kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дидактика как отрасль педагогики

Нажмите, чтобы узнать подробности

ДИДАКТИКА КАК ОТРАСЛЬ ПЕДАГОГИКИ

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дидактика как отрасль педагогики»

ЛЕКЦИЯ 4 (4 часа)

ТЕМА: ДИДАКТИКА КАК ОТРАСЛЬ ПЕДАГОГИКИ

ПЛАН


1.1. Предмет и задачи дидактики.

1.2. Основные дидактические концепции.

1.3. Проблемы современной дидактики.



1.1. Дидактика — отрасль педагогики, разрабатывающая теорию об­разования и обучения, это наука о процессе обучения и об образовании личности в процессе обучения. Термин возник в XVII в. в работах немецкого педагога В. Ратке. Основополагающий труд по дидактике под названием «Великая дидактика» издал Я.А. Коменский в 1657 г. Над теорией обучения работали многие великие педагоги и ученые. Их трудами создана классическая наука об обучении, на основе которой осуществляется процесс обучения в школах всего мира.

Однако в истории дидактики взгляды на сущность обучения, теории процесса обучения развивались и менялись. Так и в настоя­щее время многое меняется во взглядах на обучение, выдвигаются новые задачи и решения, происходит переход от классической «школы-фабрики» периода индустриальной эпохи к другим моделям обу­чения, отвечающим современным требованиям.

Предмет дидактики - закономерности и принципы обучения, его цели, научные основы содержания образования, методы, формы, сред­ства обучения. Она исследует теоретические и методические основы обучения, сущность процесса обучения, содержание образования на разных ступенях и направлениях, описывает и разрабатывает ди­дактические системы и технологии. Процесс обучения, который ис­следует дидактика, формирует личность в целом, то есть, направ­лен на формирование знаний, на психическое развитие и на фор­мирование нравственных ценностей и поведения человека, поэтому дидактика - это теория образования, не только обучения. Эту мысль о содержании и значении образования ярко выразил Н.Г. Черны­шевский: «Три качества - обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств - необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле слова».

Различают общую и частные дидактики (предметные методики). Общая дидактика исследует процесс обучения безотносительно к конкретному учебному предмету и ступени обучения, она отвеча­ет на вопросы: с какими целями, чему и как обучать учащихся по всем предметам и на всех уровнях.

Частные дидактики, или предметные методики, исследуют обу­чение отдельным предметам и уровням образования (методика пре­подавания истории, математики, методика начального образования, дидактика высшей школы). Общая дидактика составляет теорети­ческую основу частных дидактик, базируясь в тоже время на ре­зультатах их исследований.

Функции дидактики, как теоретической науки дидактики, со­стоят в том, чтобы (1) описывать и объяснять процесс обучения и условия его реализации, это теоретическая функция; (2) разраба­тывать более совершенную организацию процесса обучения, новые обучающие системы, технологии - это конструктивно-технологи­ческая функция.

Как теория образования и обучения дидактика решает такие задачи:

  • установление закономерностей и принципов обучения;

  • научно-педагогическое обоснование целей и содержания об­разования;

  • сущность обучения, его структура, виды, учебная и обучаю­щая деятельность;

  • теория и система методов и средств, в том числе информационно-коммуникативных;

  • разработка и совершенствование форм организации обучения в различных образовательных учреждениях.

Для уяснения предмета и категорий дидактики следует исполь­зовать понятие дидактическая (педагогическая) система, в компо­нентах которой отражены основные категории дидактики: цели, со­держание образования, дидактические процессы, методы, средства, формы обучения.









Компоненты дидактической системы и связи между ними по­казаны на схеме.

Требования общества к системе, социальный заказ



Дидактические процессы



Педагоги, средства обучения

Организационные формы обучения

Цели обучения

Обучающиеся

Содержание обучения

























Дидактическая задача Технология обучения

Дидактическая система — совокупность элементов единой, цело­стной структуры, направленной на достижение образовательных це­лей. Анализ обучения показывает общие для всех педагогических систем структурные элементы системы: 1 — цели обучения; 2 — обучающиеся; 3 — содержание обучения; 4 — процессы обучения; 5 — учителя или ТСО (технические средства обучения); 6 — организа­ционные формы обучения (В.П. Беспалько «Слагаемые педагогиче­ской технологии»).

