kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад на тему «Особенности работы музыкального руководителя с детьми с ОВЗ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Особенности работы музыкального руководителя с детьми с ОВЗ»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему «Особенности работы музыкального руководителя с детьми с ОВЗ»»

«Особенности работы музыкального руководителя с детьми с ОВЗ»

Занятия музыкой в любой форме вызывают у детей повышенный интерес и оказывают на них очень сильное эмоциональное воздействие.
Это очень важно для их успешного развития, т. к. эмоции воздействуют на ощущения, восприятие, воображение, память, мышление ребёнка.
         Именно поэтому музыкальные занятия всегда должны нести яркие положительные эмоции. Только на этом фоне можно успешно взаимодействовать с детьми, решая при этом воспитательные, образовательные и коррекционные задачи.



Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) требует особого внимания и подходов со стороны музыкального руководителя. Музыкальные занятия оказывают большое влияние на развитие детей с ОВЗ, помогая им не только раскрыть творческий потенциал, но и улучшить координацию движений, слуховое восприятие, коммуникативные навыки и эмоциональную сферу. Однако для того, чтобы занятия были эффективными, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и адаптировать методики преподавания под его потребности.

Основными методами и приёмами работы с детьми ОВЗ на музыкальных занятиях является:

- Наглядно-слуховой (исполнение педагогом песен, игра на музыкальном инструменте, использование аудио и видеозаписей);

- Зрительно-двигательный (показ игрушек и ярких картинок, раскрывающих содержание песен; показ взрослым действий, отражающих характер музыки; показ танцевальных движений);

Совместные действия со взрослыми;

Подражание действиям взрослого;

Жестовая инструкция;

Собственные действия ребёнка по вербальной инструкции взрослого.

При проведении музыкальных занятий необходимо соблюдать ряд условий:

- Регулярность проведения занятий;

Простоту и доступность для восприятия детьми музыкальных произведений, их яркость и жанровую определённость;

Сочетание в рамках одного занятия различных методов работы педагога и видов деятельности детей;

Повторяемость предложенного материала не только на музыкальных занятиях, но и на других видах занятий;

Использование ярких дидактических пособий (игрушек, элементов костюмов, детских музыкальных инструментов и т. д.);

Активное и эмоциональное участие взрослых (воспитателей, педагогов-дефектологов, родителей) в проведении музыкальных занятий, праздников, досуга.


Одним из ключевых аспектов работы с детьми с ОВЗ является использование адаптированных музыкальных методик, которые направлены на развитие моторики, внимания и слухового восприятия. Например, ритмические игры и упражнения помогают детям улучшать координацию движений и чувствовать ритм. Для этого можно использовать простые музыкальные инструменты — бубны, маракасы, ксилофоны, которые легко освоить и которые способствуют развитию моторных навыков у детей с ОВЗ. Важно также использовать четкие ритмы и медленный темп, чтобы дети могли легче воспринимать и повторять движения.

Особое внимание в работе с детьми с ОВЗ должно уделяться созданию позитивной эмоциональной атмосферы. Музыкальные занятия могут стать для таких детей способом выражения своих эмоций, что особенно важно для тех, у кого имеются трудности в общении или эмоциональной саморегуляции. Музыкальный руководитель может использовать песни, игры и танцы, которые помогают детям развивать эмоциональную отзывчивость и лучше понимать свои чувства. Важно поддерживать ребёнка, поощряя его успехи, даже если они минимальны, и избегать критики, которая может вызвать у ребенка замкнутость или тревогу.

Занятия музыкой с детьми с ОВЗ также способствуют их социальному развитию. Музыкальные игры и коллективные упражнения помогают детям научиться взаимодействовать с окружающими, работать в команде и устанавливать контакт со сверстниками. Например, можно организовать простые музыкальные игры, где дети передают друг другу музыкальные инструменты или вместе исполняют ритмические движения. Такие занятия способствуют развитию коммуникативных навыков, что особенно важно для детей с задержкой речевого развития или нарушениями аутистического спектра.

