛАН ЗАНЯТИЯ №4. Играем, общаемся, учимся дружно.
Парная форма работы
Цель: Повторить правила честной и дружной игры.
Учить взаимодействию в парах
Закрепить правила общения в паре, правила совместной деятельности.
Игры "Зеркало”
Возможность самовыражения человека состоит в умении: переживать, чувствовать. Как выразить свое согласие или недовольство, что не обидеть другого человека. Как установить доверительные отношения с другими. Как улучшить настроение. Это важно для ребенка т.к. он живет эмоциями, а научить управлять ими – это огромный труд и искусство.
ЗАНЯТИЕ № 4
Тема: Играем, общаемся, учимся дружно.
Цель: Повторить правила честной и дружной игры, формировать этические нормы взаимоотношений через работу в парах; развивать внимание, воображение, логическое мышление.
Оборудование: знаки «Поднятая рука» и «Хор», новый знак «Мы»; цветные билеты для распределения детей в группы, конверты от зайчика и бельчонка с морковками.
Ход занятия
«Учитель»: - Сегодня мы с вами отправляемся в далекое плавание. На каком транспорте нужно плыть по морю? Каждый пассажир должен иметь билет.
Учитель раздает детям билеты.
– На столах стоят кораблики тех же цветов, что и билеты. Как узнать, где чей корабль?
Дети. По цвету.
«Учитель»: - Рассаживайтесь, пожалуйста, на свои места. Удобно ли вам?
Знакомство в группах: игра «Зеркало»
Воспитатель: - В одиночку такое плавание не совершить, поэтому нам нужна дружная команда. Члены команды должны понимать друг друга с полуслова. Сейчас мы проверим, как вы готовы к путешествию. Дети выходят в круг, становятся лицом друг к другу и договариваются между собой, кто – зеркало, а кто – смотрящийся в него. Смотрящийся в зеркало показывает движение, а зеркало повторяет его. Вначале образец игры показывает воспитатель с любым из детей.
Введение нового знака взаимодействия
«Учитель»: - Весело вам было играть? А вот Бельчонок и Зайчонок играли, играли и поссорились.
(разыгрывает воспитатель при помощи игрушек)
– Поспорили Зайчонок и Бельчонок, чья морковка длиннее. Один кричит: «Моя!», другой: «Нет, моя!» Ругались, ругались и даже подрались.
«Учитель»: - Понравилось ли вам, как спорили друзья? Почему? Как можно им помочь? Давайте мы поможем незадачливым друзьям решить их спор. Как узнать, чья морковка длиннее? Сравните морковки и приготовьтесь дать ответ.
«Учитель»: - Ребята, как я узнаю, что вы выполнили работу?
(Дети предлагают варианты)
«Учитель»: - А я предлагаю сделать еще проще: взяться за руки и поднять их. Давайте попробуем, вы же работали в парах.
Знак «Мы»
«Учитель»: - Помогли ли мы зверям решить их спор?
- Ссоры или драки могут решить спор? (Нет)
Итог занятия
«Учитель»: - Нам пора возвращаться домой. Закройте глаза. Вот мы и дома. -Почему нам это путешествие удалось?