Первые три элемента системы, по мнению ученого, образуют дидактическую задачу, в структуре которой имеется цель деятель­ности — формирование знаний и качеств ученика; содержание учеб­ного предмета — информация, подлежащая усвоению, и ситуация (условия) деятельности — обученность, школьника, уровень его подготовки и возможностей.

Для решения дидактической задачи, по мысли В.П. Беспалько, необходима адекватные средства — технология обучения, которая включает другие три элемента системы: дидактические процессы, организационные формы обучения и квалификацию, профессиона­лизм учителя (или качество средств обучения).

Понятие «дидактическая система» важно как в теоретическом, так и в практическом плане. Оно позволяет анализировать процесс обучения по элементам и в комплексе, в их взаимодействии, ис­следовать системно, полнее и глубже сущность процесса обучения. Кроме того, на его основе можно разрабатывать конкретные обу­чающие системы, проектировать процесс обучения с определен­ными характеристиками. Одной из главных задач дидактических исследований и является анализ, разработка и обоснование дидак­тических систем, технологий, различных моделей обучения. В ос­нове дидактических систем лежат различные научные идеи, тео­рии, концепции, смена которых определяет развитие дидактиче­ских систем.

1.2. Процесс обучения базируется на психолого-педагогических кон­цепциях, которые называются часто также дидактическими систе­мами или моделями обучения. Их характеристика сводится к описа­нию принципов, целей, содержания, средств обучения. Обобщая богатство имеющихся систем, следует выделить три: традицион­ную, педоцентристскую и современную систему дидактики. Каждая складывается из ряда направлений, педагогических теорий. Разделе­ние концепций на три группы произведено по тому, как понимает­ся предмет дидактики — процесс обучения.

Традиционная система обучения. Ее составляют дидактические концепции таких педагогов, как Я. Коменский, И. Песталоцци и в особенности И. Гербарт, — это дидактика классической школы. Целью обучения, по И. Гербарту, является формирование интел­лектуальных умений, представлений, понятий, теоретических зна­ний. Вместе с тем, И. Гербарт ввел принцип воспитывающего обу­чения: организация обучения и весь порядок в учебном заведении должны формировать, по его выражению, морально сильную личность. В классической системе обучения доминирующую роль игра­ет преподавание, деятельность учителя при исполнительской, «пас­сивной» деятельности ученика.

Согласно И. Гербарту процесс обучения должен строиться по формальным ступеням, которые определяют его структуру. Ступени обучения: изложение, понимание, обобщение, применение — реко­мендуются как обязательные, независимо от уровня и предмета обучения. Нет сомнения, эта теория упорядочивала, организовыва­ла процесс обучения, предписывала рациональную деятельность учителя по ведению обучения от представления материала через его объяснение к пониманию учениками, усвоению и применению в учебных заданиях. Нетрудно увидеть в этом логику большинства уроков и в настоящее время.

Однако к началу XX в. эта система подверглась резкой критике за вербализм, книжность, интеллектуализм, оторванность от по­требностей и интересов ребенка и от жизни, за то, что такое обуче­ние делает упор на передаче готовых знаний, не вовлекая ребенка в умственную активность, не способствует развитию мышления, по­давляет самостоятельность ученика. Поэтому в начале XX в. рожда­ются новые подходы.

Педоцентристская дидактика. В основе этого подхода лежит си­стема «обучения через делание» Д. Дьюи, трудовая школа Г. Кершенштейнера, «школа действия» В. Лая, концепция самостоятель­ной свободной деятельности ребенка М. Монтессори — теории пери­ода реформ в педагогике в начале XX в.

Педоцентристская педагогика Д. Дьюи оказала огромное влия­ние на западную школу, особенно американскую. Советская школа 20-х г. также под влиянием педоцентризма ввела бригадно-лабора-торное обучение, метод проектов и др. В педоцентристской концеп­ции главная роль в обучении отводится учению — деятельности обучающегося. Ребенок с его спонтанной деятельностью — в центре учеб­ного процесса, а не педагог.

Дьюи Д. предлагал строить процесс обучения, исходя из потреб­ностей, интересов и способностей ребенка. Целью обучения должно быть расширение опыта ребенка, развитие общих и умственных спо­собностей, разнообразных умений обучающихся.

