Просмотр содержимого документа
«Долгосрочный проект для детей младшего дошкольного возраста «Сказка своими руками»»
Долгосрочный проект для детей младшего дошкольного возраста «Сказка своими руками»
Пояснительная записка
Младший дошкольный возраст - наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В 3-4 года у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь. В этот же период происходит формирование основных качеств личности. Поэтому ни один из детских возрастов не требует такого разнообразия средств и методов развития и воспитания, как младший дошкольный.
Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры. Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т. д.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Они развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, кроме того позволяют формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраставсегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом оказывает позитивное влияние на формирование качеств личности.
Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Актуальность:
Актуальность применения сказок, связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей. Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а еще они помогают формировать поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. В связи с этим, отказ от данного метода воспитания детей представляется, если не ошибкой, то заметным упущением со стороны образовательных учреждений и родителей.
Необходимость приобщения детей к сказкам бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир.
Для повышения интереса к книге, любви к чтению был разработан проект «Сказка своими руками». Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства, способствующие развитию выразительности речи, а также творчеству самих детей, повышают степень включённости дошкольника в книжную культуру.
Актуальность проекта состоит в том, что он сочетает в себе средства и способы развития творческих и речевых способностей ребенка. Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. В игре незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй, диалогическая речь, ее грамматический строй
Проблема проекта:
В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Подобные отклонения, так или иначе, сказываются на последующем развитии и обучении ребенка. Одной из причин снижения уровня речевого развития является пассивность и неосведомленность родителей в вопросах речевого развития детей. Участие родителей в речевом развитии ребенка играет колоссальную роль. Именно поэтому в работе проекта активное участие принимают родители.
Стимулом для творческой деятельности ребенка служит театрализованная игра, доступная с самого раннего возраста. Необходимость систематизировать её в едином педагогическом процессе очевидна. Увлечённость детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, лёгкое не авторитарное общение взрослого и ребёнка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает.
Участники проекта:
Дети 2 младшей группы, родители, воспитатели.
Цель проекта:
Развитие у детей творческих способностей, интереса к совместной деятельности.
3. Учить определять и передавать настроение персонажей сказки, обогащать словарный запас детей;
4. Воспитывать интерес, внимание и последовательность в процессе создания героев сказки.
Ожидаемый результат проекта:
1. Объединение детей и родителей;
2. Улучшение взаимодействия между ними;
3. приобщение к совместному творчеству;
4. Формирование умения наблюдать, фантазировать, сравнивать, переживать увиденное;
5. Развитие положительных эмоций;
6. Привитие любви к сказкам и театральной деятельности.
Выполнение проекта:
Интеграция образовательных областей Формы организации образовательной деятельности
Социально-коммуникативное Дидактические игры «Мои любимые сказки»; лото «Сказки»; «Кто в теремочке живёт?»; с/и «В театре»; игра «Волшебная палочка»; Игры-драматизации по произведениям «Репка», «Колобок», «Теремок».
Познавательное развитие Чтение и рассказывание р. н. сказок «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса», «Курочка ряба», «Маша и медведь», «Три медведя». Беседа по прочитанной сказке.
Речевое развитие Отгадывание загадок по сказке «Колобок».
Разучивание потешек, р. н. песенок, стихотворений о животных, о временах года.
Словесные игры «Когда это бывает?», «Хорошо-плохо».
Викторина по сказкам «Отгадай сказку».
Художественно-эстетическое развитие Лепка «Колобок», «Волшебная палочка».
Рисование «Деревья», «Ёлка», «Падал снег», «Следы на снегу», «Колобок катится по дорожке».
Конструирование домиков для животных.
Пение детских песенок «Два весёлых гуся», «Песня бременских музыкантов».
Разучивание танцевальных движений.
Имитация движений животных.
Физическое развитие Физкультминутка «Колобок», п/и «У медведя во бору», «А мы в лес пойдём», «Лиска-лиса», «Зайка серенький сидит».
План реализации проекта:
1. Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду», «Театр - как средство развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста», «Роль сказки в нравственно – эстетическом воспитании дошкольников».
2. Оформление выставок поделок и рисунков «В гостях у сказки», книг «Сказки моего детства».
3. Рассматривание иллюстраций русских народных сказок.
4. Чтение и рассказывание русских народных сказок, беседа по прочитанной сказке.
5. Проведение настольно – печатных, дидактических, словесных игр.
6. Рисование на тему: «Мой любимый сказочный герой».
7. Игровая образовательная ситуация «Путешествие Колобка».
8. Отгадывание загадок по сказке «Колобок».
9. Аппликация «Колобок».
10. Выставка поделок из бросового материала «Наш любимый Колобок».
11. Создание картотеки русских народных сказок в соответствии с возрастом.
12. Литературная викторина по сказкам.
Итоги проекта:
1. Выставка детских работ, сделанных совместно с родителями.