ДОКЛАД на педагогическом совете ДОУ «Развиваем грамотную речь»
ДОКЛАД на педагогическом совете ДОУ «Развиваем грамотную речь»
Одна из главнейших задач детского сада- формирование правильной, грамотной устной речи у детей на основе овладения ими литературным языком своего народа. Развитие речи неразрывно связано с мышлением ребенка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ДОКЛАД на педагогическом совете ДОУ «Развиваем грамотную речь»»
«РАЗВИВАЕМ ГРАМОТНУЮ РЕЧЬ»
Одна из главнейших задач детского сада- формирование правильной, грамотной устной речи у детей на основе овладения ими литературным языком своего народа. Развитие речи неразрывно связано с мышлением ребенка. Овладение речью позволяет детям свободно рассуждать, спрашивать, общаться, договариваться, устанавливать связь между событиями, действиями, отображать разнообразие связи между предметами и явлениями, делать выводы , доказывать и обосновывать правильность своего решения.
Постепенность овладения грамматическим строем речи объясняется не только возрастными закономерностями нервной деятельности ребенка, но и сложностью грамматической системы родного языка.
В формировании грамотной речи ребенка особое место занимает воспитание в семье. Активное общение в семье с самых ранних лет необходимо для правильного развития речевой деятельности. Чтение литературных произведений для детей, слушание музык , пение , беседы на различные темы , игры, общение со старшими братьями и сестрами помогает ребенку освоить речевые навыки и разнообразить словарный запас.
Овладение детьми навыками грамотной речи невозможно без специально организованного обучения, иначе оно носит стихийный, спонтанный характер. Целенаправленное обучение детей по формированию грамотной речи в детском саду предусматривает организацию предметно–развивающей среды соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей, Непосредственно образовательную деятельность по развитию речи, дидактические игры и упражнения, индивидуальное общение.
Речь ребенка развивается не только на занятиях по, но и в течение всего времени пребывания в детском саду, в процессе общения с воспитателем. На прогулке, во время приема пищи, в разнообразных бытовых ситуациях воспитатель общается с детьми посредством слов и объясняет какие-то новые понятия. При этом очень важно, чтобы речь педагога была грамотной, выразительной, произношение слов правильным, четким, а предложения законченными. Воспитатель присутствует с детьми в самой разнообразной обстановке: в раздевалке, умывальной, игровой комнате спальне. Работая с детьми в продолжении всего дня он имеет возможность многократно активизировать, закреплять, систематически контролировать речь детей, исправлять ошибки. Причем важно, чтобы исправления делались доброжелательно, корректно. Ни в коем случае не следует передразнивать, высмеивать ребенка. Это может спровоцировать снижение речевой активности, вызвать замкнутость, отрицательное отношение к воспитателю и к обучению в целом.
Манера исправления речевых ошибок детей вне занятий несколько отличается от таковой во время проведения непосредственно образовательной деятельности . Так, во время игр и бытовой деятельности не следует привлекать внимание детей к ошибкам какого-то ребенка. Например, во время игры один ребенок говорит другому: « У всех куклов сними туфли. неси без туфлев» или «Не ставь чашков без блюдцев». Воспитатель, использует небольшой перерыв в игре, подзывает к себе этого ребенка и предлагает ему послушать правильный и неправильный вариант сочетания слов: «всех куклов» или «кукол», «без туфлев » или« туфель» и т. д. А затем спрашивает : «Как лучше сказать ». И только потом просит повторить правильную фразу. Если же ошибки встречаются в обращении к воспитателю, то можно реагировать так:
-Ты же можешь правильно сказать, ну-ка попробуй!
- Яне понимаю тебя. Подумай и скажи правильно.
Исправления речевых ошибок детей во время ответов на занятиях имеют свои особенности. Во-первых ,ограниченно время и долгие, пространные выяснения неуместны. Во-вторых, внимание детей приковано к речи отвечающего и незаметно исправлять его ошибки невозможно. И в-третьих, занятие, в отличии от случаев спонтанного неконтролируемого ребенком общения, должно проходить при максимальной мобилизации внимания отвечающего с установкой на правильную, грамотную, четкую речь. Таким образом, исправления речевых ошибок в ходе НОД должны фиксироваться моментальной реакцией воспитателя: « Неверно», «Неправильно», « Не так сказал», другие дети привлекаются к исправлению грамматических неточностей . Сам педагог исправляет ошибку только тогда, когда большинство детей не могут правильно сказать. Ошибки в произношении фиксируются и исправляются по ходу ответа, примерно так: « Повтори за мной». Может случиться на занятии и так: ребенок очень хочет ответить, а воспитатель знает заранее, что сложное по структуре слово или предложение он не произнесет и это вызовет смех детей, тогда можно предложить сказать воспитателю ответ на ухо, а затем похвалить малыша за старание. Для того, чтобы дети говорили внятно и с наименьшим количеством фонематических ошибок , воспитатель как бы задает тон своей четкой, громкой речью.
Процесс «перевоспитания» речи возможен только при повышенном внимании ребенка к речи окружающих и к своей собственной. Такая работа требует от воспитателя терпения, такта, собранности и постоянной изобретательности.
Развитие внимания и памяти является важной коррекционной задачей. Эти процессы теснейшим образом связаны с речью. Если у ребенка нарушено внимание, то обучение грамотной речи не может происходить в полном объеме. Экспериментальные данные подтверждают, что у детей с общим недоразвитием речи внимание нарушено примерно в 90 из 100 случаев. Из этого следует, что развитие внимания и памяти положительно сказывается на коррекции речевого недоразвития .
Следующая коррекционно-развивающая задача - совершенствование словесно–логического мышления. Словесно-логическое мышление один из видов мышления, который связан с речью. Два других: наглядно-действенное и наглядно–образное осуществляется посредством действий и образов. А словесно –логическое характеризуется использованием суждений и умозаключений , и , таким образом , оно невозможно без речи . Речь и мышление тесно связаны между собой, постоянно взаимодействуют , развивая друг друга. С первых дней пребывания ребенка в детском саду воспитатель должен помогать ему осмыслить события и явления, их причины и следствия , взаимосвязь и отличительные особенности.
Во время игр, прогулок , умывания и других видах деятельности важно приучать детей задумываться над тем , что они видят вокруг себя. Воспитателю не следует торопиться объяснять все детям. Сначала нужно задать наводящий вопрос , дать толчок мысли , затем опросить детей , выяснить , кто из отвечающих прав и только после этого объяснить самому.
Еще одним разделом коррекционной работы воспитателя является развитие артикуляционной моторики и моторики пальцев рук .
Артикуляционные упражнения можно проводить ежедневно в течении 3-5 минут фронтально со всей группой детей, а также индивидуально. Они развивают артикуляционный аппарат и улучшают звукопроизношение.
Мелкая моторика пальцев рук развивается при работе с конструктором, мозаикой, на занятиях по изобразительной деятельности, игре на музыкальных игрушках, в пальчиковых и развивающих играх .
Работа с детьми по формированию грамотной речи будет значительно эффективней, если она будет проходить во взаимодействии с семьей. Какой бы насыщенной не была работа воспитателя, вся она сводится к минимуму, если в семье говорят неграмотно . Особенно это заметно , когда ребенок долго не посещает детский сад . Во время индивидуальных бесед и консультаций , на родительских собраниях педагог должен донести родителям необходимость формирования грамотной речевой культуры в семье , важность занятий с детьми дома различными развивающими играми.