Для этого обучение нужно строить не как преподнесение, зау­чивание и воспроизведение готовых знаний, а как открытие, по­лучение знаний учениками в ходе их спонтанной деятельности. Структура процесса обучения выглядит так: ощущение трудности в процессе деятельности, формулировка проблемы, сути затрудне­ния, выдвижение и проверка гипотез по решению проблемы, выводы и деятельность в соответствии с полученным знанием. Этапы процесса обучения воспроизводят исследовательское мышление, научный поиск.

Несомненно, такой подход активизирует познавательную дея­тельность и способствует развитию мышления, умения ставить и решать проблемы. Однако абсолютизация такой дидактики, ее рас­пространение на все предметы и уровни вызывает возражение: пе­реоценка свободной деятельности детей и следование в учении за их интересами ведет к утрате систематичности, к случайному отбору материала, не дает глубокой проработки материала. Такое обучение неэкономно: большие затраты времени.

Наличие проблем в традиционной и педоцентристской концеп­циях заставляет искать пути их решения. В двадцатом веке ученые разных стран пытаются создать современную дидактическую кон­цепцию, которая отвечала бы требованиям информационно обще­ства, постиндустриальной эпохе, экономике, основанной на зна­нии, где от человека требуется проявлять гибкость в решении задач разного класса, умение ориентироваться в мире информации. Кон­цепцию обучения в современных условиях характеризует, прежде всего, ориентация на развитие ученика.

Современная дидактическая система исходит из того, что обе стороны — преподавание и учение — составляют единство в процес­се обучения, и это дидактическое взаимодействие является предме­том дидактики. Современную дидактическую концепцию создают такие направления, как программированное, проблемное обучение, развивающее обучение (П. Гальперин, Л. Занков, В. Давыдов), ког­нитивная психология (Дж. Брунер), педагогическая технология, пе­дагогика сотрудничества группы учителей-новаторов 80-х годов в России, «свободное обучение» (К. Роджерс, А. Маслоу) и др.

Единой дидактической системы как таковой в науке нет, имеет­ся ряд теорий, в которых есть нечто общее. Ученые считают, что в настоящее время происходит смена дидактических концепций (па­радигм): традиционная (классическая) дидактика, ориентирован­ная на формирование знаний, заменяется обучением, ориентиро­ванным на развитие личности, её компетенций, на личностный рост, развитие индивидуальных наклонностей и способностей. В этом видна близость к педоцентризму.

Цели обучения в большинстве подходов предусматривают не толь­ко формирование знаний, но и общее развитие обучающихся, интел­лектуальные, трудовые, художественные умения. Содержание обу­чения строится в основном как предметное, хотя имеются интегративные курсы, а также нетрадиционные, «неакадемические» предметы, как, например, обучение критическому мышлению, твор­ческое решение проблем. Процесс обучения должен адекватно отве­чать целям и содержанию образования и потому понимается как двусторонний и управляемый: учитель руководит учебно-познава­тельной деятельностью учеников, организует и ведет ее, одновре­менно стимулируя их самостоятельную работу, избегая крайностей традиционной (объяснительной) и реформистской (исследователь­ской) дидактики и-используя их достоинства.

Процесс перехода к новой парадигме не прост как в теоретиче­ском осмыслении и обосновании, так и в методическом и практи­ческом плане, что порождает ряд проблем в теории и практике обучения, в современной дидактике.

1.3. Процесс обучения в рамках всей учебно-воспитательной работы ОУ развивается под давлением научно-технического прогресса, социально-культурных, глобальных изменений, которые происхо­дят в России и во всем мире. Основное направление (и проблема!) в этом развитии — создание системы личностно-ориентированного об­разования (гуманистической педагогики) в отличие от традицион­ного (репродуктивного) обучения (авторитарной школы). Проблема состоит в том, чтобы преодолеть разрыв между требованием време­ни к качеству обучения и образования и снижающейся эффектив­ностью процесса обучения и воспитания в современном образова­нии. На пути решения этой проблемы перед научной дидактикой и педагогической практикой стоят такие задачи.

Требуется научный анализ представлений о целях обучения на разных уровнях: необходимо ставить цели обучения так, чтобы можно было проверить их достижение. Дидактика ставит вопрос о том, чтобы описывать цели в однозначно понимаемых показателях, до­пускающих автоматизированный контроль знаний, который в част­ности осуществляется в форме ЕГЭ методом тестирования.