Музыкальные занятия могут стать важной частью коррекционной работы с детьми с ОВЗ. Они помогают развивать слуховую память, внимание и способность концентрироваться. Например, упражнения на повторение мелодий и ритмов тренируют слуховое восприятие и помогают детям улучшать навыки восприятия звуковой информации. Важно, чтобы задания были постепенными и адаптировались под индивидуальные возможности каждого ребенка, чтобы избежать перегрузки и стресса.

Музыкальный руководитель должен также учитывать физические ограничения детей с ОВЗ. Некоторые дети могут иметь нарушения двигательной активности, что требует адаптации музыкальных заданий. Например, для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата можно использовать больше вокальных упражнений и работы с простыми инструментами, которые не требуют сложных движений. Это позволит детям активно участвовать в музыкальной деятельности и получать удовольствие от занятий, несмотря на физические ограничения.

Работа с родителями также играет важную роль в процессе музыкального воспитания детей с ОВЗ. Родители должны быть вовлечены в музыкальные занятия и поддерживать интерес ребенка к музыке в домашних условиях. Музыкальный руководитель может организовать совместные музыкальные мероприятия, где родители и дети будут вместе исполнять песни или играть на инструментах. Это не только укрепляет связь между ребенком и родителем, но и помогает ребенку чувствовать поддержку со стороны семьи.

Музыкальные занятия способствуют развитию моторики, коммуникативных навыков, эмоциональной сферы и социального взаимодействия, что делает музыку важным элементом коррекционной работы и инклюзивного образования.

В своей профессиональной деятельности в работе с детьми с ОВЗ, я использую следующие виды образовательных технологий:

Музыкотерапия – психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние ребенка.

Психогимнастика  – тренировочные, активизирующие психомоторику этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и коррекцию различных отклонений в психических процессах.

 Музыкально-дидактические игры- развивают у детей чувство ритма, координацию движений, творческих способностей, а также является хорошим средством для раскрепощения стеснительных детей.

Кинезитерапия-это коррекционная методика, основанная на связи речи с движением. Она направлена на развитие темпа и ритма дыхания, совершенствование движений артикуляционных органов, формирование корректного грамматического и звукового оформления речевого высказывания.

Театр рук - это очень актуальный способ снимать психологическое напряжение, избегать депрессивных состояний, страхов и фобий, успокаиваться, гармонизировать внутренний мир, поднимать себе настроение.

Body Percussion (перкуссия тела)  -  (дословный перевод - «тело-барабан»).  

– это техника владения своим телом как «инструментом» с элементами танца.

Карл Орф был одним из первых, кто заложил основу этого направления и сегодня данное направление широко применяется в музыкальном образовании в силу своей доступности. (ширканье ладонями + по коленям шлеп+стучат в грудь +хлопок наверху+)





В заключении могу сделать вывод, что положительного результата на музыкальных занятиях с детьми ОВЗ можно достичь при следующих 
условиях:
1 Занятия должны быть динамичными и эмоционально насыщенными.
2 Необходим  индивидуальный подход к ребёнку (называть его только по имени, смотря в глаза).
3Тщательный подход к подбору детского репертуара.
4 Необходимо, как можно больше поощрять детей ( словом, жестом, улыбкой, прикосновением).
           Соблюдение всех этих условий сделает музыкальные занятия увлекательными и самыми желанными для ребёнка.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Доклад на тему «Особенности работы музыкального руководителя с детьми с ОВЗ»

Автор: Агапова Елена Вячеславовна

Дата: 19.12.2025

Номер свидетельства: 679424

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "Метод проектов, как средство развития творческих способностей обучающихся, воспитанников начальных классов"
    ["seo_title"] => string(80) "mietod_proiektov_kak_sriedstvo_razvitiia_tvorchieskikh_sposobnostiei_obuchaiushc"
    ["file_id"] => string(6) "368510"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1481482313"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства