Просмотр содержимого документа
«Дидактические игры для детей дошкольного возраста»
Дидактические игры по ознакомлению детей с татарским орнаментом
Дидактическая игра «Найди пару» (домино)
Цель игры:
Учить детей находить одинаковые картинки и соединять их в цепочки. Закреплять название элементов татарского орнамента.
Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление. Воспитывать интерес к искусству татарского народа.
Правила игры:
Домино – увлекательная настольная игра, в которой используются пластинки. Эта пластинка разделена на две части, набор домино включает 28 пластинок.
Игра рассчитана для 2-4 игроков. Пластинки перемешиваются. Каждый игрок берет по 6 карточек. Остальные карточки в «резерве» на середине. Каждый игрок по очереди, по часовой стрелке выкладывает 1 карточку так, чтобы одна из картинок карточки была одинакова с одной из крайних картинок на игровом поле. Если у игрока подходящей карточки нет, то он идет в «резерв» и берет карточки, пока не найдет нужную. Если карточек больше нет в «резерве» игрок пропускает ход. Если никто из игроков не может ходить, игра окончена.
Дидактическая игра «Составь узор на салфетке»
Цель игры:
Учить детей составлять татарский национальный узор или орнамент на салфетке.
Развивать умение составлять красивые композиции. Обогатить словарь детей, названиями татарского национального орнамента. Развивать мелкую моторику, зрительно-моторные координации.
Воспитывать интерес к истории татарского народа и его традициям
Правила игры:
В игре используются «салфетки» белого, желтого и красного цвета, элементы татарского орнамента - тюльпаны, колокольчики, листики.
1 вариант. Каждый игрок берет по одной «салфетке» и выбирая элементы татарского орнамента выкладывает на ней узор.
2 вариант. Игроку дается «салфетка» с уже выложенным на ней узором. Ему необходимо выложить такой же узор на своей «салфетке».
Дидактическая игра «Найди и назови»
Цель игры:
Учить детей находить и называть элементы татарского орнамента: тюльпан, колокольчик, лист, составлять из них пары. Обогащать словарь детей, названиями татарского национального орнамента.
Развивать внимание, память.
Воспитывать интерес к искусству татарского народа.
Правила игры:
В игре используются большие, разделенные на две части, и маленькие карточки. Каждый игрок берет по 1-2 большой карточки. Маленькие карточки перемешиваются.
1вариант Ведущий показывает по одной маленькой карточке, называя татарский элемент, который на ней изображен. Игроки должны найти этот элемент на своей большой карточке, еще раз назвать его и положить на вторую пустую часть большой карточки.
2 вариант Ведущий показывает по одной маленькой карточке, не называя татарский элемент, который на ней изображен. Игроки должны найти этот элемент на своей большой карточке, назвать его и положить на вторую пустую часть карточки.
3 вариант Игрокам предлагается найти на маленьких карточках все элементы тюльпана (колокольчика, листика, назвать этот элемент и положить их на вторую пустую часть большой карточки.
Дидактические игры по ознакомлению с татарскими национальными орнаментами
Дидактические игры по ознакомлению с татарскими национальными орнаментами
Народно-прикладное искусство татар Среднего Поволжья, истоки которого теряются в глубине столетий, не сохранило имен сотен и тысяч своих мастеров – вышивальщиц, ткачих, сапожников (ичижников). Многое из того, что было создано их золотыми руками, не пощадило время.
Основа основ традиционного орнамента татар - цветочно-растительные мотивы, криволинейные геометрические фигуры. Вышивка и кожанная аппликация представлена во множестве вариантов: колокольчик (кыгырау ччк) ; тюльпан (лал ччк) ; бараний рог (тк мгезе) ; глаз (кз) ; сердечко (йрк) ; 8-, 12-, 14-лучевые звезды (йлдыз) ; голова кошки (песи башы) и т. д.
В женской одежде одним из основных элементов являлась рубашка (клмк). Как правило, вышивали грудной разрез, рукава и низ подола. Поверх рубашки надевали безрукавный (или с коротким рукавом) камзол.
Фартук раньше являлся обязательным элементом рабочей одежды, а у молодых женщин часто и праздничной.
Самый распространенный мужской головной убор у татар – тюбетейка, а женский – калфак.
Традиционная обувь – кожаные ичиги и башмаки с мягкой и жёсткой подошвой.
Я предлагаю дидактические игры по ознакомлению с татарскими национальными орнаментами: “Составь узор”, “Укрась одежду”; “Найди и назови”, “Найди пару”.
Программное содержание:
• познакомить с татарской национальной одеждой и обувью;
• познакомить детей с букетными композициями, особенностями набора цветов и листьев, цветовыми сочетаниями;