Одновременно с этим современным направлением в разработке целей обучения является компетентностный подход, согласно ко­торому результатом (целью) обучения должны быть не знания репродуктивного характера, а способности выпускника на основе знаний решать профессиональные, социальные, личностные про­блемы.

Требует дальнейшего развития теория содержания образования в связи с тем, что осуществляется переход к профильному обуче­нию, к дифференциации и индивидуализации содержания обучения. Индивидуализация образования является одним из главных на­правлений в дидактике и практике XX в. Вместе с тем есть «вечная» проблема пересмотра, упорядочения, ограничения объема изучае­мого материала, его дидактической обработки (упрощения) при сохранении научной адекватности и ценности, а также увеличении его развивающего потенциала.

Современная дидактика активно занимается проблемами техно-логизации и информатизации образования, не поспевая за развитием технологий, которые предоставляют большие возможности в обуче­нии и образовании. Еще в середине XX в. возникло новое направле­ние в дидактических исследованиях — технология обучения, которая сначала занималась только применением технических средств в обу­чении. В дальнейшем специалисты по технологии стали заниматься проблемами проектирования процессов обучения на научных осно­вах дидактики (программированное обучение), информатики, тео­рии систем.

Необходима дидактическая адаптация новых информационных технологий, то есть анализ, разработка и обоснование методик, методов, приемов, технологий использования электронных, теле­коммуникационных средств. В рамках этих исследований педагоги и специалисты в области информатики далеко продвинулись в созда­нии цифровых образовательных ресурсов, электронных обучающих систем, дистанционного обучения.

В связи с названными проблемами развития образования од­ним из инновационных направлений для отечественной дидакти­ки является также поиск более гибких форм организации обучения в школе и вузах, поскольку классно-урочная и лекционно-семинарская системы не дают возможности для индивидуализации и технологизации обучения, для реализации личностно ориентиро­ванного обучения.

Эти и другие теоретические, методические, организационные проблемы стоят сегодня перед учеными-дидактами, методистами, педагогами в рамках модернизации, в программах развития образо­вания в России.

Вопросы и задания для самоконтроля

Задание 1. Охарактеризуйте дидактическую систему как предмет дидактики, опираясь на текст и схему. Форма отчета: резюме.

Задание 2. Выделите в основном тексте главные характеристи­ки трех дидактических концепций, запишите их в своих формули­ровках.

Форма отчета: резюме.

Задание 3. Сопоставьте традиционный и личностно ориентиро­ванный подход к обучению, определите свое отношение, дайте оцен­ку каждому.

Форма отчета: резюме.

Тесты по теме

1. Выберите правильный ответ. Предметом общей дидактики являются:

а) социальные условия формирования и образования учащихся;

б) принципы, цели, содержание образования, процесс обу­
чения;

в) психологическое развитие личности в процессе обучения;

г) теория обучения отдельному предмету.


2. Распределите ответы по группам, которые характеризуют традиционную, педоцентристскую, современную дидактическую кон­цепцию:

а) обучение сводится к спонтанной деятельности детей, опира­
ется на их опыт;

б) обучение понимается как управление учением с опорой на
активность ученика;

в) обучение состоит в передаче дидактически подготовленных
знаний учащимся;

г) структура процесса обучения близка к решению практичес­
ких проблем или научному поиску;

д) процесс обучения строится так, чтобы обеспечить развитие
личности на основе усвоения системы знаний;

е) структуру процесса обучения образуют сообщение, понима­
ние, обобщение и применение знаний.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Дидактика как отрасль педагогики

Автор: БОБРОВСКАЯ МАРГАРИТА МИХАЙЛОВНА

Дата: 11.02.2022

Номер свидетельства: 600043

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(42) "Педагогика и дидактика"
    ["seo_title"] => string(22) "pedagogika_i_didaktika"
    ["file_id"] => string(6) "625202"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1675936595"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) ""Создании условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея""
    ["seo_title"] => string(80) "sozdanii_uslovii_dlia_razvitiia_lichnosti_putiom_vkliucheniia_eio_v_mnogoobraznu"
    ["file_id"] => string(6) "616849"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1667812043"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Методы профессионального (производственного) обучения"
    ["seo_title"] => string(59) "mietody_profiessional_nogho_proizvodstviennogho_obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "442034"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1512369281"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства