Просмотр содержимого документа
«Дидактика как отрасль педагогики»
ЛЕКЦИЯ 4 (4 часа)
ТЕМА: ДИДАКТИКА КАК ОТРАСЛЬ ПЕДАГОГИКИ
ПЛАН
1.1. Предмет и задачи дидактики.
1.2. Основные дидактические концепции.
1.3. Проблемы современной дидактики.
1.1.Дидактика — отрасль педагогики, разрабатывающая теорию образования и обучения, это наука о процессе обучения и об образовании личности в процессе обучения. Термин возник в XVII в. в работах немецкого педагога В. Ратке. Основополагающий труд по дидактике под названием «Великая дидактика» издал Я.А. Коменский в 1657 г. Над теорией обучения работали многие великие педагоги и ученые. Их трудами создана классическая наука об обучении, на основе которой осуществляется процесс обучения в школах всего мира.
Однако в истории дидактики взгляды на сущность обучения, теории процесса обучения развивались и менялись. Так и в настоящее время многое меняется во взглядах на обучение, выдвигаются новые задачи и решения, происходит переход от классической «школы-фабрики» периода индустриальной эпохи к другим моделям обучения, отвечающим современным требованиям.
Предмет дидактики - закономерности и принципы обучения, его цели, научные основы содержания образования, методы, формы, средства обучения. Она исследует теоретические и методические основы обучения, сущность процесса обучения, содержание образования на разных ступенях и направлениях, описывает и разрабатывает дидактические системы и технологии. Процесс обучения, который исследует дидактика, формирует личность в целом, то есть, направлен на формирование знаний, на психическое развитие и на формирование нравственных ценностей и поведения человека, поэтому дидактика - это теория образования, не только обучения. Эту мысль о содержании и значении образования ярко выразил Н.Г. Чернышевский: «Три качества - обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств - необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле слова».
Различают общую и частные дидактики (предметные методики). Общая дидактика исследует процесс обучения безотносительно к конкретному учебному предмету и ступени обучения, она отвечает на вопросы: с какими целями, чему и как обучать учащихся по всем предметам и на всех уровнях.
Частные дидактики, или предметные методики, исследуют обучение отдельным предметам и уровням образования (методика преподавания истории, математики, методика начального образования, дидактика высшей школы). Общая дидактика составляет теоретическую основу частных дидактик, базируясь в тоже время на результатах их исследований.
Функции дидактики, как теоретической науки дидактики, состоят в том, чтобы (1) описывать и объяснять процесс обучения и условия его реализации, это теоретическая функция; (2) разрабатывать более совершенную организацию процесса обучения, новые обучающие системы, технологии - это конструктивно-технологическая функция.
Как теория образования и обучения дидактика решает такие задачи:
установление закономерностей и принципов обучения;
научно-педагогическое обоснование целей и содержания образования;
сущность обучения, его структура, виды, учебная и обучающая деятельность;
теория и система методов и средств, в том числе информационно-коммуникативных;
разработка и совершенствование форм организации обучения в различных образовательных учреждениях.
Для уяснения предмета и категорий дидактики следует использовать понятие дидактическая (педагогическая) система, в компонентах которой отражены основные категории дидактики: цели, содержание образования, дидактические процессы, методы, средства, формы обучения.
Компоненты дидактической системы и связи между ними показаны на схеме.
Требования общества к системе, социальный заказ
Дидактические процессы
Педагоги, средства обучения
Организационные формы обучения
Цели обучения
Обучающиеся
Содержание обучения
Дидактическая задачаТехнология обучения
Дидактическая система — совокупность элементов единой, целостной структуры, направленной на достижение образовательных целей. Анализ обучения показывает общие для всех педагогических систем структурные элементы системы: 1 — цели обучения; 2 — обучающиеся; 3 — содержание обучения; 4 — процессы обучения; 5 — учителя или ТСО (технические средства обучения); 6 — организационные формы обучения (В.П. Беспалько «Слагаемые педагогической технологии»).
Первые три элемента системы, по мнению ученого, образуют дидактическую задачу, в структуре которой имеется цель деятельности — формирование знаний и качеств ученика; содержание учебного предмета — информация, подлежащая усвоению, и ситуация (условия) деятельности — обученность, школьника, уровень его подготовки и возможностей.
Для решения дидактической задачи, по мысли В.П. Беспалько, необходима адекватные средства — технология обучения, которая включает другие три элемента системы: дидактические процессы, организационные формы обучения и квалификацию, профессионализм учителя (или качество средств обучения).
Понятие «дидактическая система» важно как в теоретическом, так и в практическом плане. Оно позволяет анализировать процесс обучения по элементам и в комплексе, в их взаимодействии, исследовать системно, полнее и глубже сущность процесса обучения. Кроме того, на его основе можно разрабатывать конкретные обучающие системы, проектировать процесс обучения с определенными характеристиками. Одной из главных задач дидактических исследований и является анализ, разработка и обоснование дидактических систем, технологий, различных моделей обучения. В основе дидактических систем лежат различные научные идеи, теории, концепции, смена которых определяет развитие дидактических систем.
1.2. Процесс обучения базируется на психолого-педагогических концепциях, которые называются часто также дидактическими системами или моделями обучения. Их характеристика сводится к описанию принципов, целей, содержания, средств обучения. Обобщая богатство имеющихся систем, следует выделить три: традиционную, педоцентристскую и современную систему дидактики. Каждая складывается из ряда направлений, педагогических теорий. Разделение концепций на три группы произведено по тому, как понимается предмет дидактики — процесс обучения.
Традиционная система обучения. Ее составляют дидактические концепции таких педагогов, как Я. Коменский, И. Песталоцци и в особенности И. Гербарт, — это дидактика классической школы. Целью обучения, по И. Гербарту, является формирование интеллектуальных умений, представлений, понятий, теоретических знаний. Вместе с тем, И. Гербарт ввел принцип воспитывающего обучения: организация обучения и весь порядок в учебном заведении должны формировать, по его выражению, морально сильную личность. В классической системе обучения доминирующую роль играет преподавание, деятельность учителя при исполнительской, «пассивной» деятельности ученика.
Согласно И. Гербарту процесс обучения должен строиться по формальным ступеням, которые определяют его структуру. Ступени обучения: изложение, понимание, обобщение, применение — рекомендуются как обязательные, независимо от уровня и предмета обучения. Нет сомнения, эта теория упорядочивала, организовывала процесс обучения, предписывала рациональную деятельность учителя по ведению обучения от представления материала через его объяснение к пониманию учениками, усвоению и применению в учебных заданиях. Нетрудно увидеть в этом логику большинства уроков и в настоящее время.
Однако к началу XX в. эта система подверглась резкой критике за вербализм, книжность, интеллектуализм, оторванность от потребностей и интересов ребенка и от жизни, за то, что такое обучение делает упор на передаче готовых знаний, не вовлекая ребенка в умственную активность, не способствует развитию мышления, подавляет самостоятельность ученика. Поэтому в начале XX в. рождаются новые подходы.
Педоцентристская дидактика. В основе этого подхода лежит система «обучения через делание» Д. Дьюи, трудовая школа Г. Кершенштейнера, «школа действия» В. Лая, концепция самостоятельной свободной деятельности ребенка М. Монтессори — теории периода реформ в педагогике в начале XX в.
Педоцентристская педагогика Д. Дьюи оказала огромное влияние на западную школу, особенно американскую. Советская школа 20-х г. также под влиянием педоцентризма ввела бригадно-лабора-торное обучение, метод проектов и др. В педоцентристской концепции главная роль в обучении отводится учению — деятельности обучающегося. Ребенок с его спонтанной деятельностью — в центре учебного процесса, а не педагог.
Дьюи Д. предлагал строить процесс обучения, исходя из потребностей, интересов и способностей ребенка. Целью обучения должно быть расширение опыта ребенка, развитие общих и умственных способностей, разнообразных умений обучающихся.
Для этого обучение нужно строить не как преподнесение, заучивание и воспроизведение готовых знаний, а как открытие, получение знаний учениками в ходе их спонтанной деятельности. Структура процесса обучения выглядит так: ощущение трудности в процессе деятельности, формулировка проблемы, сути затруднения, выдвижение и проверка гипотез по решению проблемы, выводы и деятельность в соответствии с полученным знанием. Этапы процесса обучения воспроизводят исследовательское мышление, научный поиск.
Несомненно, такой подход активизирует познавательную деятельность и способствует развитию мышления, умения ставить и решать проблемы. Однако абсолютизация такой дидактики, ее распространение на все предметы и уровни вызывает возражение: переоценка свободной деятельности детей и следование в учении за их интересами ведет к утрате систематичности, к случайному отбору материала, не дает глубокой проработки материала. Такое обучение неэкономно: большие затраты времени.
Наличие проблем в традиционной и педоцентристской концепциях заставляет искать пути их решения. В двадцатом веке ученые разных стран пытаются создать современную дидактическую концепцию, которая отвечала бы требованиям информационно общества, постиндустриальной эпохе, экономике, основанной на знании, где от человека требуется проявлять гибкость в решении задач разного класса, умение ориентироваться в мире информации. Концепцию обучения в современных условиях характеризует, прежде всего, ориентация на развитие ученика.
Современная дидактическая система исходит из того, что обе стороны — преподавание и учение — составляют единство в процессе обучения, и это дидактическое взаимодействие является предметом дидактики. Современную дидактическую концепцию создают такие направления, как программированное, проблемное обучение, развивающее обучение (П. Гальперин, Л. Занков, В. Давыдов), когнитивная психология (Дж. Брунер), педагогическая технология, педагогика сотрудничества группы учителей-новаторов 80-х годов в России, «свободное обучение» (К. Роджерс, А. Маслоу) и др.
Единой дидактической системы как таковой в науке нет, имеется ряд теорий, в которых есть нечто общее. Ученые считают, что в настоящее время происходит смена дидактических концепций (парадигм): традиционная (классическая) дидактика, ориентированная на формирование знаний, заменяется обучением, ориентированным на развитие личности, её компетенций, на личностный рост, развитие индивидуальных наклонностей и способностей. В этом видна близость к педоцентризму.
Цели обучения в большинстве подходов предусматривают не только формирование знаний, но и общее развитие обучающихся, интеллектуальные, трудовые, художественные умения. Содержание обучения строится в основном как предметное, хотя имеются интегративные курсы, а также нетрадиционные, «неакадемические» предметы, как, например, обучение критическому мышлению, творческое решение проблем. Процесс обучения должен адекватно отвечать целям и содержанию образования и потому понимается как двусторонний и управляемый: учитель руководит учебно-познавательной деятельностью учеников, организует и ведет ее, одновременно стимулируя их самостоятельную работу, избегая крайностей традиционной (объяснительной) и реформистской (исследовательской) дидактики и-используя их достоинства.
Процесс перехода к новой парадигме не прост как в теоретическом осмыслении и обосновании, так и в методическом и практическом плане, что порождает ряд проблем в теории и практике обучения, в современной дидактике.
1.3. Процесс обучения в рамках всей учебно-воспитательной работы ОУ развивается под давлением научно-технического прогресса, социально-культурных, глобальных изменений, которые происходят в России и во всем мире. Основное направление (и проблема!) в этом развитии — создание системы личностно-ориентированного образования (гуманистической педагогики) в отличие от традиционного (репродуктивного) обучения (авторитарной школы). Проблема состоит в том, чтобы преодолеть разрыв между требованием времени к качеству обучения и образования и снижающейся эффективностью процесса обучения и воспитания в современном образовании. На пути решения этой проблемы перед научной дидактикой и педагогической практикой стоят такие задачи.
Требуется научный анализ представлений о целях обучения на разных уровнях: необходимо ставить цели обучения так, чтобы можно было проверить их достижение. Дидактика ставит вопрос о том, чтобы описывать цели в однозначно понимаемых показателях, допускающих автоматизированный контроль знаний, который в частности осуществляется в форме ЕГЭ методом тестирования.
Одновременно с этим современным направлением в разработке целей обучения является компетентностный подход, согласно которому результатом (целью) обучения должны быть не знания репродуктивного характера, а способности выпускника на основе знаний решать профессиональные, социальные, личностные проблемы.
Требует дальнейшего развития теория содержания образования в связи с тем, что осуществляется переход к профильному обучению, к дифференциации и индивидуализации содержания обучения. Индивидуализация образования является одним из главных направлений в дидактике и практике XX в. Вместе с тем есть «вечная» проблема пересмотра, упорядочения, ограничения объема изучаемого материала, его дидактической обработки (упрощения) при сохранении научной адекватности и ценности, а также увеличении его развивающего потенциала.
Современная дидактика активно занимается проблемами техно-логизации и информатизации образования, не поспевая за развитием технологий, которые предоставляют большие возможности в обучении и образовании. Еще в середине XX в. возникло новое направление в дидактических исследованиях — технология обучения, которая сначала занималась только применением технических средств в обучении. В дальнейшем специалисты по технологии стали заниматься проблемами проектирования процессов обучения на научных основах дидактики (программированное обучение), информатики, теории систем.
Необходима дидактическая адаптация новых информационных технологий, то есть анализ, разработка и обоснование методик, методов, приемов, технологий использования электронных, телекоммуникационных средств. В рамках этих исследований педагоги и специалисты в области информатики далеко продвинулись в создании цифровых образовательных ресурсов, электронных обучающих систем, дистанционного обучения.
В связи с названными проблемами развития образования одним из инновационных направлений для отечественной дидактики является также поиск более гибких форм организации обучения в школе и вузах, поскольку классно-урочная и лекционно-семинарская системы не дают возможности для индивидуализации и технологизации обучения, для реализации личностно ориентированного обучения.
Эти и другие теоретические, методические, организационные проблемы стоят сегодня перед учеными-дидактами, методистами, педагогами в рамках модернизации, в программах развития образования в России.
Вопросы и задания для самоконтроля
Задание 1. Охарактеризуйте дидактическую систему как предмет дидактики, опираясь на текст и схему. Форма отчета: резюме.
Задание 2. Выделите в основном тексте главные характеристики трех дидактических концепций, запишите их в своих формулировках.
Форма отчета: резюме.
Задание 3. Сопоставьте традиционный и личностно ориентированный подход к обучению, определите свое отношение, дайте оценку каждому.
Форма отчета: резюме.
Тесты по теме
1. Выберите правильный ответ. Предметом общей дидактики являются:
а) социальные условия формирования и образования учащихся;
б) принципы, цели, содержание образования, процесс обу чения;
в) психологическое развитие личности в процессе обучения;
г) теория обучения отдельному предмету.
2. Распределите ответы по группам, которые характеризуют традиционную, педоцентристскую, современную дидактическую концепцию:
а) обучение сводится к спонтанной деятельности детей, опира ется на их опыт;
б) обучение понимается как управление учением с опорой на активность ученика;
в) обучение состоит в передаче дидактически подготовленных знаний учащимся;
г) структура процесса обучения близка к решению практичес ких проблем или научному поиску;
д) процесс обучения строится так, чтобы обеспечить развитие личности на основе усвоения системы знаний;
е) структуру процесса обучения образуют сообщение, понима ние, обобщение и применение знаний.